Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СОХРАНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ЗНАЧЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СОХРАНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булуева Шумисат Исмаиловна, Магомедалиева Муминат Рабазановна, Гумашвили Инга Рамазовна

В статье выявлено значение саморегуляции для сохранения профессионального потенциала педагога высшей школы. Сделан вывод о том, что саморегуляция играет большую роль в сохранении профессионального потенциала педагога высшей школы, так как: выполнение упражнений на саморегуляцию позволяет снять или значительно снизить негативные проявления стрессовых состояний; происходит уменьшение степени эмоциональной напряжённости педагогической деятельности; возможно предотвращение нежелательных последствий, как социальных, так и физических; происходит усиление мобилизации ресурсов, возможностей педагогов, что способствует сохранению и преумножению своего профессионального потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булуева Шумисат Исмаиловна, Магомедалиева Муминат Рабазановна, Гумашвили Инга Рамазовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF SELF-REGULATION IN PRESERVING THE PROFESSIONAL POTENTIAL OF A HIGHER SCHOOL TEACHER

The article reveals the importance of self-regulation for maintaining the professional potential of a teacher of higher education. It is concluded that self-regulation plays a big role in preserving the professional potential of a teacher of higher education, since: performing exercises for self-regulation allows you to remove or significantly reduce negative manifestations of stressful conditions; there is a decrease in the degree of emotional tension of pedagogical activity; it is possible to prevent unwanted consequences, both social and physical; there is an increase in the mobilization of resources, the capabilities of teachers, which contributes to the preservation and increase of their professional potential.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СОХРАНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

- акцентирование на ценности каждого участника, доброжелательное отношение ко всем ученикам;

окончание:

- наводнения выводов, итогов;

- общая оценка результатов в соответствии с намеченной целью;

- сообщение ученикам оценок, суждений, обсуждение их впечатлений, пожеланий;

- организация эмоционального возвышенного завершения, ориентация на дальнейшие мероприятия.

Большую роль в организации классного коллектива и самоуправления в классе играет такая форма работы и организация внеурочного времени, как походы по местам боевой и героической славы и туристические походы. Во время проведения похода, как известно, воспитанники становятся более организованными, самостоятельными, учатся рассчитывать на себя, не забывают помогать слабому. Во время похода каждый из участников раскрывается по-новому, а воспитатель имеет возможность неформально общаться с воспитанниками, именно там проявляется их готовность к самостоятельной жизни, проявляются их человеческие и моральные качества.

Выводы. Для решения проблемы формирования творческого мышления особого внимания заслуживает младший школьный возраст, когда закладываются основы для дальнейшего развития личности. В этом возрасте дети проявляют высокую познавательную творческую активность, выражая в результатах творческой деятельности свои впечатления, переживания, чувства, представления о мире в целом. Перед педагогами стоит важная задача - воспитать творческую личность, деятельность которой бы носила целенаправленный конструктивный характер. В центре всей внеурочной работы в классе должна быть развивающаяся личность. Успешно реализовать комплексный подход в процессе развития творческого мышления младших школьников в рамках внеурочной деятельности можно при соблюдении следующих условий: доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью; сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний и др. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать учебные задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 // СПС «КонсультантПлюс»

2. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976.

3. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Сов. шк., 1991.

4. Хуторской, А.В. Педагогика: Учебник / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий, экономики и дизайна Магомедалиева Муминат Рабазановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и методики преподавания химии Гумашвили Инга Рамазовна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ЗНАЧЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СОХРАНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье выявлено значение саморегуляции для сохранения профессионального потенциала педагога высшей школы. Сделан вывод о том, что саморегуляция играет большую роль в сохранении профессионального потенциала педагога высшей школы, так как: выполнение упражнений на саморегуляцию позволяет снять или значительно снизить негативные проявления стрессовых состояний; происходит уменьшение степени эмоциональной напряжённости педагогической деятельности; возможно предотвращение нежелательных последствий, как социальных, так и физических; происходит усиление мобилизации ресурсов, возможностей педагогов, что способствует сохранению и преумножению своего профессионального потенциала.

Ключевые слова: саморегуляция, для сохранения профессиональный потенциал педагога, педагог высшей школы. Annotation. The article reveals the importance of self-regulation for maintaining the professional potential of a teacher of higher education. It is concluded that self-regulation plays a big role in preserving the professional potential of a teacher of higher education, since: performing exercises for self-regulation allows you to remove or significantly reduce negative manifestations of stressful conditions; there is a decrease in the degree of emotional tension of pedagogical activity; it is possible to prevent unwanted consequences, both social and physical; there is an increase in the mobilization of resources, the capabilities of teachers, which contributes to the preservation and increase of their professional potential.

Keywords: self-regulation, to preserve the professional potential of a teacher, a teacher of higher education.

Введение. Профессиональный потенциал является одной из главных характеристик современного педагога. Профессиональный потенциал педагога является условием эффективной педагогической деятельности, обобщенным показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования. Это действенная категория, означающая способность распорядиться суммой знаний, умений, личностным опытом.

Развитие профессионального потенциала педагога высшей школы представляет собой процесс формирования целого комплекса профессиональных компетенций, в результате которого происходит овладение профессией педагога и предоставляется возможность ее выполнения в высшей школе.

Говоря о развитии профессионального потенциала педагога, следует опираться на системно-деятельностный и акмеологический подходы, так как деятельность педагога высшей школы носит системный характер, а акмеология позволяет рассмотреть его развитие в контексте стремления к достижению вершин педагогического мастерства, к самореализации личности в педагогической деятельности. Это динамическое явление, так как профессиональный потенциал постоянно изменяется, причем эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер.

Изложение основного материала статьи. Профессиональный труд педагогов высшей школы отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Не зря профессию педагога относят к категории «риска», как подверженную профессиональной деформации и выгоранию [2]. Существует большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

Проблемы современного образования оказывают негативное влияние в первую очередь на преподавателей. Чувство неудовлетворенности, накопление усталости ведут к кризисам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница.

Кроме этого, возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания [5, C. 119].

Также можно отметить сложности, связанные с осуществлением дистанционной работы, рабочие перегрузки, нехватку времени: целый ряд педагогов выполняют свою работу поздно вечером или даже в ночное время, что приводит к нарушениям сна. Педагог включен в разнообразные динамичные социальные ситуации, на которые должен быстро и адекватно реагировать.

Следует обратить внимание и на то, что в неблагоприятных ситуациях, в состоянии цейтнота, сдерживание эмоций повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье педагога.

Основной причиной развития синдрома эмоционального выгорания является стресс на рабочем месте. Это состояние возникает тогда, когда требования к педагогу длительное время преобладают над его ресурсами. В результате этого нарушается состояние стабильности [1].

Накоплению напряженности способствуют обязательность работы в строго установленном режиме, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия, а также личностные особенности педагога: высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура [2].

Мы можем выделить организационные и профессиональные факторы, способствующие выгоранию.

К организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся следующие:

- отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и администрации;

- высокая рабочая нагрузка;

- недостаточное вознаграждение за работу;

- риск штрафных санкций (выговор, лишение стимулирующих выплат);

- неоднозначные требования к работе;

- однообразная, бесперспективная деятельность;

- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным;

- недостаточное время для отдыха и восстановления;

- отсутствие интересов вне работы [2].

К профессиональным факторам относят «помогающие» профессии. Именно к ним относится труд педагога. Молодой возраст, отсутствие жизненного опыта и опыта практической работы также может стать причиной выгорания.

Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого человека) [1].

Все вышеперечисленные факторы существенно снижают профессиональный потенциал педагога, не позволяя ему осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне.

Соматическое здоровье тесно связано с психическим состоянием человека, поэтому важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога, а, следовательно, и его профессионального потенциала, является овладение приемами саморегуляции.

Можно встретить различные определения такого понятия, как саморегуляция.

Например, это свойство систем в результате реакций, компенсирующих влияние внешнего воздействия, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне.

Более развернутое определение гласит, что под саморегуляцией понимается процесс, обеспечивающий стабильность системы, ее относительную устойчивость и равновесие, а также целенаправленное изменение индивидом механизмов различных психофизиологических функций, касающихся формирования особых средств контроля за деятельностью.

Также можно определить, что саморегуляция - это оценка ситуации и корректировка собственной активности непосредственно индивидом, психический механизм оптимизации состояния человека. В следующем определении содержится практически программа действий, так как саморегуляция понимается как управление своим психоэмоциональным состоянием с помощью слов (мыслей), образов и телесных функций. И самое короткое определение саморегуляции трактует ее как способность управлять своими эмоциями и психикой в стрессовой ситуации [1, C. 135].

Общим является выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и направленность на использование приёмов психологического самовоздействия.

Конопкиным О.А. разработана структурно-функциональная модель саморегуляции. Это система, состоящая из отдельных звеньев, выполняющих следующие регуляторные функции:

- постановка и принятие субъектом целей его произвольной активности;

- создание субъективной модели значимых для деятельности условий;

- формирование программы исполнительских действий;

- контроль и коррекция результатов деятельности [3].

Моросанова В.И. выделяет в саморегуляции следующие элементы:

- целеполагание, или планирование;

- моделирование значимых условий деятельности;

- составление программы, или алгоритма, действия;

- совершение действия;

- оценка соответствия результатов действия запланированным целям;

- внесение поправок в модель и программу [4].

Признаками развитой сферы саморегуляции являются умение человека вовремя расслабляться, способность снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности. Как отмечает Н.В. Самоукина, любое «напряженное психическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях» [6, C. 11].

Развитая сфера саморегуляции способствует сохранению психического здоровья и профессионального потенциала педагога при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Для саморегуляции используются разные методы. Освоив их, педагог может рационально распределять свои силы в течение рабочего дня, управлять собой в различных ситуациях.

У каждого человека существует естественная система саморегуляции, однако, в ней не предусмотрены современные нагрузки, тем более, что у большинства людей отсутствует навык к ней прислушиваться, распознавать свои состояния. Например, всегда ли преподаватель отправляется спать, если чувствует в этом потребность? Потребность во сне может быть, но надо написать статью, подготовиться к занятиям и так далее.

Часто заняться собой мешает простая лень. Немало педагогов считают, что занятия саморегуляцией требуют времени на ее освоение, усилий при регулярной практике, однако, многие используют саморегуляцию неосознанно, например, когда успокаивают себя словами «все будет нормально». Тем не менее, неосознаваемая саморегуляция менее эффективна, чем та, которая выполняется более осознанно, в соответствии со своими целями и нуждами.

Регулировать психоэмоциональное состояние можно путем воздействия на самого себя с помощью управления дыханием, мышечным тонусом, а также с помощью слов и мысленных образов.

В результате могут возникать следующие реакции:

- успокоение (устранение эмоциональной напряженности);

- восстановление (ослабление проявлений утомления);

- активизация (повышение психофизиологической реактивности) [7].

Саморегуляция способствует восстановлению сил, нормализует эмоциональный фон деятельности, усиливает мобилизацию ресурсов организма.

Говоря об организации работы в дистанционном формате, следует также помнить, что длительное нахождение за компьютером в статичном положении приводит к проблемам со здоровьем.

У кого-то в большей мере страдает опорно-двигательный аппарат, развивается гиподинамия. Долгое сидячее положение негативно сказывается в первую очередь на позвоночнике и циркуляции крови во всем организме. Нарушается питание тканей, повреждаются стенки сосудов. Работа на клавиатуре в течение длительного времени приводит к перенапряжению суставов кисти и мышц предплечья, что вызывает развитие туннельного синдрома запястья.

У кого-то возникают проблемы со зрением, так как чтение информации с монитора вызывает перенапряжение глаз, проявление синдрома «сухого глаза». Может прогрессировать миопия (близорукость), дальнозоркость, развиться глаукома.

Длительная работа за компьютером приводит к увеличению нервно-психических нагрузок. Появляется повышенное утомление, головные боли, расстройство сна, раздражённость. Помимо этого, скачок напряжения в сети, отключение электричества, собственные ошибки при сохранении информации, - все это может спровоцировать возникновение серьезного стресса в результате потери важной информации.

То есть педагог, длительное время работающий за компьютером, подвергается реальному риску появления сердечнососудистых заболеваний, различных заболеваний глаз, двигательного аппарата, психологических проблем. Связь нашего тела и психики несомненна и не требует доказательств. Соответственно, то психическое напряжение, которое мы испытываем и накапливаем, с течением времени проявляется на телесном уровне, образуя мышечные зажимы, провоцируя болезненные ощущения в организме.

Упражнения на саморегуляцию, о которых пойдет речь во второй главе работы, желательно включить в свой набор ежедневных гигиенических мероприятий, и уже через три - четыре недели можно будет оценить результат.

Современная жизнь воспринимается организмом как поток угроз, волнений, стрессовых ситуаций. Для сохранения душевного равновесия и здоровья необходимо уметь быстро привести себя в стабильное состояние, поддерживать внутренний баланс, при котором человек имеет независимый взгляд на ситуацию, адекватное восприятие действительности. Такое поведение позволяет человеку сохранить внутреннее спокойствие и гармонию.

Желание контролировать свои эмоции объясняется тем, что в жизни человека случается немало ситуаций, когда излишние эмоции могут быть не очень уместны. Это, прежде всего, относится к различным рабочим ситуациям.

Говоря о значении саморегуляции для сохранения профессионального потенциала педагога, нельзя обойти вниманием такое явление, как эмоциональный интеллект. Он определяется как способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания как свои, так и других людей, и управлять ими. Очевидно, что для педагога высшей школы развитый эмоциональный интеллект поможет в профессиональной деятельности, ведь он предоставляет возможность договариваться с другими людьми, принимать решения, адекватно реагировать на напряженные ситуации, которых в педагогическом процессе встречается достаточно много.

Если у педагога сформирован высокий уровень эмоционального интеллекта, то он не будет реагировать на эмоции окружающих, а сможет видеть за ними причины такого поведения, что способствует лучшему пониманию других людей.

Таким образом, эмоционально зрелый педагог - это личность, знающая свои сильные и слабые стороны, имеющая потребность в реализации своего профессионального потенциала, отличающаяся развитым самоконтролем, и адекватными реакциями на вызовы современности.

Педагогу высшей школы для сохранения своего профессионального потенциала важно уметь его восстанавливать, находить новые ресурсы для его пополнения. Это становится возможным, если педагог овладеет умением управлять своим состоянием. Осознанная практика способов саморегуляции обеспечивает эффективное взаимодействие с социумом, быструю адаптацию в изменяющихся условиях, самосовершенствование и самореализацию.

Важно подчеркнуть, что при выборе методов саморегуляции, предпочтение должно соответствовать определенным индивидуально-психологическим особенностям личности. Владение способами саморегуляции позволит педагогу высшей школы управлять познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой, регулировать психофизическое состояние, выбирая оптимальные для себя методики.

Выводы. Итак, еще раз акцентируем внимание на значении саморегуляции для сохранения профессионального потенциала педагога высшей школы. Во-первых, выполнение упражнений на саморегуляцию позволяет снять или значительно снизить негативные проявления стрессовых состояний; во-вторых, происходит уменьшение степени эмоциональной напряжённости педагогической деятельности; в-третьих, возможно предотвращение нежелательных последствий, как социальных, так и физических; в-четвертых, происходит усиление мобилизации ресурсов, возможностей педагогов, что способствует сохранению и преумножению своего профессионального потенциала.

Литература:

1. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / Бодров В. А. - М.: Per Se, 2006. - 523 с.

2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб: Питер, 2008. - 336 с.

3. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин; Российская акад. образования, Психологический ин-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: URSS: Ленанд, 2010. - 316 с.

4. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова; Рос. акад. образования. Психол. ин-т. - М.: Наука, 2001. - 191 с.

5. Психофизический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов / С.М. Косенок, В.М. Карлышев, А.П. Исаев, С.А. Кабанов // Педагогика. - 1998. - №4. - С. 118-119.

6. Самоукина, Н.В. Психологический тренинг для учителя. / Н.В. Самоукина. - 2-е изд., испр. - М.: Психотерапия, 2006. - 185 с.

7. Сборник упражнений для проведения тренинга по профилактике и преодолению синдрома профессионального выгорания: практикум / сост.: Н.А. Разнадежина, А.И. Шишкина. - Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016. - 40 с.

Педагогика

УДК 37.01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студент Чеснокова Полина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студент Спиридонова Диана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ

Аннотация. В настоящее время сфера образования подвергается различным изменениям, которые связаны с такими процессами, как информатизация и технологизация. Современные подход к обучению предполагает использование разнообразных технологий, форм, средств и методов обучения. Более подробно в данной статье рассматривается интерактивное обучение, осуществляемое посредством интерактивных методов. Авторы раскрывают особенности интерактивного обучения, рассматривают правила, которых необходимо придерживаться при организации учебных занятий с применением интерактивных форм. В статье более подробно рассказывается о таких интерактивных формах, как интерактивные вебинары, работа в малых группах, решение кейс-заданий, мозговой штурм, деловые и ролевые игры.

Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные формы, мозговой штурм, интерактивные вебинары, кейс-задания, ролевые игры, деловые игры.

Annotation. Currently, the field of education is undergoing various changes that are associated with such processes as informatization and technologization. Modern approach to learning involves the use of a variety of technologies, forms, means and methods of teaching. In more detail, this article discusses interactive learning carried out through interactive methods. The authors reveal the features of interactive learning, consider the rules that must be followed when organizing training sessions using interactive forms. The article describes in more detail such interactive forms as interactive webinars, working in small groups, solving case tasks, brainstorming, business and role-playing games.

Keywords: interactive learning, interactive forms, brainstorming, interactive webinars, case studies, role-playing games, business games.

Введение. При проектировании и организации учебного процесса необходимо ориентироваться на современные требования, предъявляемые к учебным занятиям, а также на личностные и психологические особенности обучающихся. Современный подход к обучению обусловлен особенностями динамики развития жизни и профессиональной деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями общества и государства. Общество заинтересовано в гармонично развитой личности, обладающей социально полезными знаниями, убеждениями, определенными чертами и качествами характера. Государство нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые обладают критическим мышлением, творческим потенциалом, мобильны и легко адаптируются к новым условиям и коллективу. Образовательные учреждения используют различные методы, средства и формы обучения, для достижения поставленной цели. В настоящее время для организации учебных занятий педагоги часто используют активные и интерактивные формы обучения.

Интерактивное обучение - это активное взаимодействие, которое рассматривается как способ познания, осуществляемое в формах совместной, коллективной деятельности. Самое главное, взаимодействие должно проходить не только между преподавателем и обучающимся, но и между самими обучающимися. Интерактивное обучение нацелено на преобладание активности обучающихся в процессе обучения и предполагает конкретные и прогнозируемые цели. Основной целью интерактивно обучения является создание комфортных условий, при которых обучающийся будет чувствовать свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что обуславливает эффективность и продуктивность учебного процесса. На основе выявленной цели, можно сформировать следующие задачи интерактивного обучения:

- пробуждение активности и интереса у обучающихся к дисциплине или обучению в целом;

- эффективное усвоение учебного материала;

- создание условий для самостоятельного поиска учебной информации обучающимися, а также путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;

- студент, вовлеченный в интерактивное обучение, учится работать в команде, помогая друг другу, для того, чтобы вся группа получила хороший результат;

- формирование у обучающихся мнения и отношения к чему-либо;

- формирование жизненных и профессиональных навыков;

- выход на уровень осознанной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.