Научная статья на тему 'Значимость фундаментальных ценностей в личностном развитии военнослужащего'

Значимость фундаментальных ценностей в личностном развитии военнослужащего Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
424
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / PERSONAL DEVELOPMENT / VALUE ORIENTATION / SELF-IMPROVEMENT / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Крушинская Татьяна Федоровна

В статье доказывается важность процесса личностного роста для военнослужащих России, проанализированы основные психологические подходы в процессу личностного развития и роль позитивных ценностных ориентаций для успешной деятельности сотрудников МЧС России. Автор, опираясь на труды признанных психологов, показывает фундамент зрелой полноценной личности и проявления невротических расстройств, таких как стремление властвовать, агрессия, недоброжелательность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Крушинская Татьяна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF FUNDAMENTAL VALUES IN PERSONAL DEVELOPMENT SOLDIER

This article proves the importance of the process of personal growth for soldiers of Russia, analyzes the main psychological approaches in the process of personal development and the positive role of value orientations for the successful activity of the employees of EMERCOM of Russia. The author, basing on the works of recognized psychologists, shows the Foundation of a Mature integrated personality and symptoms of neurotic disorders, such as the desire to dominate, aggression, ill.

Текст научной работы на тему «Значимость фундаментальных ценностей в личностном развитии военнослужащего»

УДК 159.922

Крушинская Т.Ф.

ЗНАЧИМОСТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЛИЧНОСТНОМ

РАЗВИТИИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

В статье доказывается важность процесса личностного роста для военнослужащих России, проанализированы основные психологические подходы, в процессу личностного развития и роль позитивных ценностных ориентации для, успешной деятельности сотрудников МЧС России. Автор, опираясь на труды признанных психологов, показывает, фундамент зрелой полноценной личности и проявления невротических расстройств, таких как стремление властвовать, агрессия, недоброжелательность.

Ключевые слова: личностное развитие, ценностные ориентации, самосовершенствование, саморазвитие.

Krushinskaya T.F.

THE SIGNIFICANCE OF FUNDAMENTAL VALUES IN PERSONAL

DEVELOPMENT SOLDIER

This article proves the importance of the process of personal growth for soldiers of Russia, analyzes the main psychological approaches in the process of personal development and the positive role of value orientations for the successful activity of the employees of EMERCOM of Russia. The author, basing on the works of recognized psychologists, shows the Foundation of a Mature integrated personality and symptoms of neurotic disorders, such as the desire to dominate, aggression, ill.

Keywords: personal development, value orientation, self-improvement, self-development.

Проблема личностного развития, которое подразумевает укрепление нравственного стержня и увеличение потенциала личности, способности осознаннее выполнять профессиональные задачи, лучше управлять своей жизнью, жить внутренне богаче, актуальна в настоящее время как для военнослужащих МЧС России, так и для военных специалистов МЧС зарубежных стран, в связи с тем что мир стал менее безопасным, идеологическое противоборство сменилось геополитическим соперничеством новых центров силы, противостоянием религий и к тому же личность в этом нестабильном мире подвергается информационному воздействию, которое часто пагубно сказывается на её профессиональном и духовном мире, даже на жизнедеятельности.

Текущий кризис в мировой политике требует от России, её силовых ведомств и МЧС России, выработки нужной тактики для борьбы

с терроризмом, консолидации сил дружественных стран в этом направлении, что позволит в дальнейшем избежать военных конфликтов.

МЧС России осознает свою ответственность в международных вопросах и понимает: для решения сложных стратегических задач нужно иметь офицерский корпус, готовый квалифицированно и надёжно решать задачи по предназначению, поэтому в вузах МЧС России сегодня необходимо подходить к процессу подготовки кадров военнослужащих творчески, усилить внимание к формированию, корректировке ценностных ориентаций офицеров.

Следует отметить, что интерес к ценностям, поведенческим установкам личности возрастает на грани эпох, в кризисные, переломные периоды истории цивилизации, необходимость осмысления которых требует обращения к проблеме ценностных ориентаций личности. Социальные перемены в российском обществе требуют пе-

реоценки значимости многих фундаментальных ценностей (одной из которых является язык нации), которые стали вытесняться новой системой этических ценностей. Молодые офицеры, уже не связанные с прежними советскими нравственными устоями, не всегда воспринимают и ценности «толерантного», «свободного», «рыночного» общества. По этой причине особое значение сегодня приобретает процесс ценностного самоопределения обучающихся в военном вузе, формирование у них системы ценностных ориентаций, которая имеет в своей основе гуманистическую и деонтологическую (связанную с этикой долга, от др.-греч. 5 еои «должное») направленность, необходимую для успешной профессиональной деятельности сотрудников МЧС.

Обращение к этико-деонтологическим аспектам подготовки специалистов МЧС, формирование у них фундаментальных ценностей, ценностей профессиональной самореализации особенно актуальны в настоящее, нестабильное время, что и определяет значимость изучения закономерностей формирования системы ценностных ориентаций военнослужащих.

Психологическое понятие «личностное развитие» (в других переводах — «личностный рост») изначально было сформулировано Карен Хорни — психологом, чьё имя значится в ряду основателей психологической теории личности, - в работе «Невроз и личностный рост» [7]. Разработано данное понятие в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу.

Личностный рост - это процесс, нацеленный на реализацию и развитие потенциала личности, на изменение сознания, характера, эмоционального баланса и, конечно, ценностных ориентаций. Как правило, этот процесс форсируется в сложных жизненных ситуациях. Импульсом к нему может стать необходимость преодоления препятствий для достижения цели, приобретения жизненно важных навыков, уменьшения уровня внешних и внутренних конфликтов, повышения личностных защит и толерантности. Не вызывает сомнения то, что поступле-

ние и обучение в АГЗ МЧС России относится к важным и сложным ситуациям в жизни офицера.

Представление о личностном развитии базируется на позитивном видении человеческой природы и огромном потенциале внутреннего мира. «Ни один серьезный исследователь вопросов человеческого развития, - пишет Карен Хорни, - не усомнится в нежелательности гордыни или самомнения, или в нежелательности влечения к совершенству, мотивированного гордыней. Но существует широкий разброс мнений о желательности или необходимости системы дисциплинирующего внутреннего контроля ради того, чтобы гарантировать нравственность поведения человека. Принимая даже, что эти внутренние правила способны задавить нашу непосредственность, разве не должны мы, в соответствии с заветом христианства («Будьте совершенны. .. »), стремиться к совершенству? Не будет ли попытка обойтись без таких правил рискованной, фактически разрушительной для нравственной и общественной жизни?» [7, с. 6]. Отвечая на этот вопрос, К. Хорни указывает фактор, от которого зависит ответ, - это наша вера или неверие в природу человека.

Анализируя разные истолкования сущности человеческой природы, Карен Хорни выделяет три основные концепции назначения морали. Первая концепция связана с идеей о том, что человек движим примитивными инстинктами и по своей природе грешен. Из теории 3. Фрейда следует, что целью морали является приручение или преодоление физиологических влечений человека, а не личностное развитие.

Вторая концепция содержит идею о том, что человек от природы одновременно и хорош (добр), и плох (грешен, деструктивен). В таком случае мораль в соединении с верой, применением запрещающих предписаний при наличии сверхъестественной помощи может привести к победе добра, к очищению природы человека.

Третья концепция связана с тем, что личность воспринимается со следующей позиции: «... врождёнными у человека являются кон-

2016'1(28)

структивные силы развития, эволюции, и именно они побуждают человека к осуществлению заложенных в нём возможностей. Это означает, что человек по природе своей добровольно стремится к самоосуществлению, и его система ценностей вырастает из этого стремления. Ясно, что он не может раскрыть свой человеческий потенциал, если не верит в себя, не активен и не продуктивен, если он не строит отношения с людьми в духе взаимности, если отдаётся «поклонению темному идолу Я» и постоянно приписывает свои недостатки несовершенству окружающих» [7, с. 8]. Причём К. Хорни считает, что вырасти, измениться человек сможет только возложив ответственность за это на самого себя.

Мысль о том, что работа над собой, самосовершенствование - первейшая нравственная обязанность, первейшая нравственная привилегия, сближает К. Хорни с представителями гуманистической психологии. Она предъявляет определённые требования к совершенствованию человека: «Искомая трансформация зависит от нашего желания работать над собой и происходит настолько, насколько серьезно мы относимся к нашему росту. Теряя невротическую одержимость собой, мы обретаем свободу роста, освобождаемся для любви и заботы о других людях. Мы хотим обеспечить им возможность для нестеснённого роста, пока они молоды, и помочь им любым возможным путем найти и осуществить себя, когда они блокированы в своем развитии. Идеалом применительно к себе или к другому становится освобождение и культивация сил, ведущих к самоосуществлению» [7, с.

9].

Проблема личностного роста отражена и в трудах А. Адлера (австрийского психолога, психиатра и мыслителя, создателя системы индивидуальной психологии), который определял развитие личности, путь к самосогласующейся, цельной личности как преодоление «комплекса неполноценности». «Стремление к совершенствованию является врождённым в том смысле, что оно - часть жизни, стремление, без которо-

го жизнь была бы немыслимой» [1]. А. Адлер считал, что борьба за личное превосходство, за господство над людьми, жажда власти, часто проявляющиеся агрессии, - результат невроза, чувства неполноценности, отсутствия позитивного социального интереса, общественной солидарности.

По уровню выраженного социального интереса А. Адлер выделил следующие типы личностей: 1) люди, которые стремятся к превосходству: это «особенно часто наблюдается у невротиков... действия, направленные на подчинение, принижение и дискредитацию других. Такие черты характера, как нетерпимость, несговорчивость, зависть, злорадство, самомнение, хвастливость, подозрительность, жадность - короче говоря, все качества, соответствующие состоянию борьбы, должны проявиться в значительно большей степени, чем это требует, например, инстинкт самосохранения или чувство общности» [1, с. 15];

2) люди, которые относятся к внешнему миру паразитически, то есть удовлетворяют свои потребности за счёт других (у них, как и у стремящихся в превосходству, отсутствует социальный интерес);

3) люди, которые боятся неудач, бегут от трудностей, решения жизненных проблем;

4) зрелая полноценная личность, имеющая «чувство общности, из которого происходят нежность, забота о ближнем, дружба, любовь» [1, с. 16].

Адлер был уверен, что живущий для других человек счастливее индивидуалиста, стремящегося к превосходству, власти. Для актуализации личностного роста, преодоления «комплекса неполноценности», ведущего к неврозам, необходимо усилить социальный интерес человека. Теория Адлера способствовала развитию гуманистической психологии, к которой относятся представители школы К. Роджерса и А. Маслоу. В данном подходе личностный рост естествен.

В. Франкл, будучи представителем экзистенциализма, придерживается мнения, что из-

начально человек не обладает позитивной сущностью, но в результате самосозидания обретает ее при наличии собственного ответственного выбора [6, с. 65]. В. Франкл называет ценности смысловыми универсалиями. Человек может сделать свою жизнь осмысленной посредством: 1) того, что дает жизни (ценности творчества); 2) того, что берет от мира (ценности переживания); 3) того, что определяет позицию к судьбе (ценности отношения).

Применительно к образованию и воспитанию человека В. Франкл выделяет творчество как одну из универсальных ценностей для развития и саморазвития человека [6].

Наряду с творчеством, не менее значимой ценностью для человека является любовь: как состояние взаимоотношений на уровне духовного, смыслового измерения, переживаний в его неповторимости и уникальности; как философское осмысление любви к своей профессии, любви к учащимся, воспитанникам. Понятие «личностный рост» В.Л. Леви, современный врач-психотерапевт, психолог, писатель, рассуждает: «Что такое личностный рост? Если у человека становится больше:

- интересов, а с тем и стимулов жить;

- смыслового наполнения жизни;

- возможности анализировать;

_ отличать одно от другого;

- возможности синтезировать;

- видеть связи событий и явлений;

_ понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать;

_ внутренней свободы и независимости;

- ответственности, взятой на себя добровольно;

- любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно.

Синонимы: душевно, духовно» [3].

Важно отметить, что в различных психолого-педагогических концепциях обязательно имеется составляющая, которая не всегда провозглашается, - это отношение к миру, ценностная составляющая. Именно система ценностей, иными словами аксиологическое

кредо, и является реальным фундаментом концептуальных построений процесса личностного развития.

В трудах многих зарубежных психологов (Э. Берна, Ф. Перлза, В. Франкла, И. Ялома) затронута проблема личностного роста. Известные отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), несмотря на то, что не использовали термин «личностное развитие», в большей или меньшей степени разрабатывали проблему, используя термины «самоактуализация», «самореализация», «самосовершенствование», «саморазвитие», «самоосуществление». В ходе саморазвития, как утверждает Б.Г. Ананьев, личность выбирает такие жизненные цели, включается в определенные виды деятельности, которые будут способствовать ее развитию [2]. «Потребность в саморазвитии, - пишет A.A. Реан, - есть основополагающее свойство зрелой личности... Центральное место идее «самости» (самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию) принадлежит и в акмеоло-гии» [5, с. 33].

Саморазвитие не является идеей о достижении абсолютного идеала. Идеальным быть вряд ли возможно. С идеальным человеком, наверное, трудно жить. Но само по себе стремление к саморазвитию - это ценность. Это ценность, которая ведет к благу, которое вслед за Платоном можно принять как высшую, абсолютную ценность [4]. Благо - это добро, добро для личности, добро для общества, добро для цивилизации.

Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. «Кроме всего прочего, - пишет A.A. Реан, - саморазвитие есть источник долголетия человека. При этом речь идет об активном долголетии, и не только физическом, но и социальном, личностном. Постоянное стремление к саморазвитию не только приносит и закрепляет успех на профессиональном поприще, но и спо-

2016'1(28)

собствует профессиональному долголетию, что неоднократно подтверждалось экспериментальными данными» [5, с. 35]. Феномен самоактуализации связан с идеей самотрансценденции (самотрансценденция (от лат. ^апвсепёепйб -выходящий за пределы) - превращение внутренней активности в изменения во внешнем мире). Самотрансценденция предполагает выход человека за пределы собственной личности. Самоактуализация и самотрансценденция - это единый процесс, основанный на эффекте «суперпозиции» - дополнительности.

Надо осознать, что процесс личностного развития является перманентным и не может иметь логического конца или конечной цели. Но

очевидно, что внутренний потенциал личности может раскрываться в специально созданных условиях - в ходе обучения, психологической работы.

Таким образом, личностное развитие базируется на системе фундаментальных ценностей: благо, обретение личностью себя и своего жизненного пути, самоактуализация, гармония между личностью с её внутренним миром и личностью во взаимодействии с внешним миром. Это ориентация в деятельности на окружающих, что очень важно для деятельности военнослужащих, сотрудников МЧС - специалистов одной из самых гуманных сфер деятельности.

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 214 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с.

3. Леви В. Куда жить. М.: Книжный Клуб 36.6, 2012. 448 с. (Конкретная психология).

4. Платон. Государство // Соч. в 3-х т. Т.З. 4.1. М.: Мысль. 1971. С. 218.

5. Реан A.A. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / перевод с англ. Д.А. Леонтьева, M.II. Папуша, Е.В. Эйдмана. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

7. Хорни К. Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию / перевод с англ. F..II. Зам-фир; под ред. М.М. Решетникова. СПб.: ВосточноЕвропейский институт психоанализа и БСК, 1997. 316 с.

Рецензент: доктор педагогических наук, доцент Федотова Ю.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.