Научная статья на тему 'Значение сетевых структур и информационных технологий в вопросе формирования социального поведения digital поколения'

Значение сетевых структур и информационных технологий в вопросе формирования социального поведения digital поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
341
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУ-НИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кротов Дмитрий Валерьевич, Загутин Дмитрий Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

По мнению авторов, в условиях интенсивного развития информационно-коммуни-кативных технологий, обращение к проблеме социализации молодёжи в обществе приобретает чрезвычайно важное значение на пути формирования высоко культурного, интеллектуального общества. В данной статье исследователи поставили цель выявить и оценить с точки зрения социализации молодёжи ключевые научные подходы в рассмотрении данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кротов Дмитрий Валерьевич, Загутин Дмитрий Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение сетевых структур и информационных технологий в вопросе формирования социального поведения digital поколения»

УДК 316

Кротов Дмитрий Валерьевич

доктор социологических наук, профессор кафедры экономической теории Ростовского государственного экономического университета (РГЭУ РИНХ) dsm2000@mail.ru Загутин Дмитрий Сергеевич

доктор философских наук, кандидат технических наук

профессор Донского государственного технического университета

ro stov-zd@mail. ru

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

samygin78@yandex.ru

Dmitry V. Krotov

Doctor of Social Sciences, Professor of chair Economic theory of the Rostov state economic university (RINH) dsm2000@mail.ru Dmitry S. Zagutin

candidate of technical sciences, doctor of philosophy, professor of the Don state technical university ro stov-zd@mail .ru Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor of the Rostov state economic university (RINH) samygin78@yandex.ru

Значение сетевых структур и информационных технологий в вопросе формирования социального поведения Digital поколения

Value of the network structures and information technologies in the question of formation of social behavior of Digital generation

Аннотация: в условиях интенсивного развития информационно-коммуникативных технологий, обращение к проблеме социализации молодёжи в обществе приобретает чрезвычайно важное значение на пути формирования высоко культурного, интеллектуального общества. В данной статье исследователи поставили цель выявить и оценить с точки зрения социализации молодёжи ключевые научные подходы в рассмотрении данного вопроса.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, социализация молодёжи, социальные сети, социальный институт.

Summary: Under the circumstances of information communicative technologys intensive development, the appeal to the problem of young people^s socialization in the society gains in a crucial importance on the way of highly

cultured, intelligent society^s formation. The researchers pursue the aim to find out and appreciate from the view of young people^s socialization key scientific approaches while considering this question in the present article.

Keywords: information communicative technology, young people^s socialization, networks, social institute

Как предсказать свойства поколения и социальное поведение, опираясь на сравнительный анализ поколенческих «паттернов»?

Эти вопросы сегодня в большей степени разрабатываются бизнесом, с тем, чтобы определять перспективные предпочтения поколений и формировать соответствующий спрос на товары или услуги. Чем точнее мы можем предсказать поведение аудитории, потребителей, тем точнее мы можем прогнозировать спрос.

Развитие информационно-коммуникативных технологий, внедрение в массы социальных сетей интернета вызывает глубинные сдвиги в развитии культуры молодёжи и её социализации.

Данные тенденции влияют на формирование принципиально новой модели общества, в котором доминируют горизонтальные сетевые коммуникации и появляется множество разнообразных акторов, участвующих в формировании личности молодого человека, движимые собственными мотивами и обладающие для этого соответствующим опытом. При этом, надо понимать, что в социальных сетях чаще приходится наблюдать акторов, выступающих в качестве коллективных субъектов, социальных групп, общностей людей, совершающих действия направленные на других участников [11].

В современную эпоху информационных технологий возрастает роль и значение сетевых структур в вопросе воспитания молодёжи и формирования её культуры и интеллекта.

Сегодня в научной литературе можно выделить большое количество типов контактов людей с новыми технологиями, цифровой средой.

Первый тип контакта с цифровой средой представляет собой поколение людей, которое создавало эти технологии,это поколение придумывало первые протоколы, программы, социальные площадки, компьютерные сети,это поколение людей, чье активное творчество, а точнее инженерное творчество пришлось на 50 - 60 е годы. Тем самым мы выделяем поколение создателей виртуальной реальности

Второе поколение - поколение «цифровых эмигрантов», в полной мере осознающие, что такое реальная и виртуальная действительность, поэтому легко переходят из одного мира в другой, ощущают грань-границу раздела виртуальности от реальности.Поэтому, здесь акцент сделан на «эмигрантах». Это поколение, которое в равной степени владеет концепцией реальности и виртуальности и строго ощущает границу между реальным и виртуальным. Поэтому у данного поколения в большинстве своем существует ощущение игры в виртуальном пространстве. Это мы можем увидеть в сетевых

псевдонимах - МКах, это заметно по тому как отличается поведение людей данной группы в реальной и виртуальной реальности их «АВАТАРов».

И наконец, третье поколение, третий тип - «цифровых аборигенов», «цифровых туземцев». Это поколение подрастающей молодежи, которая не знает реальности без интернета, это поколение, которое выходит в интернет, в виртуальную реальность с помощью мобильных и сверхмобильных устройств. У данного поколения отсутствует граница между реальной и виртуальной реальностью. Их реальность это смешанная реальность, в которой виртуальная и объективная реальность органично дополняют друг друга.

Разбирая приведенные типы поколений можно выделить для каждого типа и свою мораль, ценностные ориентиры.

Насущной потребностью современного общества является выстраивание механизмов социализации молодёжи, направленных на создание такого социального поведения, при котором молодежь будет стремиться к высокой культуре развития и активно стремиться к созиданию новых культурных ценностей в процессах сотворчества и самотворчества. Решающее значение в переходе на более высокую ступень развития человечества имеет культивирование творчески ориентированной личности «синергетийного» типа мышления, способной адекватно оценивать обстановку, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации [2].

Данная задача особенно актуальна, так как сегодня наблюдается среди молодёжи эффект культурной дезориентации. Данный эффект усиливается, в том числе, из-за вовлеченности молодёжи в социальные сети и бесконтрольного использования информационных технологий в повседневной и образовательной среде. И здесь важную роль занимают регуляторы социального поведения. Объективно рассматривая роль гаджетов в образовательной среде для молодежи, приходишь к однозначному выводу, что современные информационные технологии формируют в сознании молодого поколения иллюзию знания, формируют иллюзорные компетенции. К сожалению, лишь при наличии в руках смартфона молодой человек может транслировать знания.

Социальное поведение личности может быть сформировано в процессе целенаправленного воспитания при социализации. Проецируя социальное поведение на социальные сети, можно увидеть, что в качестве субъекта поведения выступает личность молодого человека и социальной группы, к которой он себя относит. Результатом социального поведения является развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми и общностями в интернет пространстве [9].

В социальном поведении молодежи интернет пространства, особое место занимают социальные действия, по отношению к другим участникам, группам, обществам и предметному миру. К сожалению, специфика социальных сетей такова, что эти действия регулируются только на уровне

заявлений, правил, на которые никто не обращает внимание, в силу того, что существует определенная анонимность.

Можно смело говорить о социальных сетях как общественном институте, который оказывает непосредственное влияние на социализацию молодёжи и формирование шаблонов социального поведения. Можно определить виртуальные социальные сети как набор формальных и неформальных правил, норм, установок, регулирующих различные сферы деятельности молодёжи и организующих их в систему ролей и статусов [4].

Тем самым, многие свои потребности молодёжь частично или полностью удовлетворяет через информационно-коммуникативные сети - в виртуальном мире, отрываясь от жизни реальной, настоящей.

Анализ влияния Интернета как принципиально нового средства коммуникации на человека и культуру проводился так же в работах В. П. Гончарова, Н. В. Корытникова, К. Э. Разлогова, Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна, Попова М.Ю., Самыгина С.И., Загутина Д.С. [5].

Также ряд авторов выделяют социально-философские и социально-психологические аспекты социализации и виртуализации общества. Последствия влияния виртуальной реальности на человека и общество исследуют Т. А. Бондаренко, Б. В. Марков, А. Ю. Фимин [6] и др.

Решающая роль, как отмечают ряд авторов, на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму социализации, т.е. усвоение норм поведения в семье, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации, а именно информационно-коммуникативные сети, которые состоят из виртуальных социальных групп. И здесь на первый план в вопросе выработки норм социального поведения молодежи выходят сетевые структуры и информационные технологии [3].

Важно отметить, что составными элементами виртуальной социальной сети являются молодые люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные группы, общности, нормы и ценности, в совокупности своей и представляющие из себя digital поколение, не разграничивающие виртуальность и реальность. Каждый из этих элементов находится в более или менее тесной связи с другими и играет специфическую роль в функционировании digital поколениякак целого. Именно благодаря своей структуре digital поколение качественно отличается от предыдущих поколений в вопросе морали, нравственности, ценностных ориентаций. Digital поколение - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам. Это приводит к росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющееся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм,рост преступности среди молодёжи и др.), а также развитие различных форм экстремизма и агрессии в молодёжной среде [2].

В нашем исследовании социального поведения молодёжи, а именно его формирование через интернет пространство и информационные технологии, мы обращаем своё внимание на такие показатели ка мораль, нравственность, этика, проявляющееся в коллективном поведении социальных сетей [1].

Информационные технологии, как главный инструмент глобализации, оказывают неоднозначное влияние на каждое поколение людей. С одной стороны они увеличивают его возможности в плане реализации своих способностей. С другой - происходит трансформация личности в контексте ценностно-мировоззренческих установок: ориентация на принципы гедонизма, потребительства и нравственного релятивизма.

Деструктивными следствиями интернет-пространства также является воздействие на психоэмоциональную сферу человека, углубление чувства страха, возрастание психологической напряженности. Термин «экзистенциальный вакуум», введённый в науку экзистенциалистами, как утрата человеком смыслов, обозначает сегодня новые формы экзистенциального кризиса. «Экзистенциальный эскапизм» обозначает социальную самоизоляцию человека, замещение реального мира виртуальной реальностью, деструкцией личности, превращением ее из субъекта в объект манипуляции.

Социальная изоляция повышает степень манипулятивности человека. Принимая во внимание, что именно молодежь является ее объектом, то есть та часть населения, мировоззрение которой находится в процессе становления, и которая будет определять будущее страны, то ясно, что интернет-пространство и национальная безопасность тесно связаны.

Понижение экзистенциальной безопасности личности используют в информационной войне - войне идей и ценностей. Объектом ее является по преимуществу, не физическое уничтожение человека, на воздействие на его психоэмоциональную и оценочную сферу, создание напряженности в обществе, его атомизацию, разобщение людей по принципу «войны всех против всех».

Информационная война, как реальность ведется на трех уровнях: фактологическом, концептуальном и смысловом. Подача информации, ее интерпретация и осмысление. Информационные «факты» в этом противостоянии нельзя назвать фактами в научном смысле этого слова, как то, что должно обладать объективным содержанием. Это вбросы, «фейковые новости», слухи, рассчитанные на эмоциональную, а не на рациональную сферу восприятия. На втором и третьем уровне происходит замещение ценностей и смыслов одного общества чужими ценностями и смыслами.

Объектом информационной войны, как правило, становятся те ценности и смыслы, которые объединяют общество, сплачивают людей в единое целое, повышают их самооценку, достоинство, а значит и укрепляют государство в целом. Не случайно, что именно Победа в Великой Отечественной войне стала объектом информационной агрессии. Укрепление национальной безопасности государства в информационном пространстве,

во-первых, предполагает возвращение мышления человека в сферу рациональности, то есть формирование каждым самостоятельности мышления, критического отношения к информации в сетевом пространстве, а также меры со стороны общества и государства по ограничению деятельности разрушителей, как внутри, так и извне. Во-вторых, противодействие разрушению нашей идентичности в информационном пространстве на законодательном уровне.

Литература

1. Лубский А.В. Методологические проблемы использования ИКТ в образовательном пространстве высшей школы // Информатика и образование. 2007. № 6. С. 10-14.

2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 181с.

3. Фокин Н.И. Актуальные проблемы формирования образовательной стратегии как ключевого фактора обеспечения национальной безопасности России // Образование.Наука.Инновации: Южное измерение. - 2014. - №4(36).

4. Захараш Т.Б. Теоретические основы формирования индивидуального и коллективного опыта у студентов. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 5. С. 165-172.

6. Лубский А.В. Российская социология на рубеже веков: состояние и тенденции развития //Гуманитарий Юга России. 2012. № 1. С. 59-75.

7. Косинов Н.Ю., Егорова А.Г. Коммуникационные технологии образовательной среды в процессе формирования творческого мышления инженера. Вестник непрерывного образования. 2015. № 3. С. 67-73.

8. Социальная психология для бакалавров: учебник / А.М. Руденко и др.; под ред. А.М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 332с.:ил. - (Высшее образование).

9. Загутин Д.С., Ивченко М.В. Профилактика молодёжного экстремизма и агрессии в социальных сетях на примере молодежной политики в Ростовской области // Вестник непрерывного образования. 2015. № 2. С. 82-89.

10. Lubsky A.V., Lurje A.G., Popov A.V., Serikova I.B. Russia in search of national integration model.Mediterranean Journal of Social Sciences.2015. Т. 6. № 4. С. 209-214.

11. Самыгин С.И., Попов М.Ю. Социальные сети как социальный институт социализации молодёжи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 5. С. 46-49.

Literature

1. Lubsky A.V. Methodological problems of using ICT in the educational space of higher education // Informatics and education. 2007. № 6. With. 10-14.

2. Lerner I. Ya. Didactic bases of teaching methods. M.: Pedagogika, 1981. - 181s.

3. Fokin N.I. Actual problems of the formation of educational strategy as a key factor in ensuring national security of Russia // Education. Science. Innovations: The Southern Dimension. - 2014. - No. 4 (36).

4. Zakharash T.B. Theoretical bases of formation of individual and collective experience at students. // Proceedings of the Southern Federal University. Pedagogical sciences. 2009. № 5. P. 165-172.

6. Lubsky A.V. Russian sociology at the turn of the century: the state and development trends // Humanitarian of the South of Russia. 2012. № 1. P. 59-75.

7. Kosinov N.Yu., Egorova A.G. Communication technologies of the educational environment in the process of forming the creative thinking of an engineer. Bulletin of continuous education. 2015. № 3. P. 67-73.

8. Social Psychology for Bachelors: A Textbook / A.M. Rudenko and others; under red.AM.Rudenko. - Rostov n / a: Phoenix, 2016. - 332s.: Ill. - (Higher education).

9. Zagutin D.S., Ivchenko M.V. Prevention of youth extremism and aggression in social networks on the example of youth policy in the Rostov region // Bulletin of Continuing Education. 2015. № 2. P. 82-89.

10. Lubsky A.V., Lurje A.G., Popov A. V., Serikova I.B. Russia in search of national integration model. Mediterranean Journal of Social Sciences.2015. T. 6. № 4. P. 209-214.

11. Samygin S.I., Popov M.Y. Social networks as a social institution of socialization of youth // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2015. № 5. P. 46-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.