Научная статья на тему 'Значение цветовой триады в первобытных культурах Африки и Мезоамерики'

Значение цветовой триады в первобытных культурах Африки и Мезоамерики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1086
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКА / МЕЗОАМЕРИКА / ЦВЕТОВАЯ ТРИАДА / ПЕРВОБЫТНЫЕ КУЛЬТУРЫ / AFRICA / MESOAMERICA / COLOR TRIAD / PRIMITIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Д.В.

Посвящено рассмотрению восприятия цвета в различных культурах через выявление сакральной цветовой роли в сознании первобытных народов Африки и Мезоамерики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Value of a Color Triad in the Primitive Cultures of Africa and Mesoamerica

In the article, was devoted to the perception of color in different cultures, through the identification of the role of the sacred color in the minds of primitive peoples of Africa and Mesoamerica.

Текст научной работы на тему «Значение цветовой триады в первобытных культурах Африки и Мезоамерики»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 1 (13). С. 165-169. УДК 291

Д. В. Васильева

ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВОЙ ТРИАДЫ В ПЕРВОБЫТНЫХ КУЛЬТУРАХ АФРИКИ

И МЕЗОАМЕРИКИ

Посвящено рассмотрению восприятия цвета в различных культурах через выявление сакральной цветовой роли в сознании первобытных народов Африки и Мезоамерики.

Ключевые слова: Африка; Мезоамерика; цветовая триада; первобытные культуры.

D. V. Vasilyeva

THE VALUE OF A COLOR TRIAD IN THE PRIMITIVE CULTURES OF AFRICA

AND MESOAMERICA

In the article, was devoted to the perception of color in different cultures, through the identification of the role of the sacred color in the minds of primitive peoples of Africa and Mesoamerica.

Keywords: Africa; Mesoamerica; the color triad; primitive culture.

Цвет начинает обретать значение ещё в древних культурах. Доказательством может служить пещерная или наскальная роспись, а также различного рода захоронения каменного века. Исследователи в этой области доказали, что в каменный век уже был заложен фундамент для цветовой системы, которая имела отображение в космогонических символах, обрядах и ритуалах. Ю. В. Балакин, работая с сибирскими традициями в своём автореферате «Урало-сибирское культовое литьё в мифе и ритуале», выявил семантические связи между женским божеством и металлом. Нас интересует соотнесение металла и Великой Матери не только с натуральным фактором, но и по смысловой нагрузке цвета. Юрий Васильевич пишет: «В этом смысле симптоматичен эпитет "золотой", в разных мифологических традициях часто употребляется в отношении подземного мира... можно понимать как изобилие» [1].

По мнению английского этнографа В.У. Тёрнера, использовалось три цвета: красный, белый и чёрный. Эти цвета имели

© Васильева Д. В., 2017

сакральное значение [2, с. 81]. Мы будем придерживаться мнения, что религия присуща человеку с самого его существования. Учитывая это, в дальнейшем можем говорить о том, что у религии первобытных народов цвет имел символическое значение. Н. К. Рерих описывал символ, как «сконцентрированную идею. в которую заложен какой-либо комплекс мыслей и идей» [3]. Поэтому в символическое значение закладывается понимание цвета как символа.

На примере триады из красного, белого и чёрного цветов можно будет проследить, каким образом каждый из них воспринимался в культурах Африки и Мезоамерики.

Несмотря на то что их религиозные представления различны, этим народам свойственно архетипическое представление о цветовом сочетании. Это представление можно видеть в самых характерных ритуалах.

Триада. Доминирующим цветом является красный. Добывался он из охры, с помощью огня можно было изменить его на жёлтый цвет, а чёрный цвет получался от углей и природного марганца. Такие красители

в использовании были несложны. Необходимо было растолочь и для размягчения залить животным жиром. Наносилась краска пальцами, подушечками из меха или мха [4].

Ритуал мы должны понимать как последовательность действий, в какой-то степени стереотипных, охватывающих слова, жесты. Действо происходит на специально отведённом месте с целью воздействия на сверхъестественные силы или существа [2, с. 32].

Народы Африки и Америки являются классическими примерами, где эта триада цвета главенствует. Более полно проблема цветовой классификации была изучена В. У. Тёрнером на примере африканского племени ндембу. Это племя связывало три цвета с тремя реками или же сущностями одного бога. Что же представляет каждый из этих цветов?

Африка. Живым доказательством, что цвет имеет символическое значение, может служить дерево мудьи (молочное). Оно является центром в совершении ритуалов, связанных с рождением и с совершеннолетием девушек. Дерево на срезе выделяет млечный сок, поэтому его связывают с материнским молоком. В связи с этим фактом можно вспомнить, что психобиологический опыт первобытных людей связывал белый цвет с жидкостями в человеческом организме: семенной и материнским молоком. И, как было изложено ранее, народ ндембу связывает белый цвет с одной из рек [Там же, с. 34].

Белый цвет символизировал чистоту, жизнь, главенство, власть, бездетность. Столь смешанное значение цвета присуще всем первобытным народам. Это символ бытия.

Такой цвет использовался в ритуалах, связанных с защитой от злых духов и божеств, а также с рождением детей, инициацией, браком и смертью.

У восточных народов использование белой ткани и краски при похоронах не носит негативной характеристики. Раскрашивание покойника говорит о том, что, перевоплощаясь, он может воскреснуть либо стать божеством. Для них жизнь представлялась трансформацией человека в другое состояние. Че-

ловек, у которого есть амулет или предмет в доме белого цвета, считался защищённым от сглаза. В жертвоприношении белый цвет имеет своё значение. Это означает, что жертва будет принесена добрым и светлым божествам. В. У. Тёрнер указал на такое психическое поведение, как «белое поведение». Стремление быть «чистым» мы можем заметить в том, как африканцы заключают клятвы - они указывают на то, что у них «белая печень» [5, с. 60-65].

Чёрный и белый цвета являются дуальными символами. Поэтому, в отличие от белого, чёрный цвет впитал в себя весь негативный окрас. Он выражает смерть, нечистоту, тёмное колдовство. Рассматривая истоки символики, можно понять, что темнота - это подобие смерти. Отсюда состояние беззащитности. Чёрный цвет носит река забвения, подземный мир, откуда можно почерпнуть тайную и бессознательную мудрость.

Красный цвет у народа ндембу был ценностно окрашен, он символизирует и добро и зло. Поэтому «красные вещи» -это вся кровь, связанная с женщиной, убийцей и убиенным и которая используется при колдовстве. Красный также считался цветом для отпугивания демонов, цветом силы, здоровья. Раны больных лечили красной глиной. Красный цвет - это третья река, цвет самой важной жидкости в человеке. И в зависимости от сочетания белого с красным или чёрного с красным усиливались те или иные стороны. У этого народа есть ритуал, где мы можем чётко проследить расстановку сочетания цветов. Девушку, которая в ближайшие дни обретает совершеннолетие, запирают в травяной хижине. Хижина сооружена из каркаса двух деревьев и травы. Для нас примечательным является каркас этого сооружения. Это дерево мудьи (молочное) и дерево мукулы (кровяное). Бесспорно, эти два вида деревьев - доминантные символы.

В. У. Тёрнер в своей работе «Символ и ритуал» приводит список обозначений цветовой триады. Мы представим его в виде таблицы [Там же, с. 81].

Обозначение цветовой триады

Цвет Значение

Белый Благо (ku-waha); источник силы и здоровья (ku-koleka или ku-ko-lisha); чистота (ku-tooka); безбедность, отсутствие неудач (ku-bula, ku-nalwa); сила (kwikala nang'ovu); отсутствие смерти (ku-bula ku-twa); отсутствие слёз (ku-bula madilu); главенство или власть (wanta); встреча с духами предков (adibomba niakishi); жизнь (wumi); здоровье (ku-handa); зачатие или рождение ребенка (lusemu); охотничья доблесть (Wubinda); даяния (kwinka); поминание (kwanuka) предков дарами и подношениями у святилищ (muyombu); смех (kuseha); поедание пищи (ku-dya); размножение (ku-seng'uka); доступность глазу, явность (ku-solola); возмужание или созревание (ku-kula); очищение (ku-komba); омовение (ku-wela); отсутствие смешного («над вами не смеются, если вы совершили что-либо дурное или неразумное»); семя (matekala) -белая (счастливая, чистая), добрая кровь (mashi katooka amawahi)

Красный Кровь животных (mashi atunyama или mashi anyama) обозначает охоту (Wubinda или Wuyang'a), а также мясную пищу (mbiji); кровь последа при родах, кровь матери (mashi alusemu amama); кровь всех женщин (mashi awabanda ejima); кровь убийства (mashi awubanji hela kulapana); кровь колдовства / ведовства (mashi awuloji); красные вещи обладают силой (yikweti ng'ovu)

Чёрный Зло (ku-tama), дурные вещи (yuma yatama); отсутствие удачи, чистоты или белизны (ku-bula ku-too-ka); страдание (yihung'u) или несчастье (malwa); болезни (yikweti yikatu); ведовство и колдовство (wuloji); смерть (ku-twa); половое влечение (wuvumbi); ночь (wutuku) или тьма (mwidima)

Мезоамерика. Археологическим и этно-географическим анализом истории верований народов Южной Америки занимались многие зарубежные и отечественные учёные. Первым, кто выделил мезоамерику как культурно-географическую область, был мексиканский учёный П. Кирхгофон [6]. Вклад в изучение внесли также Д. М. Соди [7], В. И. Гуляев [8], Р. В. Кинжалов [9] и многие другие.

Американисты вели множество споров о происхождении, границах, различиях в верованиях у народов, проживающих в этой области. Нас более всего интересуют работы, связанные с анализом истории верований. Таким исследованием занимался Лоуренс Салливан [10].

Европейское завоевание Америки привело к тому, что самобытная культура, цивилизация с развитой религиозной системой была разрушена в ходе колонизации. Но немногочисленные местные культы сохранились, такие как кечуа в Перу, арауканы в Чили, а также вымершие культуры народа селькнам. Сохранились археологические памятники, религиозные тексты, а также свидетельства священников, прибывших на завоёванные территории.

До вторжения европейцев-конкистадоров существовало четыре центра, которые были независимы друг от друга. Общая связь

между ними - это земледельческий культ и религиозная система. Хотя разница между ними присутствует, поэтому, прежде чем обратиться к цвету, мы опишем их религиозные системы.

Первый центр - государство ацтеков. Этот народ является пришлым, покорившим местные землевладельческие племена. По нынешним меркам оно образовалось на территории современной Мексики. Довольно непростым сложился общественный строй у этого государства. В нём существовали различные социальные и национальные группы: рабы без прав, зависимые племена, общинники, аристократия. Наособицу было сословие жрецов, они были погружены в религиозные обряды и науку. К примеру, у жрецов была хорошо разработанная иерархия. Жрецам необходимо было проходить подготовку, где их также учили жёсткой дисциплине. Для них была создана целая система ограничений. У ацтеков, кроме того, была очень развитая астрономия. Они разделяли год на 365 дней и выделяли цикл в каждые 52 года. Начало каждого цикла сопровождалось особенной религиозной церемонией, потому что он знаменовал опасность [11].

Духовными центрами этой культуры являлись храмы - теокалли. Внешне они были сооружены в виде ступенчатой пирамиды. Самые главные храмы находились в столице

Теночтитлане. Сохранились описания испанца Э. Кортеса: «...стены расписаны изображениями чудовищ и идолов. В трёх самых больших залах храма установлены искусно изваянные скульптуры, поражающие своими размерами. Самый большой, самый почитаемый идол покрыт кровью жертв...» [12, с. 388].

Пантеон богов у ацтеков был очень многочисленный. Боги земледелия имели самое большое значение: это Тлалок - бог земледелия, Синтеотль - бог дождя. Главными богами пантеона являлись Кетцалькоатль - крылатый змей, который принёс людям цивилизацию и моральные нормы, заметим, что его также изображали в виде образа старца в белых одеждах. И его царствование было благополучное и мирное. Можно ли здесь просматривать символику триады цветов? Бог Тескатлипока - олицетворяет солнце: он был жесток и являлся творцом мира. Бог Уици-лопочтли - его символом является зеркало. Это божество вновь умирало и воскресало. Кроме того, его изображали в красных тонах. И этот бог является воинствующим, который помогает в завоеваниях.

Другой культурный центр находился к югу от ацтеков - это государство племени майя. Центральными городами были Чичен-Ица, Паленке, Майяпан. Третьим центром древнейшей цивилизации было племя инков, которые располагались в районе Перу. Они поклонялись богу, дающему урожай и жизнь, -богу солнца. Ему посвящался главный храм в Куско. В пантеон богов также входили Ви-ракоча, Пачакамак и др. Наряду с культом солнца существовали и древние верования: тотемизм, почитание духов предков.

Четвёртым центром являлся город Богота. На этой территории проживали племена чибча. Для нас примечательным является их культ поклонения богу войны Кетцалькоат-лю или Бочике. Его описывали стариком с длинной белой бородой. В мифах чибча Бочика являлся богом солнца, который обучил людей всем искусствам и ремёслам. В жертву этому покровителю приносили золото и изумруды, которые правитель племени бросал в воду [13, с. 144].

В Мезоамерике встречается миф о мировом дереве. Оно стояло в центре и пронизывало небеса, а вокруг него по четыре сто-

роны располагались другие деревья: чёрное, белое, жёлтое, красное. На ветках деревьев находились чаки - боги дождя, бакабы -держатели небес, павахтупы - боги ветров.

«Красный - это цвет утренней зари, который символизирует очередную победу добра над злом, света над тьмой. Поэтому с первыми лучами солнца во всех храмах приносились в жертву птицы во славу богам. Красная краска добывалась у гематита и из кошенили мелких насекомых, водящихся на двух видах кактуса. Красный неразрывно связан с синим и зелёным цветами. Синюю краску получали из аттапульгита плюс какое -то органическое вещество, а зелёную - из смеси синей и жёлтой глины. Зелёный цвет для майя был символом самой жизни: это был цвет растущей кукурузы, цвет блестящих на солнце глубоких водоёмов, символ жизни и смерти. Кровь, пролитая правителями во время священных ритуалов, питала дерево жизни, растущее в центре мира, а также открывало человеку путь в мир сверхъестественных существ, от которых зависела повседневная жизнь. Поэтому красная краска часто наносилась на изделия из нефрита, тем самым символически соединяя два самых важных жизненных элемента» [13, с. 144]. Белый цвет наиболее труден для объяснения, не легче найти и источник его происхождения. Возможно, в памяти людей сохранился когда-то виденный их предками, пришедшими с севера, белый цвет снега. Быть может, отсюда связь белого севера с северной стороной света. Даже в их календаре один из месяцев носит название «Яш» («белый»), означающий, что в это время года на полях лежат сухие, побелевшие стебли от старого урожая кукурузы. Белый соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном счёте со смертью. Не зря же во многих книгах по Древней Мексике звучат слова: «город белых камней», «белая леденящая тишина» и т. д. Белый являлся также основой для других красок, нанесённых поверх него. Тут, безусловно, принимался в расчёт и контраст, возникающий в ночное время суток, когда белое чётко вырисовывалось на фоне чёрной сельвы. Белый цвет мог служить также отличительным знаком при жертвоприношении. Так, знатных пленных перед казнью отмывали, а затем об-

лачали в чистые белые одежды. В другом случае, если такую одежду надевали жрецы, это символизировало величие и торжественность. Можно предположить, что у майя белый цвет также ассоциировался с небесными светилами, с производящей силой. Например, в пантеоне индейцев присутствует Белая женщина - богиня луны, покровительница ткачества, медицинских знаний, деторождения. Индианки перед родами принимали горячую ванну и облачались в белые одежды. А белой индейцы называют девушку, которая ещё девственница. Здесь же стоит упомянуть о том, что боги создали первого мужчину из белого маиса, поэтому белый считался также мужским цветом, что особенно заметно на настенных росписях. Чёрный -цвет ночи, а ночь непременно связана со злом, смертью, колдовством, когда просыпаются души умерших предков. До сих пор современные индейцы боятся оставаться ночью на развалинах городов. Чёрный цвет играл роль и при жертвоприношении. Обсидиановые ножи, которыми часто распарывали грудь, были чёрными. В этот же цвет и при тех же обстоятельствах жрецы окрашивали лица и руки. Многие боги имеют чёрное лицо и тело, как, например, бог-носильщик. Чёрный цвет присутствует и в календаре. Один из дней в календаре племени майя назывался «Кими» - «смерть», и считалось, что в этот день появляются на свет убийцы. Последние пять несчастливых дней года также носят чёрную окраску, в эти дни возможны различные катаклизмы: пожары, землетрясения, наводнения, вообще конец света, поэтому никто из жителей не смел показаться на улице. Чёрный цвет, олицетворяющий недеятельное, бессознательное состояние, противоположен, таким образом, всем остальным цветам, обозначающим сознательную деятельность. Но этот цвет может принимать и иное значение, указывая на социальную принадлежность индейца: чёрная краска на лице вместе с другими атрибутами может быть указателем высшей власти, а окрашенное в чёрный цвет тело юноши показывало, что он ещё не вступил в брак. Символическое значение имело и заключение в чёрный контур фигур людей при настенной росписи.

Делая выводы, мы можем сказать, что религия первобытных народов требовала изощрённости и символизма. Поэтому многие скульптуры, праздники богов были перегружены символами. Выявляя цветовую роль в сознании первобытных культур и концентрируя внимание на особенности сакрального восприятия цвета, можно установить, что уже в ранних формах религиозного сознания цвет был равнозначен словесному выражению. Он служил пояснением разных сакральных действий, к примеру ритуальных или военных. Вера в магическую силу цвета приводила к тому, что цветопонимание становилось наполненным символом. И несмотря на то что религиозные представления различны, этим народам свойственно архетипическое представление о цветовом сочетании. Это представление можно видеть в самых характерных ритуалах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балакин Ю. В. Урало-сибирское культовое литьё в мифе и ритуале : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Новосибирск, 199б. - 1S с.

2. Тёрнер В. У. Символ и ритуал. - М. : Наука, 19S3. - 277 с.

3. Философия Н. К. Рериха. Основы Культуры. Религиозные аспекты Культуры // Символизм в религии. - URL: http://culture-into-life.ru /simvolizm_v_religii/ (дата обращения: 10.12.201б).

4. Турунгбаева Ш. С. Магия цвета у первобытных народов. - URL: http://cyberleninka.ru /article/n/magiya-tsveta-u-pervobytnyh-narodov (дата обращения: 10.12.201б).

5. Тёрнер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусство-метрия / под ред. Ю. М. Лотмана. - М. : Наука, 1972. - С. S0-S1.

6. Kirchhoff P. Mesoamerica // Sol Tax / ed. by J. Heritage of Conqest. - Chicago, 19S2. -P. 17-31.

7. Соди Д. М. Великие культуры Месоамерики / пер. с испан. - М. : Знание, 19SS. - 20S с.

S. Гуляев В. И. Древнейшие цивилизации Мезо-америки. - М., 1972.

9. Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. -М., 19б2. - 239 с.

10. Sullivan L. Icanchu's Drum: An Orientation to Meaning in South America Religions. - L., 1990.

11. Уорвик Б. Ацтеки. Быт, религия, культура. -URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php /10027S2/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_ kultura.html (дата обращения: 10.12.201б).

12. Константинова Н. С., Пичугин П. А. Культура Латинской Америки : энциклопедия. - М. : Олма-Пресс, 200б.

13. Всемирная история : энциклопедия : в 14 т. -Т. 2. - М. : Олма-Пресс, 200б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.