Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
УДК 343.3/.7 https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/29
ЗНАЧИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА ЗАМОРАЖИВАНИЯ (БЛОКИРОВАНИЯ) АКТИВОВ ЛИЦ, ПРИЧАСТНЫХ К ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
©Сорокина Н. Ю., Киргизско-Российский славянский университет, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected] ©Койчукулова Ж. Б., канд. юрид. наук, Киргизско-Российский славянский университет,
г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
IMPORTANCE OF APPLICATION OF THE MECHANISM OF FREEZING (BLOCKING) OF ASSETS OF PERSONS INVOLVED IN TERRORIST AND EXTREMIST ACTIVITIES
©Sorokina N., Kirghiz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected] ©Koichukulova Zh., J.D., Kirghiz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о важности и эффективности применения целевых финансовых санкций в виде замораживания, блокирования преступных средств лиц причастных к террористической и экстремистской деятельности, процесс организации контроля в финансовых учреждениях в целях реализации системы противодействия отмыванию преступных доходов. А также проблемы законодательства в части выполнения требований по обеспечению процедур замораживания (блокирования), ареста активов, полученных преступным путем.
Abstract. This article discusses the importance and effectiveness of the use of targeted financial sanctions in the form of freezing, blocking criminal funds of persons involved in terrorist and extremism activity, organization of control in financial institutions in order to implement a system of counter actions of money laundering. As well as the problems of legislation in terms of compliance with the required and to ensure the procedures for freezing (blocking), seizure of assets obtained by criminal means.
Ключевые слова: активы, блокирование, идентификация, преступные доходы, террористическая деятельность, санкционный перечень, субъекты, финансовый контроль.
Keywords: assets, blocking, identification, proceeds of crime, terrorist activity, sanctions list, subjects, financial control.
На сегодняшний день каждое развитое цивилизационное государство обязано вести борьбу с такими глобальными проблемами как коррупция, терроризм, наркобизнес, экстремизм. Ведь все эти преступления подрывают экономическую стабильность государства. А Институт целевых финансовых санкций стал актуален и начал развиваться относительно не давно с 2010 г. с принятием новой редакции Рекомендаций ФАТФ. И поэтому существует множество международных положений касаемо регулирования сферы ПОД/ФТ, где непосредственно каждого участника международного соглашения обязуют принимать международные нормы в свое национальное законодательство. Так, например, Рекомендация ФАТФ №6 требует от стран определить полномочия, ввести эффективные
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
процедуры и механизмы для выявления и направления предложений для включения в перечень лиц и организаций, являющихся объектами санкционных режимов в соответствии, с обязательствами, установленными надлежащими резолюциями Совета Безопасности ООН [1, с. 176].
Цель статьи раскрыть эффективные режимы замораживания активов имеет решающее значение для борьбы с финансированием терроризма. Объектом исследования является общественные отношения, непосредственно связанные с применением механизма замораживания (блокирования) преступных активов лиц причастных к террористической и экстремистской деятельности, полученных доходов от этой деятельности.
Страны, являющиеся участниками Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Венская конвенция 1988 г.) или Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступлений (Страсбургская конвенция 1990 г.), могут ввести в отношении отмывания денег механизмы ареста (блокирования), выемки и конфискации [2, с. 67]. Международные нормы предопределяют что, замораживание активов применяется ко всем активам, принадлежащим включенным в перечень лицам, группам, предприятиям и организациям или контролируемым ими, так называемый сводный санкционный перечень Совета Безопасности ООН. Он также применяется к средствам, получаемым в следствии имуществу, находящемуся, прямо или косвенно, в их собственности или под их контролем, или в собственности или под контролем лиц, действующих от их имени или по их указанию. Мы задаемся вопросом для чего необходимо применять целевые финансовые санкции в отношении данных субъектов? Данные меры по замораживанию средств и других активов, связанных с террористической деятельностью, могут служить дополнением к уголовному судопроизводству в отношении включенных в перечень лиц или организаций, однако, они не могут зависеть от существования такого судопроизводства. Такие меры используются в качестве предупреждения или препятствия, когда уголовное судопроизводство либо невозможно, либо не целесообразно. Безусловно, меры по замораживанию активов могут быть частью уголовного судопроизводства. А цель замораживания активов заключается в том, чтобы лишить финансовых ресурсов включенные в перечень лица, группы, предприятия и организации средств для поддержки и развития терроризма. И для этого необходим эффективный режим замораживания активов, который предусматривает:
а) Сдерживания не определенных для включения в перечень лиц и организаций, которые иным образом могли бы заниматься финансированием террористической деятельности.
б) Раскрытия схем маршрутов перемещение денежных средств, и дальнейшее прекращение денежных потоков, которые могут привести к ранее неизвестным террористическим ячейкам и финансирующим организациям.
в) Ликвидации сетей финансирования терроризма по результатам заявления со стороны определенных лиц и организаций об их непричастности к террористической деятельности и отказа от связей с террористическими группировками.
г) Произвести закрытия каналов, используемых для перемещения денежных средств и активов, связанных с террористической деятельностью.
д) Принуждения террористов использовать более дорогостоящие и связанные с высоким риском средства финансирования их деятельности, что делает их более уязвимыми к обнаружению и дезорганизации.
Для того что бы добиться цели замораживания активов необходимо производить
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
контроль в финансовых учреждениях в целях реализации системы противодействия отмыванию преступных доходов. Финансовые учреждения должны предоставлять органу финансовой разведки запрашиваемую информацию или документы в сроки, установленные в письменном запросе органа финансовой разведки. Непосредственно системой внутреннего законодательства предусмотрена деятельность финансовых учреждений, на которых возложены полномочия, по частичному предоставлению любых средств или финансовых услуг, а также полный отказ от предоставления средств и финансовых услуг физическим и юридическим лицам, группам, организациям, включенным в Санкционный перечень. В свою очередь финансовые учреждения обязаны безотлагательно заморозить операции, сделки, средства физического и юридического лица, группы, организации, включенных в Санкционный перечень, без предварительного уведомления данных лиц. Для эффективной политики ПОД/ФТ финансовые учреждения обязуются производить непосредственную проверку клиента, осуществлять идентификацию и верификацию. Исполнять законодательство в сфере ПОД/ФТ в виде программы внутреннего контроля, которая предусматривает внутренние меры, процедуры и системы контроля, применяемые финансовыми учреждениями в отношении их клиентов. Работники финансовых учреждений должны быть подготовленными, пройти обучение, и раз в год повышать квалификацию, что бы могли выявить в ходе предоставления услуг лиц, которые подпадают под определенные требования. Непосредственно работник финансовой сферы должен постоянно учитывать риски, быть внимательным и пользоваться Санкционным перечнем.
Что же касается проблемы законодательства в части выполнения требований по обеспечению процедур замораживания (блокирования), ареста активов, полученных преступным путем, можно отметить что, национальное законодательство не всегда охватывает всей преступной деятельности субъектов, так как социальные связи и развитие технологий позволяет изощренно совершать преступления в сфере ПОД/ФТ. Для этого необходимо совершенствовать национальное законодательство. Еще проблемой в части выполнения требований по обеспечению процедур замораживания (блокирования), ареста активов, полученных преступным путем является не квалифицированность субъектов, наделенных полномочиями совершать надлежащую проверку клиента, не всегда финансовые и нефинансовые категории субъектов проверяют субъектов в списке санкционного перечня. Что влечет за собой утечки денежных потоков из страны, в целях финансирование терроризма и т. д. Для решения данной проблемы необходимо, эффективного осуществление финансового контроля субъектов, наделенных полномочиями осуществлять надлежащую проверку клиента, усиление ответственности данных субъектов за невыполнение законодательства.
Вывод: как видно из исследования что, легализованные преступные доходы являются материальной базой для финансирования международного терроризма и экстремизма. Чтобы пресечь данные преступные деяния, соответственно необходимо перекрыть денежные потоки преступников, а также лишит их преступных активов. Для достижения этой цели предусматривается принятие мер к тому, чтобы они не имели доступа к средствам, финансовым активам или экономическим ресурсам любого рода в течение всего периода, когда к ним применяются санкционные меры. Так же странам необходимо совершенствование отечественной правовой системы и практики право применения, в целях эффективного осуществления финансового контроля и использования наиболее оптимальных и передовых уголовно-процессуальных процедур, направленных на противодействие перемещению преступных активов в иностранные юрисдикции и их возврат.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
Список литературы:
1. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. М.: Вече, 2012. 176 с.
2. Руководство по включению в законодательство и применению универсальных документов о борьбе с терроризмом. https://clck.ru/TcAwJ
References:
1. (2012). FATF Recommendations. International Standards for Combating Money Laundering, Terrorist Financing and the Financing of the Proliferation of Weapons of Mass Destruction. Moscow, Veche, 176 p.
2. Guidelines for the Incorporation and Application of Universal Anti-Terrorism Instruments. https://clck.ru/TcAwJ
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 04.02.2021 г. 09.02.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Сорокина Н. Ю., Койчукулова Ж. Б. Значимость применения механизма замораживания (блокирования) активов лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №3. С. 262-265. https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/29
Cite as (APA):
Sorokina, N., & Koichukulova, Zh. (2021). Importance of Application of the Mechanism of Freezing (Blocking) of Assets of Persons Involved in Terrorist and Extremist Activities. Bulletin of Science and Practice, 7(3), 262-265. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/29