Асроров А.И. ассистент кафедра "реальная экономика"
СамИЭС
ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ
Аннотация. В данной статье развиты взгляды автора на теоретические основы организационно-экономической природы семейного бизнеса в нашей стране на сегодняшний день, значение семейного бизнеса в экономике, научно-практические предложения и рекомендации.
Ключевые слова: экономика, семейный бизнес, организационно -экономические основы, механизм.
Asrorov A.I. intern-assistant department of "Real economy"
SamlES
THE SIGNIFICANCE OF FAMILY BUSINESS IN THE ECONOMY
Abstract. In this article, the author's opinions on the theoretical foundations of the organizational economic nature of family business in our country today, the importance of family business in the economy, and scientific and practical proposals and recommendations have been developed.
Key words: economy, family business, organizational and economic foundations, mechanism.
В Узбекистане социально-экономические отношения предпринимательского общества воплощаются, ярко проявляются и становятся быстро развивающейся и динамичной сферой. Его место и роль в формировании рыночных отношений и развитии экономики страны становится все более значимой.
Кроме того, проводится множество мероприятий по совершенствованию семейного предпринимательства и созданию новых возможностей для акселерации сектора предпринимательства.
Постановления и Указы о развитии семейного предпринимательства принимаются сегодня Президентом Республики Узбекистан. В частности, Постановлением № PQ-5041 от 27 марта 2021 года «О дополнительных мерах, подлежащих реализации в рамках программ развития семейного предпринимательства» также предусмотрены задания по принятию программ развития семейного предпринимательства.
В мире проводится ряд научных исследований по развитию семейного предпринимательства. К ним относятся такие вопросы, как экономическое и социальное значение семейного бизнеса, его роль в экономике страны, основные виды и направления семейного бизнеса, источники доходов семьи, пути сокращения расходов. Во многих странах проводятся комплексные исследования в таких областях, как развитие и повышение эффективности семейного предпринимательства, обеспечение занятости населения, повышение его благосостояния.
По сравнению с другими видами предприятий в Узбекистане для семейных предприятий созданы следующие преимущества.
Во-первых, семейный бизнес может работать в резиденции, где проживает семья, и продавать продукцию, которую она производит в этом месте. Такая возможность, предоставленная семейному бизнесу, значительно облегчает начало семейного бизнеса и его эффективное продолжение. Это также снижает стоимость продуктов и услуг, предоставляемых ими.
Во-вторых, не требуется преобразование жилых помещений, принадлежащих участникам семейного предприятия на праве собственности, в нежилые помещения в целях использования их в деятельности семейного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных ст. законодательства по отдельным видам деятельности.
В-третьих, если семейное предприятие использует жилое помещение для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) при проживании в нем, то оплата услуг коммунальной инфраструктуры (электричество, водоснабжение, канализация, газо- и теплоснабжение) осуществляется по тарифам и на условиях, установленных для населения. В частности, эти возможности, созданные для субъектов семейного бизнеса, служат повышению их конкурентоспособности.
В результате представленных выше научных исследований мы пришли к выводу о необходимости последовательного совершенствования политики поддержки семейного бизнеса со стороны государства и, безусловно, со стороны негосударственного сектора. Таким образом, мы считаем, что использование следующих мер поддержки долгосрочного развития семейного предпринимательства станет основой для расширения и углубления проводимых реформ:
Прежде всего, в условиях становления экономики Нового Узбекистана целесообразна поддержка субъектов предпринимательства и повышение эффективности государственных механизмов поддержки семейного бизнеса.
Во-вторых, необходимо придумать средства для решения проблем потребителей в семейно-предпринимательской деятельности.
В-третьих, создать необходимые условия для осуществления и развития семейного бизнеса.
В-четвертых, в целях достижения одного предпринимателя от каждой семьи, в целях формирования предпринимательских навыков у населения, регулярно проводить пропагандистскую работу, готовить квалифицированные кадры для отрасли.
В-пятых, в изученных исследованиях при оценке эффективности семейного бизнеса в развитии регионов рекомендуется дальнейшее развитие следующих видов деятельности семейного бизнеса в сфере оказания услуг.
Использованные источники:
1. Закон Республики Узбекистан «О семейном бизнесе».
2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 27 марта 2021 года «О дополнительных мерах по развитию семейного предпринимательства и расширению источников доходов населения».
3. Saidov S. O. va boshqalar. Iqtisodiyot va tadbirkorlik asoslari. - Т.: Fan, 2002.
4. Н.М.Бархатова (1999). Семейный бизнес и семьи в бизнесе // ЭКО, № 2. (http://ecotrends.ru/subscribe/1841-2014-03-06-10-13-03)