Научная статья на тему 'Значение системы обучения в медицинской организации, оказывающей стационарную помощь'

Значение системы обучения в медицинской организации, оказывающей стационарную помощь Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Оразова Г.У.

В данной статье представлен материал исследовании, которое было направлено на получение информации о профессиональной подготовленности медицинского персонала, о состоянии качества и результативности работы врачей и среднего медицинского персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value of training in the medical organization providing inpatient care

This article presents a study of the material, which was designed to obtain infor mation about the professional training of medical staff skogo, the state of quality and performance of doctors and nurses

Текст научной работы на тему «Значение системы обучения в медицинской организации, оказывающей стационарную помощь»

Литература:

1. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М.: Финансы и статистика,2003. -368 с.

2. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. - М.: Советский спорт,2002. - 364с.

3. В.С. Сенин, «Организация международного туризма», Москва, 1999 г.

4. Украинский журнал, «Медицинский туризм», 2012 г

Астана каласындагы медицинальщ туризм мэселес

А. Сегизбаева, С. Курманова, Ж. Турсынбекова

Медицинальщ туризм рынопнде катысушы болу - Астана каласынынц медицинальщ уйымдарына уникалды мYмкiншiлiк. Элемдiк экономикалык жаедайын ескере отырып, сонымен катар наукастардыц жэне каутаздксактау компаниялардыц кол жетiмдi медициналык кызметт алу суранысы всуiне бай-ланысты бiздщ жобамыз табыска жететiнiне Yмiттемiз.

Вопросы развития медицинского туризма в Астане

А. Сегизбаева, С. Курманова, Ж. Турсынбекова

Стать участником рынка медицинского турзима - уникальная возможность для медицинских организации города Астаны. Учитывая состояние мировой экономики, а также растущую потребность пациентов и страховых компаний в доступном медицинском обслуживании, мы надеемся на успех нашего проекта.

Questions of development medical tourism in Astana

A.Segizbayeva, S. Kurmanova, J. Tursunbekova

Becoming participant of the market-place of medical tourism is unique opportunity for medical organizations in Astana city. Taking stock of condition world house-keeper, and increasing need of patients and insurance company in accessible medical service, we need to success our project.

УДК 61:331.108;614.253

ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ СТАЦИОНАРНУЮ ПОМОЩЬ

Г.У. Оразова

АО «Медицинский университет Астана», г. Астана

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» в январе 2012 г. подчеркнул, что «важным направлением повышения уровня человеческого потенциала является повышение доступности и качества оказания медицинских услуг, продвижение здорового образа жизни. Локомотивом модернизации казахстанского здравоохранения станет Госпиталь будущего в Астане» [1].

В процессе обучения выявляется пригодность индивида к месту работы, его характер, манера работы, жизненные взгляды и ценности. Обучение можно использовать в качестве испытания перед приемом молодого специалиста на рабочее место. В организациях, где есть заинтересованность в наиболее эффективном развитии кадров, как правило, кроме финансовой и материальной мотивации, существует ряд других, не менее значимых для молодого и развивающегося специалиста условий для самореализации.

Организация, которая принимает на работу исключительно первоклассных специалистов с громаднейшим опытом работы, готовых приступить к исполнению своих трудовых обязанностей с первой секунды, рискует превратиться в «наемную армию». Мелихов Ю.Е. (2010) напоминает, что история многих военных конфликтов свидетельствует о том, что наемники делают только то, за что им платят по контракту. Тщетно просить наемников подождать с зарплатой, усилить свою работу, посодействовать разрешению конфликта [2]. Поэтому крайне важно «вырастить» сотрудников, которых на 100% можно назвать «своими», «домашними». Таким работникам можно доверить самые ответственные задания, на них можно положиться в трудную минуту. Чтобы вырастить своих работников, необходимо обучить их, приобщить к организационной культуре [3].

Обучение выгодно любому предприятию. Наблюдается очевидная связь между вложениями

в обучение и развитие персонала и ростом уровня обслуживания пациентов, повышением качества оказываемой медицинской помощи. Обучение способствует удержанию специалистов.

На базе ННМЦ г. Астаны нами было проведено исследование, часть которого была направлена на получение информации о профессиональной подготовленности медицинского персонала, о состоянии качества и результативности работы врачей и среднего медицинского персонала. В социологическом опросе участвовала почти вся численность сотрудников медицинской организации, работающих на всех уровнях управления: от высшего руководства, весь медицинский состав (руководители подразделений, врачи, научные сотрудники, средний и младший медицинский персонал) до немедицинского состава - всего 799 человек, 106 из которых были мужского пола (13,3%), остальные 693 - женского (86,7%).

Немаловажное значение в формировании компетентности медицинских работников имеет опыт работы, определяющийся трудовым стажем. Усредненные показатели стажа у опрошенных имеют определенную закономерность по группам работников, а именно: чем выше должность, тем больше стаж работников и наоборот (см. табл. 1). Логично, поскольку с накоплением опыта любой работник закрепляет свои навыки и компетенции, на основании чего сотрудники получают возможность для повышения и достижения более высокого уровня компетенции.

Таблица 1. Усредненные показатели стажа сотрудников ННМЦ

№ пп Должность Общий стаж Стаж в данном учреждении Стаж в данной должности

1. Руководители подразделений 19,6 6,7 4,3

2. Врачи 11,7 4,3 6,0

3. Научные сотрудники 10,1 4,0 2,9

4. Старшие медсестры 21,6 8,1 9,4

5. Средний медперсонал 14,4 5,3 9,3

6. Младший медперсонал 7,8 4,1 4,0

7. Немедицинский персонал 13,8 5,0 4,2

По материалам, отражающим данные за 2011 год, установлено распределение опрошенных медицинских работников по наличию квалификационных категорий (см. табл.2).

Таблица 2. Распределение сотрудников ННМЦ по наличию квалификационной категории

№ пп Должность Высшая Пе рвая Вторая Не имею Всего

Абс % Абс % Абс % Абс % Абс %

1. Руководи тели подразде лений 12 57,1 5 23,8 1 4.8 3 14,3 21 100.0

2. Врачи 32 21,5 35 23,5 57 38,2 25 16,8 149 100.0

3. Научные сотрудники 3 21,4 2 14,3 6 42,8 3 21,4 14 100.0

4. Старшие медсестры 20 69,0 7 24,1 2 6,9 0 0 29 100.0

5. Средний медперсонал 92 35,9 41 16,0 58 22,6 66 25,6 257 100.0

Всего 159 33,8 90 19,1 124 26,3 97 20,6 470 100.0

Анализируя данные этой таблицы, нельзя не обратить внимание на тот факт, что среди медицинских работников ННМЦ имеется доля лиц, не имеющих никакой квалификационной категории. Причиной такой ситуации могло стать обновление кадрового состава за счет оттока подготовленных специалистов и переход в другие медицинские организации из ННМЦ с повышением на руководящие должности разных уровней. Отсутствие квалификационной категории у врачей, научных сотрудников и среднего медицинского персонала можно объяснить в подавляющем большинстве случаев небольшим стажем, который не позволяет еще претендовать на категорийность. Аналогичный факт у лиц, занимающих должности врачей-руководителей подразделений (14,3%) объясняется тем, что они имеют различные академические и ученые степени. Препятствием же для получения ими квалификационной категории является еще не наработанный стаж. Одним из методов преодоления проблемы низкого удельного веса работников, имеющих высокие категории является обучение и последующее стиму-

лирование работников на получение очередных квалификационных категорий.

Значение обучения в повышении профессионализма и развития компетенции персонала находит отклик и поддержку со стороны руководства ННМЦ. Для решения этой проблемы в ННМЦ проводится огромная и постоянная работа по обучению всего персонала. Врачебный корпус проходит усовершенствование и первичную специализацию как на территории Казахстана, так и за пределами республики, причем не только в СНГ, но и в странах дальнего зарубежья. Медицинские сестры обучаются в медицинском колледже г.Астаны, в стенах АО «Медицинский университет Астана».

Широко проводится работа по совершенствованию профессионального уровня врачей и медицинских сестер путем следующих форм: направление на обучение на рабочем месте, участие в работе научно-практических конференций, коучинг, обмен опытом и другие методы повышения квалификации специалистов.

Литература:

1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана». Январь, 2012 г.

2. Мелихов Ю.Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учебно-практическое пособие / Ю.Е.Мелихов, П.А Малуев. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. - 344 с.

3. Иванова С. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / светлана Иванова, Дмитрий Болдогоев, Эмма Борчанинова, Анна Глотова, Оксана Жигилий. - 3-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2011. - 280 с.

Стационарлык кемек керсететш медициналык уйымныц окыту жуйесшщ мацызы

F.¥. Оразова

Макалада дэр^ерлер, орта медициналык кызметкерлердщ мамандандырылу дэрежесш, олардыц жумысыныц сапасы мен нэтижелтИн аныктауга арналган зеттердщ материалы бертген.

Значение системы обучения в медицинской организации, оказывающей стационарную помощь

Г.У. Оразова

В данной статье представлен материал исследовании, которое было направлено на получение информации о профессиональной подготовленности медицинского персонала, о состоянии качества и результативности работы врачей и среднего медицинского персонала.

The value of training in the medical organization providing inpatient care

G. Orazova

This article presents a study of the material, which was designed to obtain infor - mation about the professional training of medical staff - skogo, the state of quality and performance of doctors and nurses.

УДК 61:001.32;61:659.1

ТУБЕРКУЛЕЗ - АКТУАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОБЛЕМА МИРОВОГО

МАСШТАБА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АСТАНЫ

С. Курманова Управление здравоохранения города Астаны

Значение туберкулеза как приоритетной национальной и международной проблемы не только не снижается, а наоборот, повышается в связи с ростом распространенности инфекции в мировой популяции (5).

В настоящее время около трети населения мира инфицированы микобактерией туберкулеза. Ежегодно регистрируются 8,8 млн. новых случаев заболевания и около 2 млн. человек умирают от него. Среди причин смерти от инфекционных заболеваний туберкулез составляет более 80% (5).

В Республике Казахстан туберкулез также остается одной из наиболее значимых и неотложных проблем здравоохранения. Наступившее с начало 90-х годов ухудшение эпидемиологической ситуации сохраняется как в Казахстане, так и в других странах СНГ. Ежегодно туберкулез уносит жизни более 1350 казахстанцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.