Озерова А.В.
ЗНАЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕНЬШИНСТВА В ИССЛЕДОВАНИИ КОНФОРМИЗМА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: конформизм, меньшинство, большинство, влияние, поведение.
Аннотация: В повседневной жизни человеку постоянно приходится принимать решения в выборе поведения, но не всегда субъект их принимает самостоятельно. Влияние большинства позволяет обеспечивать стабильность отдельных групп и социальной системы в целом, но одновременно препятствует развитию. И лишь благодаря меньшинству отдельные группы и общество в целом способно к изменению.
Key words: conformism, minority, majority, influence, behaviour.
Abstract: In his everyday life one has to choose a way to behave, but seemingly self-determined, this choice is not always independent. Majority opinion provides constancy of individual groups and the whole social system but blocks their development as well, it is the minority, due to which their developments are possible.
Одним из видов влияния на поведение индивида является конформизм. Социальное влияние, или конформизм - это пассивное согласие индивида с общественными нормами, с взглядами и мнениями, которые существуют в группе, в которую входит индивид.
Исключительный интерес к влиянию большинства сохранялся в социальной психологии на протяжении почти 20 лет. Однако в 1970-х гг. специалисты заговорили о противоположном феномене - влиянии меньшинства.
Психологическими аспектами влияния меньшинства заинтересовался С. Московичи. Как и многие его современники, он стал свидетелем массовых волнений в Европе и Северной Америке, видел, как возникали новые социальные движения и распространялись новые идеи, еще вчера считавшиеся невероятными. Московичи утверждал, что существует три разных направления социального влияния:
• конформизм (conformity), возникающий под влиянием большинства, при котором большинство убеждает меньшинство принять свою точку зрения;
• нормализация (normalization) - взаимный компромисс большинства и меньшинства, при котором и те и другие немного изменяют свою позицию;
• инновация (innovation), при которой меньшинство создает конфликт для того, чтобы убедить большинство принять свою позицию [1].
Влияние большинства обеспечивает стабильность отдельных групп и социальной системы в целом, но одновременно препятствует развитию. Источником социальных инноваций всегда является один или небольшое количество людей, чьи действия и взгляды нарушают существующие социальные нормы. Привлекая внимание к своей позиции, меньшинство постепенно убеждает не согласных в своей правоте. Лишь благодаря меньшинству отдельные группы и общество в целом способно к изменению.
По мнению Московичи, влияние меньшинства начинается в тот момент, когда оно привлекает внимание людей к противоречию между своей позицией и позицией большинства. Заметив это противоречие, многие люди отвергают меньшинство. Однако его представители имеют шанс добиться успеха, если будут вести себя определенным образом. Для того чтобы проверить свою идею, Московичи и коллеги провели серию экспериментов [2]. Подобно С. Ашу, они использовали подставных респондентов. Однако в их исследованиях подставные испытуемые составляли меньшинство, а не большинство участников. В каждой экспериментальной сессии принимали участие двое подставных и четверо настоящих испытуемых, которые получали синие слайды и должны были решить, какого цвета был каждый из них - синего или зеленого. По разработанному исследователями плану меньшинство постоянно или время от времени (в двух третях случаев) называло синие изображения зелеными. Московичи и коллеги обнаружили, что ответы подставного меньшинства оказывали слабое прямое и более сильное косвенное влияние на мнение большинства. Прямое влияние заключалось в том, что под воздействием ответов подставных испытуемых до 9% наивных респондентов давали неправильные ответы. Однако это влияние проявлялось преимущественно в тех случаях, когда меньшинство последовательно придерживалось одной и той же позиции. Косвенное влияние проявлялось на последней стадии эксперимента, когда наивные испытуемые снова получали цветные слайды различных сине-зеленых оттенков и должны были разделить их на синие и зеленые. Респонденты, которые подверглись воздействию подставного меньшинства, чаще называли представленные оттенки зелеными.
Другими словами, у них изменялся критерий оценки цветов. Московичи и коллеги дали начало целой серии исследований, которые позволили выделить факторы, увеличивающие воздействие меньшинства. Выяснилось, что большее влияние оказывает меньшинство, которое:
• твердо стоит на своих позициях, отстаивает одну и ту же точку зрения, но в определенных ситуациях способно на компромисс;
• демонстрирует внутреннее единство;
• слышит аргументы большинства и реагирует на них, приводит аргументы в поддержку своей позиции;
• дает возможность высказать разные аргументы разным представителям;
• представляет свою позицию как «надситуативную», например, использует абстрактные, а не конкретные термины;
• находит точки соприкосновения с большинством, апеллирует к широко распространенным в группе ценностям;
• демонстрирует, что его позиция основана на ценностях, а не на личных интересах;
• ведет себя уверенно и корректно, даже сталкиваясь с насмешками и грубостью со стороны большинства;
• увеличивается в размере за счет привлечения людей, занимающих нейтральную позицию, или за счет представителей большинства [3].
В этом случае люди приписывают позицию меньшинства их собственным ценностям, а не ситуации. В то же время влияние меньшинства - это двухсторонний процесс, требующий активности со стороны тех, кто подвергается воздействию. Так, к меньшинству чаще прислушиваются люди с амбивалентными аттитюдами по обсуждаемому вопросу, заинтересованные в вынесении точного решения, а также ориентированные на достижение, а не избегание неудачи.
Если агентом социального влияния может быть как большинство, так и меньшинство группы, то чем эти процессы отличаются друг от друга? Ответ на этот вопрос содержится в целом ряде социально -психологических моделей.
Одна из первых моделей - модель двух типов влияния, позволяющих объяснить различия влияния меньшинства и большинства, была предложена М. Дойчем и Г. Джерардом [3]. Они провели различие между информационным и нормативным влиянием.
Нормативное влияние - это влияние, направленное на то, чтобы человек соответствовал позитивным ожиданиям других людей. Действуя в соответствии с ожиданиями, человек стремится получить
одобрение окружающих или избежать наказания. Сегодня, говоря о нормативном влиянии, психологи имеют в виду стремление человека к соблюдению распространенных в группе социальных норм.
Информационное влияние - это влияние, направленное на принятие информации, исходящей от другого человека, как заслуживающих доверия сведений об объективной реальности [4]. Попадая в ситуацию неопределенности, человек обращается к одногруппникам как к источнику достоверной информации о том, что происходит вокруг него. Дойч и Джерард полагали, что как информационное, так и нормативное влияние порождает конформизм. Однако авторы более поздних моделей предположили, что нормативное влияние является основным механизмом влияния большинства, а информационное механизмом влияния меньшинства.
Большой интерес для темы нашего исследования представляет модель конверсии. Автором модели конверсии является С. Московичи, который утверждал, что согласие человека с большинством - это результат нормативного влияния [3]. Сталкиваясь с мнением большинства, человек сравнивает свое мнение с мнением других людей. Как следствие, его больше интересует не собственная позиция и содержание сообщения, а то, насколько он похож на других членов группы. Желая быть похожим на других, человек соглашается с мнением большинства, практически не анализируя сообщение. Он выражает ту позицию или демонстрирует то поведение, которого ожидает большинство, что говорит о прямом влиянии. Например, если речь идет о допустимости абортов, точка зрения большинства скажется на его мнении об этой операции. Как правило, результат влияния большинства - это публичное согласие, а не подлинное изменение представлений, оценок и поведения. В то же время согласие человека с меньшинством возникает в результате информационного влияния. Люди сравнивают свое мнение с позицией меньшинства, которая вызывает у них когнитивный диссонанс. Они начинают тщательно анализировать аргументы и таким образом проверяют достоверность сообщения. Опасаясь вызвать негативную реакцию окружающих, люди соглашаются с меньшинством, если находятся в приватной ситуации. Однако серьезный анализ хорошо аргументированной позиции меньшинства приносит свои плоды: люди постепенно изменяют свои критерии оценки. Поэтому сначала меньшинство оказывает косвенное влияние: человек принимает не ту позицию и способ действий, которые защищает меньшинство, а те, которые косвенно связаны с ними, отражают те же аттитюды и ценности. Например, если речь идет о допустимости абортов, позиция
меньшинства может повлиять на мнение члена группы о контрацепции. Результат влияния меньшинства - это подлинное изменение поведения.
Основные положения модели конверсии были подтверждены в целом ряде исследований. Они показали, что:
• люди действительно проводят более тщательный анализ позиции меньшинства, чем большинства;
• большинство оказывает большее влияние в публичной, а меньшинство - в приватной обстановке;
• влияние большинства чаще прямое, а меньшинства - косвенное;
• большинство вызывает публичное, а меньшинство - подлинное согласие [1].
Однако со временем выяснилось, что позиция меньшинства анализируется более тщательно, чем точка зрения большинства, только при соблюдении определенных условий [5]. Как следствие, появились новые теоретические модели [6].
Автором другой модели - модели конвергенции/дивергенции является Ч. Немет. Согласно этой модели член группы ожидает, что его мнение соответствует точке зрения большинства. Обнаружив, что это неправда, человек испытывает стресс. Это состояние сужает фокус внимания - человек концентрируется исключительно на позиции большинства, не замечает других точек зрения и вызывает конвергентное мышление - анализ единственной позиции. В то же время несогласие с позицией меньшинства вызывает иные последствия. Поскольку человек не ожидает, что его мнение совпадет с малопопулярной точкой зрения, обнаружение этого факта не вызывает стресса. Как следствие, он обращает внимание на разные позиции и демонстрирует дивергентное мышление - анализ и сравнение нескольких перспектив. Демонстрация людям позиции меньшинства стимулирует их креативность, позволяет генерировать больше идей, способствует запоминанию новой информации и, как следствие, улучшает групповые решения. Таким образом, ключевое различие между моделями конверсии и конвергенции/дивергенции связано с представлением о связи стресса с анализом сообщения. По мнению Московичи, стресс, порожденный несогласием с меньшинством, увеличивает тщательность анализа сообщения. Однако согласно модели Немет, стресс, вызванный несогласием с большинством, уменьшает его.
Результаты исследований подтвердили некоторые идеи модели конвергенции/дивергенции. Они показали, что:
• сообщение большинства вызывает тщательный анализ одной, а сообщение меньшинства - нескольких идей;
• меньшинство провоцирует использование разных стратегий решения задачи, а большинство - только предложенных им стратегий;
• демонстрация позиции меньшинства побуждает людей обсуждать проблему, а демонстрация точки зрения большинства -сообщение, в котором она была отражена.
Однако позже выяснилось, что связь между принадлежностью коммуникатора к меньшинству/большинству и выбором стратегии анализа сложнее, чем считалось первоначально. Как следствие, возникли две альтернативные модели социального влияния, учитывающие стратегию анализа информации.
Таким образом, конформизм является способом влияния на людей и их сознание, может проявляться и со стороны авторитетного меньшинства, особенно вооруженного определенными средствами пропаганды. Предрасположенность всех людей к конформизму, в той или иной степени, делает его опасным и губительным для индивидуальности каждого человека, готового слепо следовать за чужим мнением и подчиняться.
Список литературы
1. Майерс Д. Социальная психология / Д.Майерс. 7-е изд. -СПб.: Питер, 2005. - С. 345.
2. Фарр Р. М. Социальные представления // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. - М.; СПб.: Питер, 2007. -С. 395-405.
3. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии / С.Московичи // Современная зарубежная социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 228.
4. Вербина Г.Г. Психология семьеведения. - Чебоксары, 2011. -417 с.
5. Грибанов С.В. Семантическая парадоксальность интуиции // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки в 21 веке сборник материалов 11-й международной научно-практ. конференции. 2016. С. 32-38.
6. Аракелян Н.С. Язык интолерантности в современном политическом дискурсе (по материалам статей Роберта Бриджа) // В сборнике: Язык. культура. общество сборник статей по материалам межвузовской научно-методической конференции, посвященной 85-летию образования кафедры иностранных языков Кубанского государственного аграрного университета. Министерство сельского
хозяйства РФ; Кубанский государственный аграрный университет. 2016. С. 22-28.
Сорокин Б.Ф.
«БИОСИНТЕЗ» КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: аутентичность, биосинтез, душа, паттерны, самопонимание, характер.
Аннотация: В данной статье автор анализирует целостность человека с определенной, можно сказать, - практической целью, а именно сознательно, а потому эффективно преодолевать негативные физиологические реакции посредством разумно-волевого воздействия на тело и на душу убедительно-оптимистическими аргументами.
Key words: authenticity, biosynthesis, soul, patterns, self-understanding, character.
Abstract: In this article the author analyzes the integrity of a, we can say, practical goal, namely to consciously, and therefore effectively to overcome the negative physiological responses through reasonably-volitional effects on the body and soul convincingly optimistic arguments.
Какова субординация биологического, психического и социального уровней бытия человека, если ее рассматривать с позиций современной науки (прежде всего, с точки зрения современной психологии), применяя ценностно-ориентированные
(аксиологические) критерии.
Биосинтез является одной из ведущих школ телесно-ориентированной психологии и психотерапии, направленной на интеграцию основных сфер человеческой жизни: телесного существования, психических переживаний и, прежде всего, - души и духа человека, как коренного фактора ее жизненности.
Биосинтез - это способ личностного роста и целостного развития человека, позволяющий исцелить и связать воедино его чувства, разум и телесные ощущения; восстановить утраченные и создать отсутствующие взаимосвязи между ними, а вместе с тем условия доверительного и полного контакта с жизнью его тела и души.
Реализацией души индивида является его характер. Структура характера - это комплекс типичных, устойчиво воспроизводимых способов реагирования (паттернов поведения), который