Научная статья на тему 'Значение военного образования и науки РФ в обеспечении национальной безопасности страны'

Значение военного образования и науки РФ в обеспечении национальной безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение военного образования и науки РФ в обеспечении национальной безопасности страны»

дисциплине и чтения пробной лекции перед учёным советом, он может стать преподавателем любого военно-учебного заведения, где есть вакансия.

Таким образом, преподавателем военного вуза при равных условиях с лицами гражданского персонала должен стать офицер. Ему следует здесь отдавать предпочтение и армейская система должна этому способствовать.

Список использованной литературы

1. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа: Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России. - М.: Учпедгиз, 1958. - 244 с.

2. Волков С.В. Русский офицерский корпус. - М.: Воениздат, 1993. - 368 с.

3. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского военно-сиротского дома. 1798-1898 гг. / Под главною редакцией А.Н. Петрова. - СПб., 1898. -770 с.

4. Бобровский П.О. Юнкерские училища. Историческое обозрение их развития и деятельности. В 2 т. Т.1. - СПб.: Издание книгопродавца Я.А. Исакова, 1872. - 270 с.

5. Криницкий Ю.В. Малые проблемы большого образования // Военно-промышленный курьер, 2014. - № 4. - С. 6-7.

6. Бугаев В.П., Рязанов М.Ф. Проблемы повышения качественного уровня профессорско-преподавательского состава военных кафедр // Военная мысль, 2004. - № 9. - С. 67-71.

7. Коменский Я.А. Пансофическая школа. Режим доступа // http://pedagogic.ru/books/item/fD0/s00/z0000054/st003.shtml (дата обращения: 3.07.2014).

8. Дудоладов А.А. К вопросу о военно-профессиональной подготовке педагогических кадров для высших военно-учебных заведений // Вестник военного университета, 2007. - № 1. - С. 66-75.

ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Ю.А. Салтыкова, старший преподаватель, к.э.н.

ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г.Воронеж

Современные военные конфликты демонстрируют иной характер войны, нежели привычное применение оружия. Все большую роль играют

невоенные способы, которые по масштабам жертв и разрушений, негативным социальным, экономическим и политическим последствиям, т.е. по своей эффективности порой полноценно превосходят силу оружия. Это разнообразие методов воздействия на противника можно назвать политическими, экономическими, информационными, психологическими войнами. Однако применение военных мер не исключается, дополняется мерами скрытого характера, в том числе реализацией действиями сил специальных операций.

Сегодня военно-политическая обстановка в мире, в частности, в Северной Африке и на Ближнем Востоке и последние события на Украине упрямо свидетельствует о применении этих мер.

Что касается России, которая обладая уникальным сочетанием природных ресурсов и огромной территорией, является объектом пристального внимания со стороны глобальных потребителей. «Россия после 2015 г. может оказаться в самом центре ожесточенной схватки за природные богатства» - подтверждает угрозу В. Комоедов в своем докладе на научной конференции «Военная безопасность России: XXI век» [8]. Незримая борьба уже ведется давно и вовсю с тех пор, когда стало ясно, что Россию невозможно покорить силой оружия, тем более что страна обладала таким ракетно-ядерным потенциалом, сама могла бы разрушить половину планеты. Следовательно, такая война с целью захвата и контроля территорий, использования ресурсов стала бы бессмысленной. Поэтому был реализован совершенно иной подход в войне - разгромить сильную страну без прямого военного вмешательства, СССР с его научным, индустриальным величием и высоким морально-нравственным здоровьем общества распался.

В сложившихся условиях военно-политической обстановки актуален вопрос о сущности современной войны и подготовке к ней. Современная война не является войной в классическом понимании, когда противостоят друг другу государства и их армии. Сегодня, как подчеркивает А. Владимиров, «война - это не «когда стреляют пушки», а когда на наших глазах из истории исчезают целые народы, возникают и рушатся государства» [1]. В соответствие с этим необходима продуманная стратегия строительства и развития Вооруженных Сил на долгосрочную перспективу. Начальник Генштаба ВС РФ В. Герасимов признает, что сущность традиционных военных действий Армия России освоила, но «об асимметричных формах и способах наши знания поверхностны» [2]. При этом акцентируется роль военной науки, которая, на наш взгляд, находится не только в компетенции послевузовского военного образования. Необходимо подчеркнуть, что становление личности военных кадров осуществляется в системе профессионального военного образования.

Современные задачи, которые стоят перед военной наукой, решаются на фоне реформирования научно-исследовательских

организаций Министерства Обороны России. Реформы военного образования и науки последних лет, целью которых являлась оптимизация, по существу означали объединение НИИ, НИО и сокращение вузов (в 2012 г. количество военных вузов сократилось в 7 раз - с 71 до 10), что привело к тому, что военно-научный комплекс РФ претерпел не просто значительные, а кардинальные изменения. Прежде всего, произошла невосполнимая потеря профессорско-преподавательского и научного состава, утрата учебно-материальной базы, включающая уникальные экспериментальные установки, единичные макеты и агрегаты военной техники и вооружения. Между тем оптимизация - это научный инструмент поиска и выбора наилучшего варианта.

Важнейшей задачей военной науки, подчеркивает вице-премьер Д. Рогозин, является военно-научное обоснование роли различных структур в системе образования, в защите государства. Экономическая причина реформ, а не научное обоснование, не научное исследование явились мотивом закрытия знаменитых военных вузов страны, и, следовательно, кадрового сокращения ученых, которые безвозвратно переходят, в лучшем случае, в гражданскую научную сферу. Это подрывает национальную безопасность государства. Пытаясь сэкономить на военном образовании, страна терпит огромные убытки: ракеты взрываются, самолеты падают, техника ломается.

В мире считается наиболее эффективным вложение средств в науку и образование. Это приносит не скорые, но весьма внушительные финансовые результаты. Во времена СССР действовала установка, что «один рубль, вложенный в образование, дает отдачу в десять рублей». Государство вкладывало деньги с тем, чтобы потом получить отдачу в виде передовой страны с космосом, ядерной бомбой и ядерным щитом, позволившим весь мир уберечь от катастрофы. При этом плоды военной науки и образования пожинаем до сих пор.

Военное производство, развитие которого невозможно без соответствующих научно-исследовательских работ, как неотъемлемый атрибут человеческого общества переросло в ВПК в крупнейших и наиболее экономически развитых государствах мира. Остальные страны стали покупателями оружия и военной техники. В производстве оружия накапливается уникальный технический опыт, и все новейшие изобретения распространяются в гражданских отраслях промышленности. При этом значительно возрастает технологический уклад. Возможности военного производства в значительной степени стали определять статус государства в мире, его влияние на мировой порядок и способность трансформировать свое влияние на другие народы, государства и цивилизации.

Претерпели изменения и образовательные стандарты, которые направлены на улучшение качества образования. При внедрении новых образовательных стандартов начинается перераспределение учебного

времени по дисциплинам, вернее сокращение количества учебных часов на изучение гуманитарных предметов в пользу изучения профильных военных дисциплин в военных вузах [7].

Необходимо отметить, что среди специальных технических дисциплин, необходимых для овладения специальностью, важную роль играет социально-гуманитарная подготовка офицерских кадров.

На основе гуманитарных дисциплин формируется мышление, методология научного познания, умение объективно, с позиций интересов государства, народных масс оценивать все общественные явления как внутри страны, так и за рубежом, способствует выработке социальной компетентности. Проблемы РФ требуют не только изучения различных сторон экономической жизни, особенностей функционирования и взаимодействия основных субъектов экономических отношений. Они постоянно требуют создания системы знаний, позволяющей учесть все объективные социально-экономические законы, обусловливающие сложность, противоречивость, непредсказуемость и многообразие действительности, что поможет в решении практических задач. Поэтому знание основных тенденций мировой экономики, понимание логики экономических процессов мира, устройства мирового хозяйства необходимы каждому человеку, находящемуся на пути становления специалиста, в т.ч. и военного [6]. Кроме того, «одна хорошая военная подготовка ни в коей мере не может служить основанием для производства в офицеры... Офицер - это джентльмен, получивший либеральное образование, с аристократичными манерами и непоколебимым чувством собственного достоинства» - говорил основатель Флота США и адмирал русской службы Джон Пол Джонс.

Специфика военного образования заключается в том, что эта система подготовки, обучения и воспитания будущих офицеров, способных эффективно работать в условиях непрерывных стрессов, неопределенности, опасности для самой жизни и жесткой личной ответственности за качество и последствия принимаемых решений. Это принципиально иная система жизни, которая учит уметь и хотеть служить Родине, а не зарабатывать, в том числе и за ее счет, как этому обучают в некоторых престижных гражданских вузах, требует Будущий офицер должен обладать навыками воспитательной и организаторской работы в совершенно специфической обстановке жизни и деятельности войск. Таких специалистов гражданское образование готовить не в состоянии, так как для получения такого штучного продукта, каким по определению является военный профессионал, нужна Для успешного строительства ВС РФ необходимо не только ресурсное обеспечение мероприятий, позволяющих увеличить долю современных образцов вооружения и военной техники, но и акцентуация передовой национальной военной мысли, военной науки. Профессиональное военное образование

стратегически важно для армии и власти, все эти компоненты должны иметь высочайшее качество и специально культивироваться государством, чтобы обеспечить национальную безопасность на долгосрочный период.

Список использованной литературы

1. Владимиров А. Россия готовится к войне прошлого // Военно-промышленный курьер, 2013. - №5(473). С.6-7.

2. Герасимов В. Ценность науки в предвидении // Военно-промышленный курьер, 2013 -№8 (476).

3. Зюганов Г.А. Кризис в тени иллюзий // Правда. 2013. - №39 (29957).

4. Ивашов Л. Через призму угроз России// Военно-промышленный курьер, 2013. - №7 (475).

5. Комлева Н.А. Арабская весна: геополитический аспект// Военно-политическое обозрение. Url: http://www.belvpo.com/24673.html (дата обращения: 2.04.13).

6. Салтыкова Ю.А., Карасёв А.В. Современные тенденции военной науки РФ // Православный ученый в современном мире: Мат-лы междунар. Науч.конф. - Воронеж: Издатель О.Ю. Алейников, 2013. - С. 170-173.

7. Тельманов Д. Военным вузам обрезали русский язык и философию // Известия. 2013. Url:http://www.izvestia.ru/news/547118 (дата обращения: 6.04.13).

8. Что угрожает России // Военно-промышленный курьер, 2013. -№8(476). - С. 9.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ

С.В. Слончак, преподаватель Р.В. Коточигов, старший преподаватель Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Понятие «условие» в философской науке определяется как отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он не существует; условия - это среда, в которой явление возникает, существует и развивается; это обстоятельства, которые определяют те или иные последствия, наступление которых благоприятствует одним процессам или явлениям и препятствует другим [1, с. 1072].

В.И. Андреев справедливо полагает, что дидактические условия представляют собой результат «... целенаправленного отбора,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.