Научная статья на тему 'Значение социального партнерства в системе среднего профессионального образования'

Значение социального партнерства в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COOPERATION / SOCIAL PARTNERSHIP / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Наталья Геннадьевна

Анализ практики социального партнерства в системе среднего профессионального образования показывает, что учебные заведения используют все возможности субъектов рынка труда и государственных и общественных структур, а также заинтересованных лиц в подготовке конкурентоспособных специалистов. Материалы исследования и выводы могут быть использованы в практической деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования, а также социальных партнеров, занимающихся проблемами образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP SIGNIFICANCE IN THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

Research of the social partnership in the secondary vocational education system shows, that educational institutions exploit all the opportunities of the labour market, state and public organizations, and concerned persons for training competitive specialists. The study records and results may be implemented in the activities of the secondary vocational education institutions and all the social partners involved in the education.

Текст научной работы на тему «Значение социального партнерства в системе среднего профессионального образования»

УДК 377.5 Князева Наталья Геннадьевна

преподаватель высшей категории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Слободского государственного колледжа педагогики и социальных отношений dom-hors@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Knyazeva Natalia Gennadyevna

Teacher of the Highest Qualification, Deputy Headmaster for Curriculum and Discipline at Slobodskoy State College for Education Science and Social Relations dom-hors@mail.ru

SOCIAL PARTNERSHIP SIGNIFICANCE IN THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

Аннотация:

Анализ практики социального партнерства в системе среднего профессионального образования показывает, что учебные заведения используют все возможности субъектов рынка труда и государственных и общественных структур, а также заинтересованных лиц в подготовке конкурентоспособных специалистов. Материалы исследования и выводы могут быть использованы в практической деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования, а также социальных партнеров, занимающихся проблемами образования.

Ключевые слова:

взаимодействие, социальное партнерство, среднее профессиональное образование.

Summary:

Research of the social partnership in the secondary vocational education system shows, that educational institutions exploit all the opportunities of the labour market, state and public organizations, and concerned persons for training competitive specialists. The study records and results may be implemented in the activities of the secondary vocational education institutions and all the social partners involved in the education.

Keywords:

cooperation; social partnership; secondary professional education.

«Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозировать возможные последствия» - такой социальный заказ современному образованию можно прочесть на многих образовательных сайтах.

В России возникновение социального партнерства было с самого начала связано с общественными движениями и местным самоуправлением. Его зарождение можно проследить с конца XIX - начала ХХ в., когда при поддержке земств возник первый опыт решения общественно значимых проблем. Термин «социальное партнерство в образовании», как и сама деятельность, дали полноправное признание в современной России несколько лет назад.

Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения разнообразных проблем в этой общественно значимой сфере требуются усилия всего общества, а не только государства [1].

Социальное партнерство по отношению к системе образования, в том числе и к среднему профессиональному, должно пониматься:

- как партнерство внутри системы образования, в которой есть социальные группы данной профессиональной сферы;

- как партнерство, в которое входят все участники образовательного процесса, контактируя с представителями всех сфер общественного воспроизводства;

- как партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая общий вклад в становление гражданского общества [2].

Социальное партнерство является результативным механизмом демократизации системы среднего профессионального образования и обновления его сущности, содержания, методов и форм деятельности. Важнейшей системой, в которой формируется как человеческий, так и социальный капитал, является система образования, в том числе и система среднего профессионального образования, поэтому именно здесь должны быть аккумулированы усилия общества и государства, вне зависимости от отраслевой принадлежности учебного заведения [3].

В современных социально-экономических условиях образовательные учреждения среднего профессионального образования только в тесном контакте с работодателями - непосред-

ственными потребителями их продукции, смогут выполнять свою главную задачу, которая заключается в осуществлении качественной подготовки конкурентоспособных кадров по профессиям, востребованным на рынке труда.

Для учебных заведений среднего профессионального образования социальное партнерство должно стать естественной формой существования, если выполняется ряд условий.

Во-первых, создание системы социального партнерства, в которой определяются основные категории социальных партнеров: работодатели; органы исполнительной власти; общественные организации; учреждения культуры и спорта, то есть учреждения, формирующие социокультурную среду [4; 5].

Во-вторых, непосредственно для образовательных учреждений укрепление связей с предприятиями всех форм собственности, органами по труду и занятости, общественными организациями открывает следующие дополнительные возможности:

- упрощается доступ к информации о региональном рынке труда;

- обеспечивается учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов в образовательных учреждениях;

- упрощается процедура корректировки и разработки учебных материалов, программ и модулей, отвечающих требованиям работодателей;

- открываются более широкие возможности для организации всех видов практики;

- расширяются возможности трудоустройства выпускников образовательных учреждений.

В-третьих, реализация практических целей:

- принятие и реализация социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности заинтересованностей общества, наемных работников, а также работодателей [6];

- содействие процессу подготовки и переподготовки конкурентоспособных квалифицированных специалистов, адаптирующихся к быстрым изменениям рынка труда. Заинтересованность в таком диалоге работодателей объясняется следующим: чем качественнее учебное заведение проведет профессиональную подготовку, тем меньше будет социальных проблем, конфликтов с работодателями, снизится социальная напряженность, увеличится прибыль предприятия [7];

- взаимовыгодное сотрудничество государственных органов управления профессиональным образованием, работодателей и профессиональных учебных заведений в целях содействия подготовке и переподготовке конкурентоспособных и высококвалифицированных специалистов, которые могут быстро реагировать на изменения рынка труда [8].

В-четвертых, исполнение основных принципов социального партнерства в системе среднего профессионального образования:

- паритетность и внимание сторон, доверительные отношения при принятии решений, договоров и соглашений;

- совместная деятельность;

- сотрудничество и взаимопонимание;

- добровольность и взаимная ответственность;

- уважение и учет интересов участников образовательного процесса;

- добросовестное выполнение принятых на себя договорных обязательств [9].

По мнению И.М. Аксянова, Ю.А. Захарина выполнение вышеперечисленных условий позволяет определять деятельность социальных партнеров, которые обеспечивают:

- выполнение требований ФГОС СПО и составление дополнительных программ обучения;

- зачисление на обучение, в том числе краткосрочные и долгосрочные курсы подготовки и переподготовки;

- организацию платных консультационных и образовательных услуг;

- программами национально-регионального компонента;

- содействие в трудоустройстве выпускников и студентов, прошедших успешно все виды практики;

- полное или частичное финансирование обучения незанятого населения, содействие привлечению внебюджетных финансовых средств;

- участие в составлении программ в профессиональном компоненте ФГОС СПО, заказы на подготовку персонала, финансирование данного заказа, обеспечение приема на работу квалифицированных специалистов;

- поддержку и рекомендации по всем видам деятельности партнерства;

- выбор учебного заведения, специальности и дополнительной специализации;

- выбор формы и оплаты образовательных услуг [10].

Таким образом, многие учебные заведения среднего профессионального образования успешно осуществляют идеи социального партнерства, которые позволяют готовить конкурентоспособных специалистов с учетом востребованности их на производстве и иных сферах.

Социальное партнерство, несомненно, имеет широкое будущее и в каждом конкретном случае должно работать на благо конкретного человека и общества.

Ссылки:

1. Гринько С.Г. Разработка системы профильного обучения как модели социального партнерства (на примере экономического лицея): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2007.

2. Чугаев К.А. Социальное партнерство как условие модернизации. 11Р1_: http://www.websib.ru/develop/

раде.рЬр?агКс1е=36

3. Бутко Евгений. Северо-Запад России рекомендует // Учительская газета. 11Р1_: http://www.ug.ru/old/02.28/t22.htm

4. Виноградов В.Л., Соколова С.В. Социальное партнерство как основа подготовки обучающихся к профессиональной

адаптации. Проблема человека в свете современных социально-философских наук. Выпуск 3. 11Р1_:

http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/12827828642l578626/Default.aspx

5. Аксянов Ильзар Мустафович, Захарин Юрий Андреевич. Социальное партнерство в области подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования. 11Р1_: http://www.ito.su и http://ito.edu.ru

6. Сохабеев В.М., Корчагин Е.А. Социальное партнерство как условие качественной подготовки специалистов для наукоемких производств // Социальное партнерство как условие повышения качества подготовки специалистов среднего звена. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Чайковский, 27-28 января 2005 г.). Ка-зань-Чайковский: ЧПГК, 2005. С. 105-110.

7. Виноградов В.Л., Соколова С.В. Указ. соч.

8. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6. С. 80-83.

9. Аксянов Ильзар Мустафович, Захарин Юрий Андреевич. Социальное партнерство в области подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования. 11Р1_: http://www.ito.su и http://ito.edu.ru

10. Виноградов В.Л., Соколова С.В. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.