Научная статья на тему 'Значение учебно-педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего учителя'

Значение учебно-педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиганшина С.Ф., Зиганшин Ф.Н.

Статья посвящена значению учебно-педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего учителя. Указаны принципы и цели учебно-педагогической практики, мнения студентов о роли практики в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение учебно-педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего учителя»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

УДК 37.035.6:378

С.Ф. Зиганшина

К. п. н., доцент Ф.Н. Зиганшин

К. п. н., доцент Факультет педагогики Бирский филиал Башкирского государственного университета

ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация

Статья посвящена значению учебно-педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего учителя. Указаны принципы и цели учебно-педагогической практики, мнения студентов о роли практики в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова

Учебно-педагогическая практика, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, принципы, цели и задачи педагогической практики.

Важное место в формировании профессиональной компетентности будущих учителей занимает учебно-педагогическая практика. От ее содержания и организации в определенной степени зависит успешность профессионально-педагогической подготовки студентов, формирование педагогических компетенций.

Задачи подготовки специалистов в сфере образования сформулированы в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования [1].

В соответствии со стандартом студент-практикант должен быть готов к решению профессиональных задач, быть компетентным в областях гуманитарных знаний, заинтересованным в профессиональном росте и развитии, способным к творчеству и исследовательской деятельности, убежденным в необходимости духовного совершенствования и выбора высоконравственных ориентаций.

Педагогическая практика позволяет студенту апробировать полученные в процессе обучения теоретические знания на практике в образовательном учреждении, реально оценить правильность выбора профессии. Он может соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми к учителю, выявить и осознать свои проблемы.

На наш взгляд, организация и проведение педагогической практики должны исходить из следующих принципов: гуманизации педагогического процесса; развития профессиональных возможностей и

способностей студентов; учета требований, предъявляемых современной образовательной организацией к специалистам; развития самостоятельности и креативности студентов; личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании; сотрудничества, создания психологического комфорта и ситуации успеха; дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса.

Целями педагогической практики являются: формирование профессиональной и методологической компетентности студентов, их готовность к работе в качестве учителей-предметников и классных руководителей в образовательных организациях различных типов; формирование профессиональнопедагогических компетенций; приобретение и обогащение опыта самостоятельной педагогической деятельности; формирование навыков анализа и оценки степени эффективности и результативности учебновоспитательной деятельности обучаемых, освоение информационно-коммуникационных технологий, предполагающих творческую интерпретацию дидактического материала.

В период педагогической практики студенты выполняют все виды работ, предусмотренных программой практики: активно включаются в учебно-воспитательную работу с учащимися, проводят пробные и зачетные уроки и внеклассные мероприятия, посещают уроки и внеклассные мероприятия других студентов, изучают инновационный опыт работы лучших педагогов овладевают инновационными технологиями, собирают практический материал для курсовых и выпускных квалификационных работ [13].

106

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Чтобы проанализировать, насколько значима для студентов учебно-педагогическая практика, было проведено, непосредственно по окончании практики, анкетирование студентов-практикантов четвертых курсов Бирского филиала Башкирского государственного университета.

На вопрос: «Что Вам дала педагогическая практика?», студенты ответили следующим образом:

Студент Саммат А.: «Педагогическая практика меня научила общаться с разными людьми: учениками, учителями, родителями». «Педагогическая практика дает понять студенту, сможет ли он стать хорошим учителем».

Студентка Ляйсан Ф.: «Педагогическая практика развивает организаторские способности, помогает набрать опыт, развивает умение держать себя уверенно на публике, учит рационально использовать время и силы».

Студентка Эльза Ш.: «В процессе педагогической практики получала удовольствие от работы с детьми, заметила, что и в свободное время думаю только о школе, ко всем делам, не только учебным, стала относиться добросовестнее».

В заключение необходимо отметить, что педагогическая практика должна носить личностноориентированный, творческий характер и способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Ее главным итогом должна стать убежденность студентов в правильности сделанного выбора - стать учителем, посвятить себя самой гуманной профессии на земле - воспитанию человека.

Список использованной литературы:

1. Госстандарты высшего профессионального образования. - М., 2012.

2. Е.В. Асафьева. Педагогическая практика студентов в вузе. - Казань, 2011. - 49с. - С.13.

© С.Ф. Зиганшина, Ф.Н. Зиганшин, 2015

УДК 372.881.1

Э.М. Исламова магистрант Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского Научный руководитель: Н.В.Левченко к.п.н., доцент кафедры педагогики Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского г. Калуга, Российская Федерация

ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ И

ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается учебное аудирование, связанные с ним лексические и фонетические трудности и пути их преодоления. На основе анализа специальной литературы предлагаются задания и типы текстов, в том числе и аутентичные, используемые для учебного аудирования на занятиях английского языка.

Ключевые слова

Аудирование, фонетические, лексические трудности, аутентичный текст, задания.

Для эффективного формирования умений общения на английском языке, обеспечения коммуникативно-психологической адаптации обучающихся, позволяющей в дальнейшем преодолеть психологический барьер в использовании нового языка как средства общения, успешно применяется аудирование. В связи с этим, перед системой образования в целом и дополнительного образования в

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.