Научная статья на тему 'Значение воспитания в педагогическом деятельности преподавателя дошкольного воспитания и спорта'

Значение воспитания в педагогическом деятельности преподавателя дошкольного воспитания и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
педагогика / специально организованная деятельность педагогов / отрасль педагогике / реализации целей обучения и воспитания

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дилноза Дилмуродовна Тоймуродова

В широком педагогическом значении воспитание это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких моральнополитических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности. Понятие «воспитание» одно из ведущих в педагогике. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов (воспитателей) и воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в условиях педагогического процесса. В первую очередь, это относится к формированию у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение воспитания в педагогическом деятельности преподавателя дошкольного воспитания и спорта»

Значение воспитания в педагогическом деятельности преподавателя дошкольного воспитания и спорта

Дилноза Дилмуродовна Тоймуродова Университет Турон Зармед

Аннотация: В широком педагогическом значении воспитание - это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности. Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов (воспитателей) и воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в условиях педагогического процесса. В первую очередь, это относится к формированию у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм.

Ключевые слова: педагогика, специально организованная деятельность педагогов, отрасль педагогике, реализации целей обучения и воспитания

The value of education in the pedagogical activity of a teacher of preschool education and sports

Dilnoza Dilmurodovna Toymurodova Turon Zarmed University

Abstract: In a broad pedagogical sense, upbringing is a purposeful, organized formation of people's stable views on the surrounding reality and life in society, a scientific worldview, moral ideals, norms and relationships, the development of high moral, political, psychological and physical qualities, as well as behavioral habits that meet the requirements of the social environment and activities. The concept of "education" is one of the leading in pedagogy. Education in the narrow sense is considered as a specially organized activity of teachers (educators) and pupils to achieve the goals of education and upbringing in the conditions of the pedagogical process. First of all, this refers to the formation of a person's personal qualities, attitudes, beliefs, values and norms.

Keywords: pedagogy, specially organized activities of teachers, branch of pedagogy, implementation of the goals of education and upbringing

Наверняка, каждый молодой педагог дошкольного воспитания и спорта, закончивший институт, и ещё не забывший свои школьные годы и взаимоотношений с учителями, мечтает о том, что, придя в школу, он постарается стать лучшим другом для своих учеников, будет их понимать, поддерживать, направлять. Но переступив порог школы и проработав какое-то время, молодой педагог дошкольного воспитания и спорта понимает, что не так-то легко осуществить свои мечты, а порой он сталкивается с рядом проблем, которые очень быстро разрушают его мечту и желание работать в школе. И это не только проблемы, связанные с преподаванием предмета, заполнением всякого рода документации, дисциплиной на уроках, а очень часто это проблемы, связанные с неумением правильно выстроить общение с учениками, а иногда и с учителями-стажистами.

Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае - это «роскошь», в другом -профессиональная необходимость. Труд педагога дошкольного воспитания и спорта относится к тому виду человеческого труда, который невозможен без общения.

В основе обучения и воспитания дошкольного воспитания и спорта лежит общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

На сегодняшний день педагог дошкольного воспитания и спорта, продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом дошкольного воспитания и спорта, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.

1. Авторитарный

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.

При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.

Учитель - педагог дошкольного воспитания и спорта, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль их выполнения. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

2. Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль

оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель, в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния, осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

3. Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь, в первую очередь, оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

Гуманистическое воспитание - представления о воспитании, целью которого является гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического взаимодействия.

Воспитание физическое - воспитание, направленное на физическое развитие человека, тренировку двигательных навыков, повышение иммунитета и работоспособности человека, а также силы воли и характера.

Воспитание умственное - воспитание, которое направлено на развитие интеллектуальных способностей личности, интереса к познанию окружающего мира и себя, формирование культуры учебного труда.

Воспитание нравственное - воспитание, основой которого являются этические требования современного общества и соответственное формирование у личности морально-нравственных норм, ценностей, нравственного поведения.

Воспитание трудовое - воспитание, предполагающее социально-трудовую адаптацию человека к жизни в обществе, развитие трудовых качеств личности (добросовестности, трудолюбия, ответственности), формирования положительного отношения к труду и миру профессий, создания условий для профессионального самоопределения личности.

Формирование личности начинается только тогда, когда происходит внешних знаний, ценностей, норм, опыта, правил поведения во внутренний психический план, в убеждения, установки, поведенческие реакции, т. есть наблюдается процесс интериоризации, создание внутренних структур человеческой психике благодаря усвоению внешней социальной деятельности. Таким образом, с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации. Воспитание - многофакторный процесс. В процессе воспитания происходит влияние как объективных, так и субъективных факторов.

Использованная литература

1. ЭЮ Исломов, БХ Хамроев, ДЗУ Сафаров. Управление воспитанием юного спортсмена во время занятий физическими упражнениями и на тренировке. Вопросы науки и образования, 16-19.

2. Islomov, Eldor Yusupovich. Management of the education of a young athlete during physical exercise and training. Magazine. Questions of science and education, 104 - 108.

3. ЭЮ Исломов. Основы методологии решения задач планирования и оптимизации методов и методики по обучению гимнастическим упражнениям. Science and Education 2 (11), 1056-1060

4. EY Islomov. Some Interesting Artistic Games in Teaching Arts for elementary lavel Scholl children. International Journal of Recent Texnalogy and Engineering. Международный журнал новейших технологий и инженерии 3

5. EY Islomov, Am bahodirovna. the essence of spirituality in the uzbek language. xiii международная научно-практическая конференция" язык и культура", Челябинск

6. ГМК Акрамова, ЭЮ Исломов. Развитие и совершенствование методов и приёмов по гимнастике. Science and Education 3 (2), 1126-1131

7. ЭЮ Исломов, ГМК Акрамова. Гимнастические упражнение основа физической культуры, воспитания спортсмена во время занятий. Science and Education 3 (2), 1448-1453

8. E Islomov. Barkamol avlodni tarbiyalash soglom turmush tarzi psixologiyasini shaklantirish omili sifatida. Центр научных публикаций (buxdu. uz) 2 (2)

9. EY Islomov. Yuqori malakali kurashchilarning musoboqa faoliyatidagi oziga xos xususiyatlarini xisobga olgan xolda mashgulotlar jarayononi tuzish. Jismoniy tarbiya va sport muammolari 1 (1), 54-57

10. EY Islomov. Bo lajak mutaxasisslarning kommunikatif kompanentligini shakllantirishda volontyorlik guruxlarning o'rni. Pedagogik Mahorat 4 (4), 51-53

11. ЭЮ Исломов. Основные концепции общеобразовательной школы по физическому культуре, проблемы и методы во время занятий физическими упражнениями на тренировке гимнастике . Science and Education 3 (4), 1779-1784

12. ЛХК Рахимова, ЭЮ Исломов. Кружковое занятие учителя по художественному гимнастики. Упражнения общеразвивающего характера по художественному гимнастике в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (4), 1563-1569

13. E Islomov. Boshlang 'ich sinf o 'quvchilarining ta 'lim-tarbiyasida oilaning. центр научных публикаций (buxdu. uz) 8 (8)

14. ЭЮ Исломов, БХ Хамроев, ДЗУ Сафаров. Управление воспитанием юного спортсмена во время занятий физическими упражнениями и на тренировке. Вопросы науки и образования, 16-19.

15. Islomov, Eldor Yusupovich. Management of the education of a young athlete during physical exercise and training. magazine. Questions of science and education, 104 - 108.

16. ЭЮ Исломов. Основы методологии решения задач планирования и оптимизaции методов и методики по обучению гимнастическим упражнениям. Science and Education 2 (11), 1056-1060

17. EY Islomov. Some Interesting Artistic Games in Teaching Arts for elementary lavel Scholl children. International Journal of Recent Texnalogy and Engineering. Международный журнал новейших технологий и инженерии 3

18. EY Islomov, AM Bahodirovna. The essence of spirituality in the uzbek language. xiii международная научно-практическая конференция" язык и культура", Челябинск

19. ГМК Акрамова, ЭЮ Исломов. Развитие и совершенствование методов и приёмов по гимнастике. Science and Education 3 (2), 1126-1131

20. ЭЮ Исломов, ГМК Акрамова. Гимнастические упражнение основа физической культуры, воспитания спортсмена во время занятий. Science and Education 3 (2), 1448-1453

21. E Islomov. Barkamol avlodni tarbiyalash soglom turmush tarzi psixologiyasini shaklantirish omili sifatida. центр научных публикаций (buxdu. uz) 2 (2)

22. EY Islomov. Yuqori malakali kurashchilarning musoboqa faoliyatidagi o'ziga xos xususiyatlarini xisobga olgan xolda mashgulotlar jarayononi tuzish. Jismoniy tarbiya va sport muammolari 1 (1), 54-57

23. ЛХК Рахимова, ЭЮ Исломов. Кружковое занятие учителя по художественному гимнастики. Упражнения общеразвивающего характера по художественному гимнастике в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (4), 1563-1569

24. E Islomov. Boshlang 'ich sinf o 'quvchilarining ta 'lim-tarbiyasida oilaning. центр научных публикаций (buxdu. uz) 8 (8)

25. Khojiev Azizjon Kaimovich, Modern approaches to the development of students' independent cognitive activity, Web of Scientist: International Scientific Research Journal: Vol. 3 No. 10 (2022): wos

26. Khojiev Azizjon Kaimovich, Formation of knowledge independence of students as a pedagogical problem, Web of Scientist: International Scientific Research Journal: Vol. 3 No. 10 (2022): wos

27. Khojiev Azizjon Kaimovich, The development of students'independent cognitive activity Solution of social problems in management and economy 2022

28. ФВ Халилов - Эксплуатация автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.