Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ ХУДОЖНИКА А.Д. КИВШЕНКО (1851-1895) В ИСТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ'

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ ХУДОЖНИКА А.Д. КИВШЕНКО (1851-1895) В ИСТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
103
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биографический метод исследования / краеведение / история изобразительного искусства / имение Лизиновка Воронежской губернии / Чертковы / А.Д. Кившенко / толстовство / история народного образования / источники личного происхождения / biographical research method / local history / history of fine arts / the estate of Lizinovka / Voronezh province / V.G. Chertkov / A.D. Kishenko / tolstoyism / history of public education / sources of personal origin

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аксенова Галина Владимировна, Кудряшова Анна Андреевна

На основе биографического метода исследования, разработанного уроженцем Раненбурга профессором Н.А. Рыбниковым, в статье впервые проведен анализ деятельности двух представителей семьи Кившенко, оставивших значительный след в истории Воронежской земли. Впервые раскрыто значение пребывания художника А.Д. Кившенко – «певца русской охоты» – для его творчества и развития анималистического жанра в русской живописи. Показано значение педагогической деятельности Н.Д. Кившенко в организации народного образования в Острогожском уезде Воронежской области. Для наиболее полного раскрытия темы впервые привлечены источники личного происхождения из фондов Отдела рукописей Российской государственной библиотеки и Российского государственного архива литературы и искусства. Впервые опубликован фрагмент Дневника Н.Д. Кившенко, не вошедший во все предыдущие издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF THE FAMILY OF THE ARTIST A.D. KISHENKO (1851-1895) IN THE HISTORY OF THE VORONEZH PROVINCE

Based on the biographical research metho, developed by a native of Ranenburg, Professor N.A. Rybnikov, the article for the first time analyzes the activities of two representatives of the Kivshenko family, who left a significant mark on the history of the Voronezh land. The significance of the stay of the artist A.D. Kivshenko "singer of Russian hunting" for his work and for the development of the animalistic genre in Russian painting. The importance of N.D. Kivshenko in the organization of public education in the Ostrogozhsky district of the Voronezh region. For the most complete disclosure of the topic, for the first time, sources of personal origin from the funds of the Department of Manuscripts of the Russian State Library and the Russian State Archive of Literature and Art are involved. For the first time, a fragment of the Diary of N.D. Kivshenko is published, which was not included in all previous editions.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ ХУДОЖНИКА А.Д. КИВШЕНКО (1851-1895) В ИСТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ»

DOI 10.24412/2541-9056-2022-223-15-36

УДК 075.071.1(470+571) Кившенко А.Д.:908(470.324)

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ ХУДОЖНИКА А.Д. КИВШЕНКО (1851-1895) В ИСТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ

Г.В. Аксенова, А.А. Кудряшова Статья поступила в редакцию 2 марта 2022 г.

На основе биографического метода исследования, разработанного уроженцем Раненбур-га профессором Н.А. Рыбниковым, в статье впервые проведен анализ деятельности двух представителей семьи Кившенко, оставивших значительный след в истории Воронежской земли. Впервые раскрыто значение пребывания художника А.Д. Кившенко - «певца русской охоты» - для его творчества и развития анималистического жанра в русской живописи. Показано значение педагогической деятельности Н.Д. Кившенко в организации народного образования в Острогожском уезде Воронежской области. Для наиболее полного раскрытия темы впервые привлечены источники личного происхождения из фондов Отдела рукописей Российской государственной библиотеки и Российского государственного архива литературы и искусства. Впервые опубликован фрагмент Дневника Н.Д. Кившенко, не вошедший во все предыдущие издания.

Ключевые слова: биографический метод исследования, краеведение, история изобразительного искусства, имение Лизиновка Воронежской губернии, Чертковы, А.Д. Кившенко, толстовство, история народного образования, источники личного происхождения.

THE SIGNIFICANCE OF THE FAMILY OF THE ARTIST A.D. KISHENKO (1851-1895) IN THE HISTORY OF THE VORONEZH PROVINCE

G.V. Aksenova, A.A. Kudryashova

Based on the biographical research metho, developed by a native of Ranenburg, Professor N.A. Rybnikov, the article for the first time analyzes the activities of two representatives of the Kivshen-ko family, who left a significant mark on the history of the Voronezh land. The significance of the stay of the artist A.D. Kivshenko - "singer of Russian hunting" - for his work and for the development of the animalistic genre in Russian painting. The importance of N.D. Kivshenko in the organization of public education in the Ostrogozhsky district of the Voronezh region. For the most complete disclosure of the topic, for the first time, sources of personal origin from the funds of the Department of Manuscripts of the Russian State Library and the Russian State Archive of Literature and Art are involved. For the first time, a fragment of the Diary of N.D. Kivshenko is published, which was not included in all previous editions.

Key words: biographical research method, local history, history of fine arts, the estate of Lizinovka, Voronezh province, V.G. Chertkov, A.D. Kishenko, tolstoyism, history of public education, sources of personal origin.

Собирание и исследование биографического материала в качестве одной из важнейших составляющих гуманитарного знания было обозначено в 1916 г. в трудах крупнейшего психолога XX в., доктора педагогических наук Н.А. Рыбникова (1880-1961) [33, с. 109-113]. Он предложил создать Биографический институт, целью деятельности которого должно было стать сохранение и изучение массового биографического материала для воссоздания правдивого образа прошлого и подробного изучения истории повседневности. Методология биографического исследования была представлена в его статьях и публикациях, среди которых «Из дневника народной учительницы», «Биографический метод в психологии», «Биографии и их изучение», «Автобиографии как психологические документы». Он также раскрыл значение изучения биографий в краеведческой работе («Краеведение и изучение биографий»). По мнению Н.А. Рыбникова, биографии «средних» людей с позиции «типического» обладают своим смыслом и способны прояснить «структуру профессионального типа» [34, с. 4], поскольку позволяют самым непосредственным образом проследить причины успеха героя на том или ином поприще.

Предложенный и разработанный Н.А. Рыбниковым методологический подход дает возможность рассматривать историю крестьянской семьи Кившенко, понять место их рода в отечественной истории вообще и в истории Воронежской земли в частности, а также роль Воронеж-

ской земли в формировании взглядов и принципов жизни и деятельности членов семьи Кившенко.

С Воронежской губернией связаны некоторые значимые периоды жизни и деятельности двух представителей этой семьи: Алексея Даниловича и Надежды Даниловны.

Вначале - несколько слов об отце художника и его сестры. Даниил Васильевич Кившенко, уроженец Серебряных Прудов Венёвского уезда Тульской губернии, записанный по мещанскому сословию [12, л. 11] -дворовый человек Д.Н. Шереметева, числившийся в 1870-е гг. «рязанским 2-й гильдии купцом» [12, л. 18; 13, л. 4], по воле графа получил среднее образование. По окончании курса ветеринарных наук в Медико-Хирургической Академии [14, с. 3] поступил к нему на службу сначала ветеринаром, а затем управляющим известного на всю Россию Серебряно-Прудского шереметьевского конного завода, на котором занимались разведением знаменитых племенных вороных лошадей шереметевской породы и подготовкой их к участию в Тульских рысистых бегах [10, с. 28]. Умный и увлекающийся, он хорошо рисовал, любил искусство и музыку, играл на рояле. Эту любовь к изобразительному искусству и музыке он сумел привить своим детям: его сын Николай учился в Консерватории, а сыновья Алексей и Владимир - в Императорской Академии художеств [12-13] (рисунок 1).

Рисунок 1 - В.В. Матэ. Алексей Данилович Кившенко. Гравюра. 1896

Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) - академик живописи, почетный член Общества исторической живописи, крупнейший художник-баталист, пейзажист, жанрист, портретист, анималист, создатель удивительных живописных и графических работ, посвященных псовой охоте, интереснейший церковный художник и мыслитель. Самой известной его работой, считающейся «хрестоматийной», без которой не обходится ни одно издание и ни одна выставка, посвященные Отечественной войне 1812 г., стал «Военный совет в Филях». Выбор темы композиции молодым художником, готовившимся в 1879 г. к выпуску из Академии

и стремящимся получить Большую золотую медаль для пенсионерской поездки за границу, был обусловлен увлечением идеями Л.Н. Толстого и впечатлениями от прочитанного романа «Война и мир». Воспроизводя на холсте историческое событие, выстраивая композицию, молодой живописец точно последовал за писателем и так же, как в романе, расположил на картине всех действующих лиц - всех участников одного из самых значимых событий Отечественной войны 1812 г. Как свидетельствовал первый биограф А.Д. Кившенко В.Г. Казанцев, «Военный совет» как сюжет и как тема заинтересовал художника «не своими блестящими

мундирами, не эффектом освещения, а именно желанием воспроизвести в красках выражение лиц у участников этой великой драмы, разыгравшейся в такой скромной обстановке, <...> величие и глубокий смысл переживаемого момента» [14, с. 5]. Историческая композиция оказалась выполненной настолько удачно,

что П.М. Третьяков высказал пожелание ее приобрести, и А.Д. Кившенко в 1882 г. сделал для него повторение. «Разошедшаяся по России в тысячах репродукций сразу выдвинула Алексея Даниловича среди исторических художников и сделала известным его имя в России, а затем и за границей» [14, с. 5] (рисунок 2).

С^у! .^Л Уы/ш/ен/ч'- - СО/уыпь />'о с/?//-/>г.гь />ь /Л/У /

Рисунок 2 - А.Д. Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году. Репродукция картины. 1880

Хорошо известным стал цикл акварелей художника «Русская история в картинах» [34], созданный в 1879 г., опубликованный в 1881. Это тридцать акварелей [24, с. 153-173], представляющих основные события из истории России от призвания варягов и Долобского съезда князей до Манифеста 1861 г. и реформы образования Александра III.

Творчество А.Д. Кившенко значительно и многогранно. В годы учебы в Академии он по итогам своего путешествия по России и Малороссии создал несколько работ, одна из которых «Переправа на пароме» (1877), представленная на Постоянной выставке художественных произведений, обратила на себя внимание как

зрителеи, так и критики и заставила заговорить о нем как о блестящем мастере жанра. Полученные Малая и Большая золотые медали за программы «Самсон и Далила» и «Брак в Кане Галилейской» и полотно «Моровая язва при царе Давиде», хотя и вызвали неодобрительную критику И.Н. Крамского [19, с. 160], но все же засвидетельствовали о рождении интереснейшего церковного живописца, который в 1886 г. по приглашению императора Александра III примет участие в росписи Карсского крепостного военного собора [27]. Путь исторического живописца он начал с вышеназванных серии исторических акварелей и «Военного Совета в Филях». Как бытописатель и пейзажист,

много и долго трудившийся в Германии и Французской Нормандии, он рассказал о жизни и быте народов этих стран, представил свои впечатления от их архитектуры и природы: «В католической церкви», «В море», «Ловля креветок», «Двор кузнеца в Нормандии», «Сортировка перьев», «Из окрестностей Мюнхена», «Вид канала» [см.: 1].

Свидетельством высокопрофессионального владения техникой акварели, рисунка пером и карандашом стали иллюстративные работы для детских книг, пейзажи и акварели со сценами из охотничьей жизни, экспонировавшиеся на выставках Общества русских акварелистов. Об уровне и качестве графических работ А.Д. Кив-шенко свидетельствует и тот факт, что альбом акварелей, созданных в годы учебы в костюмном классе, и составленный им ат-

лас по анатомии «были приобретены библиотекой Академии и долго служили учебными пособиями» [20, с. 340].

Умение достоверно передавать в рисунке характер местности и характер человека, профессионально с необыкновенной точностью выполнять художественно-археологические рисунки, успешное сотрудничество с издательством А.С. Суворина - все это способствовало включению А.Д. Кившенко в состав ближневосточной археологической экспедиции в Святую Землю. Созданные им акварели с видами христианских святынь, зарисовки природы, людей, бытовых сценок, различных построек, этюды, воспроизводящие природу и народный быт, портреты глав Русской миссии превратились в иллюстрации к лучшему путеводителю по Палестине [39; 2-3] (рисунок 3; рисунок 4).

Рисунок 3 - А.Д. Кившенко. Обряд омовения ног (Святой Четверг). Литография по акварели. Из книги: Суворин А.А. Палестина. - СПб.: Типография А.С. Суворина, 1898.

Рисунок 4 - А.Д. Кившенко. Портрет архимандрита Антонина (Капустина).

Литография по акварели. Из книги: Суворин А.А. Палестина. - СПб.: Типография А.С. Суворина, 1898.

«Умение отражать события с возможной реальностью <...>, находить реальную обстановку и создавать реальную композицию» [26, с. 51, 94], «манера писать лошадей и фигуры вообще» [14, с. 6] повлияли на принятие великим князем Владимиром Александровичем решения о приглашении художника в группу живописцев, работавших над историей Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. [30, стлб. 153-154]. Ему предложили написать несколько батальных полотен для военной галереи Зимнего дворца. Сбор материала в 1884 и 1886 гг. происходил на местах боев в Закавказье и Азиатской Турции. Первые батальные работы художника, посвященные событиям на Кавказском фронте, экспонировались в 1886 г. на выставке в Санкт-Петербурге. Картину «Штурм Ардагана» признали лучшей из всего батального цикла, представленного на академической выставке 1886 г. [20, с. 345]. Делая ее иллюстрированный обзор, искусствовед, писатель и журналист Ф.И. Булгаков писал: «Самой замечательной в баталическом отделе является картина г. Кившенко "Штурм Ардагана". Выдержанная в строго реальном направлении,

чуждая всякой слащавости, она невольно переносит зрителя в названное событие и дает почувствовать весь его трагизм» [7, с. 12]. Масштабность изображения боя, как бы увиденного «с высоты птичьего полета», «пропасть движения» [45, стлб. 226] позволили художественному критику В.В. Чуйко назвать А.Д. Кившенко баталистом-эпиком. В 1892 г., получив новый заказ на создание цикла полотен, посвященных Балканскому фронту, он отправился для «работы видов» и воплощения «исторической верности» [14, с. 10] в экспедицию в Болгарию. Балканский цикл художник писал до своей кончины в октябре 1895 г.

Все картины и акварели А.Д. Кившенко, посвященные русско-турецкой войне 1877-1878 гг., заслужили самой высокой оценки как историков, так и искусствоведов. Так, например, искусствовед В.С. Ма-тафонов назвал их «глубоко реалистическими по передаче мужества и стойкости, выдающимися произведениями русской батальной живописи» [20, с. 346].

Алексей Данилович Кившенко прославился и как «знаток охотничьей жизни».

Летом 1882 г. по возвращении из Германии в Россию, во время пребывания в Воронежской губернии (в имении Чертковых - Россоши и Лизиновке) [12, л. 152], он увлекся охотой и воплощением сцен охоты на холсте и в графике. Благодаря этим недолгим визитам «его воображением всецело завладели отечественные сюжеты. <...> Казалось, что художник нашел свое призвание» [20, с. 344]. Динамичные сцены охоты, отличавшиеся блистательным знанием повадок зверей, выразительным пейзажем, движением, стали «едва ли не основными в его творчестве» и принесли ему известность как в России, так и за рубежом. Его анималистические композиции «Охота на зайца» и «Охота на лисицу» приобрел Президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович.

Воронежская земля и воронежская тема заняли особое место в жизни и творчестве Алексея Кившенко, поэтому вернемся к началу его творческого пути, ведь именно учеба, встречи и события 1860-х -1870-х гг. повлияли на жизнь молодого человека и в итоге - привели на Воронежскую землю, где он заблистал как певец русской охоты.

Каким же был этот путь? И каким было его начало? В 1860 г. в Серебряные Пруды к Д.Н. Шереметеву приехал бывший управляющий его капеллой, для которой рекрутирование певческих кадров проходило в таких Воронежских, Курских и Малороссийских имениях графа, как Бори-совка, Михайловка и Алексеевка. Алексей Кившенко как обладатель прекрасного альта уехал вместе с управляющим в Петербург, начал заниматься в капелле, участниками которой становились и выходцы из Воронежской губернии, и посещать рисовальную школу Общества по-

ощрения художеств, в которой преподавал уроженец г. Острогожска Воронежской губернии великий передвижник И.Н. Крамской. Этот замечательный русский живописец, график и педагог смог своими рисовальными вечерами повлиять на выбор юношей жизненного пути: в 1867 г. Кившенко поступил в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика, а в 1870 г. стал постоянным учеником Академии по классу исторической живописи.

Первое знакомство с Воронежской губернией, ее населенными пунктами, природой, людьми состоялось в годы учебы в Академии, во время летних поездок на этюды по России и Малороссии в 18781879 гг. Природа, люди, их быт и повседневность произвели сильное впечатление на художника. Вот почему часть созданных в это время картин рассказывает об этой земле: «Дети, несущие обед в поле жницам», «Погорельцы», «Мальчик со змеем», «Воришки», «Перепела», «Сплав леса по реке» (всего - более десяти полотен и акварелей) [38, с. 14].

В конце 1870-х гг. он познакомился с издателем, публицистом, сподвижником Л.Н. Толстого и последователем его учения Владимиром Григорьевичем Чертковым (1854-1936), в то время - офицером лейб-гвардии Конного полка, служившим в Санкт-Петербурге. В Острогожском ис-торико-художественном музее им. И.Н. Крамского сохранился портрет, выполненный А.Д. Кившенко 1879 г. в технике акварели [28]1, - молодого человека в осеннем лесу. По своему содержанию -

1 В исследованиях Г.Н. Мокшина и А.Я. Морозова допущена фактическая ошибка, связанная с датировкой портрета В.Г. Черткова, выполненного А.Д. Кившенко. Оба указывают на дату 1882 г. - это дата написания И.Н. Крамским портрета В.Г. Черткова. Работа А.Д. Кившенко датируется 1879 г. Она указана в правом нижнем углу [См.: 23, с. 45; 22, с. 272].

это охотничья сцена, финал удачной охоты: молодой человек, красивый, тонкий, высокий и стройный, с большими серыми глазами под изогнутыми бровями, в охотничьем костюме с охотничьим вооружением и добычей (убитый волк), лежащей у его ног на земле. После успешной охоты он разрядил двустволку, убрал охотничий нож в ножны и прислонился плечом к стволу дерева. Замечательный лирический портрет, который мог быть написан

только другом, увидевшим незаметный постороннему глазу душевный разлад, прочувствовавшим душевное состояние этого представителя «золотой молодежи», желающего остаться наедине с собой, «пытающегося найти нравственные законы, которым можно было бы подчинить свое поведение» [9], стремящегося «ясно определить свое положение среди окружающего мира» [9]) (рисунок 5).

Рисунок 5 - А.Д. Кившенко. Портрет В.Г. Черткова. Акварель. 1879

История встречи и дружбы с Елизаветой Ивановной и Владимиром Григорьевичем Чертковыми мало отражена в письменных источниках. Известно только, что художник познакомился с представителями семьи Чертковых в Санкт-Петербурге. Можно предположить, что их познакомил И.Н. Крамской, который знал В.Г. Черткова и во многом был близок ему [42, с. 7]. Знакомство могло произойти летом 1878 или 1879 г. и получить развитие весной 1880 г. после того, как было написано и представлено на выставке полотно, иллюстрирующее пользующуюся колоссальным успехом у русской читающей публики эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир», в те годы, когда В.Г. Чертков принял решение оставить военную службу, вышел в отставку и ненадолго приехал Петербург, прежде чем поселиться в воронежской усадьбе своих родителей -в Лизиновке.

Что же способствовало сближению, дружбе и сотрудничеству представителей двух совершенно разных сословий: родовитого российского дворянства, близкого к императорскому двору, и потомка зарайского мещанина? Безусловно, увлечение толстовством, любовь к Отечеству и народу, восхищение родной природой. Произведения Л.Н. Толстого и прежде

всего идеи, изложенные в эпопее «Война и мир»: та самая «мысль народная», «простота, добро и правда», «возможность делать добро людям», «народ как носитель лучших человеческих качеств» -вот что повлияло на формирование мировоззренческих позиций как А.Д. Кившен-ко, так и В.Г. Черткова, помогло выстраиванию их взаимоотношений и вылилось в дальнейшем в сотрудничество в издательстве «Посредник».

Едва познакомившись с В.Г. Чертковым, Алексей Кившенко уехал пенсионером за границу в Германию, где продолжил учебу в студии немецкого живописца Г. Макса. Поездки по Германии, посещение Французской Нормандии во многом посодействовали раскрытию таланта пейзажиста и жанриста, стали для него хорошей школой. Уже в первых картинах немецкой серии присутствует «исключительная живость в изображении различных типов обывателей, раскрытие характеров и привычек, <...> умение выразительно передать жизнь еще не знакомого ему народа» [20, с. 343].

Новая встреча художника с Воронежской землей состоялась в 1882 г., когда он гостил в имении Чертковых Лизиновке (рисунок 6).

Рисунок 6 - А.Д. Кившенко. Съезд на Малороссийскую ярмарку. 1882. Литография. Опубликовано в книге: Работы Алексея Даниловича Кившенко: Сборник снимков с картин, рисунков и акварелей. - СПб.: тип. П.П. Сойкина, 1896.

В 1882 г. А.Д. Кившенко прервал пенсионерскую поездку для сбора материала к новой картине и на три месяца вернулся в Россию. Побывав проездом в Малороссии, он на основе этюдов написал картину «Съезд на Малороссийскую ярмарку». Август же он провел в Воронежской губернии у В.Г. Черткова. Именно эта поездка, как уже было отмечено выше, подарила России блистательного певца русской охоты, «единственного мастера», «умеющего схватывать и передавать движение животных, которое может быть только плодом многочисленных наблюдений» [14, с. 10], утвердила его как мастера жанра. Среди написанных в это время полотен «Стадо

овец в степи», «Псарный двор», «Мальчик сторожит коров». Картины «Ватага в степи» и «Вечер в Малороссийской деревне» экспонировались на Петербургской выставке 1883 г. и явили собой «переход от пейзажа к другим родам живописи» [35, стлб. 272]. Украшением выставки, по мнению художника, писателя и журналиста М.П. Соловьева стали «Охота на лисицу» и «Охота на зайца» [35, стлб. 272]. В 1883 г. «Вечер в Малороссийской деревне» представили на Международной выставке в Мюнхене. Картину приобрела Е.И. Черткова, а в 1896 г. предоставила ее на посмертную выставку художника (№ 3 в Каталоге [15, с. 3]) (рисунок 7).

Рисунок 7 - А.Д. Кившенко. Охота на лисицу. Литография. 1883. Опубликовано в книге: Работы Алексея Даниловича Кившенко: Сборник снимков с картин, рисунков и акварелей. - СПб.: тип. П.П. Сойкина, 1896.

Изобразил художник и виды полюбившейся ему усадьбы Лизиновки. Акварель «Лизиновка» экспонировалась на посмертной выставке А.Д. Кившенко в 1896 г. под № 208 с указанием продажной цены -«30 руб.» [15, с. 9] (где сейчас находится эта работа, автору статьи неизвестно).

В 1884 г. художественную и нравоучительную литературу, доступную по цене для народа, начало выпускать основанное В.Г. Чертковым как воплощение идеи Л.Н. Толстого издательство «Посредник». Интересен тот факт, что в обсуждении концепции издательства принял участие И.Н. Крамской, написав, что «народу нужно дать хорошее вместо лубочного» [46]. Для оформления и иллюстрирования де-

шевых изданий В.Г. Чертков пригласил А.Д. Кившенко.

Благодаря сотрудничеству художника с издательством в его оформительском решении увидели свет такие произведения Л.Н. Толстого как «Бог правду видит да не скоро скажет», «Два старика», «Ильяс», «Кавказский пленник», «Свечка», «Чем люди живы», «Где любовь, там и Бог». Художник также проиллюстрировал рассказы Н.С. Лескова и некоторые жития святых, увидевших свет в издательстве «Посредник». В 1890-е гг., незадолго до своей кончины, А.Д. Кившенко вновь обратился к текстам романа «Война и мир» и для журнала «Север» выполнил четыре акварели [6], которые вошли в большой альбом (рисунок 8).

Рисунок 8 - А.Д. Кившенко. Граф Ростопчин и купеческий сын Верещагин на дворе губернаторского дома в Москве. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 1893. Опубликовано: Альбом акварелей к роману графа Л.Н. Толстого «Война и мир»: [Акварели проф. И.Е. Репина, Н.Н. Каразина, проф. А.Д. Кившенко, Л.О. Пастернака]. -

СПб.: Е. Евдокимов, ценз. 1893.

Взгляды В.Г. Черткова о нравственном самосовершенствовании, народном просвещении, об организации преподавания в школах, крестьянском труде, положении крестьян разделяли не только художник А.Д. Кившенко, но и его сестра Надежда Даниловна, сельская учительница, подвижница просвещения, «идейный работник на поприще народного образования» [42, с. 257], последовательница педагогического учения Л.Н. Толстого, сотрудник издательства «Посредник» -«идейного предприятия, вызвавшего живые отклики в различных группах и слоях русского общества того времени и сыгравшего очень большую роль в приобщении к культуре трудящихся масс» [42, с. 8].

Н.Д. Кившенко (в замужестве Волкова) (после 1854 (?) - 1903), младшая сестра художника, получила добротное домаш-

нее образование, в том числе и музыкальное [41, с. 88; 25, с. 215].

Большую исследовательскую работу, связанную с анализом текстов дневника и реконструкцией измененных при подготовке его к печати в 1887 г. имен и названий, провел воронежский историк и педагог Г.Н. Мокшин при подготовке новой, первой за 130 лет комментированной публикации дневника Н.Д. Кившенко [21]. Он также предпринял попытку дополнить биографические сведения и полнее раскрыть особенности деятельности сельской учительницы.

Имеющиеся биографические данные скудны. Косвенные позволяют высказать предположение, что по приезде в Петербург к своему брату Алексею она вполне могла стать слушательницей Бестужевских женских курсов или Петербургского учи-

тельского института и получить профессиональное педагогическое образование. В начале 1880-х она познакомилась с В.Г. Чертковым, и именно в Петербурге началось их сотрудничество, основанное на идеях просветительства и желании просвещать крестьян с помощью приобщения к чтению и обучения грамотности. Надежда Кившенко, разделявшая взгляды писателя Льва Толстого о всеобщей любви и нравственном самоусовершенствовании личности, свободном воспитании, наказании, непротивлении злу насилием, стала соратником и соработником Владимира Черткова прежде всего в деле народного просвещения. В 1883 г., после его избрания земским собранием в члены училищного совета и в связи с началом его борьбы с рутиной и казенщиной преподавания, за повышение образовательного и педагогического уровня народных учителей, в сельскую школу «с целью распространения толстовщины» [Цит. по: 22, с. 272] пригласили Н.Д. Кившенко, которая видела «в народной школе спасение нашего Отечества от всех постигающих его зол и болезней» [11, с. 1017].

Свой путь народной учительницы она начала в 1883 г. в «глухой, удалённой от железной дороги, от базара» [37] Александрова, но из-за педагогических неудач, названных Александровским учителем В.Е. Сохнышевым «не учебой, не воспитанием, а каким-то уродством» [37], ей пришлось в 1884 г. переехать в Ивановку. Там на ее плечи свалилась сложнейшая работа, связанная с возобновлением приостановленной в 1881 г. деятельности земского училища. Впечатления от приезда в слободу, населенную исключительно малороссами, от сельского быта, местного общества, занятий и внеклассного чтения и му-

зыкальных вечеров, учеников, общения с их родителями, записывались в дневнике, который она начала летом 1884 г. [18], а в опубликованном варианте - 30 сентября [16-17; 25]. Согласно подсчетам Г.Н. Мокшина, за полтора года ею было сделано около 190 записей [22, с. 273] -интересных повседневных заметок, дающих возможность ярче и живее представить повседневную историю русского Черноземья, где проживали малороссы, казаки и великороссы. Большое значение имеют рассказы о построении процесса обучения крестьянских детей, росте их заинтересованности в получении образования, просвещении, чтении, желании заниматься музыкой. Например, «2-е ноября [1885]. Я теперь бываю целый день занята обучением. С самого утра до 4 часов я занимаюсь в школе, потом в 5 часов приходят ко мне 2 девочки священника, с ними занимаюсь до 6 часов; потом приходят вечерние мои ученики, которые занимаются до 9-10 вечера. В школе у меня теперь гораздо тише, чем в прошлый год... <...> Сегодня в младшем отделении читали из азбуки Толстого короткие фразы <...> По окончании занятий они стали спрашивать меня: "Когда будем петь?" Я им отвечала, что нынешний год я не думала тратить на это время, так как прошлый год на пение ходили не дружно и не охотно. Но они стали просить, обещая не пропускать уроков пения. Значит, опять будем петь» [17, с. 215]. Или следующие записи: «4-го ноября. В школе у меня уже 32 ученика, в том числе пришли и старые, большие ученики, отсутствию которых мы так радовались. Сегодня они вели себя очень хорошо, не обижали товарищей и не производили шума. <...> 5-го ноября. Школа моя переполняется; не знаю, куда помещать всех

желающих учиться. Меня это радует, но вместе с тем хочется, чтобы всем хорошо было, и не знаешь, как быть» [17, с. 217].

Представляет интерес информация о книжно-просветительской работе среди взрослого населения и об обучении крестьян грамоте. Как народный педагог она «распространяла начала цивилизации в народе при помощи раздачи книг на дом для прочтения» [11, с. 1032]. 4-го ноября 1885 г. Н.Д. Кившенко записала: «Вечером Осип принес книжки, которые я ему давала. "Робинзоном" восторгается и говорит, что кому он ни давал читать, всем очень нравится. "Путешествие Головина", из "Ясной поляны" тоже нравится. Он привел с собой товарища, который просил тоже дать книжек, и сам выбирал для него» [17, с. 217]. Запись от 27 октября 1885 г. гласит: «С сегодняшнего дня я решила и объявила уже, что по воскресеньям вечером я не буду заниматься ни с кем, имея в виду употреблять это время на чтение книжек им же. Иван пришел все же сегодня, и я

занималась с ним; сегодня он лучше читал и писал, и сам ужасно рад: надежда выучиться возвратилась» [17, с. 214].

Описания повседневной жизни и ежедневных трудов, зафиксированные в Дневнике, вызвали слова восторга у первого рецензента «Дневника» Б.Б. Глинского. Он восхищенно писал: «В ее словах наглядно представлен день сельского учителя: он весь наполнен возней с ребятишками, так что некогда и куска хлеба проглотить. К нему бегут ученики в классные часы, и в часы досуга за утолением духовной жажды, за разрешением мучащих вопросов. Вот воистину, где люди стоят на "действительной службе", у источника живой воды!» [11, с. 1033] Итоговая оценка содержания была таковой: «Дневник представляет главным образом психологический интерес и обрисовывает отношения учительницы к ученикам преимущественно на педагогической почве» [11, с. 1034] (рисунок 9).

Рисунок 9 - Н.Д. Кившенко. Страница Дневника. Автограф. 1884. ОР РГБ. - Ф. 435 (Чертковы). - К. 40. - Ед.хр. 14. Л. 1.

Некоторые записи, сделанные сельской учительницей, не вошли в журнальную публикацию 1887 г., а они не менее интересны и значимы. Например, рассказ о споре с местным священником по поводу необходимости применения наказаний: «27 июля 1884. Была по делу у священника слободы Жилиной2. Слобода очень красива; хаты крестьян служат доказательством их зажиточности. Школа выстроена очень большая, но закрыта, т.к. земство отказало от просьбы крестьян отменить некоторые налоги. Выстроить помещение стоило им

2 Слобода Жилина (Пшеничновка) при реке Овчинной, Новобелянская волость Богучарского уезда Воронежской губернии.

1000 р. Инициативу в этом деле священник присваивает себе. Священник молодой, жена и дочка; еще застали мы молодого человека-семинариста, очевидно родственника их. Все они готовились сесть за обед, но мой приезд помешал их намерению. Каким-то образом разговор коснулся наказаний, я, конечно, была за упразднение и бесполезность этой меры. Они все были против, и в доказательство священник сказал, что весь строй государственный держится на этом и что наш Великий Учитель был проводником их и при этом привел Его слова: "Отойдите от меня проклятые", но я на все это сказала, что я не помню, чтобы Христос утверждал эту меру ис-

правления, и что Его заповедь "не судите и не осуждайте" прямо против этого. Последние слова священника: "мало найдется та-

Как владелец воронежских имений В.Г. Чертков после смерти своего отца подолгу жил в Лизиновке, но это ему совсем не мешало «стоять в центре дела в качестве редактора» издательства «Посредник», «поддерживая огромную переписку с авторами и художниками» [8, с. 8]. По-

ких идеальных людей, которые будут так понимать и исполнять"» [18, л. 1-1об.] (рисунок 10).

мощником выступала Н.Д. Кившенко. Так, например, В.Г. Чертков и Н.Д. Кившенко вместе готовили к гектографированию религиозно-философский трактат Л.Н. Толстого «В чем моя вера?». В своем Дневнике за 1884 г. под датой «12 августа» он записал: «Ездил верхом с Петром в Алек-

>>

1со4 Г О Л .

' *т«ьбург Ь Я|.ьаря-1сн;/1 г._

(0 тпч, кпк я "услишал голос Сына Коки л л, усямиав, окал".

9.У .261.

».«Т ПЯ"Ь тп\|у назад, ВСЛвДСТВИ« продолжи Т«Л ЬНГ1 !? неоСуЗ-. ДЯННОЙ И рЯЗараТНОН ЧУ 3 Ш , Я Д0,ЧЛ ДО ПОЛНОГО раЗОЧЯГОПаНУ " в cavou свбе. Я до ,т*н бил сознать сво*> бессидие ч борьб* с свои j дурнчми няклонноетя'Л! и страстяии.

Госл" н«од нокрдт них, но бесплодны* попыток побороть в с«б« ало, я наконец стал зт'»чать, что да*» с.п^о« Ж'лччи* исправит юя во мне уи«ньша <т ся. il существовании Гога я соне-вялся, ¡£ванг«л'/« тптеряло для ;«ня свой авторитет.

По временам я ясно сознавал свое положение к Тогда чувствовал, что бистро шрифгижав4ь к отчаянию и cyvacLi«cTB о. Один Бог знает, как близок я тогда был F тому и другому и какие страшны« мухи я|п*режил й продолжении зтоп ужасного яр «о*-ни. Только о¡1 на счастливая '.'чгль спасла «ня.

Су:цно ст I христч анского уч=?ия мн" била, разумеется, хорошо известна. В т«ч®»:и '»учительных бессонных коч»", я по стя: рой памяти обращался к Евангед-лю, как к пос «дке£ надежде. Но сомнения в подлинности я го содержания ежеминутно отвлеха-ли но« вни /ан»« •* вводили в такую путдшцу мыслей, которую V словами невозможно описать. .1 отчаянии я мысленно обращался к Богу, но к • большему своему ужасу находил, ЧТО Я уже Зола« н» верп в Него. Ьсе кругом б*ЛО безусловно Пусто И Т е M НО . Ртчая^е начало овладевать мюю, и мне казалось, что б ли J лось ^сумасшествие, (язалось вот, вот оно начинается, .оно чнг| пот выступал, и я метался как в горячке. Тут то именно и явилась ,

мне тя счастливая мч

Л«и)«е. Я не верю В

чсль. кртороЯ я прип/сывою сил» чыздосзВг Юга; думал я, «о н- мен—, IWliUf,

Рисунок 10 - В.Г. Чертков. Страница Дневника. Машинопись. 1884. ОР РГБ. - Ф. 435 (Чертковы). - К. 2. - Ед.хр. 32. Л. 1.

сандровку к Н.Д. Кившенко. Решили относительно <...> окончания переписки "Веры" Л.Н. Толстого для гектографирования в количестве 50 экз. Пропущенные места будут гектографированы отдельно в виде дополнения» [43, л. 9-10]. Между Владимиром Чертковым и Надеждой Даниловной «сложились близкие и добрые отношения» [44, л. 1]. Во всех конфликтных ситуациях он становился на ее сторону и старался защитить: так было в Александровском училище в 1884 г., в конце первого учебного года, когда усилились ее разногласия с основным проводником «толстовства» В.Е. Сохнышевым, так произошло и в 1886 г. в Ивановке во время конфликта с попечителем ее школы помещиком Н. Астафьевым и священником Александром Шовским. Чертков «достаточно защищал ее против ложных подозрений и всяческих несправедливых обвинений» [44, л. 2].

Сохранилось несколько отзывов В.Г. Черткова о педагогических трудах Надежды Даниловны в письмах, отправленных Л.Н. Толстому. В одном из них, от 14 сентября 1885 г., говорится: «Про Н.Д. Кившенко я вам пишу, потому что она посвятила себя именно той жизни в крестьянской среде, которой мы так сочувствуем, и притом подвергается всем соответствующим затруднениям» [42, № 79, с. 257]. К слову сказать, Надежда Даниловна мечтала о личной встрече с писателем, но не случилось, несмотря на все старания и протекционизм со стороны В.Г. Черткова. В примечаниях к одной из телеграмм приводятся следующие комментирующие слова А.К. Дитерихс (Чертковой): «Лев Николаевич отклонил прием в Ясной Поляне гостьи из-за хозяйки дома, которая всегда очень предубежденно

относилась к посетительницам не светского круга, особенно к единомышленницам своего мужа. Сам же он был крайне щепетилен в этом отношении и никогда не приглашал и не принимал у себя лиц женского пола без личной санкции на то своей жены. Так и не состоялось никогда знакомство между Львом Николаевичем и Н.Д. Кившенко, о чем последняя с горечью вспоминала в разговоре с друзьями» [42, с. 257].

Вышеупомянутый, многократно цитируемый дневник, «отличающийся чрезвычайной непосредственностью впечатлений» [11, с. 1032], рассказывающий о повседневных заботах народной учительницы, трудившейся на Воронежской земле, с целью поделиться собственным педагогическим опытом, Н.Д. Кившенко подготовила к публикации. Он увидел свет в 1887 г. на страницах журнала «Русское богатство» [16; 18], буквально через год после ее отъезда из чертковских имений. «Дневник сельской учительницы» обратил на себя общее внимание и прежде всего потому, что она стала первой женщиной-учительницей, реализовывавшей систему свободного воспитания и обучения. В числе ее последовательниц в начале XX в. была и происходившая из Раненбургского уезда М.А. Рыбникова, впоследствии -профессор Московского педагогического института [4-5].

В 1886 г. Н.Д. Кившенко перебралась в Санкт-Петербург, где началась ее редакторская работа в издательстве «Посредник». Сохранившаяся переписка с В.Г. Чертковым свидетельствует о таком факте в ее биографии, как исполнение обязанностей заведующей редакцией и склада с конца апреля до середины сентября 1886 г., что, по мнению А.К. Чертковой, «свидетельствует о

широте ее горизонта и тонком внимании к интересам народного издательства» [42, № 79, с. 257].

В 1889 г. Надежда Кившенко уехала в Тверскую губернию и начала учительствовать в школе грамотности в селе Малаш-кине (в имении князя Д.И. Шаховского) Прудской волости Весьегонского уезда [36; 31; 29; 40]. Как «неблагонадежную в политическом отношении» [36; 40] ее отстранили от работы в 1892 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, Алексей Данилович и Надежда Даниловна Кившенко, родившиеся на Тульской земле, свой талант и свои знания отдали служению Отечеству: Алексей - на ниве изобразительного искусства, Надежда - на педагогическом поприще, а вместе - в деле издания дешевой просветительской литературы. Славу и известность художнику принесли его батальные полотна, но к «баталическим» трудам его призвал великий князь Владимир Александрович, увидевший и купивший картины с охотничьими сюжетами, «Охота на

зайца» и «Охота на лисицу». Это были те произведения, которые А.Д. Кившенко написал на Воронежской земле в чертков-ском имении Лизиновка. Воронежская земля, действительно, подарила России и миру не только «певца русской охоты», но и блистательного мастера батального жанра.

Н.Д. Кившенко свое педагогическое служение, основой которого стали толстовские идеи о воспитании и наказании, начала на Воронежской земле, и свой знаменитый «Дневник сельской учительницы», представляющий первый новый педагогический опыт и новый педагогический подход в деле образования и воспитания крестьянских детей, был создан именно в этот период ее жизни. На этом опыте строилась ее дальнейшая педагогическая работа на землях Шаховских в Тверской губернии. На ее педагогическом опыте основывалось и последующее обучение крестьянских детей в народных школах.

Список литературы

1. Аксенова Г.В. «Война и мир» Алексея Даниловича Кившенко // Московский журнал. - 2008. - № 8. - С. 44-53.

2. Аксенова Г.В. От Бейрута до Иерусалима: Палестина в акварелях художника Алексея Даниловича Кившенко (1851-1895) // Московский журнал. - 2011. - № 12. - С. 12-23.

3. Аксенова Г.В. «Палестина» в творчестве художника А.Д. Кившенко // IX Пасхальные чтения: Материалы Девятой научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура». - М.: Московский пед. гос. ун-т, 2012. - С. 102-112.

4. Аксенова Г.В. Раненбургский купеческий род Рыбниковых в истории России // Российская государственность в лицах и судьбах ее созидателей: 1Х-ХХ1 вв.: Материалы V Международной научной конференции / Отв. ред. А.Н. Долгих, В.В. Фомин. Липецк, 6 октября 2017 г. - Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. - С. 31-46.

5. Аксенова Г.В. Рыбниковы в истории МВЖК - Второго МГУ - МГПИ // XV Пасхальные чтения: Материалы Пятнадцатой Межвузовской научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура». - М.: Учебно-научный филологический центр МПГУ, 2018. - С. 73-84.

6. Альбом акварелей к роману графа Л.Н. Толстого «Война и мир»: [Акварели проф. И.Е. Репина, Н.Н. Каразина, проф. А.Д. Кившенко, Л.О. Пастернака]. - СПб.: Е. Евдокимов, ценз. 1893. - 8 с., 12 цв.л.

7. Булгаков Ф.И. Иллюстрированный обзор Выставки Академии художеств 1886 г. - СПб. - М.: Т-во М.О. Вольф, 1886. - 41 с.

8. Владимир Григорьевич Чертков // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 85. Письма В.Г. Черткову. 1883-1886. - М.: Художественная литература, 1935. - С. 3-17 [Электронный ресурс]. - URL: https://tolstoy.ru/ online/90/85/ (дата обращения 01.02.2022).

9. Владимир Григорьевич Чертков 1854-1936 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tchertkoffmemorial.org/ (дата обращения 01.02.2022).

10. Волков А.И. Край Серебряно-Прудский. - М.: Энциклопедия сел и деревень, 2003. - 512 с.

11. Глинский Б.Б. Просветители народа // Исторический вестник. - 1896. - Т. 66. - С. 1017-1034.

12. Дело канцелярии Императорской Академии художеств. Кившенко Алексея Даниловича. 17 августа 1868

- 4 сентября 1912 // РГИА. - Ф. 789 (Императорская Академия художеств). - Оп. 14. - Ед. 121-К. - 397 л.

13. Дело правления Императорской Академии художеств. Кившенко Владимир Данилович. Началось 3 июня 1882 г. // РГИА. - Ф. 789 (Императорская Академия художеств). - Оп. 11. 1882. - Ед. 87. - 4 л.

14. Казанцев В.Г. Алексей Данилович Кившенко. Биографический очерк. - СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1896.

- 24 с.

15. Каталог посмертной выставки работ профессора Алексея Даниловича Кившенко. - СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1896. - 11 с.

16. Кившенко Н.Д. Дневник сельской учительницы // Русское богатство. - 1887. - № 7. - С. 3-37; № 8. -С. 21-75; № 9. - С. 91-102; № 10. - С. 117-134; № 11. - С. 133-154; № 12. - С. 83-104.

17. Кившенко Н.Д. Дневник сельской учительницы // Никитенко А.В. Моя повесть о самом себе и о том, «чему свидетель в жизни был». Дневник сельской учительницы. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2017. - С. 161-270.

18. Кившенко Н.Д. Письма и дневник за 1884-1886. Автограф // ОР РГБ. - Ф. 435 (Чертковы). - К. 40. -Ед. хр. 14. - 210 л.

19. Мастера исторической живописи / Авторы-составители Г.В. Дятлева, К.А. Ляхова. - М.: Вече, 2001. - 318 с.

20. Матафонов В.С. А.Д. Кившенко // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века. - М.: Искусство, 1971. - Т. II. - С. 339-346.

21. Мокшин Г.Н. «На культурной работе»: Дневник сельской учительницы Н.Д. Кившенко (1884-1886 гг.) // Современные аспекты гуманитарного знания: материалы II Международной научно-практической конференции. Научно-информационный центр «Интернум». - Воронеж, 31 марта 2017 года. - Воронеж: Научная книга, 2017. - С. 3-9.

22. Мокшин Г.Н. Надежда Даниловна Кившенко на новом пути к народному просвещению // Никитенко А.В. Моя повесть о самом себе и о том, «чему свидетель в жизни был». Кившенко Н.Д. Дневник сельской учительницы. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2017. -С 271-278.

23. Морозов А.Я. Воронежские Чертковы. - Воронеж: [Б.и.], 2011 . - 176 с.

24. Морская слава России. Центральный военно-морской музей. - М.: Белый город, 2003. - 383 с.

25. Никитенко А.В. Моя повесть о самом себе и о том, «чему свидетель в жизни был». Кившенко Н.Д. Дневник сельской учительницы. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2017. - 288 с.

26. Никольский В.А. Русская живопись: Историко-критические очерки. - СПб.: Н.Ф. Мертц, 1904. - 303 с.

27. Освящение вновь реставрированного собора в Карсе // Неделя строителя. - 1887. - № 2. - С. 8.

28. Острогожский историко-художественный музей им. И.Н. Крамского [Электронный ресурс]. - URL: http://vantit.ru/go/1249-ostrogozhk-museum.html (дата обращение 28.01.2022).

29. Прошение крестьян деревень Прудской вол. Весьегонского у. архиепископу Тверскому и Кашинскому Савве не закрывать школу грамотности в с. Малашкине. Янв. 1892 г. // ГАТО. - Ф. 644. -Оп. 1. - Д. 221. - 4 л.

30. Разные известия // Вестник изящных искусств. - 1883. - Т. I. - № 5. - Стлб. 153-154.

31. Рапорт благочинного VI округа Весьегонского у. П. Постникова старицкому епископу Гавриилу, председателю совета Братства св. великомученика кн. Михаила Ярославича, со сведениями о школе грамотности в с. Малашкине, попечителях школы, князе Д.И. Шаховском и Ф.Ф. Ольденбурге и учительнице Кившенко Н.Д. 12 янв. 1892 г. // ГАТО. - Ф. 644. - Оп. 1. - Д. 221. - 4 л.

32. Рыбников Николай Александрович // 100 великих психологов / [авт.-сост. Влад. Яровицкий]. - М.: Вече, 2003. - С. 109-113.

33. Рыбников Н.А. Биографии и их изучение. - М.: [Б.и.], 1920. - 48 с.

34. Рождественский С.Е. Отечественная история в картинах для школы и дома. - СПб.: изд. С.Е. Рождественский, 1881. - 30 с.

35. Соловьев М.П. Петербургские выставки II Вестник изящных искусств. Художественные новости. -1883. - Т. 1. - Стлб. 2б5-275.

36. Сообщение тверского губернатора П. Ахлестышева архиепископу Тверскому и ^шинскому Савве об увольнении от должности Н. ^вшенко, учительницы школы грамотности в имении князя Д.И. Шаховского в с. Малашкине Весьегонского у., как неблагонадежной в политическом отношении. 21 июля 1891 г. II ГАТО. - Ф. 644. - Оп. 1. - Д. 194. - 2 л.

37. Сохнышев В.Е. Полвека в сельской школе: Записки учителя- общественника. - Воронеж: [Б.и.], 2003. - 33 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://zen.yandex.ru/media/molokols/chertkovskie-prudy-5a571232482677891da5e20a (дата обращения 19.01.2022)

38. Список работ Алексея Даниловича Кившенко II Работы Алексея Даниловича ^вшенко: Сборник снимков с картин, рисунков и акварелей. - СПб.: тип. П.П. Сойкина, 189б. - 24 с.

39. Суворин А.А. Палестина I Иллюстрации А.Д. ^вшенко и В.И. Навозов. - СПб.: Типография А.С. Суворина, 1898. - 352 с.

40. Тверская усадьба. База данных усадеб и владельцев электронного ресурса [Электронный ресурс]. -URL: http://www.akra-city.ru/tverskaya_usadiba/ vladelsy/3963.htm (дата обращения 12.01.2020)

41. Тихомиров Б.Н. С Достоевским по Невскому проспекту, или Литературные прогулки от Дворцовой площади до Николаевского вокзала. - СПб.: [Б.и.], 2012 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rulit.me/ data/programs/resources/pdf (дата обращения 15.02.2022)

42. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 85. Письма В.Г. Черткову. 1883-1886. - М.: Художественная литература, 1935. - 4б2 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://tolstoy.ru/online/90/85/ (дата обращения 01.02.2022).

43. Чертков В.Г. Дневник 1884 г. II ОР РГБ. - Ф. 435 (Чертковы). - K. 2. - Eд. хр. 32. - 32 л.

44. Чертков В.Г. Письмо Н.Д. ^вшенко. 1889 II ОР РГБ. - Ф. 435 (Чертковы). - K. 122. - Eд. хр. 10. - б л.

45. Чуйко В.В. Годичная академическая выставка II Вестник изящных искусств. Художественные новости. - 1888. - Т. б. - Стлб. 225-232.

46. Чумаков В. История издательства «Посредник» [Электронный ресурс]. - URL: https://posrednik2.ru/history/ (обращение 14.02.2022)

References

1. Aksenova G.V. «Vojna i mir» Alekseya Danilovicha Kivshenko II Moskovskij zhurnal. - 2008. - № 8. - S. 44-53.

2. Aksenova G.V. Ot Bejruta do lerusalima: Palestina v akvarelyax xudozhnika Alekseya Danilovicha Kivshenko (1851-1895) // Moskovskij zhurnal. - 2011. - № 12. - S. 12-23.

3. Aksenova G.V. «Palestina» v tvorchestve xudozhnika A.D. Kivshenko II IX Pasxalnye chteniya: Materialy' Devyatoj nauchno-metodicheskoj konferencii «Gumanitarnye nauki i pravoslavnaya kultura». - M.: Moskovskij ped. gos. un-t, 2012. - S. 102-112.

4. Aksenova G.V. Ranenburgskij kupecheskij rod Rybnikovyx v istorii Rossii // Rossijskaya gosudarstvennosf v liczax i sudbax ee sozidatelej: IX-XXI vv.: Materialy' V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii / Otv. red. A.N. Dolgix, V.V. Fomin. Lipeczk, 6 oktyabrya 2017 g. - Lipeczk: LGPU imeni P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, 2017. -

5. 31-46.

5. Aksenova G.V. Rybnikovy' v istorii MVZhK - Vtorogo MGU - MGPI // XV Pasxalnye chteniya: Materialy' Pyatnadczatoj Mezhvuzovskoj nauchno-metodicheskoj konferencii «Gumanitarnye nauki i pravoslavnaya kultura». - M.: Uchebno-nauchnyj filologicheskij centr MPGU, 2018. - S. 73-84.

6. APbom akvarelej k romanu grafa L.N. Tolstogo «Vojna i mir»: [Akvareli prof. I.E. Repina, N.N. Karazina, prof. A.D. Kivshenko, L.O. Pasternaka]. - SPb.: E. Evdokimov, cenz. 1893. - 8 s., 12 czv.l.

7. Bulgakov F.I. Illyustrirovannyj obzor Vystavki Akademii xudozhestv 1886 g. - SPb. - M.: T-vo M.O. Vol'f, 1886. - 41 s.

S. Vladimir Grigor'evich Chertkov // Tolstoj L.N. Polnoe sobranie sochinenij. T. 85. Pis'ma V.G. Chertkovu. 1883-1886. - M.: Xudozhestvennaya literatura, 1935. - S. 3-17 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://tolstoy.ru/online/90/85/ (data obrashheniya 01.02.2022).

9. Vladimir Grigor'evich Chertkov 1S54-1936 [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.tchertkoffmemorial.org/ (data obrashheniya 01.02.2022).

10. Volkov A.I. Kraj Serebryano-Prudskij. - M.: E'nciklopediya sel i dereven', 2003. - 512 s.

11. Glinskij B.B. Prosvetiteli naroda // Istoricheskij vestnik. - 1896. - T. 66. - S. 1017-1034.

12. Delo kancelyarii Imperatorskoj Akademii xudozhestv. Kivshenko Alekseya Danilovicha. 17 avgusta 1868 -4 sentyabrya 1912 // RGIA. - F. 789 (Imperatorskaya Akademiya xudozhestv). - Op. 14. - Ed. 121-K. - 397 l.

13. Delo pravleniya Imperatorskoj Akademii xudozhestv. Kivshenko Vladimir Danilovich. Nachalos' 3 iyunya 1882 g. // RGIA. - F. 789 (Imperatorskaya Akademiya xudozhestv). - Op. 11. 1882. - Ed. 87. - 4 l.

14. Kazancev V.G. Aleksej Danilovich Kivshenko. Biograficheskij ocherk. - SPb.: Tip. P.P. Sojkina, 1896. - 24 s.

15. Katalog posmertnoj vy'stavki rabot professora Alekseya Danilovicha Kivshenko. - SPb.: Tip. P.P. Sojkina, 1896. - 11 s.

16. Kivshenko N.D. Dnevnik sel'skoj uchitel'nicy // Russkoe bogatstvo. - 1887. - № 7. - S. 3-37; № 8. - S. 2175; № 9. - S. 91-102; № 10. - S. 117-134; № 11. - S. 133-154; № 12. - S. 83-104.

17. Kivshenko N.D. Dnevnik sel'skoj uchitel'nicy // Nikitenko A.V. Moya povest' o samom sebe i o tom, «chemu svidetel' v zhizni by'l». Dnevnik sel'skoj uchitel'nicy. - Voronezh: Centr duxovnogo vozrozhdeniya Cherno-zemnogo kraya, 2017. - S. 161-270.

18. Kivshenko N.D. Pis'ma i dnevnik za 1884-1886. Avtograf // OR RGB. - F. 435 (Chertkovy). - K. 40. - Ed. xr. 14. - 210 l.

19. Mastera istoricheskoj zhivopisi / Avtory'-sostaviteli G.V. Dyatleva, K.A. Lyaxova. - M.: Veche, 2001. - 318 s.

20. Matafonov V.S. A.D. Kivshenko // Russkoe iskusstvo. Ocherki o zhizni i tvorchestve xudozhnikov. Vtoraya polovina devyatnadczatogo veka. - M.: Iskusstvo, 1971. - T. II. - S. 339-346.

21. Mokshin G.N. «Na kul'turnoj rabote»: Dnevnik sel'skoj uchitel'nicy N.D. Kivshenko (1884-1886 gg.) // Sov-remenny'e aspekty' gumanitarnogo znaniya: materialy' II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchno-informacionny'j centr «Internum». - Voronezh, 31 marta 2017 goda. - Voronezh: Nauchnaya kniga, 2017. - S. 3-9.

22. Mokshin G.N. Nadezhda Danilovna Kivshenko na novom puti k narodnomu prosveshheniyu // Nikitenko A.V. Moya povest' o samom sebe i o tom, «chemu svidetel' v zhizni by'l». Kivshenko N.D. Dnevnik sel'skoj uchitel'nicy. - Voronezh: Centr duxovnogo vozrozhdeniya Chernozemnogo kraya, 2017. - C. 271-278.

23. Morozov A.Ya. Voronezhskie Chertkovy'. - Voronezh: [B.i.], 2011 . - 176 s.

24. Morskaya slava Rossii. Central'ny'j voenno-morskoj muzej. - M.: Bely'j gorod, 2003. - 383 s.

25. Nikitenko A.V. Moya povest' o samom sebe i o tom, «chemu svidetel' v zhizni by'l». Kivshenko N.D. Dnevnik sel'skoj uchitel'nicy. - Voronezh: Centr duxovnogo vozrozhdeniya Chernozemnogo kraya, 2017. - 288 s.

26. NikoPskij V.A. Russkaya zhivopis': Istoriko-kriticheskie ocherki. - SPb.: N.F. Mertcz, 1904. - 303 s.

27. Osvyashhenie vnov' restavrirovannogo sobora v Karse // Nedelya stroitelya. - 1887. - № 2. - S. 8.

28. Ostrogozhskij istoriko-xudozhestvenny'j muzej im. I.N. Kramskogo [E'lektronny'j resurs]. - URL: http://vantit.ru/go/1249-ostrogozhk-museum.html (data obrashhenie 28.01.2022).

29. Proshenie krest'yan dereven' Prudskoj vol. Ves'egonskogo u. arxiepiskopu Tverskomu i Kashinskomu Savve ne zakry'vat' shkolu gramotnosti v s. Malashkine. Yanv. 1892 g. // GATO. - F. 644. - Op. 1. - D. 221. - 4 l.

30. Razny'e izvestiya // Vestnik izyashhny'x iskusstv. - 1883. - T. I. - № 5. - Stlb. 153-154.

31. Raport blagochinnogo VI okruga Ves'egonskogo u. P. Postnikova stariczkomu episkopu Gavriilu, predse-datelyu soveta Bratstva sv. velikomuchenika kn. Mixaila Yaroslavicha, so svedeniyami o shkole gramotnosti v s. Malashkine, popechitelyax shkoly', knyaze D.I. Shaxovskom i F.F. Ol'denburge i uchitel'nice Kivshenko N.D. 12 yanv. 1892 g. // GATO. - F. 644. - Op. 1. - D. 221. - 4 l.

32. Ry'bnikov Nikolaj Aleksandrovich // 100 velikix psixologov / [avt.-sost. Vlad. Yaroviczkij]. - M.: Veche, 2003. - S. 109-113.

33. Ry'bnikov N.A. Biografii i ix izuchenie. - M.: [B.i.], 1920. - 48 s.

34. Rozhdestvenskij S.E. Otechestvennaya istoriya v kartinax dlya shkoly' i doma. - SPb.: izd. S.E. Rozhdestven-skij, 1881. - 30 s.

35. Solov'ev M.P. Peterburgskie vy'stavki // Vestnik izyashhny'x iskusstv. Xudozhestvenny'e novosti. - 1883. -T. 1. - Stlb. 265-275.

36. Soobshhenie tverskogo gubernatora P. Axlesty'sheva arxiepiskopu Tverskomu i Kashinskomu Savve ob uvol'nenii ot dolzhnosti N. Kivshenko, uchitel'nicy shkoly' gramotnosti v imenii knyazya D.I. Shaxovskogo v

s. Malashkine Vesegonskogo u., kak neblagonadezhnoj v politicheskom otnoshenii. 21 iyulya 1891 g. // GATO. - F. 644. - Op. 1. - D. 194. - 2 l.

37. Soxny'shev V.E. Polveka v selskoj shkole: Zapiski uchitelya- obshhestvennika. - Voronezh: [B.i.], 2003. - 33 s. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://zen.yandex.ru/media/molokols/chertkovskie-prudy-5a571232482677891da5e20a (data obrashheniya 19.01.2022)

38. Spisok rabot Alekseya Danilovicha Kivshenko // Raboty' Alekseya Danilovicha Kivshenko: Sbornik snimkov s kartin, risunkov i akvarelej. - SPb.: tip. P.P. Sojkina, 1896. - 24 s.

39. Suvorin A.A. Palestina / Illyustracii A.D. Kivshenko i V.I. Navozov. - SPb.: Tipografiya A.S. Suvorina, 1898. -352 s.

40. Tverskaya usad'ba. Baza dannyx usadeb i vladelcev elektronnogo resursa [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.akra-city.ru/tverskaya_usadiba/ vladelsy/3963.htm (data obrashheniya 12.01.2020)

41. Tixomirov B.N. S Dostoevskim po Nevskomu prospektu, ili Literaturnye progulki ot Dvorczovoj ploshhadi do Nikolaevskogo vokzala. - SPb.: [B.i.], 2012 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.rulit.me/data/programs/resources/pdf (data obrashheniya 15.02.2022)

42. Tolstoj L.N. Polnoe sobranie sochinenij. T. 85. Pis'ma V.G. Chertkovu. 1883-1886. - M.: Xudozhestvennaya literatura, 1935. - 462 s. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://tolstoy.ru/online/90/85/ (data obrashheniya 01.02.2022).

43. Chertkov V.G. Dnevnik 1884 g. // OR RGB. - F. 435 (Chertkovy). - K. 2. - Ed. xr. 32. - 32 l.

44. Chertkov V.G. Pis mo N.D. Kivshenko. 1889 // OR RGB. - F. 435 (Chertkovy ). - K. 122. - Ed. xr. 10. - 6 l.

45. Chujko V.V. Godichnaya akademicheskaya vy stavka // Vestnik izyashhnyx iskusstv. Xudozhestvennye novosti. - 1888. - T. 6. - Stlb. 225-232.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Chumakov V. Istoriya izdatelstva «Posrednik» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://posrednik2.ru/history/ (obrashhenie 14.02.2022)

Сокращения

ГАТО - Государственный архив Тверской области ОР РГБ - Отдел рукописей Российской государственной библиотеки РГАЛИ - Российский государственный архив литературы и искусства РГИА - Российский государственный исторический архив

Для ссылки: Аксенова Г.В., Кудряшова А.А. Значение семьи художника А.Д. Кившенко (1851-1895) в истории Воронежской губернии // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2022. - №2 (23). - С. 15-36.

DOI 10.24412/2541-9056-2022-223-15-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.