Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ И СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЦЕННОСТИ НЕЗАВИСИМОСТИ ДЕВУШЕК'

ЗНАЧИМОСТЬ И СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЦЕННОСТИ НЕЗАВИСИМОСТИ ДЕВУШЕК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДЕВУШКИ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СМЫСЛОПОРОЖДЕНИЕ / НЕЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лесин А. М.

Статья посвящена значимости ценности независимости у девушек и ее влиянию на некоторые социальные аспекты их жизни. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязей значимости этой ценности со значимостью и осуществлением других инструментальных и терминальных ценностей, а также с выраженностью психологических переменных инициативности и ценностных карьерных ориентаций. Указано, что исследуемая ценность обладает низким мотивационным потенциалом и занимает среднее место в иерархии значимости других инструментальных ценностей. Дана интерпретация отсутствию взаимосвязей ценности независимости с психологическими переменными инициативности и ценностными карьерными ориентациями. В ходе изучения смыслового наполнения и содержания данной ценности исследуются положительные взаимосвязи со свободой и уверенностью в себе, как жизненными ценностями-целями, и отрицательные - с ценностями-средствами честности, чуткости, терпимости. Проанализирована взаимосвязь значимости ценности независимости и реализации ценности внешней физической привлекательности. Даны описание и интерпретация взаимосвязи значимости исследуемой ценности с уровнем конфликта между значимостью и осуществлением ценности творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE AND SEMANTIC CONTENT OF THE VALUE OF INDEPENDENCE OF GIRLS

This article deals with the significance of the independence value of girls in some social aspects. It presents the results of an empirical study of the relationship between the significance of that value and the significance and implementation of other instrumental and terminal values, as well as the severity of psychological variables of the initiative and career value orientations. It is indicated that the studied value has a low motivational potential and occupies a middle place in the hierarchy of significance of other instrumental values. An interpretation is given for the absence of interrelations between the value of independence and the psychological variables of the initiative and career value orientations. In the course of studying the semantic content and content of that value, positive relationships with freedom and self-confidence, as life valuesgoals, and negative relationships with the values-means of honesty, sensitivity, and tolerance are explored. The relationship between the significance of the value of independence and the realization of the value of external physical attractiveness is analyzed. There also is a description and interpretation of the relationship between the significance of the studied value and the level of conflict between the significance and the implementation of the creative work value.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ И СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЦЕННОСТИ НЕЗАВИСИМОСТИ ДЕВУШЕК»

УДК 316.61

Б01: 10.28995/2073-6401-2022-1-305-312

Значимость и смысловое содержание ценности независимости девушек

Александр М. Лесин Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия, am170911@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена значимости ценности независимости у девушек и ее влиянию на некоторые социальные аспекты их жизни. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязей значимости этой ценности со значимостью и осуществлением других инструментальных и терминальных ценностей, а также с выраженностью психологических переменных инициативности и ценностных карьерных ориентаций. Указано, что исследуемая ценность обладает низким мотива-ционным потенциалом и занимает среднее место в иерархии значимости других инструментальных ценностей. Дана интерпретация отсутствию взаимосвязей ценности независимости с психологическими переменными инициативности и ценностными карьерными ориентациями. В ходе изучения смыслового наполнения и содержания данной ценности исследуются положительные взаимосвязи со свободой и уверенностью в себе, как жизненными ценностями-целями, и отрицательные - с ценностями-средствами честности, чуткости, терпимости. Проанализирована взаимосвязь значимости ценности независимости и реализации ценности внешней физической привлекательности. Даны описание и интерпретация взаимосвязи значимости исследуемой ценности с уровнем конфликта между значимостью и осуществлением ценности творчества.

Ключевые слова: личность, девушки, ценности, смысловая сфера, мотивационный потенциал, смыслопорождение, независимость

Для цитирования: Лесин А.М. Значимость и смысловое содержание ценности независимости девушек // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022. № 1. Ч. 2. С. 305-312. Б01: 10.28995/2073-6401-2022-1-305-312

© Лесин А.М., 2022 ISSN 2073-6401 • Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022. № 1, часть 2

Significance and semantic content of the value of independence of girls

Aleksandr M. Lesin I.P. Pavlov Ryazan State Medical University, Ryazan, Russia, am170911@mail.ru

Abstract. This article deals with the significance of the independence value of girls in some social aspects. It presents the results of an empirical study of the relationship between the significance of that value and the significance and implementation of other instrumental and terminal values, as well as the severity of psychological variables of the initiative and career value orientations. It is indicated that the studied value has a low motivational potential and occupies a middle place in the hierarchy of significance of other instrumental values. An interpretation is given for the absence of interrelations between the value of independence and the psychological variables of the initiative and career value orientations. In the course of studying the semantic content and content of that value, positive relationships with freedom and self-confidence, as life values-goals, and negative relationships with the values-means of honesty, sensitivity, and tolerance are explored. The relationship between the significance of the value of independence and the realization of the value of external physical attractiveness is analyzed. There also is a description and interpretation of the relationship between the significance of the studied value and the level of conflict between the significance and the implementation of the creative work value.

Keywords: personality, girls, values, semantic sphere, motivational potential, meaning generation, independence

For citation: Lesin, A.M. (2022), "Significance and semantic content of the value of independence of girls", RSUH/RGGUBulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1, part 2, pp. 305-312, DOI: 10.28995/2073-6401-20221-305-312

Введение

Изучение личностных особенностей молодых людей имеет важное и первостепенное значение, поскольку это те самые люди, которые в скором будущем будут определять социальные процессы, протекающие в обществе, его целостность и развитие. Особое влияние на такое развитие имеют общественные и личные ценности молодежи, которые помимо декларируемой значимости могут иметь различное смысловое наполнение и мотивообразующий потенциал [Лесин 2020].

Важную роль в ценностной системе координат молодых людей играет ценность независимости. Понимание независимости и свободы у молодежи может быть связано со способом обособления от других людей, некой вседозволенностью, возможностью противопоставлять себя общественным нормам, способствовать нигилизму. Однако такое понимание ценности независимости может почти неизбежно приводить к так называемому «бегству от свободы» молодыми людьми, когда делегируется самостоятельность и субъектность кому-то или чему-то более сильному, на их взгляд [Лесин 2021b].

Особое значение приобретает ценность независимости для молодежи, поскольку их возраст сопряжен с важным этапом жизни, когда происходит определенная сепарация от родительской семьи, и данная ценность может значительно и быстро трансформироваться [Гришаева, Колосова 2018] с точки зрения своего смыслового порождения и содержания. Известно, что эта сепарация проходит неодинаково у юношей и девушек. Девушки, в силу культурных традиций, зачастую менее склонны к эмоциональной сепарации, поэтому стремление к независимости иногда может трактоваться как некая эмоциональная скудность, общественно порицаться [Потапова 2016], что в конечном счете может приводить к трансформации смыслового содержания данной ценности у них. Подобные процессы уже были продемонстрированы нами на примере исследования других ценностей, в частности физической привлекательности девушек [Лесин 2021а].

Для того чтобы преодолеть возможный разрыв и совершить «скачок» от культуры полезности к культуре достоинства, с которой и может ассоциироваться ценность независимости [Асмолов 1990], необходимы усилия для снижения количества гендерных стереотипов. Обратившись к примерам успешной реализации себя и своего потенциала женщинами на почве научной деятельности [Брушкова, Прохорова 2021], вклада их в становление народного образования [Буланова, Милованова 2021] и прочих достижений, мы можем констатировать своевременность, необходимость и актуальность исследования ценности независимости как источника выбора, творческого воплощения себя, устойчивости по отношению к вызовам неопределенности у девушек.

Методики исследования

Для реализации поставленной цели нами было проведено исследование взаимосвязей ценности независимости со значимостью и осуществлением других инструментальных и терминальных

ценностей, а также выраженностью ценностных карьерных ориен-таций и переменных инициативности 184 девушек в возрасте от 17 до 23 лет с помощью методик: «Ценностные ориентации» М. Ро-кича и О.И. Моткова, Т.А. Огневой, «Якоря карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер), Бланковый тест «Инициативность» А.И. Крупнова.

Результаты и их обсуждение

Интересно, что ценность независимости для девушек, принявших участие в исследовании, не являлась декларируемо приоритетной ценностью и находилась в иерархии значимости инструментальных ценностей на 7-м месте из 18 возможных, опережая такие ценности, как самоконтроль, твердая воля, исполнительность, смелость в отстаивании своего мнения, эффективность в делах, терпимость, рационализм, чуткость, широта взглядов, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других; и уступая ценностям воспитанности, честности, ответственности, образованности, жизнерадостности, аккуратности. В понимании данных девушек чистоплотность, хорошие манеры, искренность, чувство долга и оптимизм должны быть более приоритетными, чем такая важная ценность, как независимость, которая связана со способностью действовать самостоятельно.

Значимость ценности независимости не обнаружила ни одной взаимосвязи с выраженностью ценностных карьерных ориентаций и переменных инициативности, что может говорить о незначимости, в понимании девушек, данной ценности для осуществления своих притязаний в профессиональной сфере, а также о малом мотивообразующем потенциале данной ценности в целом.

Были обнаружены положительные взаимосвязи значимости ценности независимости со значимостью терминальных ценностей свободы и уверенности в себе. Надо отметить, что такое малое количество взаимосвязей с ценностями-целями указывает на то, что девушки не считают, что независимость может способствовать и быть средством достижения основных жизненных целей, а это опять же указывает на низкий ее мотивационный и энергетический потенциал. При этом, чем более значимой для себя девушки считают возможность быть самостоятельными, тем большую важность для них имеет возможность выбора суждений и поступков, тем большей внутренней гармонией они обладают. Очевидно, что ценность независимости в понимании девушек связана с возможностью быть свободными от излишних внутриличностных противоречий и конфликтов, которые, в свою очередь, могут приводить к серьезным

личностным затруднениям и способствовать возникновению различных неравновесных состояний и даже развитию возможных психических или соматических расстройств. Эти факты указывают на исключительную важность данной ценности не только с точки зрения поддержания психологического благополучия девушек и возможности самостоятельности в ситуациях выбора, но и в целом для уравновешивания и гармонизации личности.

Были установлены только отрицательные взаимосвязи значимости ценности независимости со значимостью других инструментальных ценностей, таких как исполнительность, ответственность. Чем более девушки ценят свою самостоятельность, тем менее они склонны к дисциплинированности и умению держать свое слово. Другими словами, для девушек исследуемая ценность ассоциируется не с возможностью самостоятельно и активно управлять своей жизнью как в личной и профессиональной сфере, а является скорее способом избегания излишних трудностей, связанных с выполнением общественно важных дел, бремени ответственности, необходимости выполнения профессиональных обязанностей.

Кроме того, были найдены отрицательные взаимосвязи значимости ценности независимости со значимостью общечеловеческих инструментальных ценностей чуткости, терпимости, честности. Чем выше значимость способности действовать самостоятельно, тем меньшую важность имели для них заботливость, терпимость к наличию чужой точки зрения, искренность. Это может указывать на то, что независимость девушками воспринимается как отстраненность, свобода от необходимости внимательного отношения к окружающим и близким людям, искреннего общения с ними, умения прощать им ошибки и заблуждения. Другими словами, в их ценностной картине мира независимость - это свобода от близкого отношения с людьми. Такая ценностная трансформация смыслового наполнения ценности может быть связана с неблагоприятным информационным полем со стороны медиа и социальных сетей в отношении девушек, результатом которого является ассоциативная связь свободы не с ответственностью и возможностью наиболее полного воплощения своих возможностей и ценностей, а, наоборот, с безответственностью, отстраненностью и высокомерием.

Наличие только отрицательных взаимосвязей с другими инструментальными ценностями может указывать на то, что в целом ценность независимости выступает в качестве показателя эгоистичности, антипода морально разрешенных средств достижения жизненно важных целей и является средством освобождения от них, чтобы достигать необходимых результатов без оглядки на интересы других людей.

значимость ценности независимости девушек была взаимосвязана не только со значимостью, но и с осуществлением ценностей: положительная корреляция с уровнем осуществления ценности физической привлекательности. Чем больше для девушек важна способность самостоятельно принимать решения и осуществлять поступки, тем более для них важна внешняя привлекательность. Очевидно, что в ценностной картине мира девушки связывают внешнюю привлекательность и возможность ощущать и проявлять независимость. Такая ассоциативная взаимосвязь еще раз подтверждает выдвинутый в этой статье тезис о возможной смысловой трансформации некоторых ценностей, в частности ценности независимости.

значимость исследуемой ценности обнаружила положительную взаимосвязь с уровнем конфликта между значимостью и осуществлением ценности творчества. Данный факт может указывать на то, что на личностном уровне девушки связывают проявление независимости с возможностью заниматься своим хобби, креативностью, а также с восхищением предметами искусства. Чем более важна для девушки возможность проявлять свою индивидуальность в творчестве, в нестандартных подходах при решении профессиональных и личностных задач, в наслаждении прекрасным, тем в большей степени она ощущает самостоятельность, контролируемость своей жизни, чувство ответственности за выбор своих поступков и суждений, свободу - то, что и составляет смысловую характеристику значения ценности независимости, значимость которой необходимо развивать с целью гармонизации ценностной сферы девушек.

Заключение

Таким образом, ценность независимости для девушек обладает малым мотивационным потенциалом. Независимость в их представлении является возможностью достигать важных жизненных целей без оглядки на общечеловеческие ценности-средства. значимость этой ценности связана со свободой и уверенностью в себе, но при этом является антиподом честности, искренности, терпимости, а также исполнительности и ответственности. При этом девушки считают, что развитию и проявлению независимости способствуют хорошие внешние данные и физическая привлекательность. На более глубоком личностном уровне девушки связывают независимость с возможностью проявления творчества и креативности как в личной, так и в профессиональной сфере.

Полученные результаты могут быть полезны социологам, педагогам, психологам и другим специалистам, которые могут способствовать гармонизации ценностной сферы девушек, а также самим

девушкам с целью личностного роста и самосовершенствования.

Литература

Асмолов 1990 - Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности -к культуре достоинства // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 5-13.

Брушкова, Прохорова 2021 - Брушкова А.Л., Прохорова И.Г. Гендерное равенство в науке: достижения и проблемы // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 1-2 (25). С. 209-217. DOI: 10.28995/2073-6401-2021-1-209-217.

Буланова, Милованова 2021 - Буланова М.Б., МиловановаМЮ. Вклад женщин в развитие народного образования в России (На примере борьбы Л.А. Шанявской за открытие народного университета) // Женщина в российском обществе. 2021. № 3. С. 144-152. DOI: 10.21064/WinRS.2021.3.12.

Гришаева, Колосова 2018 - Гришаева С.А., Колосова О.А. Социально-психологические предпосылки формирования самостоятельности молодежи // Вестник Университета. 2018. № 2. С. 158-163.

Лесин 2020 - Лесин А.М. Определение личностной значимости и содержания ценностей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие.

2020. Т. 8. № 4 (31). С. 445-455 [Электронный ресурс]. URL: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=460 (дата обращения 15 февраля 2022). DOI: 10.23888/ humJ20204445-455.

Лесин 2021a - Лесин А.М. Ценность внешней привлекательности молодых женщин // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение».

2021. № 1-2 (25). С. 231-237. DOI: 10.28995/2073-6401-2021-1-231-237.

Лесин 2021b - Лесин А.М. Ценность свободы во взаимосвязи с другими ценностями молодых людей // Достоинство: основание, перспективы, угрозы: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Нижний Новгород, 24-25 апреля, 2021 г. Нижний Новгород: Изд-во Приволжского исслед. мед. ун-та, 2021. Ч. 2. С. 172-177.

Потапова 2016 - Потапова Ю.В. Гендерные особенности формирования эмоциональной сепарации в юношеском возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 21. № 1. С. 82-86.

References

Asmolov, A.G. (1990), "Neprojdennyj put': ot kul'tury poleznosti - k kul'ture dosto-instva. The path not traveled. From a culture of utility to a culture of dignity", Voprosypsihologii [Questions of psychology], no. 5, pp. 5-13.

Brushkova, A.L., Prohorova, I.G. (2021), "Gender equality in science. Achievements and challenges", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1 (part 2), pp. 209-217, DOI: 10.28995/2073-6401-2021-1-209-217. Bulanova, M.B. and Milovanova, M.Yu. (2021), "The contribution of women to the development of public education in Russia (On the example of L.A. Shanyavskaya's struggle for the People's University)", Woman in Russian Society, no. 3, pp. 144-152, DOI: 10.21064/WinRS.2021.3.12. Grishaeva, S.A. and Kolosova, O.A, (2018), "Social-psychological prerequisites for forming the youth's self-performance", Vestnik Universiteta, no. 2, pp. 158-163. Lesin, A.M. (2020), "Determination of personal significance and content of values", Personality in a changing world. Health, adaptation, development, vol. 8, no. 4 (31), pp. 445-455, available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=460 (Accessed 15 February 2022), DOI: 10.23888/humJ20204445-455. Lesin, A.M. (2021a), "The value of young women's attractiveness", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1 (part 2), pp. 231-237, DOI: 10.28995/2073-6401-2021-1-231-237. Lesin, A.M. (2021b), "The value of freedom in relation to other values of young people", Dostoinstvo: osnovanie, perspektivy, ugrozy, Materialy Vserossiiskoi nauchnoi kon-ferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Dignity, foundation, prospects, threats, Proceedings of the All-Russian Scientific Conference with international participation], Nizhny Novgorod, April 24-25, 2021, Izd-vo Privolzhskogo issled. med. un-ta, Nizhny Novgorod, part 2, pp. 172-177. Potapova, Yu.V. (2016), "Gender features of emotional separation development in the youth age", Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 21, no. 1, pp. 82-86.

Информация об авторе

Александр М. Лесин, кандидат психологических наук, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия; 390026, Россия, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9; am170911@mail.ru

Information about the author

Aleksandr M. Lesin, Cand. of Sci. (Psychology), Pavlov Ryazan State Medical University, Ryazan, Russia; bld. 9, Vysokovol'tnaya Street, Ryazan, Russia, 390026; am170911@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.