Научная статья на тему 'Значение трудов Комиссии Г. Е. Рейна для здравоохранения России'

Значение трудов Комиссии Г. Е. Рейна для здравоохранения России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1376
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА / ВРАЧЕБНО-САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ / ZEMSTVO MEDICINE / MEDICAL SANITARY LEGISLATION / PUBLIC HEALTH MANAGEMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егорышева И. В.

Рассмотрены история создания, деятельность и историческое значение трудов Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства (Комиссии Г. Е. Рейна, 1912—1916), разработавшей ряд прогрессивных законопроектов, которые не получили признания медицинской общественности России, но были использованы в работе Наркомздрава РСФСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF WORKS OF THE G.YE. RHEIN COMMISSION FOR PUBLIC HEALTH IN RUSSIA

The article analyses the history of development, functioning and historical importance of works of imperially established interdepartmental commission for revision of medical sanitary legislation (the G.Ye. Rhein commissions 1912-1916). The commission developed several progressive legislation projects which were not accepted by medical community of Russia. On the contrary, these proposals were implemented by Narkomzdrav of the Russian Soviet Federative Socialist Republic.

Текст научной работы на тему «Значение трудов Комиссии Г. Е. Рейна для здравоохранения России»

торских Российских Университетов. — М.: В Унив. Тип. (Катков и Ко), 1863.

12. Из Общества глазных врачей в Москве // Врач. — 1899. — № 6. — С. 172.

13. Краснов М. 50-летний юбилей Московского общества глазных врачей // Советская медицина. — 1938. — № 6. — С. 37.

14. Московский Офталмологический кружок: Экстренное заседание (7 Апреля 1897 года) // Вестник офтальмологии. — 1898. — Т. 15. — Кн. 4. — С. 441—443.

15. Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского Университета в 1864—65 Академическом и 1865 Гражданском году. — М.: В Унив. Тип. (Катков и Ко), 1866. — С. 6—7.

16. Филатов П. Ф. Юные годы: Воспоминания о медицинском фак-культете (1868—73 гг.) Московского университета // Русская старина. — 1913. — Т. 154. — Кн. 5. — С. 281—300.

17. ЦИАМ. ф. 1, оп. 4, д. 65.

18. Адельгейм К.Л. Московский Офталмологический кружок // Вестн. офталмологии. — 1889. — Т. 6. — Кн. 2. — С. 200—202.

19. Общий Устав Императорских Российских Университетов. — СПб.: Тип. и Литография Ис. А. Цедербаума, 1884. — С. 14.

20. Юбилей профессора Брауна // Вестн. офталмологии. — 1891. — Т. 8. — С. 574—575.

Поступила 13.12.12

© И. В. Егорышева, 2013 УДК 614.2:93 (470+571)

И. В. Егорышева

ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ КОМИССИИ Г. Е. РЕЙНА ДЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

ФБГУ Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, 12, Россия

Рассмотрены история создания, деятельность и историческое значение трудов Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства (Комиссии Г. Е. Рейна, 1912—1916), разработавшей ряд прогрессивных законопроектов, которые не получили признания медицинской общественности России, но были использованы в работе Нар-комздрава РСФСР.

Ключевые слова: земская медицина, врачебно-санитарное законодательство, управление здравоохранением

THE IMPORTANCE OF WORKS OF THE G.YE. RHEIN COMMISSION FOR PUBLIC HEALTH IN RUSSIA

I.V. Yegorysheva

The national research institute of public health of the Russian academy of medical sciences, 105064 Moscow

Vorontsovo Pole str., 12, Russia

The article analyses the history of development, functioning and historical importance of works of imperially established interdepartmental commission for revision of medical sanitary legislation (the G.Ye. Rhein commissions 1912-1916). The commission developed several progressive legislation projects which were not accepted by medical community of Russia. On the contrary, these proposals were implemented by Narkomzdrav of the Russian Soviet Federative Socialist Republic.

Key words: Zemstvo medicine, medical sanitary legislation, public health managemen

В 2012 г. исполнилось 100 лет с начала работы Высочайше утвержденной Междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства, возглавляемой председателем Медицинского совета Министерства внутренних дел акад. Г. Е. Рейном. В историю России она вошла как Комиссия Г. Е. Рейна.

Необходимость реформирования управления здравоохранением была очевидной уже в конце XIX века. Медицинский департамент и сменившее его в 1904 г. Управление главного врачебного инспектора, являвшиеся подразделениями Министерства внутренних дел, не имели самостоятельного финансирования и достаточных юридических прав, а потому не могли координировать медицинскую деятельность других ведомств, руководить санитарными мероприятиями и осуществлять прочие функции центрального правительственного учреждения.

Показатели смертности населения России, вдвое превышавшие западноевропейские; непрекращающиеся эпидемии, наносившие ущерб экономике страны и ее международному престижу; некомпетентное руководство здравоохранением — все это служило основанием для создания с 1886 г правительственных комиссий по пересмотру врачеб-но-санитарного законодательства: Комиссии по вопросу об улучшении санитарных условий и уменьшении смертности

И. В. Егорышева — канд. ист. наук, вед. науч. сотр. (egorysheva@ rambler.ru)

в России (1886—1889) во главе с С. П. Боткиным, Особого совещания по управлению врачебно-санитарным делом в городах (1901) во главе с князем А. Д. Оболенским; комиссии В. К. Анрепа — Л. Н. Малиновского по разработке устройства врачебно-санитарной части (1905—1907), аналогичной комиссии сенатора С. Е. Крыжановского (1910—1911) [1]. Комиссии не считали возможным принять зарубежный опыт в качестве готового образца, поскольку, по словам В. К. Ан-репа, "своеобразный строй России требует и соответственного устройства санитарной части ея" [2]. Деятельность ко -миссий не давала осязаемых результатов из-за внутренних разногласий, сопротивления ведомств, имевших свои медицинские службы, и отрицательного отношения большинства врачей к планируемым сверху реформам.

Основным способом преодоления недостатков в здравоохранении комиссии считали создание Главного управления здравоохранения на правах министерства во главе с министром-врачом. Согласно воспоминаниям Г. Е. Рейна, Николаю II, принадлежали следующие слова, сказанные в ответ на аргументы об отсутствии в мире подобных министерств: " Россия — шестая часть света — может иметь Министерство народного здравия" [3].

Именно в этом вопросе комиссии натолкнулись на резкое неприятие медицинской общественностью, опасавшейся ужесточения правительственного контроля над земской медициной. Поскольку медицинское обеспечение не являлось обязанностью земских организаций, они могли без

согласования с министерскими чиновниками развивать медицинскую помощь населению, исходя из местных потребностей и средств. В отличие от земских и городских врачей, идеологическим центром для которых являлось Пироговское общество, проекты комиссий находили поддержку в кругах столичной профессуры. Масштабные эпидемии 1908—1911 гг. в очередной раз показали неэффективность организации здравоохранения в России и остро поставили вопрос о его реформе.

12 марта 1912 г. была создана Высочайше учрежденная междуведомственная комиссия по пересмотру врачебно-са-нитарного законодательства во главе с лейб-медиком акад. Г. Е. Рейном (1854—1942), пользовавшимся особым доверием императрицы Александры Федоровны. В составе Комиссии, включавшей около 100 представителей разных ведомств, земская медицина была представлена всего двумя врачами, которые после первой сессии покинули Комиссию из-за отказа Г. Е. Рейна представить проекты на широкое обсуждение. Руководство делопроизводством было поручено крупнейшему специалисту в области медицинского законодательства, сотруднику Министерства внутренних дел Н. Г. Фрейбергу, составившему для Комиссии большое число справок и принимавшему непосредственное участие в разработке законопроектов.

В состав Комиссии Г. Е. Рейна входило 5 подкомиссий: санитарная; подкомиссия "Врачебная помощь и призрение"; подкомиссия по образованию, правам и обязанностям медицинского персонала; судебно-медицинская и юридическая; организационная и финансовая. При последней был создан отдел по борьбе с детской смертностью. Всего было проведено 6 сессий. С началом первой мировой войны сессии прекратились, но продолжалась работа по редактированию законопроектов. Материалы комиссии были собраны в 10 томах, изданных незначительным тиражом. Законопроекты были объединены в специальном томе "Устав здравоохранения и учреждения, ведающие врачебно-санитарным делом" (далее — "Устав") [4]. Значительная часть их получила одобрение Совета министров, но лишь немногие успели пройти обсуждение в Государственной Думе. Так, например, Комиссия Г. Е. Рейна успела провести через Государственную думу закон об обязательном оспопрививании (1914), а подготовленное к обсуждению положение о санитарной охране границ было отложено в связи с начавшейся войной.

Комиссия Г. Е. Рейна дала оценку состоянию здравоохранения России, подготовила исторические справки по ряду вопросов, издала несколько томов врачебно-санитарного законодательства стран Европы. Ею была предпринята одна из первых в мире попыток рассчитать экономический ущерб в России от высокой заболеваемости и смертности населения, который по ее подсчетам ежегодно составлял свыше 651 млн руб.

Комиссия разработала серию законопроектов, согласно которым руководство врачебно-санитарным делом в стране, судебно-медицинской службой, медицинским образованием, производством и реализацией лекарственных препаратов должно было принадлежать Главному управлению государственного здравоохранения. В окончательном варианте проекта "Устава" самостоятельными, однако, остались медицинские службы армии, флота, министерств императорского двора и путей сообщения.

Главное управление должно было включать следующие подразделения: Главный санитарный совет, Медицинский совет и при нем фармакопейный комитет, Ветеринарный комитет, Совет главноуправляющего, Врачебный департамент, Санитарный департамент, Департамент общих дел, Ветеринарное управление, Учебный отдел, Санитарно-тех-ническую и строительную часть, Статистическую часть, Юрисконсультскую часть, Государственную врачебно-сани-тарную и судебно-медицинскую лаборатории, Канцелярию, чиновников для особых поручений и командировок.

Была предложена также сложная иерархическая система управления здравоохранением, подавляющая местную ини-

циативу, строго регламентирующая формы и способы оказания медицинской помощи. Авторы проекта не понимали, что успехи земских организаций, создавших оригинальную форму организации медицинской помощи населению и блестящую школу санитарной статистики, были достигнуты благодаря простоте и демократичности этих структур, минимальному аппарату служащих, привлечению врачей к реальному управлению здравоохранением на местах.

После длительных обсуждений были подготовлены проекты положений о Центральном врачебно-санитарном управлении, об окружных, губернских и уездных врачебно-санитарных управлениях, о врачебно-санитарном управлении в неземских губерниях и др. Подкомиссия "Врачебная помощь и призрение" разработала уставы лечебных учреждений, положение об обеспечении населения общедоступной врачебной помощью, фармацевтический устав, закон о порядке открытия аптек, вошедшие в проект "Устава".

В записке к Положению об обеспечении населения общедоступной врачебной помощью говорилось: "Мы стоим перед грандиозной задачей возможно быстрее и целесообразнее довести постановку врачебно-санитарной организации в России до того минимума, при котором можно было бы сказать, что все население государства обеспечено ею" [5].

Признавая целесообразность принципов земской медицины (деление уездов на участки, устройство участковых лечебниц, предпочтительность врачебной, а не фельдшерской помощи, бесплатное медицинское обслуживание населения) и исходя из ее опыта, Комиссия Г. Е. Рейна впервые в истории российского здравоохранения рассчитала нормы обеспечения медицинской помощью городского и сельского населения по России в целом и по отдельным губерниям: размер врачебных участков, численность медицинского персонала и лечебных учреждений, нагрузку врача, а также размер ассигнований для реализации проекта. С целью уточнения данных, на основании которых производились расчеты, Комиссия в 1913—1914 гг. рассылала опросные листы в земские организации и городские управы, а в неземских губерниях — врачебным инспекторам.

Минимально допустимой нормой обслуживания сельского населения Европейской России был принят врачебный участок с радиусом 10 верст и площадью 314 квадратных верст. По расчетам Комиссии число посещений на участке должно было составлять в среднем около 12 тыс. в год, а врач должен был принимать ежедневно не более 39 пациентов [6]. Это в целом совпадало с представлениями Московского губернского земства о доступной медицинской помощи. Комиссией Г. Е. Рейна были также рассчитаны нормы обеспечения сельского населения специальной помощью с учетом структуры заболеваемости. Так, на 1000 населения предлагалось иметь 1,1 инфекционной койки, 2 терапевтические и хирургические койки, 0,5 акушерской койки, 0,6 психиатрической койки. Одного зубного врача предполагалось иметь на 5 участков или на 45—55 тыс. населения.

Аналогичный расчет был произведен для определения минимума врачебной помощи в городах Европейской России. Лечебную помощь здесь предлагалось сосредоточить в нескольких крупных лечебных заведениях, а амбулаторную — в учреждениях, тесно связанных с больницами. В Европейской России предлагалось организовать 400 центральных больниц на 150—200 коек. Один врач должен был обслуживать 11 тыс. человек [6]. Для городского населения также были рассчитаны нормы коек (на 1000 человек — 2 терапевтические и хирургические койки, 2 инфекционные койки, 0,6 акушерской койки, 0,8 койки для глазных больных, 0,6 койки для душевнобольных). Комиссия планировала увеличить число гражданских врачей с 21 до 26, 2 тыс. человек (не считая Польши и Финляндии) [5]. Свои расчеты на территории Сибири и Средней Азии Комиссия оценивала как весьма приблизительные. При расчете общей врачебной сети Комиссия не учитывала группу людей из 2 млн человек, которые обслуживались в специальных лечебных учреждениях (армия, флот, пограничники и др.).

Срок введения предполагаемых норм должен был составить не менее 10 лет [7].

В отличие от земских врачей, считавших основным звеном обеспечения медицинской помощи участковую больницу как наиболее доступную сельскому населению, Комиссия Г. Е. Рейна видела необходимость в развитии в первую очередь губернских и уездных больниц.

Санитарной подкомиссией был разработан комплекс законопроектов по вопросам борьбы с массовыми заразными заболеваниями, вся тяжесть которой ложилась главным образом на плечи земских и городских организаций, однако в случае серьезных эпидемий предусматривалась помощь со стороны правительства. Законопроекты также подробно касались конкретных мероприятий по предупреждению заразных болезней и борьбе с ними. Члены подкомиссии считали, что для борьбы с эпидемиями необходимы согласованные действия всех ведомств, однако в этом вопросе возникли серьезные разногласия с военным, морским, придворным ведомствами и с министерством путей сообщения.

Среди документов, подготовленных санитарной подкомиссией, имелся законопроект, в котором большое внимание было уделено вопросам гигиены труда женщин. Был разработан ряд законов по коммунальной гигиене (о санитарной охране воздуха, воды и почвы, устройстве кладбищ, благоустройстве и планировании населенных мест, санитарной охране жилищ, санитарной охране Ладожского водопровода и пр.). Отдельную группу составили законопроекты о санитарном контроле за обеспечением доброкачественности продуктов питания, безвредности для здоровья предметов домашнего обихода, производимых в России и ввозимых из-за рубежа (упаковка, одежда, книги и игрушки, лакокрасочные изделия, косметические средства и пр.) Специальное положение касалось вопросов повышения санитарной культуры населения. Прогрессивное значение имел закон, подготовленный Комиссией и принятый Государственной Думой (1914), о санитарной охране лечебных местностей.

В 1916 г. было разработано положение, предлагавшее создать на местах самостоятельные уездные санитарные организации, в обязанности которых были включены сбор и самостоятельное обобщение статистических материалов. Это положение грозило уничтожить признанный рациональным и существовавший с 80-х годов XIX века губернский строй земской санитарной статистики, обеспечивавший концентрацию информации в губернском центре, квалифицированную обработку статистических данных, своевременное информирование уездов об эпидемиях на территории губернии, выявление наиболее неблагополучных местностей, нуждающихся в особом внимании губернского земства [2]. Такая позиция Комиссии Г.Е.Рейна была неслучайна, поскольку отражала взгляд правительственных чиновников на земские губернские санитарные бюро как на источник политической крамолы. Попытки разрушить систему земской статистики, получившей высочайшее международное признание на Дрезденской выставке 1911 г, вызвало протест со стороны земских врачей, в том числе таких выдающихся специалистов, как П. И. Куркин.

Занимавшаяся вопросами медицинского образования подкомиссия подготовила ряд положений, вошедших в проект "Устава": о порядке получения медицинских ученых степеней, о "средних медицинских школах и званиях", "о низших медицинских званиях" и др. Планировалось установить две ученые степени: кандидат наук и доктор медицины, а также медицинские звания врача, санитарного врача и судебного врача. Глава "Устава", посвященная правам и обязанностям медицинского персонала, включала статьи о приобретении права на врачебную практику, сохранении врачебной тайны, необходимости согласия больных на хирургические операции, применение наркоза, использование гипноза. Специальный раздел был посвящен недозволенному врачеванию.

Судебно-медицинская подкомиссия разработала законопроект Устава судебной и административной медицины,

который предусматривал создание особого штата судебных врачей вместо городовых врачей, за что в течение нескольких десятилетий боролась земская и городская медицина. Дело в том, что администрация и полицейские власти постоянно отвлекали врачей от лечебной работы для проведения судебно-медицинских экспертиз и вскрытий. Проект предусматривал создание окружных судебно-медицинских лабораторий и санитарных институтов (в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и Томске), которые наряду с проведением исследований должны были готовить специалистов.

Отдел по борьбе с детской смертностью определил перечень детских учреждений (воспитательные дома и приюты, ясли, детские консультации, детские колонии, детские клиники и больницы, школьные дачи, детские площадки) и их функции. При фабриках, имевших более 50 работниц, предполагалось устройство детских яслей, а на предприятиях, имевших более 500 работниц, — консультации и пункты раздачи молока. В функции консультаций Комиссия включила наблюдение за развитием и здоровьем грудных детей, обучение матерей правильному уходу за детьми, обеспечение бедных матерей молоком в случае отсутствия грудного молока. Все расходы предполагалось возложить на земские и городские самоуправления, а также на владельцев предприятий.

Проблему борьбы с детской смертностью Комиссия Г. Е. Рейна увязывала с состоянием здоровья матери. В законопроекте регламентировался женский труд на ряде вредных производств, запрещались ночные работы для женщин и подростков. На промышленных и торговых предприятиях запрещался труд беременных и родильниц в течение 2 нед до родов и 4 нед после родов. Кормящим матерям на производстве предоставлялся часовой перерыв.

Законодательную деятельность Комиссии Г. Е. Рейна невозможно оценить однозначно. Разработанные проекты законов во многих специальных вопросах были весьма прогрессивными. В то же время мелочная административная опека, недоверие к общественной медицине стали главным минусом деятельности Комиссии. Именно эта часть проекта оттолкнула от него медицинскую общественность, в результате чего не были по заслугам оценены положительные стороны деятельности Комиссии Г. Е. Рейна, чему способствовала и крайняя закрытость ее работы.

В 1915 г. Г. Е.Рейн обратился к царю с предложением о создании Главного управления, не дожидаясь окончания войны. Несмотря на сопротивление Совета министров, в сентябре 1916 г. по настоянию Николая II без одобрения Государственной Думы (по 87-й чрезвычайной статье) было создано Главное управление государственного здравоохранения — первое в истории Министерство здравоохранения [8]. Главноуправляющим был назначен Г. Е. Рейн, заведующим канцелярией — Н. Г. Фрейберг. По закону все же требовалось утверждение Государственной Думы на очередной сессии.

Российская периодическая печать, кроме крайне правых изданий, оценила создание Главного управления государственного здравоохранения как "узурпацию прав народного представительства" [3]. Пироговское общество и Всероссийский земский союз помощи раненым и больным воинам выступили с отрицательной оценкой проекта "Уста -ва" как разрушающего основы общественной медицины [9]. От имени Пироговского общества в Комиссию здравоохранения Государственной думы были направлены статьи с анализом законопроекта (З. П. Соловьева, П. И. Куркина и Я. Ю. Каца) [10].

На заседании думской Комиссии по здравоохранению 14 февраля 1917 г. большинство депутатов потребовало отклонения законопроекта. 23 февраля, когда должно было состояться его слушание на общем собрании Государственной Думы, Г. Е. Рейн, чтобы избежать очевидного провала с согласия Николая II снял вопрос с повестки для внесения изменений. Юридически Главное управление прекратило свое существование [11].

После Октябрьской революции, когда земские и городские самоуправления были ликвидированы, а санитарно-эпидемическая обстановка в стране требовала принятия решительных мер, советское здравоохранение взяло на вооружение принципы жесткой централизации управления. В этой ситуации наработки Комиссии Г. Е. Рейна оказались востребованными, хотя преемственность в работе дореволюционных и советских руководящих органов здравоохранения никогда не афишировалась. Н. Г. Фрейберг был приглашен З. П. Соловьевым для участия в создании Наркомз-драва РСФСР. Он передал материалы комиссии Г. Е. Рейна в библиотеку Наркомздрава, причем часть материалов находилась в личном пользовании Н. А. Семашко и З. П. Соловьева. По свидетельству Н. А. Семашко, Н. Г. Фрейберг консультировал руководство Наркомздрава по вопросам управления здравоохранением, принимал участие в разработке медицинского законодательства, способствуя претворению в жизнь наиболее плодотворных идей, разработанных в дореволюционной России. Среди циркуляров и инструкций Наркомздрава периода 1918—1921 гг. рядом с подписью Н. А. Семашко и З. П. Соловьева часто стоит фамилия Н. Г. Фрейберга.

Г. Е. Рейн, находясь в эмиграции, подробно описал в своих мемуарах работу Комиссии [3], с явным удовлетворением оценивая факт создания в России и других странах Европы самостоятельного центрального органа управления здравоохранением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Историческая справка о комиссиях и совещаниях по вопросу о переустройстве врачебно-санитарного дела в Империи // Труды

Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства. — СПб., 1913. — Т. 1.

2. Фрейберг Н. Справка по вопросу о переустройстве управления врачебно-санитарной частью в России. — СПб., 1910.

3. Рейн Г. Е. Из пережитого. 1907—1918. — Берлин, 1935— 1936. — Т. 1—2.

4. Устав здравоохранения и учреждения, ведающие врачебно-са-нитарным делом. Проект // Труды Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-сани-тарного законодательства. — СПб., 1916. — Т. 11.

5. Вторая записка об общих основаниях устройства врачебной помощи К проекту положений по обеспечению населения врачебной помощью // Труды Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства. — СПб., 1913. — Т. 4.

6. Третья записка об общих основаниях устройства врачебной помощи в России (К законопроекту об устройстве общей и специальной общедоступной врачебной помощи населению Империи) // Труды Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства. 2 подкомиссия. — СПб., 1915. — Т. 5.

7. ЕгорышеваИ. В. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. — 2012. — № 1. — С. 55—58.

8. Собрание распоряжений и узаконений правительства. — 1916. — № 252 от 21 сент. — Отд. 1. — Ст. 1957.

9. Хроника и мелкие известия // Рус. врач. — 1917. — № 1. — С. 23.

10. Шидловский К. И. // Обществ. врач. — 1917. — № 4—5. — С. 38—73.

11. Стенографический отчет заседаний Государственной думы. 4 созыв. 5-я сессия. — Пг., 1917. — Стб. 1191, 1191, 1563—1564.

12. Егорышева И. В. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2009. — № 5. — С. 55—56.

Поступила 24.05.12

© Коллектив авторов, 2013 УДК 615.85

М. А. Суботялов1, Т. С. Сорокина2, В. Ю. Дружинин3 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

1ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет; 2ФГБОУ ВПО Российский университет дружбы народов; 3ГОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет, 630091, Новосибирск, Красный проспект, 52, Россия

Аюрведическая медицина — одна из трех современных традиционных систем врачевания — в течение тысяч лет формировалась на Индостанском субконтиненте (Древняя Индия) и в наши дни широко используется в различных странах мира. Современные исследователи выделяют в ее истории несколько периодов, анализу которых и посвящена данная работа.

Ключевые слова: история медицины, традиционная аюрведическая медицина, санскрит THE STAGES OF DEVELOPMENT OF AYURVEDA MEDICINE M.A. Subotiyalov1, T.S. Sorokina2, V.Yu. Drujynin3

'The Novosibirsk state pedagogic university, Novosibirsk, Russia; 2The peoples' friendship university of Russia, Moscow, Russia; 3The Novosibirsk state medical university, 630091 Novosibirsk Krasniy prospekt, 52, Russia

The Ayurveda medicine as one the three traditional systems of healing developed during millennia at the Hindustan subcontinent (the ancient India). Nowadays, Ayurveda medicine is widely used in many countries. The present day researchers mark out and analyze several periods in its history.

Key words: history of medicine, traditional Ayurveda medicine, Sanskrit

Аюрведа, или аюрведическая медицина, является одной из трех сохранившихся до наших дней традиционных медицинских систем (индийской, китайской и тибетской), которые формировались в течение тысячелетий.

М. А. Суботялов — канд. биол. наук, доц. каф. (8иЬо1уа1оу@уап-dex.ru); Т. С. Сорокина — д-р мед. наук, проф., зав. курсом истории медицины (tatiana.s.sorokina@gmai1.ru); В. Ю. Дружинин — ассистент каф. (edenmoony@mai1.ru)

Термин "аюрведа" (санскрит. ayurveda) происходит от ayus — долголетие, veda — знание и переводится с санскрита как "учение о долгой жизни".

Аюрведическая медицина формировалась в течение многих веков путем наблюдений, экспериментов и обсуждений, развивалась и процветала в основном на территории современной Индии и некоторых стран Юго-Восточной Азии. Ее корни уходят к древним ведическим текстам "Ригведе" (Rigveda — веда гимнов, устная традиция с XIII—Х веков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.