Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ ДЛЯ САНАЦИИ ВОЗДУХА ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОТ БАКТЕРИАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ'

ЗНАЧЕНИЕ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ ДЛЯ САНАЦИИ ВОЗДУХА ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОТ БАКТЕРИАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Л.Б. Доливо-Добровольский, А.И. Павловская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ ДЛЯ САНАЦИИ ВОЗДУХА ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОТ БАКТЕРИАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ»

вующей документации и разрешения ветеринарного надзора поступила в сортировочное отделение, где подвергалась сортировке. Столы для сортировки оборудованы сеткой, под столом имеется бункер для сбора выпадающей пыли. После сортировки шерсть поступала в моечное отделение, где промывалась в нескольких водах с раствором соды и мыла при температуре 45°, после чего подверглась сушке в паровой сушилке при температуре 80°. При сортировке шерсти и погрузке ее в моечном отделении на транспортер. как правило, имеет место выделение пыли. Анализы воздушной среды показали, что содержание ее в воздухе было ниже предельно допустимых концентраций.

Случай заболевания ку-лихорадкой был днагносцирован у рабочего-мойщика, в обязанность которого входит погрузка отсортированной шерсти на транспортер и ком троль за работой моечных барок. Стаж работы в данной профессии у него 9 месяцев Заболевание началось внезапно: поднялась температура до 39°, появилась сильная головная боль, боль в конечностях, потеря аппетита. Вначале больному был поставлен диагноз «лихорадочное заболевание» и подразумевался сыпной тиф; затем диагноз был изменен на токсический грипп, с которым больной и был госпитализирован. В стационаре у больного была обнаружена прикорневая пневмония и серологически установлено заболевание ку-лихорадкой. После специального лечения больной выздоровел и возвратился к своей работе.

Приведенный нами пример свидетельствует о том, что при обработке шерсти животных, болеющих ку-лихорадкой, даже при небольшой запыленности возможно заболевание рабочих, соприкасающихся с инфицированным материалом. Это ставит перед санитарными органами задачу по усилению контроля за качеством обрабатываемой шерсти, обеспечению максимальной механизации и герметизации всех производственных операций в подготовительных отделах этих производств, а также по усилению ме дицинского контроля за состоянием здоровья рабочих этих производств. Наряду с обычно проводимыми мероприятиями, на предприятиях по первичной обработке шерсти должны быть проведены еще следующие:

1. Столы для сортировки шерсти должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией.

2. При сильно загрязненной шерсти работы по сортировке и мойке шерсти производить в респираторах или марлевых повязках в 6—8 слоев.

3. Помещения для сортировки и мойки следует убирать при помощи пылесосов.

4. Все случаи длительного заболевания гриппом, катарром верхних дыхательных путей и бронхопневмонией проверять на заболевание ку-лихорадкой.

5. Каждый случай ку-лихорадки на предприятии первичной обработки шерсти регистрировать как случай профессионального заболевания

Посгупила 19/У11 1954 г

-й- -й- -¿г

ЗНАЧЕНИЕ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ ДЛЯ САНАЦИИ ВОЗДУХА ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОТ БАКТЕРИАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Кандидат технических наук Л. Б. Доливо-Добровольский, научный сотрудник А. И. Павловская

Из Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана

Целью настоящей работы являлась проверка эффективности сквозного проветривания классов для снижения бактериальной обсемененности воздуха.

Объектом наблюдения являлась одна из средних школ. Пробы для анализа воздуха брали в двух классах и в коридоре1.

В течение 1951/52 учебного года в I смену в классных помещениях, взятых под наблюдение, занимались девятые, а во II смену шестые классы. В 1952/53 учебном году в I смену — десятые, а во И смену — седьмые.

Вентиляция в школе была естественная, через окна; отопление — центральное. Бактериологическое загрязнение воздуха определяли аспирационным методом. Воздух исследовали на присутствие общего числа бактерий-метатрофов и количества гемолитических стафилококков и стрептококков.

Наблюдения вели в холодное время года (февраль, март, апрель, октябрь) и теплое (май, сентябрь).

Данные по бактериальному загрязнению воздуха за этот период приводятся в табл. 1 и 2.

1 Всего при выполнении работы было забрано и обработано 575 проб воздуха.

Приведенные данные показывают, что бактериальное загрязнение классных помещений во время занятий значительно возрастает. Так, уже после окончания работы 1 смены количество бактерий-метатрофов возрастает по сравнению с началом учебного дня в 5 раз. Между I и II сменами обычно производится уборка помещения и проветривание. Проветривание осуществляется простым открыванием одного ив окон во время уборки классного помещения. Несмотря на эти мероприятия, количество микробов хотя и снижается, но не достигает исходного числа. К концу занятий II смены число микробов составляет 25 ООО в 1 м3 воздуха, т. е. почти в 10 раз выше исходного.

Таблица 1

Общее число бактерий-метатрофов, определяемое методом аспирации через мембранные фильтры (средние данные)

Время взятия пробы Количество микробов в 1м- воздуха Обсемененмость в % к исходному загрязнению

/ До начала I смены 2 609 100

После конца I смены 13500 519

До начала II смены . . 7 500 288

После конца II смены 25 000 961 1

Таблица 2

Обшее число гемолитических стафилококков и стрептококков, определяемое методом аспирации через мембранные фильтры (средние данные)

Количество 1 а1 воздуха

Время взятия пробы стафилококков стрептококков

До начала I смены......... 90 7

После конца I смены ....... 700 70

После конца II смены....... 1 300 50

Таковы средние цифры за весь период наблюдений. Если же мы рассмотрим бактериологическое загрязнение воздуха по сезонам, в течение холодного и теплого времени года, то получим картину, представленную в табл. 3.

Таблица 3

Загрязнение воздуха в классных помещениях в течение холодного й тег.лого времени года (средние данные)

Время взятия пробы Холодное вреыя Теплое время

количество микробов в 1 м воздуха количество микробов в 1 м' воздуха

До начала I смены . . . • .... 1 700 1 300

После конца I смены....... 14 200 6 200

После конца 11 смены....... 27 500 10 700

Таким образом, даже в теплое время года, в условиях открывания окон во время каждой перемены, мы все-таки имеем значительное обсеменение воздуха. Так, к концу I смены количество микробов возрастает примерно в б раз, а к концу II смены — в 10 раз по сравнению с содержанием их в воздухе да начала занятий.

Что же касается характеристики воздуха с физико-химической стороны, то количество двуокиси углерода возрастает к концу II смены с 1,07%о до 2,04%„>, относительная же влажность — с 46% до 51%.

Бактериальное загрязнение коридора не велико и составляет всего лишь 8 000 микробов на 1 м3 воздуха.

В обследованной нами школе во время перерыва между I и II сменой в классах производят влажную уборку помещений и при этом открывают окна. Такой тип проветривания в нашем дальнейшем изложении носит название «одностороннего проветривания».

При «сквозном проветривании» мы открывали все окна в обследуемом классе, двери в коридор и два окна в коридоре, находящихся напротив двери. В результате получался сквозняк. Сквозное проветривание проводилось в теаение 10 минут.

Мы умышленно установили такой короткий срок проветривания, так как учитывали, что часто в силу специфики учебной жизни перерыв между двумя сменами может значительно сокращаться.

В результате наших наблюдений были получены следующие данные (табл. 4

и 5).

Таблица 4

Общее число бактерий-метатрофов при одностороннем и сквозном проветривании (средние данные)

Количество микробов в 1нп воздуха

Время взятия проб класс А . класс Б

До начала I смены . . 2 600 1 500

После конца I смены 13 500 10 ЗС0 .

Перерыв между сменами Одностороннее проветривание Сквозное проветривание

До начала II смены • 7 5(Ю 2 200

После конца II смены 25 000 12 400

/

Таблица 5 Содержание двуокиси углерода в воздухе школьных помещений при одностороннем и сквозном проветривании (средние данные)

Время взятия пробы

Содержание СОа(п/|»>)

класс А

кла.-с Б

До начала I смены . После конца 1 смены Перерыв между сменами

После конца II смены

1,07

1,50

Одностороннее проветривание

2,04

1,00

1,40

Сквозное проветривание

1.33

Как видно из этих данных, в результате сквозного проветривания количество микробов перед началом II смены уменьшается приблизительно в 5 раз. В конце же II смены бактериальное загрязнение воздуха достигает лишь 12 400 микробных тел на 1 м3. Таким образом, после окончания учебного дня в школе в результате сквозного проветривания мы имеем вдвое меньшее загрязнение по сравнению с проветриванием обычным. Этот простой способ борьбы с бактериальной обсемененностью воздуха следует внедрить во всех школах.

Поступила 17/1V 1954 г.

4 При оценке содержания двуокиси углерода в воздухе классных помещений следует иметь в виду, что воздух во дворе школы содержал 0,49%о С02.

4 Гигиена и санитария. № 2

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.