Сборник статей по материалам научной конференции. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2015. С. 688-691.
Карасева А.В.
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
Ключевые слова: изобразительная деятельность дошкольников, цветовосприятие дошкольников, цвет, сензитивный период, сенсорное развитие, сенсорные эталоны, развитие мышления, речевое развитие, познавательное развитие, эмоциональное развитие.
Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты развития цветовосприятия дошкольников, значение изучения цвета в дошкольном возрасте для развития интеллекта и эмоциональной сферы ребенка, обращается внимание на необходимость разработки методик изучения цвета с дошкольниками.
Keywords: Expressive activity of preschool children, preschool children color perception, color, sensitive period, sensory development, sensory standards, the development of thinking, language development, cognitive development, emotional development.
Abstract: The article discusses the various aspects of the development of color preschoolers explore the value of color in the preschool years for the development of intelligence and emotional sphere of the child, draws attention to the need to develop techniques for studying color with preschoolers.
Цвет - одно из изобразительных средств искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве [1]. Развитие цветовосприятия входит в число дидактических задач занятий по изобразительной деятельности с дошкольниками, однако, имеет большое значение не только для развития изобразительных навыков ребенка, но и оказывает влияние на общий уровень его развития.
О необходимости знакомства детей с цветом говорили такие просветители и педагоги как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель. Они же обучали детей в общеобразовательных учреждениях элементам их использования на первоначальных этапах работы.
В отечественной педагогике методические аспекты развития способности к цветовосприятию и цветовоспроизведению на занятиях изобразительной деятельностью рассматривались в работах Н.Н. Волкова, Л.В. Компанцевой, B.C. Кузина, А.А. Унковского, Г.В. Черемных, А.П. Яшухина и других педагогов. Огромный вклад в изучении детского рисунка и рисования как явления внесла В.С. Мухина.
Традиционно понятие «цвет» в изобразительной деятельности дошкольников связывают с качественной характеристикой детского рисунка, называют средством выразительности. Действительно, с того возраста, когда дети начинают изображать предметы (3-4 года), как указывает известный педагог-исследователь В.С. Мухина, цвет начинает активно использоваться детьми для выражения отношения к изображаемому объекту, персонажу или событию, передает его эмоциональную окраску.
Также цвет может использоваться ребенком для непосредственного эмоционального удовольствия от закрашенной поверхности листа и самого процесса нанесения краски. Изучением воздействия цвета на организм и психику человека и практическим применением этих знаний занимаются ученые и специалисты в области психотерапии [2], эта сфера выходит за пределы профессиональной компетенции педагога.
Выбор цвета обуславливается возрастными особенностями восприятия его детьми и активному переносу эмоций, «наделению» определенного цвета положительным либо отрицательным значением. Эстетический же мотив при выборе цвета формируется постепенно: в старшем дошкольном детстве таким мотивом является красота. Свобода в использовании цвета, богатство колорита, сочетаемость его элементов в работе приходят с опытом, который в значительной мере приходит в процессе обучения. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета является одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству.
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности [6], выражающейся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы. Существующие в онтогенезе сензитивные периоды обеспечивают оптимальную отзывчивость на определенное воздействие, выражающееся в быстром росте соответствующей функции (восприятия, речи и т.д.) [4]. По классификации М. Монтессори, 0-5, 5
лет - возраст, на который приходится сензитивный период сенсорного развития, в том числе восприятия цвета. Одна из задач этого периода -усвоение сенсорных эталонов, выработанных человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений [6]. Выработка представлений об эталонных разновидностях свойств происходит в тесной связи с обучением детей рисованию, лепке, конструированию и т.п. [6].
После этапа усвоения отдельных эталонов цвета ребенок переходит к усвоению связей, отношений между ними, представлений о признаках, по которым могут изменяться свойства предмета. В процессе практической деятельности дети усваивают цветовые тона спектра, наблюдают изменение насыщенности цвета, многообразие оттенков в окружающем мире. Для того, чтобы это усвоение было успешным, необходимо совершенствование всех структурных элементов мышления: сравнения, анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Таким образом, развитие цветовосприятия тесно связано с развитием мышления.
Психофизиологические исследования доказывают, что мышление человека неразрывно связано с речью. Педагогами-практиками было замечено, что игры с использованием цвета являются одним из эффективных средств речевого развития детей за счет обогащения словаря дошкольников словами и словосочетаниями, обозначающими различные цвета и цветовые оттенки. Кроме того, благодаря особому эмоциональному отношению детей к цвету, такие игры дают возможность проектировать и моделировать в цвете движения, персонажи и ситуации, таким образом формируя отношения к окружающему миру и стимулируя познавательное развитие [2].
Таким образом, изучение цвета дошкольниками выходит за рамки изобразительной деятельности и цветоведения. Развитие цветовосприятия в методике преподавания изобразительного искусства выступает как средство улучшения качества выразительности детского рисунка, мощный мотив стимуляции у ребенка интереса к изобразительной деятельности; в педагогике - как эффективное средство развития мышления и речи дошкольника, одна из сфер воздействия сенсорного воспитания. В цветовой и арт-терапии - инструмент воздействия на организм и психику ребенка. Изучение цвета на занятиях изобразительной деятельностью имеет большое значение для развития интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.
В настоящее время потенциал изучения цвета дошкольниками в дошкольных образовательных учреждениях Республики Беларусь не
реализуется в полной мере. Образовательный стандарт дошкольного образования среди требований к уровню познавательного развития воспитанника определяет минимальный уровень знаний о цвете следующим образом: «Различает цвета спектра и оттенки, знаком с приемами создания новых оттенков цвета» [5]. На практике это приводит к тому, что большинство детей из всего цветового многообразия знают 7 цветов спектра, черный, белый, коричневый, а из оттенков может назвать розовый (всего 10-11 цветов). Обнаруживается несоответствие возможностей использования цвета для решения широкого круга задач обучения, развития эмоциональной сферы, интеллекта, эстетического воспитания ребенка и практической реализации этих возможностей в детских садах. Этот фактор в сочетании с постоянно растущими требованиями современного общества к уровню развития личности человека побуждает искать возможные решения в учреждениях дополнительного образования. Вопрос развития цветовосприятия дошкольников требует дальнейшего анализа, разработки современных методик изучения цвета.
Список литературы
1. Астахов С.Ю., Астахов Ю.С., Зумбулидзе Н.Г. Способ повышения эффективности операций непроникающего типа в ходе хирургического лечения первичной открытоугольной глаукомы // Глаукома. 2003. № 2. С. 9.
2. Вербина Г.Г. Введение в психоанализ. - Чебоксары, 2010. - 230
с.
3. Герасимова Л.И., Бушуева Э.В., Пигаваева А.Н., Ефимова О.С., Бушуев В.И., Иванова Э.А. Электрокардиографические и эхокардиографические особенности у детей до одного года с учетом массы тела при рождении // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 103.
4. Грибова О.Е., Батяева С.В. К проблеме определения понятия «тяжелые нарушения речи» // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2015. № 1 (39). С. 59-74.
5. Кунцевич С.А., Рзянкина М.Ф., Кольцов И.П., Обухова Г.Г. Особенности состояния здоровья школьников на этапе перехода к предметному обучению // Дальневосточный медицинский журнал. 2008. № 3. С. 67-69.
6. Куртанова Ю.Е. Личностные особенности детей с различными хроническими соматическими заболеваниями // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Москва, 2004. - 26 с.