Научная статья на тему 'Значение творческого наследия Н. А. Римского-корсакова в истории отечественной культуры'

Значение творческого наследия Н. А. Римского-корсакова в истории отечественной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1225
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / ИСТОРИЯ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / ОПЕРА / РОМАНСЫ / РУССКАЯ ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА / РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ / ОПЕРНЫЕ ПЕВЦЫ / HISTORY OF NATIONAL CULTURE / HISTORY OF VOCAL ART / OPERA / ROMANCES / RUSSIAN VOCAL SCHOOL / RUSSIAN COMPOSERS / OPERA SINGERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семкин Дмитрий Николаевич

Актуальность тематики, затронутой в статье, обусловлена необходимостью сохранения и развития русского музыкального наследия в связи с юбилеем одного из титанов русской музыки композитора, дирижёра, педагога, общественного деятеля Н.А. Римского-Корсакова. Целью работы являлась реальная всесторонняя оценка уникального вклада композитора в развитие отечественной культуры. Статья подобной тематики публикуется впервые, в частности, проведен анализ многогранной деятельности композитора, в статье впервые отражен вокально-исполнительский и вокально-технический анализ выдающихся произведений автора, изучены основные стилистические черты вокального наследия Н.А. Римского-Корсакова, впервые сформулирован вокальный стиль, выработанный композитором, приведены его характерные особенности. Деятельность Римского-Корсакова рассматривается и с позиций роли и места русской интеллигенции в истории Отечества. Обобщены и систематизированы основные события, факты творческой биографии Н.А. Римского-Корсакова в контексте уникальности вклада в развитие вокальной, музыкальной и общественной культуры российского общества. В качестве выводов систематизированы основания, подтверждающие выдающуюся роль Н.А. Римского-Корсакова в истории отечественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF N.A. RIMSKY-KORSAKOV'S CREATIVE HERITAGE IN THE HISTORY OF RUSSIAN CULTURE

The relevance of the theme covered in the article is due to the need to preserve and develop Russian national musical heritage in the face of the anniversary of one of the titans of Russian music a composer, a conductor, a teacher, a public figure N.A. Rimsky-Korsakov. The aim of the work was to draw attention to real comprehensive assessment of the composer's unique contribution to the development of national culture. The article on such a theme is published for the first time, in particular, it analyses the multifaceted activities of the composer, for the first time the article reflects the vocal-performing and vocal-technical analysis of the author's outstanding works, studies the main stylistic features pertaining to the vocal heritage of N.A. Rimsky-Korsakov, the article is the first to formulate the vocal style developed by the composer, and to give its characteristic features. Rimsky-Korsakov's activity is also considered from the standpoint of the role and the place of the Russian intelligentsia in the history of the Fatherland. The main events, facts of N.A. Rimsky-Korsakov's creative biography are generalized and systematized in the context of his unique contribution to the development of vocal, musical and social culture of the Russian society. The grounds confirming an outstanding role of N.A. Rimsky-Korsakov in the history of national culture are systematized and presented as conclusions.

Текст научной работы на тему «Значение творческого наследия Н. А. Римского-корсакова в истории отечественной культуры»

УДК 94 (03.29)+372.878+78.07,08+782+784+930.85+7.071 ББК 63.3(2)+85.313(2)+85.314+87.3(2)

Д.Н. СЕМКИН

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: история отечественной культуры, история вокального искусства, опера, романсы, русская вокальная школа, русские композиторы, оперные певцы.

Актуальность тематики, затронутой в статье, обусловлена необходимостью сохранения и развития русского музыкального наследия в связи с юбилеем одного из титанов русской музыки композитора, дирижёра, педагога, общественного деятеля Н.А. Римского-Корсакова. Целью работы являлась реальная всесторонняя оценка уникального вклада композитора в развитие отечественной культуры. Статья подобной тематики публикуется впервые, в частности, проведен анализ многогранной деятельности композитора, в статье впервые отражен вокально-исполнительский и вокально-технический анализ выдающихся произведений автора, изучены основные стилистические черты вокального наследия Н.А. Римского-Корсакова, впервые сформулирован вокальный стиль, выработанный композитором, приведены его характерные особенности. Деятельность Римского-Корсакова рассматривается и с позиций роли и места русской интеллигенции в истории Отечества. Обобщены и систематизированы основные события, факты творческой биографии Н.А. Римского-Корсакова в контексте уникальности вклада в развитие вокальной, музыкальной и общественной культуры российского общества. В качестве выводов систематизированы основания, подтверждающие выдающуюся роль Н.А. Римского-Корсакова в истории отечественной культуры.

В 2019 г. исполнилось сто семьдесят пять лет со дня рождения выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908). Это, без сомнения, отличный повод для современного взгляда на масштаб личности Н.А. Римского-Корсакова - не только композитора, а педагога, дирижёра и общественного деятеля, выдающегося многогранного человека.

Сегодня, как нам кажется, диапазон многогранного творческого наследия Н.А. Римского-Корсакова в сравнении, скажем, с П.И. Чайковским, М.П. Мусоргским или С.В. Рахманиновым в мире недооценен. Не умаляя ни в коей мере гениальность указанных персоналий, предположим, что одним из оснований для этой недооценки явилась исключительно крепкая связь творчества композитора с исконно русской культурой, в том числе и с русской музыкальной культурой.

Нельзя, по нашему мнению, не согласиться с М. Якубовым: «Образцово-показательный классик обречен сделаться чем-то усредненным, не выдающимся. Так и случилось с Римским-Корсаковым...среди корифеев золотого века русской музыки Римский-Корсаков, без преувеличения, наименее понятый и, стало быть, не до конца оцененный. Наследие этого творца, несравненного по глубине связей с древнейшими пластами народного миросозерцания и исключительного по национальному своеобразию не только языка и стиля, но и всей художественно-философской концепции, заслуживает непредвзятого и пристального взгляда» [7. С. 438-439].

Выдающийся музыкальный критик В. Стасов писал: «Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость...Много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?» [6].

Николай Андреевич родился 18 марта 1844 г. в Тихвине в семье интеллигентной - отец Андрей Петрович был из дворянского рода, мать Софья Васильевна получила хорошее образование, в том числе и музыкальное. Музыку в семье любили и были рады, когда у Николая проявились отличные музыкальные способности - музыкальная память и абсолютный слух. В 11 лет была попытка и собственного сочинения музыки. Однако композитор воспоминает, что «сделаться же музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком» [2. С. 17].

По семейной традиции Николаю предстояла морская служба. В 12 лет он был определен в Морской кадетский корпус. Учился усердно и ровно. Но с того же года стал брать уроки музыки у музыканта оркестра Александрийского театра. С 1858 г. он стал учиться у известного пианиста Ф. Канилле и совершать первые опыты сочинительства. Именно Канилле познакомил Николая с М. Балакиревым, М. Мусоргским и Ц. Кюи, и, подружившись в ними, Николай примкнул к дружескому кружку композиторов, который позже В. Стасов назвал «Могучей кучкой». Таким образом, с 17 лет музыка стала заполнять всю жизнь кадета.

Так или иначе учёба в Морском кадетском корпусе способствовала как развитию интеллектуальных качеств Николая, так и становлению характера. Еще долго Н. Римский-Корсаков состоял на флотской службе, совершил трёхлетнее кругосветное путешествие, с 1865 г. был на береговой службе и стал теснее общаться с музыкальными кругами.

Отметим, что это далеко не единственный исторический пример сочетания и гармоничного существования в личности, казалось бы, совершенно разных способностей и качеств. По нашему мнению, именно развитие «инженерного» мышления юноши в определенной части положительным образом сказалось на становлении его композиторского творчества.

В истории нашей страны, включая период ХХ в., мы можем найти ряд примеров сочетания в выдающихся личностях разных «начал». Например, выдающиеся певцы: народная артистка СССР И.К. Архипова (1925-2010) перед потрясающей вокальной карьерой с отличием окончила архитектурный институт, народный артист СССР А.П. Иванов (1904-1982) по первой специальности около шести лет преподавал математику и физику. Грамотное отношение к своему делу, развитое межпредметное мышление, настоящий интеллектуальный подход к материалу всегда будут отличать таких людей, именно эти качества позволяют им вносить еще более весомый вклад в развитие отечественной культуры.

Первая симфония Н.А. Римского-Корсакова 1865 г. имела успех и уже в ней проявились русский характер и песенный тематизм. В 1866 г. он сочиняет первый романс. Первая же опера «Псковитянка» была завершена в 1872 г. (и имела редакции 1878 г. и 1892 г.). Именно оперное творчество и станет главной «глыбой» в наследии композитора.

Надо подчеркнуть, что молодой композитор много работал над совершенствованием своей профессиональной техники, которую считал недостаточной. Безусловно, и в этом мы видим пример огромного трудолюбия.

К тому времени к «Могучей кучке» присоединились А.П. Бородин и А.С. Даргомыжский. И именно молодой Римский-Корсаков уже помогает А. Даргомыжскому в оркестровке оперы «Каменный гость». Такая помощь будет характерна для Римского-Корсакова. История не знает много примеров такой поддержки одним выдающимся композитором творений других талантливых и выдающихся авторов - своего рода уникальность дарования и личности Николая Андреевича.

О редком бескорыстии и самокритичности композитора говорят следующие его слова, связанные с его редакцией оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»: «...дав новую обработку «Бориса», я не уничтожил первоначального вида, я не закрасил навсегда старые фрески. Если когда-нибудь придут к тому, что оригинал лучше, ценнее моей обработки, то обработку мою бросят и будут давать «Бориса» по оригинальной партитуре» [2. С. 424].

Педагогический талант Н.А. Римского-Корсакова проявляется всё активнее, уже в 1871 г., т.е. в довольно молодом возрасте, он становится профессором Петербургской консерватории, директором Бесплатной музыкальной школы (1874-1881 гг.). С 1874 г. он начинает активно дирижировать симфоническими концертами.

Примерно в сорок лет он вступает, можно сказать, в главный период своего творчества - всё ярче начинает проявляться его особый талант оперного композитора.

Через свое творчество Римский-Корсаков несёт заложенные «Могучей кучкой» яркие национальные черты гармонической стилистики русской музыки и как никто другой гениально развивает их. С одной стороны, это усиление и заострение русского национального своеобразия гармонии, с другой - подчёркивание роли гармонических особенностей в создании конкретных музыкальных образов. В полной мере это проявляется почти во всех 15 операх Римского-Корсакова.

Второй оперой стала «Майская ночь» (1880). В ней уже в полной мере проявился гениальный дар мелодиста Н. Римского-Корсакова. Партия Левко, по праву, является одной из самых красивых теноровых партий не только русской оперной литературы, но и мировой сокровищницы теноровых партий.

Замечательна «Снегурочка» (1881) - «весенняя сказочка» композитора будто бы закрепляла за ним амплуа композитора-сказочника.

Опера-балет «Млада» (1892) ярко показала и симфонический дар Николая Андреевича.

«Ночь перед Рождеством» (1895) была создана по мотивам известного произведения Н.В. Гоголя, что подтверждает абсолютную приверженность композитора к драматургическому материалу только высокого уровня.

Опера «Садко» (1896) явилась большой победой композитора. Основой оперы с точки зрения музыкального материала во многом послужила созданная еще в период «Могучей кучки», в 1867 г., музыкальная картина «Садко». Масштаб же этого оперного произведения, его абсолютно русский дух и характер, потрясающе звучащий оркестр сделали «Садко» одной из выдающихся среди всех русских опер. Вспомним прекрасную простоту и сочность гармоний, к примеру, дуэта Волховы и Садко и его реминисценцию в следующем

действии оперы, сопровождающуюся богатейшей палитрой и наполненностью оркестра. И сегодня видится актуальной идея, отраженная в образе Садко, имеющая русскую ментальную природу, - это желание сделать большое доброе дело для всех людей, сделать бескорыстно, стремиться к воплощению своей мечты даже через насмешливое непонимание окружающих.

Одноактные оперы «Моцарт и Сальери» (1898), «Боярыня Вера Шелога» (1898), может быть, не стали столь репертуарными, как другие оперы, но период их создания был для композитора очень плодотворным периодом творческой зрелости и накопленного выдающегося мастерства.

А вот «Царская невеста» (1899) до сих пор остается одной из самых репертуарных русских опер, ставится не только на больших сценах, но и в оперных классах многих консерваторий России.

В 1900 г. появилась опера «Сказка о царе Салтане». В 1902 г. - сразу две, не похожие на другие, оперы - «Сервилия» и «Кащей Бессмертный». В 1904 г. написаны менее известная - «Пан воевода» и выдающаяся опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Оперы позднего периода, особенно «Кащей Бессмертный» и «Китеж», выделяются новаторством композитора в области, прежде всего, гармонии.

Об опере «Кащей Бессмертный» композитор писал: «Сочинение выходило своеобразное, благодаря нескольким новым гармоническим приёмам, до этого не имевшимся в моем композиторском обиходе. Это были переченья, образуемые ходами больших терций, внутренние, выдерживаемые тоны и различные прерванные и ложные каденции с поворотами на диссонирующие аккорды... сцену снежной вьюги почти всю удалось уложить на выдержанном уменьшенном септаккорде. но игра тональностями и модуляционный план, как и всегда у меня, не были случайными. Система лейтмотивов была во всем ходу.» [2. С. 417]. Можно сказать, что в «Китеже» и в «Кащее» впервые был заложен «мостик» из музыки XIX в. в музыку XX в.

Последней оперой композитора стал «Золотой петушок» (1907), которая также была довольно новаторской.

Композитором было создано 79 романсов. Вспомним такой шедевр, как «Редеет облаков летучая гряда», созданный на стихи А. Пушкина, он является примером неповторимого сочетания трудов гения поэзии и гения музыки. Другой шедевр - «О, если б ты могла» на стихи А.К. Толстого.

Также созданы замечательные хоры с оркестром и а капелла. Изданы сборники «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен» (1882).

Исследование вокального наследия Н.А. Римского-Корсакова позволяет однозначно утверждать о создании композитором своего стиля вокальной музыки, что является особым вкладом в развитие русской вокальной культуры как части отечественной культуры в целом.

По нашему мнению, этот стиль может быть назван «русским стилем сказочной колористики», учитывая, что большая часть опер композитора - «сказочные» опусы.

Каковы составляющие этого стиля? Во-первых, это русский мелодизм, ясность и красивая простота классической гармонии (хотя и её безусловное развитие, новизна - особо проявившиеся в поздних операх), в то же время дифференциация гармонических средств. Например, фригийские обороты проявлены в ряде сочинений, в частности в Песне Варяжского гостя из «Сад-

ко». В аккордах нередко подчёркиваются диссонирующие интервалы - тритоны в «Снегурочке», «Кащее», «Китеже».

В народных сценах опер применяются диатонические лады (например, вторая картина оперы «Садко» и непохожая на неё - песня Лумира из «Млады») и смешение разнородных ладов (например, антракт к третьему акту оперы «Псковитянка»), плагальные обороты (например, в протяжной песне Садко из одноименной оперы), квинтовые и квартовые созвучия.

Римский-Корсаков - один из зачинателей использования ладовых систем нового времени, в частности - уменьшенного лада. Лад строится чередованием тонов и полутонов, в его основе лежат Ум 7 или Ум 53. Лад получил название «гамма Римского-Корсакова». В антракте к третьему акту «Золотого петушка» мы видим увеличенный симметричный лад, увеличенный лад с другими интервалами - в теме Лешего из «Снегурочки», в первом действии оперы «Ночь перед Рождеством».

В фантастических сказочных сценах, которых множество в его операх, композитор умело применял искусственные лады (при описании царства подводного в опере «Садко» или в «Сказании о невидимом граде Китеже...» - гаммы тон-полутон), хроматические последовательности и пр. В сказочных сценах нередки модуляции в далекие тональности, энгармонические модуляции.

Как никогда массовое использование тритонов в опере «Кащей Бессмертный», с одной стороны, позволяет ярко и точно нарисовать характер этого главного отрицательного героя, с другой стороны, накладывает интонационные требования на исполнителя этой теноровой партии.

Изобразительные возможности оркестровой фактуры у Римского-Корсакова впечатляют. Вспомним, хотя бы партитуры оркестра в опере «Садко», в опере «Кащей Бессмертный». Разные стили, разные гармонические находки, но одинаково мастерское использование оркестровых красок.

С вокально-исполнительской точки зрения необходимо отметить, что вокальное наследие композитора - это и школа дыхания (подчас действительно большого и широкого, как в партии Марфы из «Царской невесты» и др.), и школа фразировки (обратим внимание на восьмые паузы в сольных номерах композитора, которые имеют часто стилистически тонкий смысл, а не являются моментами для взятия дыхания певцом), и школа выразительности. Вокально-технические трудности в партиях из опер Римского-Корсакова (например, теноровые, сопрановые партии) никогда не являются избыточными, что говорит о тонком понимании голоса и бережном к нему отношении.

Всем изучающим клавиры опер композитора известно, какие высокие требования порой предъявляют к исполнению партии фортепиано произведения автора.

Чрезвычайно тонкое и мастерское использование композитором возможностей оркестра, всех его инструментов и поныне представляет собой вершину композиторского мастерства.

Работая в Санкт-Петербургской консерватории, Римский-Корсаков воспитал целую плеяду учеников, более двухсот композиторов и музыкантов, среди которых А.К. Глазунов, А.К. Лядов, М.И. Ипполитов-Иванов, А.С. Аренский, И.Ф. Стравинский, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, А.А. Спендиаров и др.

Римский-Корсаков относится к тем людям, которые оставили после себя ряд незаурядных фундаментальных трудов: это и учебные, и музыковедче-

ские труды, среди которых до сих пор актуален для использования учебник по гармонии [4], учебное пособие по оркестровке в двух томах [3]. А знаменитые мемуары «Летопись моей музыкальной жизни» [2] написаны с таким умением и талантом, что по праву считаются образцом мемуарной литературы. Но и в этом случае Римский-Корсаков проявляет себя как абсолютно честный и самокритичный человек, говоря о своей Летописи: «.Она беспорядочна, не везде одинаково подробна, написана дурным слогом, часто даже весьма суха; зато в ней одна лишь правда...» [2. C. 437]. В этом весь Римский-Корсаков. Как нам сегодня порою не хватает абсолютно честных людей, людей сомневающихся, а не самоуверенных.

Как настоящий русский интеллигент Римский-Корсаков всей душой переживал трагические события в России, в частности в период 1904-1905 гг. Страшным потрясением стало для него Кровавое воскресенье. Он поддержал требования студентов консерватории временно прекратить занятия и исключить из числа студентов солдат-музыкантов, участвовавших в разгоне демонстрации. Руководство не простило это композитору, он был уволен. В знак протеста против этого увольнения заявления об уходе написали несколько педагогов консерватории. Только после смены руководства консерватории Римский-Корсаков вернулся в её стены.

За год до кончины он в последний раз выступил как дирижёр в Париже в Русских симфонических концертах, явившихся триумфом русской музыкальной культуры.

С последней оперой «Золотой петушок» связаны трудности в жизни композитора, ускорившие его кончину от болезни сердца. Цензура фактически запретила оперу к постановке в неспокойное время во многом под влиянием активной и смелой общественной демократической позиции Н.А. Римского-Корсакова, проявившейся по отношению к событиям 1905 года.

В этом проявляется традиционная для отечественной истории проблема или, можно сказать, дилемма - «С кем вы, представители интеллигенции?». Настоящая русская интеллигенция всегда была обеспокоена судьбами страны и желанием поиска лучшего из возможных вариантов развития (см., например, [5]). Это актуально и сейчас. Восприятие действительности такой, какой она есть, честный анализ событий, а не приукрашивание происходящего, не постоянный конформизм - это свойство настоящей русской и российской интеллигенции. Кроме того, педагогический авторитет Римского-Корсакова может служить и сегодня примером для научно-педагогических работников как залог воспитания молодого поколения [5].

Вышеприведенные факты еще раз подчеркивают, что с именем Н.А. Римского-Корсакова связаны яркие и значительные события в истории вокальной культуры, отечественной культуры в целом.

Таким образом, выдающуюся роль Николая Андреевича Римского-Корсакова в истории отечественной культуры определяют следующие положения:

1) основание и развитие Н.А. Римским-Корсаковым фактически своего стиля русской вокальной музыки;

2) впервые в истории русской оперы практическое создание жанра оперы-сказки;

3) создание собственной школы композиторов и музыкантов для российского Отечества;

4) подготовка учебно-методических и музыковедческих трудов, не теряющих своей актуальности и в настоящее время;

5) вклад Н.А. Римского-Корсакова в общественную жизнь России как своей лепты в развитие демократических ценностей русского общества, демонстрирующего пример жизни и деятельности настоящего русского интеллигента-мыслителя;

6) являясь настоящим служителем отечественной музыки, он совершил большой объём работы по продвижению сочинений своих коллег (редакции опер М. Мусоргского, А. Бородина и пр.) в целях их популяризации и занятия ими достойных мест в истории отечественной музыки.

Несмотря на все сложности жизни, Н.А. Римский-Корсаков явился примером настоящего служения интересам Родины и культуры Отечества, что и сегодня является примером для всех музыкантов и педагогов российской высшей школы, деятелей образования, науки и культуры. Ориентируясь на лучшие мировые практики и стандарты, необходимо всегда сохранять настоящее яркое и правдивое лицо наших культурных ценностей, включая и многогранную музыкальную культуру России.

Литература

1.Кунин И.Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М.: Музыка, 1983. 132 с.

2.Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Согласие, 2004. 608 с.

3.Римский-Корсаков Н.А. Основы оркестровки: в 2 т. М.; Л.: Музгиз, 1946.

4.Римский-Корсаков Н.А. Практический учебник гармонии. М.: Музгиз, 1937. 172 с.

5. Семкин Д.Н. Современные проблемы воспитания и задачи интеллигенции в контексте устойчивого развития // Российская интеллигенция и ноосферная динамика: сб. материалов XII Междунар. науч.-теор. конф. «Духовность интеллигенции как фактор устойчивого развития общества» (Иваново, 20-22 сентября 2001 г.). Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2001. С. 74-77.

6. Стасов В.В. Статьи о Римском-Корсакове. М.: Музгиз, 1953. 92 с.

7.Якубов М.А. По прочтении «Летописи». Штрихи к портрету на фоне автопортрета // Рим-ский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Согласие, 2004. 608 с.

СЕМКИН ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой вокального искусства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (dmitriysemkin@mail.ru).

D. SEMKIN

SIGNIFICANCE OF N.A. RIMSKY-KORSAKOV'S CREATIVE HERITAGE IN THE HISTORY OF RUSSIAN CULTURE

Key words: history of national culture, history of vocal art, opera, romances, Russian vocal school, Russian composers, opera singers.

The relevance of the theme covered in the article is due to the need to preserve and develop Russian national musical heritage in the face of the anniversary of one of the titans of Russian music a composer, a conductor, a teacher, a public figure - N.A. Rimsky-Korsakov. The aim of the work was to draw attention to real comprehensive assessment of the composer's unique contribution to the development of national culture. The article on such a theme is published for the first time, in particular, it analyses the multifaceted activities of the composer, for the first time the article reflects the vocal-performing and vocal-technical analysis of the author's outstanding works, studies the main stylistic features pertaining to the vocal heritage of N.A. Rimsky-Korsakov, the article is the first to formulate the vocal style developed by the composer, and to give its characteristic features. Rimsky-Korsakov's activity is also considered from the standpoint of the role and the place of the Russian intelligentsia in the history of the Fatherland. The main events, facts of N.A. Rimsky-Korsakov's

creative biography are generalized and systematized in the context of his unique contribution to the development of vocal, musical and social culture of the Russian society. The grounds confirming an outstanding role of N.A. Rimsky-Korsakov in the history of national culture are systematized and presented as conclusions.

References

1. Kunin I.F. Nikolai Andreevich Rimskii-Korsakov [Nikolai Andreevich Rimskiy-Korsakov]. Moscow, Muzyka Publ., 1983, 132 p.

2. Rimskii-Korsakov N.A. Letopis' moei muzykal'noi zhizni [Chronical of my musical life]. Moscow, Soglasie Publ., 2004, 608 p.

3. Rimskii-Korsakov N.A. Osnovy orkestrovki: v 2 t. [Fundamentals of orchestration. 2 vols.] Moscow, Leningrad, Muzgiz Publ., 1946.

4. Rimskii-Korsakov N.A. Prakticheskii uchebnik garmonii [Practical textbook of harmony]. Moscow, Muzgiz Publ., 1937, 172 p.

5. Semkin D.N. Sovremennye problemy vospitaniya i zadachi intelligentsii v kon-tekste ustoichivogo razvitiya [Modern problems of education and tasks of intellectuals in the context of sustainable development]. In: Rossiiskaya intelligentsiya i noosfernaya dinamika: sb. materialovXII Mezh-dunar. nauchno-teor. konf. «Dukhovnost' intelligentsii kak faktor ustoichivogo razvitiya obshchestva» [Proc. of 12th Int. Sci. Conf. «Russian intelligentsia and noosphere dynamics»]. Ivanovo, Ivanovo University Publ., 2001, pp. 74-77.

6. Stasov V.V. Stat'i o Rimskom-Korsakove [Articles about Rimsky-Korsakov]. Moscow, Muzgiz Publ., 1953, 92 p.

7. Yakubov M.A. Po prochtenii «Letopisi». Shtrikhi k portretu na fone avtoportreta [After reading the chronicle. Strokes to the portrait on the background of a self-portrait]. In: Rimskii-Korsakov N.A. Letopis' moei muzykal'noi zhizni [Chronical of my musical life]. Moscow, Soglasie Publ., 2004, 608 p.

SEMKIN DMITRY - Candidate of Physics and Mathematical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Vocal Arts, Faculty of Arts, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (dmitriysemkin@mail.ru).

Формат цитирования: Семкин Д.Н. Значение творческого наследия Н.А. Римского-Корсакова в истории отечественной культуры // Вестник Чувашского университета. - 2019. - № 4. - С. 201-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.