А.В. Атемасов
Значение сексуальной культуры и причины ее недооценки
Посвящается памяти Игоря Семеновича Кона
(1928-2011)
Приводятся конкретные примеры недооценки сексологических исследований в разных странах, причины этого и возможные негативные последствия. Показана нерациональность распределения финансовых затрат в разных сферах профилактической работы. Обосновывается важность сосредоточения усилий на преодолении причин сексуального бескультурья и семейного неблагополучия, в частности, необходимость введения обязательного сексуального образования молодежи. Затронут вопрос о вкладе И.С. Кона в развитие сексуальной культуры в России.
Ключевые слова: И.С. Кон, сексуальная культура, сексуальное образование, профилактика неблагополучия в сексуальной сфере.
27 апреля ушел из жизни выдающийся ученый, доктор философских наук, профессор, академик РАО по отделению психологии И.С. Кон. Его имя широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Для отечественной науки смерть Игоря Семеновича - большая утрата: он давно признан крупнейшим ученым, равных которому в области сексологии - как в развитии этой науки, так и просвещению в ней соотечественников - в нашей стране нет. Недаром его считают ведущим сексологом России.
Личность этого человека поистине уникальна. В 15 лет он стал студентом вуза, а в 19 окончил его. Уже к 22 годам И.С. Кон получил две кандидатские степени (по историческим и философским наукам), а в возрасте 31 года успешно защитил докторскую диссертацию по философии.
Научные интересы Игоря Семеновича были разносторонними, о чем свидетельствуют его многочисленные труды. Всю жизнь он работал на стыке различных общественных и гуманитарных наук: социологии, истории, антропологии, психологии и других. Но большинство последних его работ посвящено проблемам сексологии, состоянию сексуальной культуры в современной России и в мире в целом. Многие годы в борьбе за введение преподавания сексологии в учебные заведения страны - борьбе, так и не увенчавшейся успехом - он убедительно доказывал крайнюю необходимость этого шага [3; 4; 7-10 и др.].
Общая психология
Для того, чтобы уяснить причины недооценки сексуальной культуры, необходимо обратиться к некоторым фрагментам истории становления сексологической науки. В нашей стране они опять-таки связаны с именем И. С. Кона.
Сексуальность - тема слишком деликатная. Неспроста едва ли не все ученые, посвятившие себя ее изучению, испытывали всевозможные нападки и преграды. Созданный Магнусом Хиршфельдом первый в мире Институт сексуальных исследований был безжалостно разгромлен, а научные труды его основателя и сотрудников уничтожены. Сделано это было руками гитлеровских фашистов [14].
Бесконечным ограничениям и травле подвергался в США один из основателей научной сексологии профессор Альфред Кинси, выпустивший в 1940-50-х гг. объемные научные труды [6; 16 и др.]. Знаменитые Уильям Мастерс и Верджиния Джонсон, положившие начало лабораторным исследованиям секса [11], многие другие ученые-сексологи также не избежали различных преград и недооценки своих работ [6; 14].
Доктор философии, профессор Беверли Уиппл (США), посвятившая свою научную деятельность изучению сексологических проблем, вспоминает: «Мне повезло, что я смогла получить финансовую поддержку всего моего исследования. Если бы я стала изучать просто нармальные сексуальные функции, денег мне бы не дали. Но свяжи это с проблемой человека (имеются в виду медицинские проблемы -А.А.) - как, например, у меня в работе: секс у женщин с серьезными травмами спинного мозга -и финансирование обеспечено» [14].
Любое исследование в области сексологии до сих пор продолжает оставаться чем-то экстраординарным. В Нидерландах ученые научноисследовательского медицинского института при помощи современных приборов заглянули внутрь человеческого тела в момент совокупления. Однако они вынуждены были прекратить исследования, т.к. больница, предоставившая для них аппаратуру, выступила за закрытие эксперимента, испугавшись общественного мнения [Там же].
Некоторые исследования в области сексуальности человека, хоть и с большим трудом (вынужденные «прятаться» под медицинскую проблематику), но все-таки проводились и в СССР, были опубликованы важные работы [1; 12 и др.]. Но именно И.С. Кон вник в эту проблему наиболее глубоко. Его первая статья по проблемам пола была опубликована еще в 1966 г. в журнале «Советская педагогика», будучи написанной им по заказу редакции. Она привлекла большое внимание общественности. Не меньшее внимание вызвала и другая его статья - «Секс, общество, культура», вышедшая в журнале «Иностранная литература» в 1970 г. Это был нонсенс: в те годы у нас «не было секса» и в помине.
Увлекшись проблемами сексологии, И.С. Кон написал свой первый теперь уже фундаментальный труд в этой области знаний, который в СССР удалось издать только в конце 1980-х годов [2]. Он был создан на основе тщательного анализа огромного количества (370 источников!), в основном, зарубежных (автор знал несколько иностранных языков) научных работ по сексологии, подавляющее большинство которых были совершенно незнакомы советскому читателю того времени.
Интересно, что эту книгу, написанную уже более 20 лет назад, ученый вынужден был начать с упоминания о широко распространенном среди соотечественников невежестве даже о самом предмете сексологии: «Что такое сексология? Даже образованные люди большей частью считают ее разделом медицины, молчаливо отождествляя с сексопатологией» [Там же, с. 7]. Увы, такое отождествление не изжито и до сих пор.
Стоит остановиться на причинах этого заблуждения. Исторически сложилось так, что сексология оказалась отнесенной (по сути необоснованно) к ведомству медицины - не только в бывшем СССР, но и во многих других странах мира. Соответственно, в ее развитии упор делался на патологических аспектах сексуальности, а сексологическая норма изучалась лишь попутно. В результате сексологию и стали путать с сексопатологией. В аналогичном положении оказалась и наркология: алкоголизм и другие виды наркотизма были признаны болезнями, их отнесли к сфере медицины, невзирая на их личностно-социальную, т.е. преимущественно психологическую, природу и происхождение, и медики взялись за решение проблемы, находящейся вне их компетенции. Неудивительно, что эффективность освобождения больных от алкогольной и прочей наркотической зависимости оказалась крайне низкой. По сути, в формировании сексологической науки произошло то же, что и при становлении наркологии.
В массовом сознании отождествление сексологии с сексопатологией может иметь серьезные негативные последствия, поскольку влечет за собой принятие обычной сексологической неосведомленности в том или ином вопросе за болезнь, что может привести к возникновению фрустрации у здорового, но недостаточно разбирающегося в сексологии человека. А фрустрация, в свою очередь, может способствовать действительному возникновению болезни.
В основе отождествления сексологии с сексопатологией лежит непонимание того, что сексопатология является отраслью медицины, тогда как сексология - наука комплексная [2; 6; 13 и др.]. Притом медицина занимает в ней далеко не ведущее место, а психология - далеко не последнее. Значение психологической составляющей настолько велико, что еще во
Педагогика и психология
Общая психология
времена А. Кинси сексология считалась преимущественно психологической наукой. Другое дело, что в развитие сексологии медики действительно внесли огромный вклад.
Немало внимания уделял И.С. Кон и проблемам нетрадиционной сексуальной ориентации [5]. Эта проблема из-за своей сложности требует отдельного внимания, но полезно вкратце затронуть один ее аспект. Нормализация гомосексуальности, которую пытался отстаивать И.С. Кон, упирается в вопрос о ее природе. И тут вся сложность: до сих пор не известно, передается ли она по наследству, закладывается ли во внутриутробном периоде развития плода или формируется прижизненно в ходе воспитания. Но ясно, во-первых, то, что гомосексуалы таковыми уже созданы. Во-вторых, то, что сами они в этом не виноваты. И в третьих, то, что изменить себя они уже не могут, это не в их воле - их природа не зависит от них самих. Поэтому, думается, что пока идут споры о природе нетрадиционной сексуальной ориентации, правомерности считать ее нормой и возможностях профилактики, необходимо и вполне возможно нормализовать отношение к ее представителям, сделать его более адекватным.
Из-за перестраховки редакций до сих пор продолжаются большие трудности в опубликовании экспериментальных данных даже по осведомленности российской молодежи в вопросах пола и половой жизни, без чего заведомо трудно строить адекватную реальности политику в области повышения сексуальной культуры населения. А без повышения этой культуры рассчитывать на успешность профилактики ВИЧ-инфи-цирования, как и на профилактику супружеских измен и промискуитета, заведомо наивно.
Почему же ученые-сексологи как никакие другие вынуждены испытывать всевозможные преграды в своей работе и ее недооценку? Думается, дело тут не только в щепетильности самой области исследований и в многочисленности окутавших ее заблуждений, но и в далеко не полном понимании ее огромного значения - как для каждого отдельного человека и благополучия его супружества, так и для прогресса общества и государства. Поскольку этот вопрос слишком важен - а логически он важен изначально - необходимо остановиться на нем подробнее: многие человеческие беды возникают из-за нашего сексуального бескультурья, а достижения сексологии, необходимые для их преодоления, не используются.
Одна из причин нашего невысокого благосостояния кроется в том, что наша страна тратит слишком большие средства на ликвидацию последствий (но, увы, не причин!) широко распространенного сексуального бескультурья. В частности, мы тратим немало денег на лечение (опять же: не
профилактику!) заболеваний, передающихся половым путем. Все больше их стало наблюдаться у подростков. Главная тому причина - неудовлетворительно поставленная профилактическая работа. Неудовлетворительность ее постановки выражается в смещении акцентов: упор делается на использовании презервативов - реализации частной задачи - вместо решения задачи более глобальной - сокращения смены половых партнеров. Попутно стоит заметить: профилактическая медицина идет тем же малоэффективным путем, что и традиционная система образования - от решения частных проблем к решению более общих. Непродуктивность такого подхода уже далеко не первое десятилетие обосновывается многими современными отечественными психологами, в качестве более рационального пути ими предлагается обратный подход - от общих проблем к частным [15], но его практическая реализация осуществляется крайне слабо.
Немало средств тратится государством и на лечение от алкоголизма, на содержание научных и практических наркологических учреждений. Однако одной из важнейших причин формирования и развития алкогольной зависимости является опять же супружеское неблагополучие - в психологической или сексуальной сферах, а чаще в обеих сразу. Не уделяя должного внимания благополучию в супружестве, мы получаем дополнительную проблему, которая продолжает усугубляться.
Кто считал все эти «лишние» затраты - на борьбу со следствиями вместо преодоления вызывающих их причин? Кто сопоставил эти постоянные немалые затраты с теми, которые потребовались бы для умно поставленной их профилактики?
Сэкономленные на этих сокращениях средства можно и нужно было бы направить на развитие духовно-психологической и сексуальной культуры супружества как ядра семьи и семьи как ячейки общества.
Неадекватное понимание предмета науки не может не отражаться на ее восприятии. Отсюда становится ясным, почему недооценивается значение сексологии, и почему в России и других странах мира нет должной заинтересованности в объединении усилий для решения давно наболевших и ставших теперь неотложными задач в сфере полового воспитания.
К сожалению, недостаточно внимательно и даже отстраненно до сих пор относится к этой области знаний отечественная психология, словно считая ее чужеродной. В системе институтов РАО нет ни одной лаборатории ни по педагогической сексологии, ни по сексуальной культуре молодежи.
Впрочем, «бесполость» психологии, в том числе и в высказанном отношении, подвергается острой критике уже давно и не только И. С. Коном. Важно осознавать огромное значение междисциплинарных связей для
Педагогика и психология
Общая психология
развития едва ли не любой науки, в том числе и психологии. Чем меньше их будет у отечественной психологии, тем медленнее она будет развиваться. Что касается современной сексологии. она представляется преимущественно психологической наукой, и ее дальнейшее развитие во многом зависит от участия психологов.
Показательно, что за несколько лет до своей смерти И.С. Кон вынужден был с глубокой грустью констатировать тот факт, что «для повышения сексуальной культуры населения в стране ничего не делается, а знания, которые я накапливал без малого полвека, умирают вместе со мной» [8, с. 115-116].
Потеря Игоря Семеновича Кона, работавшего и писавшего книги по сексуальной культуре до конца своих дней, поистине тяжелейшая утрата. Его труды внесли огромный вклад в осознание значения сексуальной культуры в прогрессивном развитии личности, общества и государства. К большому сожалению, они до сих пор не получили должной оценки в системе образования, давняя мечта знаменитого ученого о повсеместном сексуальном просвещении россиян, в первую очередь, - молодежи, так и осталась нереализованной. Но во всем цивилизованном мире время работает на ее осуществление.
Несомненно, придет это время и для России. Только вот - когда? Не слишком ли поздно?
Думается, что лучшей памятью И.С. Кона станет объединение усилий ученых разных специальностей, в том числе - психологов, по претворению в жизнь поставленных им задач.
Библиографический список
1. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: Рук-во для врачей. СПб., 1986.
2. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1990.
3. Кон И.С. Роль и место сексуальной культуры в становлении цивилизованного государства // Избр. лекции Университета (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов). 1999. Вып. 7.
4. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХХ1 века. Социальнопедагогический анализ. Дубна, 2001.
5. Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
6. Кон И.С. Сексология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004.
7. Кон И.С. Сексуальность и культура. СПб., 2004.
8. Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. Ростов-н/Д., 2006.
9. Кон И.С. Сексуальное образование - глобальная задача ХХ1 века // Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. № 1. с. 94-114.
10. Кон И.С. Клубничка на березке: Сексуальная культура в России. М., 2010.
11. Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии / Пер. с англ. М., 1998.
12. Общая сексопатология. Рук-во для врачей / Под ред. Г. С.Васильченко. М., 1977.
13. Сексология: Энциклопедический справочник по сексологии и смежным областям. - 2-е изд. Минск, 1994.
14. Сексуальная опытность // Чувство секса: о сексе, культуре секса и человеке: Научно-популярная программа. 24 серии. США: Дискавери, 2003. Сер. 14.
15. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. СПб., 2007.
16. Kinsey A.C., Pomeroy W.B., Martin C.E. Sexual behavior in the human male. Philadelphia-L., 1948.
Педагогика и психология