что для России важен экспорт ее товаров, что будет укреплением коммерческого баланса. Импорт же просто изменит направление с запада к северу. Участник этого совещания С. В. Востротин добавлял, что река Енисей — связана с Монголией и является отличным транзитным путем для Северного морского пути как в Азию, так и из нее; к тому же использование в полную меру речных возможностей дало бы новые рабочие места и оживило енисейское пароходство, об убытках которого писал В. Миронов [6, с. 9-16]. C.B. Востротин предлагал в качестве выхода из сложной ситуации разрешение льготного ввоза через устье реки Енисея, s
Несмотря на критику своих действий, правительство продолжало свой курс, а любые предложения и новации не находили применения. В 1911 г. чиновник ки снова продемонстрировали свою линию: англичанину Вебстеру, пришедшему с грузом в устье Енисея таможенные пошлины и волокита не только не принесли прибыли, но и повлекли убытки [3,с. 15-30].
Борьба за северное порто-франко в отличие от дальневосточного не получила широкого распространения. Это объясняется прежде всего эпизодичностью его действия и незначительностью объема перевозок. Правительство не дало продемонстрировать этому институту свои положительные и отрицательные качества. Отвергая даже частичное порто-франко, правящая элита «консервировала» Сибирь и ее богатства до того времени, когда буржуазия европейской России будеттотова к их освоению. «Сибирские вопросы» остались едва ли не единственным центральным органом печати, который пытался как-то изменить ситуацию.
Библиографический список
1. Востротин C.B. Северный морской путь//Сибирские вопросы. 1905. № 1.- С.338-361.
2. Востротин C.B. Одна из мер спасения забытого края//Сибирские вопросы. 1906.Nsl.-C.32-41.
3. Востротин C.B. Непреодолимые заграждения Северного морского пути//Сибирские вопросы. 1911. №42-43-44 -С. 15-30
4. Два центральных ведомства за северное порто-франко // Сибирские вопросы. 1908.Ni25.-C.45-47.
5. И.П. Северный морской путь.//Сибирские вопросы. 1910. N«12,-С. 18-20.
6. Миронов В.О. О судоходстве к устью реки Енисея//Сибир-ские вопросы. 1910. №42-43.-С.9-16.
7. Наказ членам Государственной Думы отвыборщиков Томской губернии // Сибирские вопросы. 1907.№.N»12.-С.3-5.
8. Н.С. Скот-Гансен о Северном морском пути // Сибирские вопросы. 1911.№47-48-49,- С.30-34.
9.1. Петербургское попечение о Сибири//Сибирские вопросы. 1907.№30,-С. 1-3.
10.1. Экзамен государственности//Сибирские вопросы. 1907. №37. - С.2-3.
11. L. Недалекие опасности//Сибирские вопросы. 1908.№5 -С. 1-4.
12. L, Министр торговли и северное порто-франко // Сибирские вопросы. 1908.№23-24.-С. 1 -6.
13. N. Непонимание или упрямство? //Сибирские вопросы. 190В. №14,- С.23-27.
14. R. Убогая аргументация двух министерств// Сибирские вопросы. 1908.№ 43-44,- С.35-41.
ИГНАТЧИК Андрей Владимирович, аспирант кафедры «Отечественная история».
УДК 947 о А. В. ДВОЙНЕВ
Омский государственный технический университет
ЗНАЧЕНИЕ
«ВОСПОМИНАНИЙ» Г. Н. ПОТАНИНА ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. М. ЯДРИНЦЕВА
В статье оценивается значение мемуарного наследия выдающегося ученого и общественного деятеля Г. Н. Потанина для характеристики деятельности одного из основателей сибирского областничества Н. М. Ядринцева. По мнению автора, это необходимо для детализации той историографической ситуации, которая сопровождала возникновение и развитие областничества как явления общественной жизни Сибири.
Григорий Николаевич Потанин родился 21 сентября 1835 года в станице Ямышевской Семипалатинской области. Он умер в городе Томске, где прожил безвыездно с 1902 года в течение 18 лет, 30 июня 1920 года. В историю Потанин вошел как выдающийся путешественник, географ, этнограф, ботаник, специалист по восточному эпосу. Но Г. Н. Потанин был также одним из идейных вдохновителей сибирского областничества, его перу принадлежат работы, в которых были сделаны первые попытки теоретического осмысления истории сибирского областничества 1860-
1890-х годов («Областническаятенденция в Сибири» (1907), «Нужды Сибири» (1908)). Кроме того, он написал массу статей в периодике, а в Томске Потанин диктовал свои «Воспоминания». Эти работы могути должны, на наш взгляд, служить не только историческими, но и историографическими источниками по истории сибирского областничества. «Воспоминаниям» Потанина, например, М. В. Шиловский отводит особое место не только среди мемуаров, но и вообще в комплексе источников по истории движения, во-первых, потому, что их объем довольно-таки велик
(около 40 п. л.), и во-вторых, так как в них подробно освещаются все основные вехи истории движения периода 60-90-х годов XIX века. Но это позволяет, на наш взгляд, «Воспоминаниям» занять особое место и среди историографических источников. Выяснить роль «Воспоминаний» как историографического источника и является целью данной статьи. Прежде всего, как это было уже указано выше, они были написаны в Томске в промежутке между 1913-1916 гг. Это был период довольно-таки напряженной деятельности Потанина. Прежде всего, после трагической кончины Н. М. Ядринцева Г. Н. Потанин встал во главе областнического движения. В Томске он занимался разноплановой общественной и культурной деятельностью^ 1903-1904 гг. он вел воскресное иллюстрированное приложение к газете «Сибирская жизнь», в 1905 г. Григорий Николаевич принял активное участие в земской кампании, в 1907-1915 гг. Потанин является одним из учредителей Высших женских курсов в Томске, председателем «Общества попечения о народном образовании в Томске», членом совета Общества изучения Сибири, создателем Томского литературно-драматического общества. «Воспоминания» публиковались частями в «Сибирской жизни» в периоде 1913 по 1916 гг. Затем они были перепечатаны в 1983 году [ 1].
Для нас «Воспоминания» представляют ценность потому, что созданы они были как памятник мемуаристики (они были написаны на основе дневников) и они содержат в себе, на наш взгляд, не статичную, а «живую» оценку истории областничества как ее понимал Г. Н. Потанин. Мы присоединяемся к точке зрения Н. Н. Яновского, который одним из первых обратился к мемуарному наследию Потанина и который высказал ее в своей статье, посвященной «Воспоминаниям»: «Отличие воспоминаний Потанина от книг Б. Глинского и М. Лемке в том, что тут мы видим «живого» Ядринцева: в Петербурге 60-х годов, в Омске, где он произносит горячую речь о необходимости сибирского университета, в Томске в период его участия в «Томских губернских ведомостях.... Затем Яд-ринцев изображен в тюрьме, на следствии, в общении с разными людьми ... . В ссылке Ядринцев деятельно работает в «Камско-Волжскойгазете»... Сам Потанин называет этот период «зарождением сибирского областничества» и недалек от истины: основы «областнической идеи» высказаны Ядринцевым и Потаниным именно в эти годы и в этой газете. Ядринцев бескорыстной за свой счет отправляется в Омск (как бывший «преступник», он не имел права занимать государственную должность, хотя и был приглашен на работу генерал-губернатором Западной Сибири). Здесь он весь окунулся в работу: «заглянул в тайны управления», познакомился с чиновниками, часто консервативными, бескомпромиссно полемизировал с ними, способствовал открытию Омского отдела Русского географического общества, путешествовал по Алтаю... . После отъезда (по болезни) западно-сибирского губернатора Н. Г. Казнакова ... вынужден был покинуть Омск и Ядринцев. В Петербурге деятельный Ядринцев вскоре основывает газету «Восточное обозрение»... И вслед за этим идет сопоставление трех «областных писателей» — Т. Г. Шевченко, И. И. Железнова, писателя уральского казачества, и Н. М. Ядринцева.... Иркутск80-хгодов, куда была переведена газета «Восточное обозрение», смерть жены Ядринцева, Аделаиды Федоровны, серьезные противоречия Ядринцева с иркутской молодежью и постепенное угасание газеты, а вместе с нею и угасание самого ее основателя — вот содержание последу-
ющих глав «Воспоминаний». [2] Мы привели такой длинный отрывок из статьи Яновского потому, что в нем на наш взгляд удачно раскрыта структура «Воспоминаний», и при этом H.H. Яновский рассматривает эту работу в ряду других работ Потанина, опубликованных ранее — «Областническая тенденция в Сибири» и «Нужды Сибири». Для нас важны те места «Воспоминаний», в которых говорится об обстоятельствах возникновения и развития областничества. Как уже упоминалось ранее, зарождение сибирского областничества Потанин связывает с публицистической деятельностью Ядринцева времен его со-трудничествав «Камско-Волжскойгазете» (1873 год). Вообще «Воспоминания» состоят из частей, каждая из которых распадается на главы. Зарождение областничества (как он это понимал) Потанин описывает в главе 6 части 8-й своей работы. Перед этим он рассказывает о своем знакомстве с К. В. Лаврским, фактическим редактором этой газеты. Затем он пишет: «Для газеты был значительный удар — ссылка Лаврского, да и сам он был удручен. В Никольске он продолжал жить интересами газеты. Он предложил мне принять участие в ней, обещая свободу от всяких редакторских стеснений.... Ядринцев и я начали усердно писать в «Камско-Волжскую газету». ... Мы оба так много в нее писали и с таким увлечением, что можно теперь сказать: родоначальником сибирской областнической печати была — «Камско-Волжская газета». [1, с. 279-281] На последующих страницах своей работы Потанин не раз обращается к «казанскому» периоду творчества областников: «Я и Ядринцев писали в казанской газете много неинтересного для казанских читателей. Когда Ядринцев писал о заведении новых умственных центров в России, о монополии Петербурга в умственной жизни, в литера туре и книгоиздательстве, о печальном положении провинциальной печати, то казанский читатель находил еще в этих статьях интерес; но если б он начал наполнять газету статьями против ссылки в Сибирь, казанский читатель заскучал бы». [1, с, 293] Скромность Потанина, о которой сохранилось так много свидетельств, сказывается и здесь: следующим шагом в развитии областничества он видит деятельное участие Ядринцева в иркутской газете «Сибирь» (1875— 1882): «Никто до Ядринцева не обобщал интересов Сибири. ... Первый, кто сделал это, был Ядринцев. Он указал две-три задачи, в разрешении которых была заинтересована вся Сибирь, а не одна какая-нибудь часть ее. С первых же страниц «Сибирь» превращается в орган для разработки интересов о сибирском университете и об отмене ссылки в Сибирь». [I.e. 301] Дело в том, что с 1875 года руководство газетой «Сибирь» переходит в руки А. П. Нестерова, М. В. Загоскина и В. И. Вагина, а это сделало возможным областническую деятельность Ядринцева. Потанин пишет об этом так: «Теперь мы можем бросить взгляд на это прошлое с расстояния в несколько десятилетий. Мы видим, что Ядринцев явился в «Камской газете» чуждым наростом; он использовал казанскую прессу только до тех пор, пока не пустил корни в настоящую, свою почву. Тотчас, как только это случилось, чуждый нарост слетел с казанской прессы. Ядринцев переносит свою литературную деятельность в «Сибирь»... .». [1,с. 302] Следует отметить, что далее Григорий Николаевич дополняет этот хронологический ряд своими рассуждениями о том времени, связывая их и с современными ему днями: «Обидното, что все умственные силы, работающие для той огромной территории, на которой раскинута провинция ... сосредоточены на небольшом клочке земли..., а сама
провинция в этой благородной работе лишена возможности участвовать. Творчество, в искусстве ли, в науке ли, все равно, - самый высокий дар, которым природа облагодетельствовала человека. И из разных неравноправий, созданных злой судьбой человечества, самое обидное неравноправие — это неравенство в правах на творчество. ... Только в корне изменив существующие условия общественной жизни, можно получить другие результаты». (1, с. 303] На наш взгляд, примечательно то, что эти выводы Г. Н. Потанина сохранили свое значение и по сию пору.
Как об этом уже говорилось выше, Потанин связывает развитие областничества почти всецело с Яд-ринцевым, а об этом человеке, с которым его связывали долгие годы жизни, он отзывается на страницах своих работ с нескрываемой теплотой. Следующим шагом в развитии областничества он выделяет появление в Санкт-Петербурге ядринцевской газеты «Восточное обозрение». Потанин так рассказывает об обстоятельствах возникновения газеты: «В Петербурге Ядринцев нашел сочувствие своему предприятию, т. е. изданию печатного органа для Сибири, в лице богатого и образованного иркутянина — Владимира Платоновича Сукачева.... Этот сибирский меценат дал Ядринцеву значительную сумму на издание газеты.... Ходатайство о разрешении газеты перед главным управлением по делам печати взял на себя П. П. Семенов [П. П. Семенов-Тян-Шанский]. Во избежание лишних затруднений, Семенов придумал для газеты скромное название: «Восточное обозрение». «Сибирское обозрение» — Семенов боялся — вызовет раздражение в чиновниках. Это будет пахнуть сепаратизмом. Разрешение было получено и осуществилась мечта всей жизни Ядринцева». [3, с. 38-39] Ядринцев начинает издавать газету «Восточное обозрение» с 1882 года. С 1882 до конца 1887 года эта газета издавалась Ядринцевым в Петербурге. Как раз в это время Ядринцев и проявляет себя в полной мере: «... В это время он сделал большие знакомства в кругу петербургских ученых; имел знакомства во всех редакциях либеральных журналов ... . Ядринцев был журналистом и в то же время общественным деятелем». [3, с. 40] Потанин рассказывает, как горячо Ядринцев боролся за отмену ссылки в Сибирь, как много он сделал для укрепления сибирского землячества в столице, какие шаги он предпринимал в разработке переселенческого вопроса. Любопытна та оценка, которую давал Потанин Ядринцеву, сравнивая его с другими «областническими» писателями — Т. Шевченко и И. Железновым: «Областническая тенденция неодинаково выразилась в чувстве этих трех областников-писателей. ... Железнов был более цельный областник, чем Ядринцев. В нем во сто крат больше «областного эгоизма», чем в Ядринцеве. Такой тип, как Железнов, имеет более шансов на доверие массы ... Ядринцев никогда не питал таких ирокезских чувств. Это объясняется условиями его публицистической деятельности; он был адвокатом не одной какой-нибудь расы — он принял на себя защиту всего населения Сибири, не различая племен». [3, с. 44-45] Затем Потанин размышляет о сущности сибирского областничества, он выделяет в сибирском областничестве некую интеллектуальную основу, когда говорит, что Ядринцев пришел к областничеству рассу-
дочным путем: «А между тем, признав все, что говорится в пользу патриотического чувства, за праздные слова, чувствуешь, что обязанность с тебя не снимается. ... Не следует ли кредитора видеть в том обывателе, который увидел в вас защитника его, обывателя, интересов ... и окружил ваше имя своими симпатиями?» [3, с. 46] Первый год издания был самым счастливым для Ядринцева, но затем последовали жалобы со стороны сибирских властей и после нескольких предупреждений газета перестала быть бесцензурной, вследствие чего подписка на газету резко упала. После этого редакция газеты по настоянию Потанина была перенесена в Иркутск, чтобы быть ближе к своему непосредственному читателю. Здесь то и развернулись те драматические события, которые Потанин в своих «Воспоминаниях» характеризует как столкновение областничества и централизма. Вот что свидетельствует об этом Потанин: «Культура была у Ядринцева первым пунктом его жизненной программы. Его культ была красота человеческой жизни; он мечтал о развитии науки и всех родов искусства. Под демократической программой он разумел развитие всех умственных и духовных сил каждого человека, входящего в состав государства, включая сюда и все крестьянство. ... В другом роде был Николай Михайлович Астырев. Это был публицист-аскет. Вся программа жизни заключалась у Астырева в одном пункте — служить народу, т. е. крестьянству». [3, с. 59] Таким образом, Ядринцев оказывается в неблагоприятной для себя ситуации, когда ему надо было издавать газету при большом дефиците сотрудников. В результате газета захирела. Все эти события Потанин описывает, оставаясь другом Ядринцева, сопереживая ему. По мысли Потанина, Ядринцев-об-щественник оказался оторванным в Иркутске от дружественной ему среды, оказавшись в окружении радикально настроенной молодежи.
В целом надо признать, что «Воспоминания» Потанина вкупе с другими его работами являются важным историографическим источником. Личность их создателя, стоявшего у истоков областничества, его близкая дружба с Н. М. Ядринцевым — все это позволяет нам говорить о том, что уже в начале XX века история областничества подвергается специальному изучению и осмыслению. Для Потанина характерным является выдвижение в областничестве его культурной составляющей, при этом роль областничества он оценивает безусловно позитивно, с прогрессивных позиций.
Библиографический список
1. Потанин Г. Н. Воспоминания //Литературное наследство Сибири. - Новосибирск, 1983, - Т. 6. - С. 23 - 303.
2. Яновский Н. Н. О «Воспоминаниях» Г. Н. Потанина // Литературное наследство Сибири. — Новосибирск, 1983. - Т. б. — С. 7 - 22.
3. Потанин Г. Н. Воспоминания (Окончание) // Литературное наследство Сибири. - Новосибирск, 1986. - Т. 7. - С. 33 - 150.
ДВОЙНЕВ Андрей Валерьевич, аспирант кафедры отечественной истории.