ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.016:808.51
ББК Ш141.12-9-55 ГРНТИ 14.35.09 Код ВАК 5.8.1
Басуматорова Екатерина Анатольевна,
SPIN-код: 5789-9710
преподаватель кафедры энергообеспечения сельского хозяйства, Государственный аграрный университет Северного Зауралья; 625041, Россия, г. Тюмень, ул. Рощинское шоссе, 10; е-mail: basumatorovaea.21@mti.gausz.ru
Романов Сергей Вячеславович,
SPIN-код: 3579-1319
кандидат технических наук, доцент кафедры техносферная безопасность, Государственный аграрный университет Северного Зауралья; 625041, Россия, г. Тюмень, ул. Рощинское шоссе, 10; е-mail: romanovsv@gausz.ru
Ушаков Артём Тимурович,
магистрант 2-го курса Техносферная безопасность, Государственный аграрный университет Северного Зауралья; 625041, Россия, г. Тюмень, ул. Рощинское шоссе, 10; е-mail: ushakov.at@edu.gausz.ru
ЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: речевая деятельность; речевой портрет; коммуникативные навыки; общение; публичные выступления; качество речи; профессиональная деятельность; студенты; образовательный процесс; подготовка специалистов
АННОТАЦИЯ. В рассматриваемой статье изучаются вопрос значения речевого портрета, а также понятие и значение речевого портрета в профессиональной карьере будущего специалиста. Данное исследование проведено на базе Государственного аграрного университета Северного Зауралья среди студентов 1 курса технического направления подготовки и оценки их собственного речевого портрета, по их мнению. Сделаны соответствующие выводы и даны рекомендации. Одним из важных качеств в жизни специалиста является умение излагать свои мысли и коммуницировать, от чего зачастую зависит многое в дальнейшей его деятельности: убедить работодателя в том, что вы являетесь хорошим специалистом, использую свои речевые навыки; поступая в аспирантуру, нужно понимать, что навык коммуникативности должен быть на высоком уровне, ведь в дальнейшем вам нужно обучать новое поколение специалистов, а от навыка коммуникации со студентами зависит, насколько качественно они усвоят ту или иную информацию и какими в итоге специалистами станут. Хорошая коммуникабельность со студентами позволит им чувствовать себя увереннее на занятиях и задавать какие-либо вопросы, породят в них дух исследования, что благоприятно скажется на уровне получаемого образования.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Басуматорова, Е. А. Значение речевого портрета в профессиональной деятельности / Е. А. Басуматорова, С. В. Романов, А. Т. Ушаков. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 6. - С. 148-152.
Basumatorova Ekaterina Anatolyevna,
Lecturer of Department of Agricultural Energy Supply, State Agrarian University of the Northern Trans-Urals, Tyumen, Russia Romanov Sergey Vyacheslavovich,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Department of Technosphere Safety, State Agrarian University of the Northern Trans-Urals, Tyumen, Russia
Ushakov Artem Timurovich,
2nd year Master's Degree Student of Technosphere Safety, State Agrarian University of the Northern Trans-Urals, Tyumen, Russia
THE IMPORTANCE OF A SPEECH PORTRAIT IN PROFESSIONAL ACTIVITY
KEYWORDS: speech activity; speech portrait; communication skills; communication; public performance; speech quality; professional activity; students; educational process; training of specialists
ABSTRACT. This article examines the question of the meaning of a speech portrait, as well as the concept and meaning of a speech portrait in the professional career of a future specialist. This study was conducted on the basis of the State Agrarian University of the Northern Trans-Urals among 1st year students of the technical direction of preparation and evaluation of their own speech portrait in their opinion. Relevant conclusions are drawn and recommendations are given. One of the important qualities in the life of a specialist is the ability to express his thoughts and communicate, which often determines a lot in the future of his activity. It is necessary to convince the employer that you are a good specialist, I use my speech skills, going to graduate school you need to understand that you need to have a high-level communication skill, because in the future you need to train a new generation of specialists, then the skill of communication with students depends on how well they will learn this or that information and what as a result, they will become specialists. Good communication skills with students will allow them to feel more confident in the
© Басуматорова Е. А., Романов С. В., Ушаков А. Т., 2023
classroom and ask any questions, will generate a spirit of research in them, which will have a positive effect on the level of education they receive.
FOR CITATION: Basumatorova, E. A., Romanov, S. V., Ushakov, A. T. (2023). The Importance of a Speech Portrait in Professional Activity. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 148-152.
Речевой этикет и правила общения — это система норм речевого поведения и неизменных формул вежливого общения. Владение этикетом речевого общения помогает завоевать авторитет, порождает доверие и уважение. Овладение канонами речевого этикета, их соблюдение придают человеку уверенность, избавляют от чувства неловкости и затруднений в общении. Обязательное соблюдение этикета устного общения при деловых взаимодействиях оставляет у партнеров приятное впечатление о человеке и компании в целом, а также поддерживает ее позитивный и привлекательный имидж [1, с. 17].
Речевое поведение напрямую связано с речевой деятельностью. Речевая деятельность включает сознательный, обдуманный выбор языковых и речевых единиц, необходимых для достижения цели и мотивации говорящего. Таким образом, это деятельность, осуществляемая человеком сознательно. Результатом речевой деятельности является сама мысль, которую хочет донести говорящий, и текст, в то время как результатом речевого поведения являются непосредственное взаимодействие между людьми и эмоции, которые будут вызваны речевым поведением того или иного собеседника [2, с. 2].
Речевое поведение зависит от положения человека в обществе, от его профессии. Журналист или ведущий будет умело использовать свои речевые особенности, задавать правильные вопросы и грамотно регулировать общение, чтобы добиться успеха. Однако речевой портрет связан не только с социальным статусом человека, но и с индивидуально присущими чертами [3, с. 57].
Человеческая речь изобилует различными синтаксическими средствами, позволяющими не только обогатить ее, но и напрямую выражать мысли, а также скрывать истинное намерение от собеседников [4, с. 250]. Речевыми стратегиями и тактиками ученые называют действия, побуждающие оппонента к совершению определенных действий или вводящие его в заблуждение.
Изучение речевых стратегий и тактик в настоящее время достаточно актуально, поскольку они позволяют распознать речевое поведение человека в определенной ситуации. Выбор стратегии определяется ситуацией, в которой происходит общение, и целью или мотивацией индивида [5, с. 48].
Постановка проблемы и обоснование актуальности. Для того чтобы
оценить уровень коммуникабельности и качества речи, существует специальное понятие речевого портрета. Речевой портрет -это систематическая оценка речевой культуры человека, уровня его языка [6, с. 91].
Речевой портрет играет важную роль в создании образа персонажа. Г. Д. Гусельни-кова и О. С. Иссерс определяют важную роль речевого поведения в изучении речевого портрета. Речевое поведение односторонне, оно отображает те характерные черты, которые присущи одному из участников процесса коммуникации - говорящему или слушающему [7, с. 897; 8, с. 3].
Речевое поведение - это образ человека, состоящий из набора речевых паттернов в соответствии с его опытом и обстоятельствами, в которых протекает процесс общения, т. е. как лингвистические, так и экстралингвистические факторы неразрывно связаны в речевом поведении. Сама структура речевого поведения состоит из вербальных и невербальных признаков. Вербальное поведение характеризуется набором вербальных реакций - тем, как человек задает вопросы, как он располагает себя по отношению к собеседнику. Невербальное поведение - это набор кинетических средств, включая мимику, жесты, пристальный взгляд, позу и походку [9, с. 13]. Это также просодические средства (высота тона, тембр голоса, сила ударения), экстралингвистические (паузы, смех, плач, кашель, вздохи), тактильные (рукопожатия, поцелуи, прикосновения, выраженные в виде похлопывания по плечу или спине) и проксемические средства (пространственная организация общения).
Цель данной статьи - определить в речи людей как индивидуальные, так и коллективные черты, которые можно изучить и впоследствии определить принадлежность человека к тому или иному социальному слою населения.
Таким образом, например, ознакомившись с профессионализмами или профессиональным жаргоном, можно легко и просто определять профессиональную сферу человека, если, конечно, человек допускает при этом произношение профессионализма с обычными людьми, незнакомыми с данной сферой [10, с. 12]. С прагматической точки зрения речевой портрет - это манифестант речевых стратегий и тактик в определенных коммуникативных ситуациях. С точки зрения лингвопоэтики речевой портрет является одним из способов интродукции художественного образа [11, с. 123].
Изложение основного материала исследования. Важным применением данной темы является анализ речевого портера различных ученых политиков и политических лидеров. В рамках данной статьи анализируется речевой портрет Президента РФ В. В. Путина. Главными качествами его речи являются логичность и последовательность изложении материала и отсутствие противоречивости за счет грамотной постановки акцентов, пауз и интонации.
К основным подходам анализа речевых портретов современных политиков относят: психологический, коммуникативный, риторический, лингвистический и прагматический. Для различных областей использования речевого портрет меняется и его определение по назначению [13, с. 194].
Метод опроса в исследованиях применяется в следующей форме: в анкетировании - письменный опрос, а также с использованием социометрии, позволяющей на основе опроса выявить межличностные отношения в группе людей. Кратко охарактеризуем названный метод.
Анкетирование - метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных педагогических явле-
ний. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений [14, с. 56].
Результаты исследования. В рассматриваемой статье проведено исследование анкетированием (письменным опросом) среди студентов Государственного аграрного университета Северного Зауралья, г. Тюмень. В опросе приняли участие 15 респондентов в возрасте от 20 до 31 года. В результате опроса были получены следующие данные: преимущественно все опрошенные родом из Тюменской области.
Все 15 опрошенных работают в сфере, связанной с сельским хозяйством, абсолютно все имеют высшее профессиональное образование, такие специальности, как: аг-роинженерия (8 чел.), мастер по техническому обслуживанию и ремонту машино-тракторного парка (2 чел.), технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (2 чел.), агрономия (2 чел.), электрификация (1 чел.).
После проведения анкетирования было выявлено, что главные качества хорошей речи, по мнению опрашиваемых: ясность (8 чел.), точность (3 чел.), логичность (2 чел.), уместность (2 чел.) (рис.).
60
60
60
60 50 40 30 20 10 0
13,3
Довольны ли вы Часто ли используете часто ли в вашей Способны ли вы
своей речью сленг в речи встречаются выступить перед
профессиональной слова паразиты аудиторией без
деятельности «типа, короче, ну, заранее
вот, щас, ваще, это, подготовленного
ну типа, как бы» текста
Да ■ нет ■ затрудняюсь ответить
Рис. Результаты исследования
Определить неграмотную речь можно по следующим признакам: слова-паразиты, нецензурная лексика, маленький словарный запас (технический), ошибки в произношении и правописании, проблемы с формулировкой и постановкой задачи или целей [15, с. 195].
Исходя из результатов проведенного
опроса, показанных на рисунке, 53,3% опрошенных в целом довольны своей речью, 40% не довольны, а 6,7% затрудняются в данном вопросе. Одно из главных качеств, которые ценят опрошенные респонденты в речи, - это ясность (понятность) изложения, а также логичность, точность и уместность в равных соотношениях. Результаты
исследования показали, что рабочий сленг и слова-паразиты в профессиональной деятельности используются минимально, а также более 60% чувствуют себя уверенно, если выступают без заранее подготовленного текста.
и коллективного. Таким образом, мы пришли к выводу, что в ходе изучения качеств речи можно определить принадлежность человека к тому или иному социальному слою населения.
Изучение литературы, связанное с качеством речи, и знание основных моментов поможет избежать ошибок в будущем в речевом поведении, на что ориентирован курс культуры речи и деловых коммуникаций в вузах.
Вывод исследования. По проведенному исследованию можно констатировать важность анализа речевого портрета, а также определить у опрошенных людей в речи черты как индивидуального характера, так
ЛИТЕРАТУРА
1. Алейников, В. В. Лингвистическое исследование речевого портрета личности на примере современной молодежи / В. В. Алейников. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - С. 15-18.
2. Алышева, Ю. С. Речевой портрет современного политического лидера : автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук / Алышева Юлия Сергеевна. - Волгоград, 2013. - 21 с. - Текст : непосредственный.
3. Бабушкина, Е. А. Речевой портрет личности: фонетические характеристики / Е. А. Бабушкина. -Текст : непосредственный // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. - 2012. - № 11. - С. 56-61.
4. Балашова, И. Г. Речевой этикет и культура речи / И. Г. Балашова, Т. Ю. Новикова. - Текст : непосредственный // Межкультурные коммуникации: русский язык в современном измерении : тезисы докладов участников международной научной конференции / отв. ред. Г. Ю. Богданович. - 2019. - С. 249-252.
5. Гаргацова, С. М. Использование профессионального материала как средства интенсификации обучения русского языка и культуры речи студентов технического вуза / С. М. Гаргацова. - Текст : непосредственный // Транспорт: наука, образование, производство : сб. науч. тр. междунар. науч. -практ. конф. Транспорт-2017. Т. 5: Гуманитарные и юридические науки / ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д., 2017. -С. 47-50.
6. Гордеева, М. Н. Речевой портрет и способы его описания / М. Н. Гордеева. - Текст : непосредственный // Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации. - 2008. - № 6. -С. 88-94.
7. Гусельников, Д. Г. О речевом портрете инженера-механика / Д. Г. Гусельников, Ю. З. Богданова. -Текст : непосредственный // Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, посвященной 15-летию со дня образования института биотехнологии и ветеринарной медицины «Актуальные вопросы развития аграрной науки», Тюмень, 12 октября 2021 года. - Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2021. - С. 896-900.
8. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. - М. : УРСС, 2008. - 284 с. - Текст : непосредственный.
9. Лейко, И. М. Параметры описания речевого портрета языковой личности / И. М. Лейко. - Текст : непосредственный // Язык и социальная динамика : мат-лы всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Сибир. аэрокосм. ун-т. - Красноярск, 2012. - С. 414-420.
10. Психология развития личности : монография / В. Е. Михайличенко. - Хабаровск : НТУ «ХПИ», 2015. - 388 с. - Текст : непосредственный.
11. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленко-ва. - Изд. 2-е. - М. : Просвещение, 1976. - 544 с. - Текст : непосредственный.
12. Томберг, О. В. Лингвоаксиологическая составляющая речевого портрета / О. В. Томберг. - Текст : непосредственный // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2013. - № 1 (39). - С. 11-16.
13. Фатыхова, Л. А. Понятие интериоризации и процесс интериоризации речи / Л. А. Фатыхова. -Текст : непосредственный // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17, № 1. - С. 194-195.
14. Фатыхова, Л. А. Лингвистические критерии процесса интериоризации речи: На материале английской диалогической речи : дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.19 / Л. А. Фатыхова. - СПб., 1997. - 224 с. -Текст : непосредственный.
15. Чеботникова, Т. А. Речевое поведение личности в системе формирования социального образа (на материале художественного дискурса) : дис. . д-ра филол. наук / Т. А. Чеботникова. - Челябинск, 2012. - 340 с. - Текст : непосредственный.
1. Aleynikov, V. V. (2018). Lingvisticheskoe issledovanie rechevogo portreta lichnosti na primere so-vremennoi molodezhi [Linguistic Study of the Speech Portrait of Personality on the Example of Modern Youth]. In Aktual'nye problemy sovremennoi nauki: vzglyad molodykh uchenykh: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, pp. 15-18.
2. Alysheva, Yu. S. (2013). Rechevoi portret sovremennogo politicheskogo lidera [Speech Portrait of a Modern Political Leader]. Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Volgograd. 21 p.
3. Babushkina, E. A. (2012). Rechevoi portret lichnosti: foneticheskie kharakteristiki [Speech Portrait of Personality: Phonetic Characteristics]. In Vestnik BGU. Yazyk, literatura, kul'tura. No. 11, pp. 56-61.
4. Balashova, I. G., Novikova, T. Yu. (2019). Rechevoi etiket i kul'tura rechi [Speech Etiquette and Culture of Speech]. In Bogdanovich, G. Yu. (Ed.). Mezhkul'turnye kommunikatsii: russkii yazyk v sovremennom izme-renii: tezisy dokladov uchastnikov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, pp. 249-252.
REFERENCES
5. Gargatsova, S. M. (2017). Ispol'zovanie professional'nogo materiala kak sredstva intensifikatsii obucheniya russkogo yazyka i kul'tury rechi studentov tekhnicheskogo vuza [The Use of Professional Material as a Means of Intensifying the Teaching of the Russian Language and the Culture of Speech of Students of a Technical University]. In Transport: nauka, obrazovanie, proizvodstvo: sb. nauch. tr. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Transport-2017. Vol. 5: Gumanitarnye i yuridicheskie nauki. Rostov-on-Don, pp. 47-50.
6. Gordeeva, M. N. (2008). Rechevoi portret i sposoby ego opisaniya [Speech Portrait and Methods of Its Description]. In Lingvostilisticheskie i lingvodidakticheskieproblemy kommunikatsii. No. 6, pp. 88-94.
7. Guselnikov, D. G., Bogdanova, Yu. Z. (2021). O rechevom portrete inzhenera-mekhanika [About the Speech Portrait of a Mechanical Engineer]. In Sbornik materialov Vserossiiskoi (natsional'noi) nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 15-letiyu so dnya obrazovaniya instituta biotekhnologii i ve-terinarnoi meditsiny «Aktual'nye voprosy razvitiya agrarnoi nauki», Tyumen', 12 oktyabrya 2021 goda. Tyumen, Gosudarstvennyi agrarnyi universitet Severnogo Zaural'ya, pp. 896-900.
8. Issers, O. S. (2008). Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi [Communicative Strategies and Tactics of Russian Speech]. Moscow, URSS. 284 p.
9. Leyko, I. M. (2012). Parametry opisaniya rechevogo portreta yazykovoi lichnosti [Parameters of the Description of the Speech Portrait of a Linguistic Personality]. In Yazyk i sotsial'naya dinamika: mat-ly vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. Krasnoyarsk, pp. 414-420.
10. Mikhailichenko, V. E. (2015). Psikhologiya razvitiya lichnosti [Psychology of Personality Development]. Khabarovsk, NTU «KhPI». 388 p.
11. Rozental, D. E., Telenkova, M. A. (1976). Slovar'-spravochnik lingvisticheskikh terminov [Dictionary of Linguistic Terms]. 2nd edition. Moscow, Prosveshchenie. 544 p.
12. Tomberg, O. V. (2013). Lingvoaksiologicheskaya sostavlyayushchaya rechevogo portreta [Linguoaxiologi-cal Component of the Speech Portrait]. In Problemy istorii, filologii, kul'tury. No. 1 (39), pp. 11-16.
13. Fatykhova, L. A. (2012). Ponyatie interiorizatsii i protsess interiorizatsii rechi [The Concept of Interioriza-tion and the Process of Interiorization of Speech]. In Vestnik Bashkirskogo universiteta. Vol. 17. No. 1, pp. 194-195.
14. Fatykhova, L. A. (1997). Lingvisticheskie kriterii protsessa interiorizatsii rechi: Na materiale angliiskoi dialogicheskoi rechi [Linguistic Criteria of the Process of Speech Interiorization: On the Material of the English Dialogue]. Dis. ... d-ra filol. nauk. Saint Petersburg. 224 p.
15. Chebotnikova, T. A. (2012). Rechevoe povedenie lichnosti v sisteme formirovaniya sotsial'nogo obraza (na materiale khudozhestvennogo diskursa) [Speech Behavior of a Personality in the System of Forming a Social Image (Based on the Material of Artistic Discourse)]. Dis. ... d-ra filol. nauk. Chelyabinsk. 340 p.