Закоркина Н.А.
ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОЛОВОМУ
ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ
РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»,
Омск, Россия
Zakorkina N.A.
THE IMPORTANCE OF EDUCATIONAL PROGRAMMES ON SEXUAL EDUCATION FOR SCHOOLCHILDREN IN SHAPING REPRODUCTIVE HEALTH
RUSSIAN "Omsk State Pedagogical University, Omsk
Закоркина Наталья Аркадьевна, профессор, доцент, доктор медицинских наук, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», Омск, Россия; +7 (960)9878222; e-mail:[email protected]
Резюме. Сложившаяся ситуация с репродуктивным здоровьем, особенно девушек, связана с недостаточным уровнем полового воспитания школьников и требует нового подхода в организации профилактической деятельности, где в воспитании подростков и их гигиеническом образовании особое место должно принадлежать учителю. Проанализированы знания студентов по основным темам, предусмотренным образовательными программами по половому воспитанию школьников.
Ключевые слова: 15-17-летние девушки, проживающие в сельской местности, репродуктивные потери, половое воспитание.
Abstract. The situation with reproductive health, especially of girls, is related to insufficient sex education students and requires a new approach to prevention activities, where educating schoolchildren and their hygienic education, a special place must be a teacher. Analyzed the students ' knowledge on the main topics, provided educational programmes on sexual education for schoolchildren.
Keywords: 15-17-summer girl, living in rural areas, reproductive losses, sex education.
Сохранение здоровья детей и подростков жизненно важно для будущего любой нации. В последние годы отмечается неблагоприятная тенденция потери здоровья подростками, связанная в том числе и с увеличением репродуктивных потерь [2, 3]. В настоящее время в активный трудоспособный и репродуктивный возраст вступает самое больное поколение.
Половое воспитание школьников - это серьезная задача, которая должна выполняться на государственном уровне на всех этапах обучения, начиная с 11 лет [1].
Прежде всего это относится к гигиеническому образованию и воспитанию учащихся. Поэтому учитель должен не только знать понятия отдельных категорий, критерии их оценки, степень влияния негативных факторов, но и уметь организовать ряд профилактических мероприятий, минимизирующих воздействие данных факторов. Настоящее исследование выполнялось в 32 муниципальных районах Омской области в период с 2010 по 2015 гг.
Для классификации территории по показателям потерь репродуктивного здоровья 15-17-летних девушек, проживающих в сельской местности, избран кластерный анализ (метод сигмальных оценок), позволяющий ранжировать территории с разнообразными особенностями [4].
Для характеристики репродуктивных потерь были изучены распространенность воспалительными заболеваниями,
функциональными расстройствами, частота абортов, осложнения беременности, родов и послеродового периода, а также состояния, косвенно влияющие на репродуктивную функцию: первичная заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, наркологическими расстройствами.
Проведено социологическое исследование студентов (девушек) 1 курса, проживающих до поступления в ВУЗ в сельских районах. Целью исследования явилось изучение информатированности школьников по вопросам полового воспитания, предусмотренного образовательными программами.
На первоначальном этапе были выделены 5 территорий, относящихся к различным уровням потерь репродуктивного здоровья (с суммой комплексного показателя):
• от 1,6 до 2,1 (1 район) к низкому уровню;
• от 2,2 до 2,7 (6 районов) к ниже среднего уровню;
• от 2,8 до 3,3 (16 районов) к среднему уровню;
• от 3,4 до 3,9 (6 районов) к выше среднему уровню;
• от 4,0 (3 района) к высокому уровню (рис.1).
На следующем этапе в анкетировании приняли участие 224 студентки, поступившие в ВУЗ с 2010 по 2015 гг. и проживающие на территории сельских муниципальных районов, из них 121 девушка из районов, относящихся к высокому и выше среднего уровням репродуктивных потерь (1 группа) и 103 девушки из районов с ниже среднего уровнем репродуктивных потерь (2 группа). Студентки из сельских районов с низким уровнем не обучались.
Анкета содержала 42 вопроса и условно разделена на 3 блока: анатомо-физиологические особенности организма на этапах развития; репродуктивное здоровье и его потери; рискованное поведение в обществе.
Первый блок характеризует знания бывших школьников об анатомо-физиологических особенностях организма. 90,3% студентов 1-й группы не имели представления о периодах и особенностях развития организма вообще, не могли назвать основные железы внутренней секреции, влияющие на процессы роста и развития, охарактеризовать понятия акселерации и ретардации, выделить критические периоды онтогенеза. 9,7% респондентов этой группы могли дать объяснение таким понятиям, как наследственные факторы, влияющие на рост и развитие, гормональная деятельность, первичные и вторичные половые признаки и т.д.
Тестовый «входной» контроль в среднем составил 2,2 балла.
Респонденты из 2-ой группы знакомы с деятельностью отдельных желез внутренней секреции, так роль гипофиза и его гормонов отметили 40,4% респондентов, щитовидной железы - 30,8%, половых гормонов - 15,3%. Заболевания, вызванные нарушениями деятельности желез внутренней секреции, смогли назвать 5,4% респондентов этой группы.
Тестовый «входной» контроль составил в среднем 3,1 балла.
26
Второй блок посвящен репродуктивному здоровью.
Понятие репродукции (менструальный цикл, его нарушения, оплодотворение и т.д.) известно 85,3% респондентам 1-ой группы и 86,1% - 2-ой группы. Имеют знания по основным причинам и нарушениям репродуктивного здоровья 58,4% и 59,1 опрошенных соответственно. Знакомы с понятием аборта как основной причиной бесплодия - 78,3% 1-ой группы и 84,9% - 2-ой группы респондентов.
Первую информацию о половой жизни анкетируемые получали не от членов семьи и медицинских работников 82,1% и 67,3% соответственно.
Источником доверительных отношений была мать в 10,2% 1-ой группы и 8,0% - 2-ой группы, ни с кем не могли поделиться 69,1% и 75,5% соответственно.
Наиболее известной мерой профилактики при сексуальных контактах считали 89,9% и 94,3% использование презерватива. Первый половой опыт уже имели 3,3% в 1-ой группе и 1,9% во 2-ой. Тестовый «входной» контроль составил в среднем в 1-ой группе 2,8 балла; во 2-ой - 3,5 балла.
Третий блок содержал темы рискованного поведения в обществе (инфекции, передаваемые половым путем, в том числе ВИЧ, наркомания, алкоголизм). 100% респондентов из 1 -ой и 2-ой группы не знали о существовании инфекций, передаваемых половым путем 2-го поколения (хламидийная инфекция, аногенетальная герпетическая инфекция, аногенетальные (венерические) бородавки и др.).
48,4% респондентов из 1-ой группы и 85,3% из 2-ой не могли перечислить все пути заражения ИППП, так пятая часть респондентов 19,6% и 20,3% соответственно имели ошибочное представление о заражении ВИЧ-инфекцией при пользовании общей посудой, через кровососущих насекомых, при посещении бани, бассейна.
Начальные признаки проявлений инфекций, передаваемых половым путем, особенно ВИЧ, не знал никто. Причину эпидемии ВИЧ-инфекции в обществе считали в распространении наркомании и проституции 90,4% и 92% респондентов.
С ранними признаками проявлений различных наркотических веществ не знаком никто. По данным опроса из числа анкетируемых наркотики не употреблял никто.
Тестовый «входной» контроль составил 3,2 балла 1 -ой группы и 3,4 балла - 2-ой.
Таким образом, результаты анкетирования и «входного» тестового контроля свидетельствуют о том, что в большинстве средних учебных заведений, расположенных в сельских муниципальных районах, не реализуются образовательные программы по половому воспитанию школьников, либо их использование ограничивается отдельными занятиями. В школах замалчиваются многие вышеперечисленные проблемы.
Более низкий уровень информированности школьников по вопросам полового воспитания отмечен в сельских муниципальных территориях с высоким и выше среднего уровнем потерь репродуктивного здоровья.
Реализация образовательных программ должна нацелить школу на активное участие учителя в формировании ответственного отношения подрастающего поколения к своему здоровью и социально приемлемому стилю поведения.
Литература
1. Денисов В.Н. Медико-профилактическая помощь несовершеннолетним с инфекциями, передаваемыми половым путем/ В.Н. Денисов, А.И. Бабенко, Н.В. Лузан. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - С.12-40
2. Долженко И.С. Репродуктивное здоровье девочек до 18 лет (состояние, оценка, система мер по его сохранению) / И.С. Долженко. - М., 2004. - 45 с.
3. Захарова Т.Г. Медико-социальная характеристика реализации репродуктивной функции девушек-подростков / Т.Г. Захарова, О.С. Филиппов, Г.Н. Гончарова // Здравоохранение Рос. Федерации. -2002. - №5. - С.30-31.
4. Колядо В.Б. Ретроспективная медико-демографическая оценка потерь здоровья населения от облучения радиоактивными осадками при ядерных испытаниях / В.Б. Колядо. - Методическое пособие. - Барнаул, 1996. - С.104-107.