УДК 378.4
Швеина А.О. студент 2 курса магистратуры факультет педагогики, менеджмента и информационных
технологий в образовании научный руководитель: Берестовский А.М.
Омский государственный педагогический университет в г. Таре
Российская Федерация, г. Тара ЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация:
В статье рассматривается актуальная для современной практики образования проблема развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования. Анализируя специфику дополнительного образования, авторы делают вывод о том, что оно создает возможности для развития творческих способностей различными средствами изобразительного искусства. Большое внимание уделяется техникам изобразительного искусства.
Ключевые слова: дополнительное образование, искусство, творчество, творческие способности, изобразительное искусство.
Shveina A.
2nd year master's student faculty of pedagogy, management and information technologies in education Omsk state pedagogical University in Tara G. Tara, Russian Federation THE VALUE OF THE FINE ARTS IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE IN CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION
Annotation:
The article deals with the actual problem of development of creative abilities of children in the system of additional education for modern practice of education. Analyzing the specifics of additional education, the authors conclude that it creates opportunities for the development of creative abilities by various means of fine arts. Much attention is paid to the techniques of fine art.
Key words: additional education, art, creativity, creative abilities, fine arts.
В современных условиях особое внимание уделяется дополнительному образованию детей, которое способствует раскрытию творческого потенциала подрастающего поколения. Наблюдается процесс расширения
сети учреждений дополнительного образования, а также образовательных услуг предоставляемых ими. Государство уделяет должное внимание дополнительному образованию, повышению качества мастерства педагогов. За счет выделенных средств федерального и региональных бюджетов, происходит обновление образовательного процесса, создается комфортная среда для обучения.
В законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании» [4, с. 19].
Дополнительное образование направлено на реализацию ФГОС нового поколения и вносит существенный вклад в развитие целостной, гармонической личности обучающихся. Дети и подростки приобретают углубленные знания, у них формируются умения и навыки, ценностные представления о том виде деятельности, которым они занимаются, развивается потребностно - мотивационная сфера и опыт общения.
Для развития творческих способностей в младшем школьном возрасте необходимо создать условия для творчества, мотивировать детей к нестандартным решениям, поддерживать детей в их начинаниях, учитывая возрастные особенности младшего школьника.
С внедрением ФГОС второго поколения большое внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся, совершенствованию работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарных, творческих личностях. Этого можно добиться, закладывая в детях с раннего возраста стремление к работе в области изобразительного искусства.
Одной из основ развития творческих способностей детей является изобразительное искусство. Оно благотворно влияет на детей, развивает, вооружает знаниями, «несёт детям красоту». В младшем школьном возрасте, детям присуща душевность, доброта к окружающим, умение видеть красивое в мелочах, любовь к природе и окружающему миру. Работа с различными материалами, освоение новых приемов, приносит детям большое удовольствие и радость. Детям интересно, когда в их работах сочетаются различный материал, когда на их глазах ненужные предметы превращаются в полезные, которые могут пригодиться в быту, послужить подарком друзьям и близким. Многие дети свои художественные и декоративно-прикладные работы подают на различные конкурсы, оформляют домашние выставки.
Искусство - это отображение жизни человека и общества в целом на протяжении многих веков их развития. Духовные ценности служат для формирования личности школьника, его индивидуальности [1, с. 138].
Искусство создает народ, оно отображает его жизнь, мысли и переживания. Понятие искусство никогда не утратит своей ценности и значимости. Могут меняться времена, стили изображения. На смену
классицизму приходит авангардизм, натурализм, футуризм [1, с.72].
Изобразительное искусство - это вид искусства, изображающий художественные образы на плоскости и в пространстве. Это раздел пластических искусств, к которому относят: живопись, скульптуру, графику, монументальное искусство.
Занятия изобразительным искусством способствуют развитию творческой активности младших школьников. Это и яркая эстетическая составляющая занятий, и работа воображения, мысли, фантазии, проявляющихся в процессе создания творческих работ. Чтобы личность творчески развивалась и была активной, необходимо соблюдать ряд условий.
Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.
Детям младшего школьного возраста очень важно после осмысления остаться с ощущение собственной значимости. Оценка творчества должна быть незавышенной, иначе впоследствии потеряется интерес, положительная оценка перестанет воодушевлять. Ребенок сам должен понимать, видеть, осознавать, что созданная им работа имеет ценность, приносит положительные эмоции окружающим его людям [4, с.92].
Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии младшего школьника, так как в изобразительной деятельности проявляется активность личности школьника.
В процессе обучения изобразительному искусству у школьников развиваются зрительная память, мышление, творческое воображение, играющее немаловажную роль в формирование мировоззрения.
Занятия по декоративно - прикладному творчеству способствуют:
- физическому развитию, развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- психическому развитию: способствуют выработке терпения, трудолюбия, настойчивости, усидчивости, Требуют внимания и самоконтроля.
- развитию творческих способностей [3, с. 56].
В современном обществе, характеризующимся нестабильностью социально-экономических условий, востребован человек способный творчески мыслить, решать возникающие задачи нестандартно, умеющий находить выход из различных ситуаций в короткие сроки, предлагающий оригинальные подходы в решении стандартных задач с использованием обычных материалов. Развитие творческих способностей важно начинать в детском возрасте, поэтому наше исследование направлено на развитие данного вида способностей в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст является сензитивным для развития исследуемого феномена [2].
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства обусловлено, с одной стороны, интересом детей к занятиям по различным направления изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное творчество), а с другой, доступностью применяемых на занятиях материалов для каждого ребенка и возможностью работы с ними в школе.
Следовательно, для развития творческих способностей младших школьников в условиях дополнительного образования большую роль играют благоприятные условия, способствовавшие развитию творческих способностей.
Использованные источники:
1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: в 4-х томах. Т.2 / В. И. Даль. - М. : ОЛМА-Пресс, 2004. - 672 с.
2. Ермолинская Е.А. /Современные формы обучения в нашей новой школе или как интеграция смогла объединить разные дисциплины// Педагогика искусства. Электронный научный журнал УРАО «ИХО» 2011, № 1. Код доступа - http ://www. art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1 -2011/ermolinskava 07 03 2011.pdf
3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 434 с.
4. Нурова, А.К. Роль творчества в развитии личности ребёнка [Электронный ресурс]:
http://www.rusnauka.com/5_SWMN_2014/Pedagogica/6_159157.doc.htm