Ткачев И.В.
Значение социальной функции частного права в условиях открытых рынков
Трансформация правовой системы России происходит под влиянием глобализационных процессов. В последние десятилетия, по оценкам целого ряда исследователей, стали наблюдаться значительные изменения в публично-правовой сфере, обнаружились негативные последствия интеграции нашей страны в общемировое пространство. Под угрозой оказался государственный суверенитет, экономическая и национальная безопасность.
Однако процессы глобализации проявляются не только в рамках публичных отраслей права. Несмотря на то, что сама глобализация стала возможна в первую очередь благодаря мощному прорыву в области информационных, телекоммуникационных технологий, свою характеристику как явление планетарного масштаба она получила благодаря развитию внешнеторговой деятельности.
Современные глобализационные процессы сопровождаются усилением влияния транснациональных корпораций на экономику отдельных стран, господством надгосударственных структур, интернационализацией и открытостью рынков. Все это стало возможным благодаря экономической интеграции государств, снижающей административные возможности самостоятельного управления национальными процессами. Каждая отдельно взятая страна и ее экономика испытывают жесткую зависимость от общего состояния мирового рынка, обрушение которого повлечет за собой крах национальной экономики. В специальной литературе указывается, что процессы глобализации «вымывают основу экономической функции государства и ставят само существование государства как политического института под сомнение» [1, с. 62-63 ].
Совпадение интересов разных стран по вопросам развития экспортно-импортных операций стало основой для последующего взаимопроникновения культурных традиций, изменения в социальной и политической сферах. Экономическое сотрудничество стран друг с другом повлияло и на вектор развития отечественного законодательства.
Как правильно отмечает Г.М. Вельяминов: «Глобализация - понятие не правовое, а экономическое, политическое и социальное» [2, с. 14]. На первое место в процессах сближения различных цивилизационных систем он ставит такие сферы, как торговля, финансы, промышленность. Поэтому по вполне понятным причинам в России стало изменяться в первую очередь законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Достаточно вспомнить, как развивалось предпринимательское законодательство с начала 90-х гг. XX в., чтобы обнаружить влияние глобализации на развитие частного права в нашей стране.
Само предпринимательское законодательство было основано на базе международных договоров и принципов международного права. А. Кабалкин и Л. Санникова отмечают, что «положения международных договоров и конвенций, участницей которых является Россия, были восприняты при подготовке проекта Гражданского кодекса РФ. Согласование правил внутреннего оборота с общепринятыми международными нормами рассматривалось в качестве исходной установки при разработке нового договорного права России» [3, с. 23].
Отечественное законодательство стало основываться на защите конкурентных отношений. Формирование рынка, провозглашение конкуренции повлияли на развитие частного права. Как отмечает сторонник свободных рыночных отношений В. Ойкен, для конкуренции необходимы: неприкосновенность частной собственности; стабильность денежного обращения и национальной валюты; открытые рынки; свобода всех сделок и договоров; несение каждым индивидом ответственности за принятые им экономические решения; постоянство экономической политики [4, с. 210].
Казалось бы, в результате отмеченных процессов отечественное законодательство модернизировалось и стало соответствовать современным международным стандартам и потребностям рыночных отношений. Однако есть в данном случае и несколько негативных моментов. Дело в том, что в странах Западной Европы нормы частного права разрабатывались и изменялись в соответствии с потребностями экономики. Рыночная модель хозяйствования за некоторое время претерпела изменения, обусловившие трансформации в частном праве. В России же произошло тотальное заимствование отдельных юридических конструкций, а вслед за копированием рыночной модели произошло обновление гражданского законодательства, впитавшего иные (рыночные) принципы и ценности.
Между тем в настоящее время жесткой критике подверглась вся экономическая политика страны. Включенность России в глобальную торговлю, открытость рынков обнаружили массу неразрешенных проблем. Это в свою очередь диктует необходимость пересмотра вектора развития современного частного права.
Свободные рыночные отношения не могут обеспечить прогрессивное развитие российского общества. Функционирование рыночного механизма основано на стихийном действии экономических регуляторов. Конкурентная среда создает условия для удовлетворения потребностей отдельной
личности, а не общества в целом. В соперничестве побеждает сильнейший, поэтому появляются монополии, отмечается расслоение общества, растет социальная напряженность.
Свободные и открытые рынки способствуют развитию коррупции, спекуляции, снижению качества товаров, работ и услуг. Все процессы подчинены стремлению достичь большей прибыли. В итоге в современной России наблюдаются следующие последствия переориентации частного права на обеспечение потребностей глобальной торговли: загрязнение воздуха и окружающей среды, резкое снижение невосполнимых природных ресурсов вследствие колоссальных объемов добычи, упадок сельскохозяйственного производства и промышленности, рост безработицы, неразвитость инфраструктуры, социальная несправедливость и т.д. Частное право построено на принципе индивидуализма, всемерной защиты частной собственности, в нем редко используется идея социальной справедливости. Как отмечает Т.И. Заславская: «...новое институциональное пространство по-прежнему базируется на праве сильного при беззащитности слабого» [5, с. 206].
Для сглаживания негативных последствий рыночной экономики необходимо совершенствовать регулирующее воздействие государства на экономические процессы. Снижение социальной напряженности, достижение общественного компромисса возможны при возрастании влияния социальной функции права. Именно эта функция должна подвергаться пересмотру в условиях открытых рынков.
Следует согласиться с Л.А. Морозовой, считающей, что «под влиянием глобализации наибольшей трансформации подвержена социальная функция, в которой ярко выражено общесоциальное начало государства - снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения, а также достижение достойных для жизни человека условий посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства» [6, с. 103].
С момента начала формирования в России рыночных отношений произошло крушение прежних экономических конструкций, а также духовных ценностей и ориентиров. Поэтому основной задачей современного государства является восстановление социальной справедливости, равноправия и нравственности в общественных отношениях. Достижение этой цели возможно при разработке и неукоснительном соблюдении различных социальных программ, поэтапном изменении направленности действующего законодательства, которое должно быть ориентировано на защиту социальных прав личности.
В частноправовые отношения необходимо внести социальные коррективы. Основными направлениями совершенствования должны выступить охрана труда, поддержка молодежи, повышение социальных пособий и выплат, пересмотр системы подсчета прожиточного минимума, обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг и т.п.
Заметим, что в последнее время наблюдаются попытки достижения конституционной цели (Российская Федерация - социальное государство) и гарантии условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Предлагается переход от пропорциональной к прогрессивной системе налогообложения, введение налога на роскошь при одновременном предоставлении определенным категориям граждан налоговых льгот, вычетов и кредитов. Таким образом, можно несколько сгладить неравенство в доходах и имущественном положении членов общества. Д.С. Львов, также предлагающий бороться с имущественным расслоением налоговыми механизмами, приводит следующие цифры. Он полагает, что лишь небольшая часть населения России, на долю которой приходится 15-17 %, сегодня имеет доходов от собственности в России 92 %. То есть меньше 20 % богатого населения аккумулировало в своих руках 92 % доходов, а на долю остальной России приходится лишь 8 % [7, с. 21].
Итак, для России наиболее подходит рыночная экономика, предполагающая необходимость повышения социальной функции государства и роли частного права в механизме регулирования имущественных отношений. Отсутствие протекционизма со стороны государства, дальнейшая ориентация на открытость российского рынка для иностранных товаров, работ и услуг, планируемое вступление во Всемирную торговую организацию на диктуемых условиях ставят под угрозу самостоятельность и безопасность нашего государства.
Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое пространство без изменения принципов и постулатов чревата конфликтом социально ориентированной рыночной экономики с идеями нелиберальной экономики. Стремление к личному накоплению и богатству, лоббирование подобных интересов, принятие для этого необходимых нормативных актов входят в конфронтацию с публичными интересами - национальной и общественной безопасностью, правом на труд, на доходы, достаточные для потребления, накопления и инвестирования, на доступное медицинское обеспечение и т.д.
Во всем мире наблюдается следующая тенденция. По некоторым оценкам, «страны, в которых господствовала плановая экономика, стремятся внедрять индивидуализм, в то время как страны с рыночной экономикой пытаются сделать рынок более приемлемым с социальной точки зрения» [8, с. 216]. Поэтому современная система частного права России должна быть построена с учетом концепции социального государства, опирающегося на право, которое обеспечивает для него переход к равенству, справедливости и нравственности.
В условиях усиливающейся глобализации экономики и права повышение значения социальной функции права является неизбежностью. Поэтому следует согласиться с А. Тумановым, который считает, что современная экономика должна быть построена вокруг социальной функции. Он справедливо отмечает, что сегодня настоятельно требуется изменение экономической структуры, усиление роли государства как гаранта не только социальной функции, но и благосостояния в широком смысле - национальной и общественной безопасности, надежности и мобильности экономического потенциала, ее инфраструктуры, обеспечения конституционных прав граждан, достойного уровня их доходов и жизненного обеспечения [9].
Литература
1. Экономическая мысль XXI века: Сб. науч. трудов. Калининград, 2001. Вып. 1.
2. Вельяминов Г.М. Россия и глобализация // Россия в глобальной политике. 2006. № 3.
3. Кабалкин А., Санникова Л. Глобализация правового пространства и новеллы российского гражданского законодательства // Российская юстиция. 2001. № 12.
4. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс-Универс, 1995.
5. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М., 2003.
6. Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. 2006. № 6.
7. Академик Д.С. Львов об ограблении России // Русский вестник. 2006. 19 февраля.
8. Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 1996.
9. Туманов А. Вступать или не вступать в ВТО: конфликт социальных функций и мирового капитализма // www.trinitas.ru