Научная статья на тему 'Значимость социальных сетей в публичной политике'

Значимость социальных сетей в публичной политике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
547
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL NETWORK / INTERNET / POLITICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хисматуллин С.А.

В статье исследуется значимость социальных сетей в публичной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the importance of social networks in public policy.

Текст научной работы на тему «Значимость социальных сетей в публичной политике»

УДК 32.019.51

Исторические и политические науки

Хисматуллин С. А., студент магистратуры 1го года обучения, факультет «Философии и социологии» Башкирский государственный университет, Россия, г. Уфа

ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКЕ

Аннотация: В статье исследуется значимость социальных сетей в публичной политике.

Ключевые слова: социальная сеть, интернет, политика.

Annotation: The article examines the importance of social networks in public policy.

Keywords: social network, internet, politics.

В последнее время очень высоко возросла роль сетевых взаимодействий, прежде всего это произошло вследствие развития и широкого распространения информационный и коммуникативных технологий. Социальные сети глубоко проникают в процесс публичной политики и становятся одними из ключевых политических инструментов. В социальных сетях происходит процесс формирования общественного мнения и принятия политических решений. Сетевые сообщества открывают новые возможности для функционирования гражданского общества, действий оппозиции, контроля в сфере политики в целом.

«Возможности сетей используются для контроля за общественным мнением, манипулирования им, не говоря уже о качественно новом уровне информирования и координации деятельности не только оппозиционных и

протестных движений, но террористов и преступников»1 - пишет М.Ю. Павлютенкова в своей статье.

Если рассматривать мнение учёных, «эти коммуникативно -информационные технологии способствуют как развитию гражданского общества, так и выступают эффективным подспорьем реализации тоталитарных тенденций, криминала и терроризма тоже»2.

В действительности сетевые организации имеют двойственные стороны, как позитивные, так и негативные моменты. Одним из ярких примеров воздействия социальных сетей на жизнь общества и государства являются процессы, которые происходят на Украине начиная с 2000х годов. Как анализируют данные события учёные: «Под воздействием расползающихся деструктивных сетевых установок произошла легализация и усиление влияния неонацистских организаций, приведшая к гражданской войне на Украине. Эта война носит одновременно «горячий» вооруженный и сетевой характер. В сетевой войне реальное является вторичным по отношению к виртуальному.

-5

Имидж, информация гораздо важнее реальности.»

Кто владеет информацией, тот владеет миром - говорит крылатое выражение, в настоящее время необходимо взять под контроль только часть сетевых ресурсов, чтобы все пространство оказалось управляемым в информационном поле.

Информационное сопровождение войны, становится не просто её частью, а что не на есть самой целью этой войны.

Социальные сети преследуют одну из своих функций позиционирования индивида или группы на просторах Интернета, прежде всего создавая аккаунты

1 Павлютенкова Марианна Юрьевна. Роль и место социальных сетей в публичной политике // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/rol-i-mesto-sotsialnyh-setey-v-publichnoy-politike (дата обращения: 28.12.2018).

2 Тульчинский Григорий Львович. Проектно-сетевой социум, недоверие и проблема консолидации российского общества // Наследие 2014. №1 Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр"Наследие" имени Питирима Сорокина" г.Сыктывкар

Павлютенкова Марианна Юрьевна. Роль и место социальных сетей в публичной политике // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/rol-i-mesto-sotsialnyh-setey-v-publichnoy-politike (дата обращения: 28.12.2018).

и сообщества в социальных сетях. Другой функцией можно выделить развитие межличностной и групповой коммуникации.

Государство переносит часть своей деятельности в Интернет, прежде всего об этом говорит деятельность Открытого правительства. Создаются дополнительные каналы для коммуникации и взаимодействия с гражданским обществом.

И. В. Мирошниченко в своей работе «Организация сетевого online пространства публичной политики» приводит мнение: «Сетевые структуры, представленные социальными сетями, встраиваются в процесс публичной политики и становятся одними из ключевых политических акторов. Сетевые сообщества становятся формой публичной политики, в рамках которой происходит обмен информацией между пользователями социальных сетей и блогосферы, способствующей формированию общественного мнения и принятию взвешенных решений в сфере политики. Сетевые сообщества представляют собой интерактивную среду, способствующую не только формированию принципиально новых информационных возможностей для политических дискуссий и диалога, но и конструированию новых групп и контргрупп политической сетевой общественности.4

Сегодня в России и в Мире социальные сети предоставляют возможность выстраивать эффективную коммуникацию между индивидами и их группами, объединённый одной целью. «Нынешняя активность граждан в Интернете — это, по сути, протополитическая партия, которая со временем может превратиться в реальную»5 - приводит своё мнение Павлютенкова М. Ю.

Однако, некоторые учёные полагают, что социальные сети — всего лишь ещё один инструмент в руках политических движений. Если следовать теории Дж. Шарпа, социальные сети - это просто новый способ оповещения населения

4 Мирошниченко И. В. Организация сетевого online пространства публичной политики // Сетевой анализ публичной политики / Под ред. Л.В. Сморгунова. М.: РГ-Пресс, 2013

5 Павлютенкова М. Ю. Социальные сети как инструмент политической борьбы. URL: http://www.viperson.m/wind.php?ro=659121 &soch= 1.

и участников протестов.6 Арабская весна может быть ярким тому доказательством, когда за считанные недели сменялись режимы с помощью организации населения через социальную сеть Твиттер.

В настоящее время организация протестных гражданских движений выстраивается через активное использование социальных сетей, так было во время арабской весны 2010-2011 годах, митинги и шествия «рассерженных горожан» в России в 2011-2012 годах, «Евромайдан» на Украине 2013-2014 годах.

Активное использование социальных сетей в политике явление новое, оно ярко отражает переход к информационному обществу. Учёные в политической практике, в социологии только начинают изучать новые феномены использования новых средств коммуникации.

Первым политиком, который популяризировал социальные сети стал Барак Обама. В марте 2007 года он, ещё будучи сенатором завёл учётную запись в Твиттере. Наиболее активным пользователем Твиттер среди всех глав государств и правительств Европы является премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг. Хотя у нее и относительно скромное число подписчиков - около 100 тыс., - она намного чаще своих коллег из других западных стран отвечает на их вопросы.

Королева Великобритании Елизавета II стала первым монархом, отправившим в декабре 2007 года электронное письмо. В апреле 2009 года королевская семья завела аккаунт в Твиттер, в ноябре 2010 года - в Фейсбук, также имеет собственный видеоканал на Ютьюб. В мае 2014 года свой микроблог в Твиттер открыла испанская королевская семья.

Становится нормой общение в сети духовных лидеров с верующими. Главы почти всех крупных религиозных конфессий имеют аккаунты в социальных сетях. Духовный лидер Тибета Далай-лама завел аккаунты в Твиттер и Фейсбук в 2008 году, в Инстаграм - в феврале 2014 года. Аккаунты в

6 Винокурова Е. Избежать жертв можно, только если вообще ничего не делать. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2012/08/20_a_4731409.shtml.

Твиттер имеют патриарх Константинопольский Варфоломей I, глава англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Уэлби и другие. В январе 2011 года папа римский Бенедикт XVI благословил общение в социальных сетях. Он отметил, что такое общение помогает установить новые знакомства, способствует обмену знаниями, диалогу культур. Однако подчеркнул необходимость избегать опасности "погружения в параллельную реальность". Нынешний папа римский Франциск опубликовал свое первое сообщение в Твиттер сразу же после своего избрания в марте 2013 года.

В июле 2011 года в США прошли первые в истории интернет-дебаты: шесть претендентов на выдвижение кандидатами в президенты США от Республиканской партии провели их с помощью Твиттер. В октябре 2012 года дебаты кандидатов в президенты США освещались онлайн в Твиттер.

В настоящее время у многих высокопоставленных чиновников есть в интернете свои странички и микроблоги.

Российские политики, также не отставали и стали осваивать мир социальных сетей.

Бывший спикер Совета федерации Сергей Миронов стал первым из российских политиков, кто завел свой блог на LiveJoumal 11 января 2008 года.

Одним из самых активных пользователей интернета среди российских высокопоставленных чиновников является председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Его аккаунт в Твиттер - @KremlinRussia - был заведен 23 июня 2010 года, когда Медведев занимал пост главы государства. Он стал первым среди российских госслужащих, кто завел свой микроблог, помимо русскоязычного у Дмитрия Медведева есть англоязычный аккаунт -MedvedevRussiaE. Также у премьер-министра есть страница в Инстаграм (11 июня 2014 года разместил свое первое "селфи", на его аккаунт подписаны чуть менее 3х миллионов человек.

Помимо микроблогов и личных аккаунтов была идея создать профессиональные социальные сети для государственных и муниципальных служащих, которые бы помогали им в повседневной работе. Бывший министр

Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев анонсировал социальную сеть для чиновников, участвующих в программе "Электронное правительство". Основная задача портала - упростить связь между федеральным центром и регионами по вопросу перехода на оказание госуслуг в электронном виде. 11 апреля того же года Минкомсвязь запустила соцсеть "Регионалочка" (www. regionalochka.ru). На портале в режиме реального времени все сотрудники органов госвласти субъектов РФ, ответственных за информатизацию, административную реформу и переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, могли обмениваться между собой сообщениями, решать различные вопросы, создавать собственные открытые и закрытые группы, выкладывать документы и материалы и т. п.

В июле 2010 года заработала соцсеть "Госбук" (www.gosbook.ru) - первая в России интерактивная коммуникационная площадка, разработанная специально для государственных служащих. В режиме реального времени пользователи сайта могли обсуждать различные вопросы, размещать публикации, создавать сообщества и рабочие группы, участвовать в тематических форумах, загружать и скачивать графические и текстовые документы в электронном формате и т. п. Сайт создавался Институтом современного развития при поддержке администрации президента РФ.

В июле 2014 года в рамках создания в России электронного парламента в Госдуме инициировали запуск профессиональной социальной сети для депутатов всех уровней "Парламентский портал", при помощи которой парламентарии смогут обсуждать свои инициативы в режиме реального времени с коллегами из разных регионов. Портал в большей степени рассчитан не на депутатов федерального уровня, а на региональных и муниципальных. Предполагалось, что завести свои аккаунты на сайте смогут также и приглашенные эксперты - юристы, политологи и экономисты. Простые пользователи будут оценивать инициативы депутатов только в режиме чтения, а затем обсуждать их в других соцсетях.

На декабрь 2018 года специальные порталы для чиновников не существуют, идея их создания была очень интересна, но со временем данные порталы перестали быть популярны, по ряду причин, среди прочих сложность интерфейса, проекты были закрыты.

В данной главе мы изучили теоретические вопросы, которые затрагивают тему нашей работы, в следующей главе мы рассмотрим современные и популярные социальные сети.

Библиографический список:

1. Винокурова Е. Избежать жертв можно, только если вообще ничего не делать. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2012/08/20_a_4731409.shtml.

2. Мирошниченко И. В. Организация сетевого online пространства публичной политики // Сетевой анализ публичной политики / Под ред. Л. В. Сморгунова. М.: РГ-Пресс, 2013.

3. Павлютенкова Марианна Юрьевна. Роль и место социальных сетей в публичной политике // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-sotsialnyh-setey-v-publichnoy-politike (дата обращения: 28.12.2018).

4. Тульчинский Григорий Львович. Проектно-сетевой социум, недоверие и проблема консолидации российского общества // Наследие 2014. №1 Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр"Наследие" имени Питирима Сорокина" г.Сыктывкар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.