Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ РОЛИ ТРЕНЕРА В УСПЕХАХ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ'

ЗНАЧЕНИЕ РОЛИ ТРЕНЕРА В УСПЕХАХ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тренер / юные хоккеисты / профессиональное мастерство / игровое мышление / спорт / тренировка / coach / young hockey players / professional skills / game thinking / sports / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.М. Пудло

В статье кратко дано состояние современного хоккея. Обозначена роль тренера при подготовке юных хоккеистов, круг задач, решаемых им при выполнении своих функциональных обязанностей. Необходимо учитывать следующие условия подготовки юных хоккеистов: с какой целью решил заниматься хоккеем, физическая подготовленность, психологическая готовность к предстоящим трудностям, желание добиться высоких результатов. Рекомендуемые меры взаимодействия тренер-хоккеист при повседневной работе, взаимодействия с родителями, школой. Определить помощников тренера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE COACH'S ROLE IN THE SUCCESS OF YOUNG HOCKEY PLAYERS

The article briefly describes the state of modern hockey. The role of the coach in the training of young hockey players, the range of tasks solved by him in the performance of his functional duties are outlined. It is necessary to take into account the following conditions for the preparation of young hockey players: for what purpose did you decide to play hockey, physical fitness, psychological readiness for upcoming difficulties, the desire to achieve high results. Recommended measures of interaction between a hockey coach and a hockey player during daily work, interaction with parents, and school. Identify the assistant coaches.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ РОЛИ ТРЕНЕРА В УСПЕХАХ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ»

ЗНАЧЕНИЕ РОЛИ ТРЕНЕРА В УСПЕХАХ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ П.М. Пудло, старший преподаватель

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-1-2-18-22

Аннотация. В статье кратко дано состояние современного хоккея. Обозначена роль тренера при подготовке юных хоккеистов, круг задач, решаемых им при выполнении своих функциональных обязанностей. Необходимо учитывать следующие условия подготовки юных хоккеистов: с какой целью решил заниматься хоккеем, физическая подготовленность, психологическая готовность к предстоящим трудностям, желание добиться высоких результатов. Рекомендуемые меры взаимодействия тренер-хоккеист при повседневной работе, взаимодействия с родителями, школой. Определить помощников тренера.

Ключевые слова: тренер, юные хоккеисты, профессиональное мастерство, игровое мышление, спорт, тренировка.

Необходимость в хоккейных тренерах возникала с зарождением и популяризацией этой игры, а требования как к профессии сформировались к концу 19-го века. Были приняты правила, в соответствии с которыми спортсмены и команды готовились к матчам. 17 февраля 1946 года в нашей стране был проведен показательный матч по канадскому хоккею, с пояснением правил, техники и тактики игры. И с тех пор профессия «тренер по хоккею» стала востребованной для качественной подготовки хоккеистов и команд в целом.

Состояние хоккея с шайбой в России на сегодняшний день свидетельствует как о положительных, так и о негативных изменениях в организации работы в детско-юношеских спортивных школах и хоккейных клубах страны. Причинами этого являются: падение массовости хоккея и детского в частности; ухудшение материально-технической базы; отъезд ведущих игроков в заграничные клубы; недостаточный профессионализм тренерского состава: слабая мотивация молодых тренеров, работающих с детьми; недостаточное финансирование детско-юношеских команд; управление учебно-тренировочным процессом в хоккейных командах без учета современных спортивных инноваций. Как результат, на протяжении последних нескольких лет наблюдается снижение ре-

зультатов выступления российских хоккеистов на международных соревнованиях, чемпионатах мира и Олимпийских играх. Серьезными причинами являются отсутствие четкой системы организации работы тренеров по хоккею, не разработаны комплексы мероприятий по повышению их профессионального мастерства в хоккейных клубах, низкая эффективность управления учебно-тренировочным процессом в хоккейных командах. Хоккей - командная игра, успех выступления в которой зависит от слаженности игроков, их физической подготовленности и профессионализма. Эти качества юным хоккеистам помогает вырабатывать тренер своим ежедневным кропотливым трудом, используя здесь все свои знания и практический опыт. Успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера - его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к творческому обобщению. По своей сути тренер - это, прежде всего педагог, и к нему предъявляются все те же требования, как и к любому воспитателю. Современный спорт требует незаурядных способностей от тренера. Он должен владеть всем арсеналом современных знаний, учитывать психологические, социальные, материально-технические и все другие аспекты подготовки спортсмена.

Научить ребят трудиться, трудиться осознанно и умело с улыбкой на лице, трудиться так, чтобы приносить радость и самому себе и окружающим - вот цель устремлений тренера [5].

Спортсмены считают самообладание одним из желательных качеств тренера. Спортсмены хотят видеть в тренере человека, способного принимать решения в стрессовых ситуациях, чтобы он сохранял гибкость и не терял контроль над собой при решении сложных тактических задач, связанных с соревнованиями. Систему подготовки тренеров и хоккеистов необходимо совершенствовать применительно к новым современным условиям. Известный советский тренер А.В. Тарасов сказал: «Ты тренер, круглый год руководишь сложным учебно-тренировочным процессом команды. Его результаты проходят проверку в соревнованиях, которые являются конечной целью всей огромной работы. Как же можно лишить игроков команды твоего руководства, если они изо дня в день слушают тебя и верят в тебя?» [4]. Как стать наставником в хоккейной команде? Для этого необходимо иметь профильное высшее образование, соответствующий сертификат, быть спортсменом самому и иметь явно выраженный талант педагога - организатора и руководителя. Для этого необходимо повышать свой профессиональный уровень, регулярно стажироваться, проходить курсы повышения квалификации и проявлять собственное стремление к профессиональному росту. Повышение квалификации предлагают курсы ВУЗов:

- Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, г. Санкт-Петербург;

- Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург;

- Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск;

- Краснодарский государственный университет физической культуры и спорта, г. Краснодар;

- а также другие профильные вузы и факультеты физической культуры, курсы профессиональной переподготовки.

Действующие учебные заведения по повышению квалификации тренеров по хоккею, обязаны реализовывать образовательную программу повышения квалификации для тренеров так, чтобы обучение давалось легко без потери качества. Курс должен быть сжатым и качественным, информация основана на требованиях профессиональных стандартов, личном практическом опыте преподавателей. Теоретические материалы изложены понятным языком. Желательно иметь программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для тренеров с различным уровнем подготовки. Такая работа по повышению профессионального роста тренера только способствует его авторитету при правильном использовании полученных знаний, самоуважению, совмещенному с мерой удовлетворенности собой. Знания, полученные тренером, правильное их применение на тренировках и в соревновательной деятельности, положительные оценки работы тренера и в результате - успех команды, повышает чувство собственного достоинства, значимость его труда и уважение команды.

Став тренером, нужно быть готовым к ненормированному рабочему дню и большой ответственности, потому что от деятельности тренера зависит не только результат игры, но и здоровье спортсменов. Тренер - это призвание и ему необходимо уделять много времени для составления планов, расчетов, анализа работы и результатов, различных профессиональных размышлений, как лучше и качественней строить свою работу. Функция обучения свойственная тренеру, который работает на этапе начальной подготовки с детьми, но не типична для тренера сборной команды клуба, города, республики, который руководит уже обученными спортсменами. Коррективы, вносимые тренером в технику и тактику их подготовки, можно характеризовать как экспертно-консультативную функцию. Воспитательная функция тренера сборной команды больше направлена на создание благопри-

ятного психологического климата и на сплочение коллектива, чем на установление элементарных норм поведения и формирование мотивов занятий спортом - последнее свойственно тренерам ДЮСШ. Показателями успешности педагогической деятельности тренеров, работающих с высококвалифицированными спортсменами, являются: стабильность спортивных результатов команды и отдельных спортсменов; соблюдение всеми членами команды норм общественной морали и спортивной этики; создание в спортивном коллективе условий для дальнейшего прогрессирова-ния в хоккее без ущерба для всестороннего развития личности спортсмена.

Работа тренера - это тяжелый труд и для этого нужно желание, возможности, терпение, упорство и призвание к этой работе [4]. В других случаях можно заниматься тренерской работой только на любительском уровне. Хоккей - элитный вид спорта, имеет свои особенности, в которых сочетается высокий профессионализм тренера. Он отличается твердым характером, достаточной устойчивостью к стрессу, эмоциональной зрелостью, независимостью, твердостью и реалистичностью взглядов. Выдающийся тренер непредсказуем в своем поведении. Он всегда в поиске, ищет новые пути, рассчитывает, проверяет, пробует, провоцирует, играя как актер, меняет маски, слушает интуицию. И в результате этих творений получается невиданный шедевр. Он умышленно нарушает установившиеся стандарты, инструкции, нормы, чтобы найти новый, результативный путь в своей работе. Любое творчество успешного тренера начинается с детального продумывания своего профессионального и личностного роста. При исполнении своих обязанностей тренер обязан владеть методиками тренировок и соревнований, знать основы психологии и медицины, владеть общей информацией о мире спорта. Работая с юными спортсменами, тренер учит их игровым приемам, игровому мышлению, сдержанности и умению держать себя в руках в различных ситуациях, формирует личность юных спортсменов. Высоким уважением у хоккеистов пользуются тренеры с такими

личностными чертами как открытость, общительность, эмоциональная устойчивость, контроль соревновательной ситуации. От профессионализма тренера, его мастерства во многом зависит эффективность учебно-тренировочного процесса [1]. Хоккей поможет воспитать у спортсменов честность по отношению к товарищу, к команде, к спорту. Необходимо учить открыто высказывать свое мнение товарищу, тренеру, искренне выступить на собрании команды. Никогда и никого не обмануть. Всегда и всюду вести себя открыто, правдиво - в этом долг детского тренера. Весь багаж его знаний должен быть направлен на основную работу -обучение и тренировку юных хоккеистов, для которых тренер - главная фигура, которая способна помочь ему. Постоянные и доверительные контакты, дружба с тренером приносит детям огромную пользу. Хоккей поможет воспитать у спортсменов честность по отношению к товарищу, к команде, к спорту. Да и тренеру работать в такой обстановке куда интереснее, а значит - и легче. Труд тренера в этом случае быстро приносит зримые плоды [5]. Тренер же в дружбе со спортсменами ищет желанного откровения. Детский тренер так же должен обладать педагогическими способностями, связанными с личными качествами: наблюдательностью, аналитическим мышлением, честностью, хорошей памятью и творческим воображением, чтобы не покалечить психику ребенка своим равнодушием или хамством, любить детей [3]. Любой игрок, даже не совсем дисциплинированный, хорошо понимает, что тренер - это главная фигура, которая способна помочь ему в хоккее и жизни. При работе с группами на разных этапах подготовки тренер выступает в различных ролях:

1. В роли опекуна («тренер-отец») на ранних этапах спортивной деятельности, когда тренеру приходится общаться не только со спортсменами, но и с родителями (в семье), учителями (в школе).

2. В роли наставника («тренер-старший брат») на более поздних этапах спортивной деятельности, когда еще продолжается становление спортсменов, тренер стано-

вится старшим товарищем, другом. В этот период тренер обучает спортсмена в процессе совместной работы.

3. В роли руководителя («тренер-учитель») на этапах высшего спортивного мастерства возникает необходимость тонкого руководства с целью выбора наиболее оптимальных путей подготовки к различным соревнованиям и целевых установок по подготовке. В повседневной работе тренеру часто приходится заниматься психологическими проблемами спортсменов. С начинающими спортсменами тренер всегда должен быть открыт для общения. Он инициатор всех добрых начинаний, создатель в команде чувства дружелюбия, и оно должно быть преобладающим над чувствами соперничества, конкуренции. Тренер в общении со спортсменами ищет желанного откровения, для того чтобы лучше узнать их внутренний мир, желания и цели, особенно в спорте. Тренер обязан предъявлять одинаковые требования для всех участников команды. Юных спортсменов тренер должен стимулировать к самостоятельности в тренировочном процессе. И здесь на первое место в работе тренера выходит задача создать коллектив единомышленников, по-настоящему

дружную и дисциплинированную команду, используя инициативу самих спортсменов. Тренеры, проводя теоретические занятия, беседы, тренировки, решают главную задачу - так влиять на каждого хоккеиста, чтобы, сохранив его индивидуальность, воспитать спортсмена-коллективиста [2]. Чем шире знания тренера о юном хоккеисте, о том, какими интересами он живет, тем легче ему будет выбрать педагогические средства воспитания юного спортсмена, легче установить с ним доверительные отношения, к чему всегда должен стремиться каждый наставник. На первых порах работы с командой тренеру необходимо опереться на капитана, на ведущих игроков. Чем выше общая культура будущего спортсмена, тем яснее он воспринимает цели и задачи команды. Такой юный спортсмен способен стать во всем надежным помощником тренера. Пусть они сообща с тренером воздействуют на тех, кто позволяет себе лениться на

тренировках [4]. У подростка невозможно воспитывать добро без личного примера, а слова помогут при одном лишь условии: если тренер во всех своих поступках будет являться образцом доброты, честности, добросовестности. Это учит спортсмена говорить правду родителям и учителям. А тренеру всегда и всюду вести себя открыто, правдиво, соблюдать важнейшее педагогическое правило - ровное и справедливое отношение ко всем спортсменам в коллективе - это долг детского тренера. В создании коллектива тоже есть своя специфика, когда дети занимаются у тренера, становятся взрослее. Игрок видоизменяется и меняется его подход к тренировке. Вот тут нужно включать педагогику, чтобы они и в коллективе чувствовали себя комфортно, уютно. Любому человеку приятно слышать своё имя, если тренер не помнит имена юных спортсменов, нужно написать их на шлемах, пока не познакомится и не запомнит. Это очень важно, чтобы дети с первого занятия полюбили хоккей. И тренер играете в этом главную роль, потому что он будет важнее для них, чем даже их родители, а это очень высокая ответственность [1]. Тренеру полезно вести дневник, куда записывать интересные встречи, беседы с детьми, их интересы, события в жизни коллектива, не только положительные, но и конфликтные ситуации. Тренеру надо учиться как на своих удачах, так и промахах в работе. Очень важно - создать в команде рабочую и вместе с тем приподнятую атмосферу. На любых занятиях - и когда отрабатывается техника, и когда совершенствуется атлетическая подготовка или проводится двусторонняя игра, атмосфера должна быть возвышенной, наполненной честным, добросовестным отношением ребят к труду, к делу, которым они заняты. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от того, как используются различные средства и методы восстановления совместно: педагогические, медико-биологические и психологические. Тренер с врачом, исходя из состояния хоккеистов, проводит восстанавливающие мероприятия, включая в них различные восстанавливающие комплексы средств. Часто бывают ситуации, когда

спортсменам приходится выступать на пределе сил и возможностей, преодолевая естественные сигналы организма об опасности, это боль, усталость. Сохранения здоровья и достижения высокого спортивного результата необходимо ставить во главу всего процесса спортивной подготовки юных хоккеистов. Это должны знать не только опытные, но и молодые тренеры.

Неотъемлемой частью работы тренера является планирование. Ничего не делается просто так, всегда нужен план. Планы постоянно должны корректироваться, необходимо следить за изменениями и не игнорировать их. Тренеры должны знать сенситивные периоды, их особенности, правильно строить тренировочные занятия, чтобы хоккеисты небыли однобокими. Сенситив-

ный период имеет очень важное значение. Если не научить ребенка кувыркаться в семь лет, то это очень сложно будет сделать в 11-12 лет. Чем шире двигательная база ребенка, тем легче ему в дальнейшем будет осваивать специальные упражнения, а технический их арсенал будет разнообразнее в будущем [2]. Очень важны начальные этапы игрового мышления. Их нужно закладывать через игры. Нужно вводить в тренировочный процесс какой-то процент упражнений, которые будут отвечать за игровое мышление ребенка. Зная все эти особенности развития детей и проведения тренировочного процесса с их учетом, тренер может быть уверен, что увидит ощутимые результаты своего труда и труда юных хоккеистов.

Библиографический список

1. Михно Л.В., Курамшин Ю.Ф., Филатов В.В., Ишматов Р.Г., Волков В.С. Теория и методика подготовки юных хоккеистов: учебник для тренеров под ред. Л.В. Михно -СПб., 2017. - 616 с.

2. Ильин Н.Л. Психология тренера. - СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2016.

3. Якимов А.М. Основы тренерского мастерства. Учебно-методическое пособие. - М: Терра-Спорт, 2003. - 176 с.

4. Тарасов А.В. Родоначальники и новички. Хоккей. - Москва: Эксмо, 2015. - 407 с.

5. Хоккей без тайн. - М.: Молодая гвардия, 1988.

THE IMPORTANCE OF THE COACH'S ROLE IN THE SUCCESS OF YOUNG

HOCKEY PLAYERS

P.M. Pudlo, Senior Lecturer

P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article briefly describes the state of modern hockey. The role of the coach in the training of young hockey players, the range of tasks solved by him in the performance of his functional duties are outlined. It is necessary to take into account the following conditions for the preparation of young hockey players: for what purpose did you decide to play hockey, physical fitness, psychological readiness for upcoming difficulties, the desire to achieve high results. Recommended measures of interaction between a hockey coach and a hockey player during daily work, interaction with parents, and school. Identify the assistant coaches.

Keywords: coach, young hockey players, professional skills, game thinking, sports, training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.