ЗНАЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК ДЛЯ ВЫХОДА РОССИИ НА РЫНКИ АЗИАТСКО-
ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
Аннотация. В статье рассмотрена экономическая целесообразность использования территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток как плацдарма России для выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Автором выявлен механизм, содействующий данному процессу. Это формируемые международные транспортные коридоры «Приморъе-1» и «Приморъе-2», которые способствуют не только логистическому развитию Приморского края, но и являются составной частью международного проекта «Один пояс - один путь». Определена обоснованность применения данной концепции в стратегии России «разворота на Восток».
Ключевые слова. Территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, Азиат-ско-Тихоокеанский регион, международные транспортные коридоры, МТК «Приморъе-1», МТК «Приморъе-2».
Iuiukina T.I.
THE IMPORTANCE OF AREAS OF ADVANCED DEVELOPMENT AND FREE PORT OF VLADIVOSTOK FOR RUSSIAN PENETRATION ON THE MARKETS OF ASIA-PASIFIC REGION
Abstract Economical feasibility of using areas of advanced development and Free port of Vladivostok as the Russian's springboard for penetration on the markets of Asia-Pacific region is approbated in the article. Author revealed the mechanism promoted to this process - the forming international transport corridors «Primorye-1» and «Primorye-2», which are contributing not only for logistics development of Primorsky region but also are the integral part of the international project «One belt - one road». Reasonableness of the concept's applicability is defined to Russian's strategy «turn to the East».
Keywords. Areas of advanced development, Free port of Vladivostok, the Asia-Pacific region, infrastructure, international transport corridors, ITK «Primorye-1», ITK «Primorye-2».
Дальний Восток России занимает 6169,3 тыс. км2 (около 36% всей территории Российской Федерации) и превосходит площадь всей Западной Европы. Географически расположен рядом с конкурентным и динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом, на пространстве которого сконцентрированы крупнейшие компании, возглавляющие рейтинг Forbes-2000 [15], и сосредоточена деятельность транснациональных корпораций. Данный регион представляет стратегическое значение для всего мира: центр мировой экономической активности перемещается с Запада на Восток вследствие ее снижения в старых индустриальных центрах Европы и США. Эти обстоятельства представляют перспективу для интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион России, а российский Дальний Восток может стать «мостом» для выхода на рынок этого региона.
ГРНТИ 06.51.02 ©ЮюкинаТ.П., 2017
Татьяна Игоревна Ююкина - аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 195213, Санкт-Петербург, ул. Казанская, 7/40 (Russia, St. Petersburg, Kazanskaya Str., 7/40). Тел.: +7 921 925-66-41. E-mail: [email protected].
Создаваемые на Дальнем Востоке территории опережающего развития (ТОР) способствуют указанной экономической стратегии и являются механизмом привлечения иностранных инвестиций. «Инвесторы получат уникальные возможности для работы на российском рынке и - что важно - выгодный плацдарм для прямого выхода на ёмкий растущий рынок АТР», - отметил В.В. Путин, говоря о территориях опережающего развития на Петербургском международном экономическом форуме 19 июня 2015 года [11]. Согласно Федеральному закону № 473-ФЭ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» определены: особый правовой режим данных территорий, порядок осуществления деятельности в них, а также меры государственной поддержки. Инвесторы, получившие статус резидентов ТОР, пользуются необходимой инфраструктурой и налоговыми льготами, упрощенными условиями ведения предпринимательской деятельности, а также механизмами защиты своих прав. Наличие подобных механизмов и административной поддержки представляет стабильную и устойчивую основу для функционирования ТОР за счет возможности привлечения инвесторов. Резиденты ТОР, получая преимущества при использовании таможенных и налоговых льгот, взамен обязуются инвестировать средства, необходимые для развития данных территорий.
Значение территорий опережающего развития для выхода России на рынки Азиатско-Тихо-океанского региона и вопрос наделения их особым экономическим статусом с целью привлечения иностранных инвестиций требует концептуального осмысления. В качестве основополагающих теоретических концепций нами предлагается теория «полюсов роста» Ф. Перру и эклектическая парадигма международного производства (парадигма OLI-преимуществ) Дж. Даннинга. В центре аргументации Франсуа Перру - теория экономического доминирования и понятие неоднородности роста при сосредоточении потенциала производства в ведущей отрасли [7, с. 404-410]. Стратегическая задача экономической политики, по мнению Ф. Перру, заключается в создании государством подобных «полюсов роста» и управлении эффектом их распространения, что способствует повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке вследствие роста концентрации производства и инвестиций. Парадигма OLI-преимуществ Джона Даннинга интегрирует различные теории международного производства и в этом ее преимущество применительно к рассматриваемой научной проблеме. Данный подход позволяет оценить взаимодействие между предприятием и его макроэкономическим окружением. Эклектическая парадигма предоставляет возможность рассматривать прямое иностранное инвестирование как результат наличия преимуществ собственности, местоположения и интернализации, что позволяет соединить микро- и макроэлементы исследования в одних аналитических рамках.
Согласно концепции OLI-преимуществ, предприятие, располагая преимуществами собственности (ownership-specific advantages), имеет специфические конкурентные преимущества перед основными конкурентами, используя которые, появляется возможность для локального размещения производства на тех территориях, в отношении которых имеются специфические преимущества местоположения (location-specific advantages) для акцептующей стороны. За счет наличия преимуществ интернализации (internalization advantages) обеспечивается контроль и его поддержание над системой активов предприятия [14]. Таким образом, гипотеза Дж. Даннинга в отношении территорий опережающего развития может выражаться в виде дальнейшего стратегического решения об организации производства непосредственно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Реализация данного предложения позволит снабжать рынки уже не посредством экспорта произведенных товаров с внутреннего рынка, а за счет организации производства внутри рынка указанного региона за пределами национальных границ, что может явиться следующей ступенью развития территорий опережающего развития Дальнего Востока.
Цель создания данных преференциальных экономических зон - апробирование новых экономических инструментов в Дальневосточном регионе с возможностью их последующего применения на других территориях страны для развития конкурентоспособности российской экономики в целом. В связи с поручением Президента В.В. Путина Правительству РФ о закрытии неэффективных особых экономических зон и приостановлении создания новых, территории опережающего развития как институт преференциальных зон приобретают особое значение. В настоящее время образовано 13 территорий опережающего развития, в которых заявлено более 140 инвестиционных проектов к выполнению. «Совокупность проектов, реализуемых в сети ТОР, это фактически новая современная индустриализация Дальнего Востока» [2], - заявил А.С. Галушка, министр по экономическому развитию Дальнего Востока.
«Развитием идей ТОР является создание свободного порта Владивосток» [10]. Это восточные морские ворота РФ, позволяющие эффективно использовать экономико-географические преимущества Приморского края с целью интеграции в экономическое пространство стран АТР и развития международной торговли. Законодательно был закреплен Федеральным законом № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» и получил свой статус 12 октября 2015 года. Свободный порт создается на 70 лет, и срок его существования может быть продлен федеральным законом. Предусмотрен особый таможенный, налоговый, инвестиционный режим, а также смежное регулирование. Резидент в случае попадания под оба режима (ТОР и Свободный порт) вправе выбрать более предпочтительный.
Свободный порт Владивосток распространяет свое действие и на перспективные международные транспортные коридоры: «Приморье-1», «Приморье-2», которые способствуют не только логистическому развитию Приморского края в ДВФО, но и сопряжению с международным проектом «Экономического пояса Шелкового пути». Свободный порт Владивосток вписывается в проект трансграничного транспортного коридора «Один пояс - один путь», как его составная часть. Указанные транспортные коридоры порта также позволяют соединить Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с «Шелковым путем». Международные транспортные коридоры - это не просто объединение материальных объектов в виде автомобильных и железных дорог, пограничных переходов, портов, а «система более высокого уровня информационного, технического и технологического взаимодействия между портовиками, железнодорожниками, таможенниками и другими участниками процесса» [4].
Сопряжение Дальнего Востока с международным проектом «Экономического пояса Шелкового пути» предоставляет возможность формирования интегрированной транспортной системы. «Такое решение даст бизнесу Приморья возможность перевозить грузы из европейской части и в обратном направлении напрямую по коридорам через Китай, а не огибать весь земной шар» [6]. Данное обстоятельство способствует неделимости логистической услуги в процессе передвижения товаров от пункта отправления до пункта назначения, что позволяет эффективнее, быстрее и дешевле доставлять продукцию с территорий опережающего развития в Азиатско-Тихоокеанский регион. Перед экспортоори-ентированными предприятиями Дальнего Востока открываются новые возможности. «Это практический пример взаимовыгодного сотрудничества России и Китая на Дальнем Востоке, сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути» [12], - пояснил глава Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, рассуждая о МТК «Приморье-1» и «Приморье-2».
В целях своевременного финансового обеспечения инвестиционных проектов необходимыми средствами предполагается мобилизовать инвестиции частного характера. Концепция развития трансграничных коридоров была изложена на втором Восточном экономическом форуме, а потенциальным инвесторам предложено реализовать инвестиции на условиях государственно-частного партнерства. Взаимодействие бизнеса и государства предполагается осуществить между государственными структурами Приморского края и китайскими частными инвесторами, а также институтами развития с обеих сторон. Разработку технико-экономического обоснования и расходы по дорожной эксплуатации примет на себя администрация Приморского края. Концепция развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» предполагает поэтапное развитие, уже утверждена Правительством РФ и опубликована на официальном сайте [5]. Формирование МТК «Приморье-1» осуществляется в рамках одного из проектов региональной программы помощи странам Северо-Восточной Азии - «Расширенной Туманганской инициативы» с целью привлечения международных инвестиций, расширения торговли и улучшения бизнеса в регионе Северо-Восточной Азии.
Транспортный коридор «Приморье-1» способствует транспортному сообщению в Приморском крае, так как, помимо морского пути, включает железнодорожный и автодорожный маршруты. Направление транспортного коридора «Приморье-1» следующее: Харбин - Суйфэньхэ - Гродеково (РФ) - порты Владивосток / Находка / Восточный - порты АТР. Т.е. маршрут начинается с северо-восточных провинций Китая - Харбин, Суйфэньхэ, а затем проходит через железнодорожную станцию в Приморском крае - Гродеково, затем - Владивосток / Порт Восточный / Находка и выходит в порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона [13].
Поэтому данный транспортный коридор имеет стратегическое значение не только для Дальнего Востока, но и обеспечивает северо-восточным провинциям Китая выход к морю и к портам России.
Международный транзит из Китая и в Китай приобретает большие выгоды: грузы из провинции Китая имеют возможность направляться кратчайшим маршрутом по коридору «Приморье-1» в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через российские порты (на востоке Приморья) и в обратном направлении. «Наши соседи очень заинтересованы в этом, ведь тогда путь грузов из северо-восточных провинций в Северо-Восточную Азию сократится в 2-3 раза» [1], - объяснил губернатор Приморского края В.В. Миклушевский. Кроме того, реализация проектов в целом требует более 300 млрд рублей, а это весьма значительная сумма для бюджета регионального уровня. Поэтому для реализации проектов по модернизации данных международных транспортных коридоров планируется привлечь китайские инвестиции. Главное преимущество МТК «Приморье-1» - это, прежде всего, прямой морской маршрут в его составе. Такой простой и линейный путь помогает миновать промежуточные транзитные порты, что способствует сокращению сроков доставки грузов и формированию меньшей стоимости доставки. К 2030 году дополнительный грузооборот по МТК «Приморье-1» сможет составить до 7 млн тонн грузов в контейнерах и до 5 млн тонн зерна [8].
Направление транспортного коридора «Приморье-2» следующее: Чанчунь - Цзилинь - Хуньчунь - Махалино - Зарубино / Посьет - порты АТР. Таким образом, данный транспортный коридор свяжет юго-западные порты Приморья (Посьет, Зарубино, а также Славянка) с провинциями Китая, что позволит из северо-восточных провинций оперативно доставлять грузы в юго-восточные районы Китая, а также в страны региона АТР (равно как и в обратном направлении) 113].
Товары и грузы из северо-восточных провинций Китая будут перегружаться в юго-западных портах Приморья в контейнеровозы для доставки грузополучателям всего мира: из контейнерного терминала контейнеры грузятся на железнодорожный, автомобильный и морской транспорт. Объем внешней торговли между Приморьем и провинцией Цзилинь, а также объем внутренних перевозок Приморского края через порт Зарубино в рамках МТК «Приморье-2» может составить около 90 млн тонн в год к 2025 году [9].
Использование инфраструктуры в сфере транспорта обеспечивает Приморскому краю около 18% ВВП, в планах увеличить этот процент более чем в 2 раза (на 2025 год) [4]. Вследствие прямой зависимости бюджета края от грузооборота окружающих его портов, реализация проектов МТК «Приморье-1, 2» может создать необходимые условия для достижения мультипликативного эффекта в Дальневосточном регионе: увеличение грузооборота в 1,5-2,0 раза способно увеличить налоговые поступления до 18-20 миллиардов рублей в год [6]. МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» обеспечивают не только северо-восточным провинциям КНР совершенствование торговой логистики и кратчайший выход к морю, но также Японии, Южной Корее и другим странам АТР. При этом у Приморья появляется уникальная возможность получать прибыть от транзитных транспортировок; достигается положительный экономический эффект в целом для всего региона.
«Интеграция должна опираться на серьёзные совместные проекты, которые будут буквально «сшивать» наше экономическое пространство, создавать дополнительные ресурсы для развития» [3], -отметил В.В. Путин на пленарном заседании второго Восточного экономического форума «Открывая Дальний Восток». Среди четырех обозначенных проектов такого рода возможностей Президент России выделил сотрудничество в сфере транспортной инфраструктуры, В контексте данного подхода такие важнейшие макроэкономические проекты Дальнего Востока, как международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» приобретают особое значение, поскольку способствуют интеграции России со странами АТР.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чем больше людей будут жить в Приморье, тем лучше будет развиваться наша экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.primorsky.ru/news/121832/7splrase_icN3723413 (дата обращения 17Л2.2016).
2. ТОР для инвесторов: минимальные риски и максимальная доходность. Истории успеха. ¡Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foramvostok.ru/prograinma-main/odna-sessiya/?session_id=1489 (дата обращения 20.09.2016).
3. Открывая Дальний Восток. [Электронный ресурс]. Режим доступа: littp://kremlin.ra/events/president/ news/52808 (дата обращения 18.12.2016).
4. Дробышева II. Проекты транспортных коридоров Приморья поддержали в КНР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2015/10/15/reg-dfo/proekty.litml (дата обращения 08.12.2016).
5. Концепция развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://govermnent.ra/media/files/jqfm5NlYLGTTVliUn3AKqOAg9mJcb2Yxx.pdf (дата обращения 31.12.2016).
6. Коридоры «Шелкового пути». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.parldv.ru/2475 (дата обращения 07.12.2016).
7. Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. В 5-ти т. Т. 4. Век глобальных трансформаций / под. ред. ЮЛ. Ольсевич. М.: Мысль, 2004. 942 с.
8. Модернизированный участок транспортного коридора «Приморье-1» открыт в регионе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/v-strane/3558607 (дата обращения 06.12.2016).
9. МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» получили официальную поддержку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ht^://priininvest.ni/m1kprimore-l-i-primore-2-polucliili-oficialnuyu-podderzhku (дата обращения 15.12.2016).
10. О Дальнем Востоке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foramvostok.ru/mesto/o-dalnem-vostoke (дата обращения 06.02.2017).
11. Время действовать: совместными усилиями к стабильности и росту. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://foramspb.coin/bfx-cc/systein/uploads/files/site_session_attr/stenogram_ru/661/1165_ra.pdf (дата обращения 20.12.15).
12. Правительство России утвердило концепцию развития международных транспортных коридоров «Примо-рье-1» и «Приморье-2». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://imnvr.ru/press-center/news_min-vostok/?ELEMENT_ID=493 7 (дата обращения 20.01.2017).
13. Российско-китайский информационный портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rassiacliina-eastcargo.com/ra/transport-corridors (дата обращения 05.12.2016).
14. Dunning J.H. The Eclectic (OLI) Paradigm of International Production: Past, Present and Future // Journal of the Economics of Business. 2001 .Vol. 8. № 2. P. 173-190.
15. The World's Biggest Public Companies List - Forbes-2000. Ranking 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.eom/global2000/list/#tab:overall (дата обращения 28.10.2016).