Научная статья на тему 'Значимость инженерного корпуса в экономике'

Значимость инженерного корпуса в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА / INFORMATION AGE / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ИНЖЕНЕРНЫЙ КОРПУС / CORPS OF ENGINEERS / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ / PRODUCTIVE FORCES / ИННОВОЦИОННО-ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE-REPRODUCTION PROCESS / БАКАЛАВРИАТ / BACCALAUREATE / ДИПЛОМИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ-ИНЖЕНЕР / GRADUATE ENGINEER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Генералов Б.В.

В статье обоснована значимость творческого потенциала инженеров в инновационно-воспроизводственных процессах экономики в информационную эпоху. Показано, что реформирование экономики привело к несбалансированному выпуску юристов и управленцев в ущерб инженерной подготовки, что является тормозом развития производительных сил. Переход к многоступенчатой схеме и преобладание в бакалавриате широкопрофильной подготовки при одновременном уменьшении продолжительности может привести к серьезным последствиям в инженерном обеспечении реальных секторов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF ENGINEERING CASE IN ECONOMICS

In the article the importance of creativity of engineers in innovative and reproduction processes in the economy in the information age. It is shown that the reform of the economy has led to an unbalanced production of lawyers and managers to the prejudice of engineering training, which is a brake on the development of the productive forces. The transition to a multi-stage circuit and dominance in a bachelor degree wide-profile training while reducing the duration can lead to serious consequences in the engineering support of various sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «Значимость инженерного корпуса в экономике»

УДК 338.24

Б.В. Генералов

д-р экон. наук, профессор, кафедра менеджмента, ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

ЗНАЧИМОСТЬ ИНЖЕНЕРНОГО КОРПУСА В ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. В статье обоснована значимость творческого потенциала инженеров в инновационно-воспроизводственных процессах экономики в информационную эпоху. Показано, что реформирование экономики привело к несбалансированному выпуску юристов и управленцев в ущерб инженерной подготовки, что является тормозом развития производительных сил. Переход к многоступенчатой схеме и преобладание в бакалавриате широкопрофильной подготовки при одновременном уменьшении продолжительности может привести к серьезным последствиям в инженерном обеспечении реальных секторов экономики.

Ключевые слова: информационная эпоха, экономика, инженерный корпус, производительные силы, инновоционно-воспроизводственный процесс, бакалавриат, дипломированный специалист-инженер.

B.V. Generalov, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

SIGNIFICANCE OF ENGINEERING CASE IN ECONOMICS

Abstract. In the article the importance of creativity of engineers in innovative and reproduction processes in the economy in the information age. It is shown that the reform of the economy has led to an unbalanced production of lawyers and managers to the prejudice of engineering training, which is a brake on the development of the productive forces. The transition to a multi-stage circuit and dominance in a bachelor degree wide-profile training while reducing the duration can lead to serious consequences in the engineering support of various sectors of the economy.

Keywords: information age, the economy, the corps of Engineers, the productive forces, innovative-reproduction process, Baccalaureate, graduate engineer.

Чтобы обосновать утверждение, вынесенное в заголовок, целесообразно попытаться поставить и ответить на ряд достаточно непростых вопросов. Темпы роста экономики России замедлились. Предсказывают их дальнейшее замедление и даже переход к стагнации. Вроде во всем виноваты цикличность развития и его следствия - мировой финансовый кризис. Однако они отразился на различных странах по-разному. Одни находятся в депрессии (Италия, Испания), другие балансируют, чтобы не стажировать (Франция, Великобритания), а третьи развиваются высокими темпами (Китай, Индия). Можно привести большой объем статистических данных, которые при их глубоком анализе покажут, почему то или иное происходит в этих странах. Видимо, будет выполнено ни одно исследование, использована ни одна теория объясняющие происходящие процессы. Мы же, используя аппарат логики и здравого смысла, попробуем понять, почему экономика России и ее основа - производительные силы - развиваются медленнее, чем бы нам хотелось.

Производительные силы можно представить в виде сфер создающих материально-вещественные блага, межотраслевые системные продукты и услуги в пяти секторах: добывающем, сырьевом, обрабатывающем, инфраструктурном, распредели-

тельно-обменном, социально-управленческом. В каждом из секторов функционируют предприятия, имеющие определенную отраслевую и продуктовую принадлежность (рис. 1).

Рисунок 1 - Структура производительных сил национальной экономики

В 2008 году принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В 2012 году предложена новая редакция. В них обосновываются темпы развития, пути и способы, в результате реализации которых будет обеспечено в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивое повышение благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичное развитие экономики, укрепление позиций России в мировом сообществе.

Переход развитых стран к новому этапу от индустриального к информационному способу развития означает, что информационная технологическая парадигма охватывает все сферы и отрасли экономики, изменяя ее масштаб, динамику и внутреннее содержание. В информационную эпоху акцент переносится на знаниевую составляющую. Информация и процесс ее преобразования в знание представляют собой осевой принцип формирования нового общества, основанного на знании. Понятие «экономики, основанной на знаниях» или интеллектуальной экономики отражает признание того, что научные знания и специализированные уникальные умения и навыки и их носители становятся главными и ключевым фактором развития материального и нематериального производства обеспечения динамичного экономического развития.

Для достижения целей, определенных долгосрочной концепцией, предполагается системное решение комплекса задач по переходу российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития, формированию инновационной экономики, экономики знаний, означающей превраще-

ние интеллекта творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. России предстоит одновременно решать задачи догоняющего и опережающего развития, опираясь на модернизацию традиционных (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного) секторов, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, формирование новой экономики, охватывающей сферы образования, здравоохранения, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения. Определены девять направлений: развитие высоких технологий; жилье; транспортная инфраструктура; Дальний Восток; село; социальная инфраструктура; безопасность; развитие регионов; развитие государственных институтов, включающие 47 программ и 30 подпрограмм.

Современное состояние экономики РФ определяют как постиндустриальный или переходный период. Экономика - это динамично развивающаяся открытая система, основную роль в которой играет воспроизводственный процесс, качественное содержание которого определяется структурой производительных сил. Воспроизводственная структура экономики в рыночных условиях хозяйствования представляет собой воспроизводственные циклы, на интенсивность протекания которых оказывают влияние рыночные механизмы спроса и предложения, макрорегулирования, самоорганизации, саморегулирования экономических воспроизводственных систем, определяющие основные факторы развития и саморазвития. Степень сбалансированности и пропорциональности финансовых, материальных, трудовых, информационных ресурсов определяет закономерности воспроизводства и темпы развития. Это значит постоянный поиск сбалансированности структурных элементов. Нахождение пропорций между накоплением и потреблением, краткосрочными и долгосрочными вложениями капитала; затратами на прирост оборотного капитала при создании новых производств; общественного, личного, производственного потребления; научной и инженерной подготовки; организационно-структурной; кадровой и интеллектуальной подготовки и др. (рис. 2).

| ]-> Выбытие ресурса Поступление ресурса -----Опосредованные связи

Рисунок 2 - Структурные элементы воспроизводственного цикла экономики

Побуждение к инвестированию и, соответственно, инвестиционная активность зависят от склонности к потреблению отдельных социальных групп и общества в целом, определяющих так называемый «эффективный» спрос (Джон Мейнард Кейнс), ожидаемых поступлений от инвестиций с текущими платежами, обеспечивающих в условиях неопределенности и риска эффективность капитала, предложения денег - доступности кредита и процентной ставки на него.

Развитие производительных сил, непрерывность и цикличность являются многоэтапным инновационно-воспроизводственным процессом, включающим научные исследования; опытно-конструкторские и проектные работы; строительно-производственный и коммерческо-воспроизводственный этапы. Скорость и продолжительность каждого этапа зависят от инвестиционной, технической, информационной, функциональной поддержки, а также от качества регулирования и управления, организации производства, предприятия, технологическими процессами, персоналом (рис. 3).

Рисунок 3 - Схема многоэтажного инновационно-воспроизводственного процесса

Любой компонент инновационно-воспроизводительного процесса реализуется только при наличии кадров - персонала. Это научные работники, проводящие фундаментальные и прикладные исследования, инженерный корпус, проектирующий и осваивающий новые технологии, осуществляющий совершенствование и модернизацию действующих производств.

Размышляя над проблемами, с которыми столкнулась наша страна, чаще всего

говорят о том, что нам мешает наше богатство - «углеводородная игла», как проклятие. Думается, что есть еще одно богатство - «проклятие», кадровое богатство. Если о нефтегазовой зависимости мешающей развитию других отраслей экономики много сказано и написано. То по второму нашему богатству пока сказано мало.

По данным Росстата доля населения имеющего высшее, неполное и среднее профессиональное образование за более чем двадцатилетний период с 1989 г. по 2010 г. выросла с 32,2% до 59,2% среди всего населения в возрасте 15 лет и старше и с 40,2% до 72,5% среди занятого населения в возрасте 15 лет и старше (табл. 1).

Согласно Международной стандартной классификации образования (МСКО) в России свыше половины населения - 67% имеют третичное образование (эквивалент высшего профессионального образования - МСКО5А, среднего профессионального образования - МСКО5В и послевузовского образования (аспирантура, докторантура -МСКО6). По доле работников с третичным образованием (73%) Россия выступает мировым лидером, опережая такие страны, как Германия, Япония, США (табл. 2).

Таблица 1 - Образовательная структура населения России по данным переписей

1989, 2002 и 2010 г.г. (в %)*

Группы по уровню образования Все население в возрасте 15 лет и старше Занятое население в возрасте 15 лет и старше

1989 г. 2002 г. 2010 г. 1989 г. 2002 г. 2010 г.

Высшее профессиональное 11,3 16,2 23,4 14,6 23,3 31,7

Неполное высшее профессиональное 1,7 3,1 4,6 1,3 3,0 4,2

Среднее профессиональное 19,2 27,5 31,2 24,3 35,7 36,6

*Без учета лиц, не указывающих уровень образования Источник: Росстат.

Таблица 2 - Образовательная структура населения в возрасте 25-64 года, 2009 г.

Страны Все населения Занятое население

Доля имеющихся вторичное образование верхнего уровня и выше Доля имеющихся третичное образование Доля имеющих вторичное образование верхнего уровня и выше Доля имеющих третичного образования

тип В тип А Всего

Германия 88,1 9,3 17,1 26,4 91,3 30,2

Япония 83,0 19,1 24,6 43,8 84,9 46,0

США 88,0 9,8 31,4 41,2 91,2 46,3

Россия* 91,6 39,0 28,2 67,2 94,9 73,1

* 2010 г.

Источники: Росстат; Education at Glance/OECD, Paris, 2011

Быстрое накопление человеческого капитала происходило в период когда реформировалась экономика от административно-плановой к рыночной. Массовый характер принял процесс разукрупнения предприятий, закрытие неконкурентоспособных во многих отраслях, особенно в обрабатывающей промышленности. Претерпела изменения, практически разрушилась структура научно-исследовательской, проектной и изыскательской деятельности. Сегодня не функционируют большинство отраслевых НИИ, государственных проектных институтов. Падение спроса на инженеров, научные,

опытно-конструкторские, проектные работы, технологов проходило при недостаточно высоком качестве высшего образования, неконтролируемом росте коммерческого сегмента Российской высшей школы, выпуске в значительном объеме юристов и управленцев. Ослабел интерес среди российских студентов к естественно-научным и инженерным дисциплинам. В 2010 г. в России доля выпускников с дипломом юриста составила 11,2% общего числа получивших высшее образование, а доля выпускников естественно-научных специальностей - 5,8%. В среднем по выборке из 95 страна эти доли составляют 6,2 и 8,3% соответственно, а в развитых странах - 4,2 и 9,7% [2].

Учет уровня компетентности, состава персонала и стиля поведения при воздействии сложности и динамичности внешней среды, освоении новых технологий, изменении потребности в количестве, переходе на выпуск новой продукции необходим. Рассматривая любую организацию как открытую экономическую систему и используя концепция «2Т+7S», разработанную Т. Питерсом и Р.Уотерманом и дополненную понятием технической системы, выявляется значимость инженерного труда в инновационном развитии производительных сил [1].

Понятие «Техническая система», под которым понимают организацию создающую продукцию в результате ее жизнедеятельности. Техническую основу такой системы составляет совокупность способов воздействия на исходные материалы и изделия для придания им необходимых свойств, а совокупность средств реализующих эти воздействия - ее техническую базу. Трансформация технической системы, адаптация к рыночным условиям хозяйствования возможна только при эффективном использовании инженерного труда (рис. 4).

Рисунок 4 - Взаимосвязи при функционировании организации, как технической системы (2Т+2S)

Инновации в технической системе требуют целенаправленной трансформации

технической основы и базы, трансформации организационной структуры, организации процесса разработки планов, проектов сбалансированных по ресурсам, вовлечения в этот процесс персонала, приобретение им новых профессиональных компетенций, создание системы обучения ростом компетенции, системного и стратегического мышления, нацеленных на результат.

Что понимается под понятием инженер, и какие требования к нему представляются. Инженер (фр. ¡пдетеиг, от лат. 1пдепе1ит - способность, изобретательность) -специалист с техническим образованием (высшим техническим образованием. Словарь Ожегова), создатель информации об архитектуре материального средства, его функциональных свойствах, системах контроля и программирования, технологии изготовления этого средства (продукта), методах наладки и испытаний самого средства и его материального воплощения, и осуществляющего контроль за изготовлением продукта [3]. Основной инженерной задачей считается разработка новых и оптимизация существующих решений. Например, оптимизация проектного решения, оптимизация технологии. Разработка новых решений, в том числе изобретений составляет наиболее значимую часть инженерного труда.

Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI веке в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и других странах. Понятие и звание инженер применяется в России, где инженерное образование, началось с основания в 1701 г. в Москве Петром I школы математических и навигационных наук. Современная система высшего инженерного образования сформировалась в девятнадцатом веке. В ее основу была положена немецкая система технического образования.

Первым высшим учетным заведением становится в 1810 году главное инженерное училище Российской империи. Образовательная схема этого Училища, когда начиналось преподавание математики, механики и физики на первом пятилетнем этапе образования обеспечивало достаточную фундаментальную подготовку и изучение инженерных дисциплин на втором этапе.

В дальнейшем продолжалось создание различных специализаций и направлений высшего инженерного образования с учетом должностных обязанностей инженера, необходимых знаний и требований к квалификации.

Должностные обязанности инженера охватывали работу в области научно-технической деятельности по проектированию, строительству, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологического обеспечения, технического контроля и т.п. Инженер разрабатывал методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ. Он был обязан проводить технико-экономический анализ, обосновывать применяемые решения, изыскивать возможности сокращения сроков, содействия подготовке производственного процесса, обеспечению подразделений предприятия техническими данными, документами, материалами, оборудованием. Инженеры участвовали в исследованиях, разработке проектов и программ предприятия, в работах по испытаниям и отладе оборудования при внедрении его в эксплуатацию, стандартизации технических средств, систем, процессов и материалов, в рассмотрении технической документации и подготовки обзоров, отзывов, заключений по вопросам выполняемой работы. В процессе выполнения должностных обязанностей инже-

нер изучает и анализирует информацию, технические данные, показатели и результаты работы, составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы, техническую документацию, отчетность; оказывает методическую и практическую помощь персоналу; осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования.

В зависимости от направления деятельности предприятия, его специализации в процессе обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации в соответствии с занимаемой должностью инженер приобретает необходимую специализацию. Требования к квалификации зависели от категории инженера: с высшим профессиональным образованием без стажа работы, III категории - не менее 3-х лет, II категории - не менее 3-х лет в должности инженера III категории и I категории - не менее 3-х лет в должности инженера II категории.

Потеря персонала, инженерного корпуса такого уровня квалификации и выполняемых обязанностей, которая приведена в описании выше, безусловно, является тормозом в развитии производительных сил.

Не меньшие потери экономике нашей страны принесет реформирование высшего образования. Основные отрасли экономики пока имеют инженерный корпус, получивший высшее инженерное образование в 1970-1990 гг. в возрасте 40-60 лет. Большая часть, более молодая и получившая образование после 1990 года, за малым исключением из-за отсутствия спроса на инженерные компетенции, низкого уровня зарплаты и малой престижности нашла свое место в других секторах экономики (бизнес, услуги, торговля) или уехала в другие страны.

В 1996 году в России введена степень бакалавра - высшее профессиональное образование в странах, участвующих в Болонском процессе (ФЗ № 125 от 22.08.96 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Бакалавр обучается не менее чем 4 года. У нас выпускались только дипломированные специалисты (инженеры, механики, агрономы и т.д.) со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. С 1996 года схема многоступенчатая: первые 2 года - неполное высшее образование, через 4 года обучение по определенному направлению - квалификация (степень) бакалавр, еще 2 года специализированной подготовки - квалификация (степень) магистр. При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится специалист в течение 5-6 лет. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров различаются. Появилось новое понятие: направление подготовки дипломированного специалиста. Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов - для профессиональной деятельности в отдельной отрасли. Разница в программах обучения - специалиста готовят по конкретной специальности, а программы бакалавриата - широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер.

Приказом Минобрнауки России № 201 от 14.02.2011 г. (регистрация Минюста РФ № 20824 от 20.05.2011 г.) установлены соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования квалификаций (степеней) «бакалавр», «магистр» и «специалист», утвержденных приказом Минобра России № 337 от 17.09.2009 г. и Постановлением Правительства РФ № 1136 от 30.12.2009 г., указанном в Общественном классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, введенным Постановлением Госстандарта № 271-ст от 30.09.2003 г.

Таблица 3 - Характеристика направлений подготовки и профессиональной деятельности «Строительство»

Го суд ар ств енный о бр а зов ат е льный стандарт высшего ггрофобразования Минобр РФ №154 от 18 01.2010 г Го суд ар ств енный о бр а зов ат е льный стандарт высшего профобразования Минобр РФ №12-Тех'ДС7032000 Основная обра зовательная программа высшего профобразования Сибир Го суд ар ст Пндустр Университета ООП 270000 62-0-02-2011

Наименование квалификации, код Бакалавр, 270800 IbtKeHqj, 2710100, дипломированный специалист 653 500 Бакалавр, 2070800 Профиль подготовки 1 промышленное и грааданское строительство

Нормативный срок обучения (очная форма) 4 года 5 лет 4 года

Трудоемкость (в зачетных единицах) 240 (208 недель) гуманитарный, социальный и íkohomiríe ский щ- пел 30-3? (18-24 недели) математический, естественнонаучный и общетехнический цикл 65-75 (50-55 недель) пр о фе с егюна льный цикл базовый 100-110 (20-25 недель) физическая культура 2 учебная и проп жодственная практика 16-18 i йогов ая государственная аттестация 15 260 недель Теоретическое обучение, включая НИР -153 недели Экзаменационные сессии - не менее 22 недель Практики учебная - не менее 8 недель Производственная-не менее 14 недель Преддипломная - не менее 2 недель Итоговая аттестация, включая подготовку и защиту ВКР - не менее 16 недель каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска - не менее 38 недель) 240 (208 недель) Гуманитарный, социальный и ■íkohomi nie ский це пел 30-35 (18-24 недели) Мат емаи nie cki ni, естественнонаучный и общетехнический цикл 65-75 (50-55 недель) Профессиональньш цикл ба зовый 100-110(20-25 недель) Профиль подготовки 1 Промышленное и гражданское строительство (80-100 недель) Практики Учебная (2 недели) Компьютерная (2 недели) Производственная (4 недели) Преддипломная (2 недели) Итоговая аттестация 15

ю

"VI

То

¿3

I

М о

СО

Область про фес сиона льной деятельности (объекты) - Инженерные изыскания, проекгарование, возведение, эксплуатация, оценка и реконструкция зданий и сооружений; - Инженерное обеспечение и оборудование строительных объектов и городских территорий; - Применение машин, оборудования и технологий для строительства и производства строительных материалов, изделий и конструкций - промышленные, гражданские, жилые, гидротехнические здания и сооружения; - строительные материалы, изделия и конструкции; - система теплоснабжения, ветиляции. водоснабжения и водоотведения промышленных, гражданских и природоохранных объектов; - машины, оборудование, технологические комплексы и системы автоматики, используемые в строительстве ипроижодстве строительных материалов, изделий и конструкций земляные участки; городские территории - инженерные изыскания, проекгарование, строительство, эксплуатация, оценка и реконструкция и техническое перевооружение зданий и сооружений; - инженерное обеспечение и оборудование строительных объектов, городских тq)pигopий и других населенных пунктов; - применение машин, оборудования, технологий для строительства и прои'водства строительных материалов, изделий и элементов конструкций; - строительство, реконструкция, расширение, капитальный ремонт и содержание зданий и сооружений, жилого, общественного и промышленного назначения Профессиональная деятельность в проектных, изыскательских и строительных организациях, исследовательских и инжиниринговых фирмах, государственных и друтх учреждениях различного назначения.

Объекты про фес сиона льной деятельности - промышленные, гражданские ■здания, падротехнические и природоохранные сооружения; - строительные мaтq)иaлы, изделия См. выше - гражданские здания, промышленные, гидротехнические и природоохранные сооружения; - строительные материалы, изделия

тз ГО

о ^э

X о

£ X

а> <

X О-

Е<

го ф о

2

м

ю

М СО

м о

со

п конструкции; - системы теплоснабжения, вентиляции, водоснабжения и водоотведения промышленных, фажданских зданий и природоохранных объектов; - машины, оборудование, технологические комплексы и системы автоматизации, используемые при строительстве и производстве строительных материалов, изделий и конструкций; - объекты недвижимости, земельные участки, городские территории и конструкции зданий и сооружений; - системы теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения промышленных и фажданских зданий н сооружений; - машины, оборудование, технологические комплексы и системы автоматизации, используемые в строительстве и производстве строительных материалов, изделий и конструкций; - объекты недвижимости, земельные участки, включая городские территории; Профиль 1 «Промышленное и фажданское сфоительство» (исследование и проектирование зданий и сооружений) (технология, организация и экономика строительства)

Виды профессиональной деятельносш - изыскательская и проектно-конструктор екая; - производственно-технологическая и производственно-управленческая; - эксперимент ально-ис сл ед ов атель екая; - монтажно-наладочная и сервисно-эксплу ат ационн ая - пр о ектно-конструктор екая; - организационно-управленческая; - производственно-технологическая; - научно-исследовательская - проектно-изыскательская; - производственно-технологическая; - производственно-управленческая; - эксперимент ально-исследовательская, монтажно -наладочная н эксплуатационная

тз

го о

X о

£ X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а> <

X О-

Е<

го ф о

2

В веденных направлениях в части, касающейся инженерной специализации, кроме увязки соответствия кодов «дипломированный специалист» перечня принятого ОК 009-2003, с кодами «специалист» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. №1136, количество наименований специалистов по сравнению дипломированными специалистами существенно сократилось. Например, архитектура и строительство (код 27000) наименование специальностей сократилось с 7 до 3; геология, разведка и разработка полезных ископаемых (код 13000) - с 15 до 4; энергетика, энергетическое машиностроение и электроэнергетика (код 14000) - с 13 до 7. Аналогично предусмотрена увязка кодов «бакалавр» и «дипломированный специалист» с соответствующим сокращения наименований. Если сопоставить количество наименований инженерных специальностей, по которым осуществлялась подготовка до 2003 г., то и при этом переходе существенно сокращено было количество наименований.

Как повлияет переход с «узкопрофильного» к «широкопрофильному» высшему профессиональному образованию при одновременном сокращении обучения с 5-5,5 лет до 4 не требует глубоких исследований. Ответ очевиден.

Качество подготовки специалистов, и так часто критикуемое, еще ухудшится. Уменьшение сроков изучения специальных дисциплин приведет к сокращению числа преподавателей специальных кафедр, которые являются наиболее квалифицированными специалистами и востребованными реальным сектором экономики для научных, опытно-конструкторских работ, консультационных услуг.

Сравнение направлений подготовки и профессиональной деятельности на примере строительства (табл. 3) позволяет сделать ряд выводов: при одновременном сокращении сроков обучения «бакалавра» относительно «дипломированного специалиста» (инженера) на 52 недели, расширены области профессиональной деятельности; не выделено время на сроки каникул и последипломный отпуск; сокращена общая продолжительность учебных и производственной практики, время на итоговую аттестацию, включая подготовку выпускной квалификационной работы. Предусмотрено овладение бакалавром такими видами профессиональной деятельности, как монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная.

Приобретение большего количества профессиональных компетенций бакалавром не подкреплено пока спросом в секторах экономики, и нет стимулов более интенсивного овладения знаниями, навыками и умениями, что ставит под сомнение реальные возможности повышения производительных сил.

Подводя итоги затронутых аспектов можно отметить следующее:

- при разработке мероприятий по развитию производительных сил не уделено достаточного внимания одному из важнейших факторов - роли и значимости инженерного корпуса на всех этапах инновационно-воспроизводственного процесса, реализации инновации предприятием;

- негативно на инженерном корпусе сказалось перепроизводство выпускников юристов и управления;

- не учет преемственности в подготовке инженеров и поспешный переход от одноступенчатой к многоступенчатой может привести к серьезным последствиям в инженерном обеспечении реальных секторов экономики;

- целесообразно рассмотреть возможность расширения количества специали-

заций и продолжить выпуск дипломированных специалистов-инженеров, продлив срок обучения в бакалавриате на 1 год, с планированием бюджетного количества мест по секторам (отраслям) экономики.

Список литературы:

1. Генералов Б.В., Федоров В.В., Есин В.В. Структурное развитие организаций -фактор устойчивости и динамизма экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 11 (68). - С. 24-32.

2. Натхов Т., Полищук Л. Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование // Вопросы экономики. - 2012. - № 10. - С. 30-31.

3. Инженер. Википедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Инженер

List of references:

1. Generalov B.V., Fedorov V.V., Esin V.V. Structural development organizations - a factor of stability and dynamism of the economy // National interests: priorities and security. - 2010. - № 11 (68). - P. 24-32.

2. Nathov T., Polishchuk L. Engineers or lawyers? Institutions and the demand for higher education // Problems of Economics. - 2012. - № 10. - P. 30-31.

3. Engineer. Wikipedia. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Инженер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.