ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В
ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Таран А.М.1, Черных А.С.2, Морозова Т.В.3
1 Таран Алина Михайловна - студент, 2Черных Ангелина Сергеевна - студент, 3Морозова Татьяна Викторовна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра «Русская филология и русский язык как иностранный», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь
Аннотация: данная статья рассматривает значимость включения изучения художественной литературы в учебный план основной школы. Анализируется влияние чтения художественных произведений на развитие языковых навыков, литературной грамотности, эмоционального интеллекта и критического мышления у учащихся. Статья также рассматривает важность формирования культурной грамотности и эстетического восприятия мира через знакомство с классическими литературными произведениями. Изучение художественной литературы в основной школе способствует формированию гармоничной личности и обогащению внутреннего мира учащихся. Ключевые слова: художественная литература, педагогика, образование, литературные произведения, чтение, развитие личности, эмоциональное восприятие, творческое мышление, уроки литературы, педагогический процесс, методы обучения, воображение и фантазия, эстетическое воспитание, культурное наследие, личностное развитие, эмоциональный интеллект, социализация через литературу, анализ текстов.
THE IMPORTANCE OF STUDYING FICTION IN BASIC SCHOOL Taran A.M.1, Chernykh A.S.2, Morozova T.V.3
1Taran Alina Mikhailovna - student, 2Chernykh Angelina Sergeevna - student, 3Morozova Tatyana Viktorovna - candidate of philological sciences, associate professor, DEPARTMENT OF RUSSIAN PHILOLOGY AND RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE, FEDERAL STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION "SEVASTOPOL STATE
UNIVERSITY", SEVASTOPOL
Abstract: this article examines the importance of including the study of fiction in the curriculum of the primary school. The influence of reading fiction on the development of language skills, literary literacy, emotional intelligence and critical thinking in students is discussed. The article also examines the importance of forming cultural literacy and aesthetic perception of the world through familiarity with classical literary works. The study of fiction in primary school contributes to the formation of a harmonious personality and enriching the inner world of students.
Keywords: fiction, pedagogy, education, literary works, reading, personality development, emotional perception, creative thinking, literature lessons, pedagogical process, teaching methods, imagination and fantasy, aesthetic education, cultural heritage, personal development, emotional intelligence, socialization through literature, text analysis.
УДК 37.012.3
Изучение литературы на этапе основного общего образования направлено на формирование духовно развитой личности, гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, патриотизма, а также уважения к литературе и культурным ценностям. Важным аспектом является развитие эмоционального восприятия текстов, аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и способности анализировать тексты с точки зрения авторской позиции. Формирование представлений о литературе как искусстве, поощрение самостоятельного чтения, развитие устной и письменной речи, освоение основных литературных понятий и исторических сведений — все это основные задачи уроков литературы. В конечном итоге учащиеся должны уметь читать и анализировать художественные произведения с применением литературоведческих концепций и знаний по истории литературы, выделять конкретно-исторический и общечеловеческий контекст произведений, а также грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных высказываний. Художественная литература, безусловно, занимает важное место в педагогике, так как оказывает большое влияние на формирование личности обучающихся. Благодаря художественной литературе у обучающегося появляется возможность через призму видения автора рассмотреть жизненные ситуации с разных сторон,
именно это способствует формированию личного мнения и собственной точки зрения на какую-либо ситуацию [11, с. 73].
В наши дни художественная литература играет важную роль в формировании нравственных ценностей, патриотизма, благородства и этической чистоты. Она способствует очеловечиванию чувств, развитию самостоятельного мышления и формированию мировоззрения у молодого поколения. Чтение классических произведений оказывает значительное влияние на развитие и углубление духовных и личностных качеств человека, обогащая их нравственным опытом. В связи с этим возникает потребность в поиске новых подходов и методов обучения литературе как основному предмету, способствующему формированию духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения и развитию у них гуманистического мышления. Художественная литература является мощным инструментом формирования ценностных ориентиров учащихся. Она помогает детям научиться принимать решения и строить свой собственный мир. Изучая русскую классику, школьники находят множество примеров, демонстрирующих, что верность долгу и чести всегда были нормой жизненного поведения. Примером такого поведения служит образ Петра Гринева в произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Главный герой отличается честностью, душевной чистотой и отзывчивостью. В произведениях И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого школьники могут увидеть идеал русской женщины. Например, тургеневская Ася характеризуется сильным духом, высокими моральными принципами и готовностью к самопожертвованию. Мужские герои на ее фоне выглядят слабыми и беспомощными. Авторы закладывают различные смыслы, которые влияют на эмоциональную составляющую восприятия читателя. Чтение художественных произведений не только интересно, но и полезно, так как учит юных читателей эмпатии, навыку анализировать и оценивать информацию, развивает мышление и фантазию. Кроме того, чтение художественной литературы способствует развитию речи, расширению словарного запаса и повышению грамотности. При этом процесс чтения стимулирует активность мышления учащихся и развивает креативность [1, с. 76].
Русский язык подобен живому организму, ему свойственно меняться, развиваться и совершенствоваться, и хронологию его изменений можно проследить, изучая художественную литературу. Не зная прошлого, можно совершить множество непоправимых ошибок в настоящем или будущем. В художественных произведениях отслеживаются исторические факты, узнав о которых, можно определить, как жили люди того или иного времени, учиться на их опыте [9, с. 94].
Художественная литература играет важную роль в педагогике, так как способна оказывать глубокое влияние на развитие и формирование личности ученика. Обучающиеся погружаются в разные миры и переживают эмоции вместе с героями, развивая свою эмоциональную интеллектуальность. Книги могут стать источником вдохновения и мотивации для учеников, помогая им найти свое место в мире и формировать свои ценности. Педагоги могут использовать художественные произведения для проведения уроков литературы, изучения истории и культуры разных стран, а также для развития критического мышления и эмоционального интеллекта учащихся. Нравственный потенциал русской классической литературы заключается в том, чтобы указать юным читателям правильный путь, помочь в формировании личности и обратиться к человечеству. Поэтому ожидаемые результаты в процессе изучения и анализа произведения художественной литературы нашли отражение в следующих показателях: эффективное общение с одноклассниками и учителями, обсуждение собственной точки зрения по поводу изучаемой работы, правильная формулировка выводов по исследуемой проблеме и умение оценить себя как личность [6, с. 56] [7, с. 78].
Передавать свои мысли и опыт с помощью написания книг всегда было ценно. С помощью писательского таланта нашему современному поколению посчастливилось иметь возможность овладеть литературным достоянием, копившимся и собиравшимся веками. Столетиями педагоги, ученые и даже психологи обращались к литературным произведениям для изучения вопросов воспитания, образования и развития личности. Чего только стоит произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума», где описывается противостояние двух поколений. В современных российских школах данное произведение изучается в девятом классе, когда ученик находится на одном из этапов взросления. В это время чаще всего, по статистике, учащиеся находятся в спорных взаимоотношениях со своими родителями - наладить общение со старшим поколением может помочь изучение художественной литературы, взаимосвязанной с данным этапом жизни. История педагогической мысли наполнена примерами использования художественной литературы в образовательной практике [8, с. 49].
Художественные произведения помогают педагогам и студентам-педагогам осознать и понять проблемы, с которыми сталкиваются дети и подростки. Они не только передают жизненный опыт и эмоции, но и помогают развить навык понимания других людей. Кроме того, литература способствует развитию критического мышления, логики и творческого мышления у педагогов. Литературные герои и сюжеты становятся образцами для эмуляции и источником вдохновения для педагогов. Через литературу они могут получить новые идеи и методы обучения, а также находить ответы на вопросы педагогической практики. Художественные произведения помогают расширить знания о различных культурах, обогатить
словарный запас и креативно подходить к учебному процессу. Художественная литература играет важную роль в школьной жизни учащихся, помогая формировать ценности и навыки. Одним из педагогических принципов в литературе является передача эмоциональной составляющей образования [4, с. 70] [5, с. 88].
Через художественные произведения, учащиеся могут переживать различные эмоции, сопереживать героям и ситуациям, что помогает им развивать сопереживание и понимание. Еще одним принципом является развитие эстетического восприятия. Читая литературные произведения, учащиеся могут наслаждаться красотой языка, глубиной мысли автора, разнообразием образов и их интерпретацией. Это способствует развитию эстетического вкуса и чувства прекрасного. Хорошие исполнения литературных произведений, будь то поэзия или проза, могут завораживать слушателя своим ритмом и звучанием, хотя мы не всегда осознаем, что именно придает нам удовольствие. В отличие от красок и музыки, слово обладает смыслом и воздействует не только на наши чувства, но и на наше сознание. Например, фраза "Море смеялось" из рассказа А.М. Горького мгновенно вызывает в нашем воображении яркий образ смеющегося моря со всеми его характерными чертами. Словесное искусство объединяет в себе возможности других видов искусства, но также требует от читателя большего: для того, чтобы получить удовольствие от чтения, необходимо обладать развитым воображением, которое учитель должен стимулировать и развивать [3, с. 102].
Важной задачей художественной литературы является формирование моральных ценностей. В художественных произведениях часто поднимаются вопросы добра и зла, справедливости и несправедливости, честности и лжи. Они помогают учащимся размышлять над этими вопросами, вырабатывать свою позицию и формировать моральные принципы. При использовании художественной литературы в основной школе, особое внимание следует уделить практическим аспектам ее использования в образовательном процессе. Для эффективной работы с литературными произведениями, педагогам необходимо применять различные методы и приемы. Один из методов работы с литературой -это чтение вслух. Данный метод позволяет ученикам наслаждаться произведением, развивать навыки слушания и понимания текста. Педагог может читать произведение вслух, либо предложить ученикам провести аудиочтение, чтобы они могли слушать текст самостоятельно. Еще один метод - это анализ и обсуждение текста. Ученикам предлагается разобрать произведение на составные элементы, выявить основные идеи, обсудить героев и конфликт произведения. Это помогает развивать аналитическое мышление и способность аргументировать свои мысли [10, с. 67].
Через чтение и интерпретацию текстов учащиеся вырабатывают навыки выражения своих мыслей и эмоций. В базовом курсе школьной программы предложен список художественных произведений, освоение данного перечня позволяет изучить произведения, способные повлиять на формирование личности обучающегося на данном этапе взросления. На пути становления ученик проходит многие стадии взросления, не всегда собственного опыта и опыта родителя хватает, чтобы решить какую-либо задачу. В художественных произведениях часто поднимаются вопросы: бытового, любовного, поведенческого, семейного характера. Ознакомившись с художественной литературой, можно встретить близкие для восприятия темы, и именно благодаря опыту и мысли автора можно разрешить сложившиеся перипетии. Кроме того, ученики могут сами осваивать искусство письма и творческое мышление, создавая свои собственные произведения, на актуальные и близкие им темы [2, с. 47].
Список литературы /References
1. Галицкий Д.В. Роль художественной литературы в формировании нравственных ценностей учащихся // Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 73-80.
2. Головина Е.А. Художественная литература в образовательном процессе // Проблемы современной педагогики. - 2012. - № 3. - С. 45-52.
3. Долгова Н.И. Развитие эстетической культуры учащихся через художественную литературу // Вестник педагогического университета. - 2008. - № 2. - С. 98-105.
4. Иванова О.П. Художественная литература как средство обучения и воспитания // Вестник образования и науки. - 2015. - № 4. - С. 70.
5. Лебедева Т.К. Значение художественной литературы в формировании творческих способностей студентов // Ученые записки университета. - 2011. - № 5. - С. 88.
6. Макарова Е.Г.Влияние художественной литературы на развитие эмоционального интеллекта учащихся // Школьная педагогика. - 2007. - № 8. - С. 54-61.
7. Назарова А.С. Роль художественной литературы в формировании мотивации к обучению // Вестник педагогического института. - 2010. - № 3. - С. 76-83.
8. Павлова Н.В. Воспитательный потенциал художественной литературы // Педагогические науки. -2013. - № 2. - С. 43-50.
9. Романова Е. Д. Роль художественной литературы в развитии эмпатии учащихся // Ученые записки школы. - 2016. - № 1. - С. 88-95.
10. Степанова В.К. Художественная литература как средство просветительского воздействия на обучающихся // Педагогический вестник. - 2017. - № 4. - С. 65-72.
11. Шарапова Ю.С. Педагогические аспекты использования художественной литературы в образовательном процессе // Педагогический журнал. - 2010. - № 4. - С. 67-74.
12. Якушева Е.Ю. Развитие творческих способностей, учащихся через анализ художественной литературы // Педагогические науки. - 2017. - № 1. - С. 87-94.