Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ В ОБРАЗОВАНИИ'

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровые навыки / цифровизация / цифровизация образования / цифровая грамотность / школьники.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухтаров Д.Д., Галимов С.А.

Актуальность темы развития цифровых навыков связана с изменением образовательных стандартов и парадигм. В данной статье рассмотрены значение и виды цифровых навыков, компетенции современного педагога в условиях цифровизации образования, цифровые навыки – это устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях использования цифровых устройств, приложений и сетей доступа. Значение цифровых средств в реальной жизни детей и взрослых постоянно повышается, как и повышается актуальность проблемы разработки эффективных походов к формированию цифровых навыков у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухтаров Д.Д., Галимов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ В ОБРАЗОВАНИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-288-290 МУХТАРОВ Далгат Джамалудинович,

2018-0076-6/22-777 преподаватель кафедры огневой подготовки

MOSURED: 77/27-023-2022-6-976 Северо-Кавказского института повышения

квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, е-таН: mail@law-books.ru

ГАЛИМОВ Сагид Абдулгалимович,

кандидат юридических наук, заместитель директора колледжа ДГУ, е-таН: mail@law-books.ru

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Актуальность темы развития цифровых навыков связана с изменением образовательных стандартов и парадигм. В данной статье рассмотрены значение и виды цифровых навыков, компетенции современного педагога в условиях цифровизации образования, цифровые навыки - это устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях использования цифровых устройств, приложений и сетей доступа. Значение цифровых средств в реальной жизни детей и взрослых постоянно повышается, как и повышается актуальность проблемы разработки эффективных походов к формированию цифровых навыков у учащихся.

Ключевые слова/ цифровые навыки, цифровизация, цифровизация образования, цифровая грамотность, школьники.

MUKHTAROV Dalgat Jamaludinovich,

Lecturer of the Department of Fire Training of the North Caucasus Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

GALIMOV Sagid Abdulgalimovich,

PhD in Law, Deputy Director of the DSU College

THE IMPORTANCE OF DIGITAL SKILLS DEVELOPMENT

IN EDUCATION

Annotation. The relevance of the topic of digital skills development is associated with changes in educational standards and paradigms. In this article, we will consider the meaning and types of digital skills, the competencies of a modern teacher in the conditions of digitalization of education, digital skills are well-established, automated behavioral models based on knowledge and skills of using digital devices, applications and access networks. The importance of digital tools in the real life of children and adults is constantly increasing, as is the urgency of the problem of developing effective approaches to the formation of digital skills in students.

Key words; digital skills, digitalization, digitalization of education, digital literacy, schoolchildren.

По распоряжению Правительства РФ от 28 июля 2017 г. программа «Цифровая экономика Российской Федерации» включена в перечень основных направлений стратегического развития РФ на 2017 - 2030 годы [2]. Согласно этой программе, доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна составить 40%.

Говоря о цифровых навыках, стоит разграничить понятие с цифровой грамотностью и компетентностью [3]. К цифровой грамотности можно

отнести осведомлённость учащегося о возможных целях, задачах и способах использования цифровых устройств [4]. Что же подразумевается под цифровыми навыками? Это способ использования цифрового инструмента, осознанное понимание того, как применять его для приобретения знаний, решения задачи, достижения конкретного результата [5]. В зависимости от цели использования компьютерных технологий, можно различить общие пользовательские навыки и профессиональные [6].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В наше время сложно представить жизнь без электронных технологий. То, что было 30 лет назад фантастикой, теперь стало реальностью. Развитие цифровых технологий бесспорно повысило качество жизни человека. В частности, циф-ровизация образования во многом увеличила доступность получения знаний, мобильность учащихся, дистанционность, возможность самореализации и т.д., но имеет и негативные последствия на формирование личности.

Современный ребенок с рождения окружен электронными устройствами. Он не представляет свою жизнь без цифрового пространства, в отличие от старшего поколения, чье детство проходило без гаджетов. У цифрового поколения детей мысли фрагментарны, суждения поверхностны. Интернет и электронная среда используются не только для поиска информации, но и как средства для коммуникации в режиме онлайн.

Информационно образовательная система представляется нами как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, характер социокультурных, информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой [7]. Ключевой фигурой ИОС является педагог. В настоящее время педагог перестает быть основным источником информации, ему отводится роль организующего и управляющего самостоятельную деятельность учащегося [8]. Работа педагога заключается в формировании навыка у учащихся в «добыче» нужных знаний в условиях большого потока информации. Традиционные и электронные носители должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной системы. В 1998 г. была утверждена Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, в которой впервые прозвучало определение «информационная среда». Информатизация образования обусловлена глобальными изменениями, происходящими в обществе, в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий. Яркий пример информатизации образовательной среды - дистанционное образование [11], в котором в отличие от традиционного образования, временные рамки перестали ограничивать возможности как учителя, так и учащегося [9].

Исследования доказали, что цифровая зависимость может повлечь за собой в перспективе риск формирования игровой, алкогольной, наркотической зависимости. Компьютерная зависимость была внесена в реестр заболеваний Всемирной организацией здравоохранения в 2015 г. У детей слабо развита социальная сторона личности; страдают коммуникативные навыки, двигательная активность, проблемы с контролем и волевой регуляцией.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

К основным существенным минусам цифрового образования можно выделить следующие психологические эффекты:

- снижение доверия к достоверности информации; рост критичности и нигилизма среди молодежи;

- возможность формирования искаженной картины мира, мнимой реальности;

- нарушение традиционных механизмов социализации, трудности в усвоении социальных норм и ценностей при отсутствии полноценного общения;

- нарушение социальных контактов, уменьшения социального круга, общий регресс личного общения, что может привести впоследствии к депрессии и одиночеству;

- проблема обеспечения информационной безопасности обучающегося; обучение со скрытыми целями, осуществляемыми различными экстремистскими или мошенническими группами, организациями.

Очевидным остается факт необходимости более глубокого и детального изучения проблемы влияния на психическое здоровье учащихся в цифровой образовательной среде [8].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что важно найти баланс между психологически, педагогически, физиологически и методически обоснованным использованием цифровых технологий в процессе обучения.

Пользовательские цифровые навыки необходимы для эффективного использования компьютерных технологий всеми людьми: использование программного обеспечения, поиск и обработка информации, анализ и обработка данных и т.д.

Профессиональные навыки необходимы для специалистов производства продуктов и услуг в сфере 1Т.

В системе образования в большей части востребованы общие пользовательские навыки [10]. Как показывают исследования Российской академии образования, около 78% студентов для выхода в Интернет используют смартфон, остальные - настольный компьютер. Умение правильно пользоваться ноутбуком или персональным компьютером даст школьнику в будущем конкурентное преимущество. Цифровые навыки занимают одно из главных мест среди других умений и в высшем образовательном учреждении.

Цифровизация образования требует от современного педагога совершенствование цифровых навыков. Переход на дистанционное обучение в 2020 г. выявил актуальность данной проблемы, в связи с чем, возникает необходимость профессиональной подготовки кадров в сфере образования с учетом требований информационной образовательной среды.

Список литературы:

[1] Дмитриев Я.В., Алябин И.А., Бровко Е.И., Двинина С.Ю. Развитие цифровых навыков у студентов ВУЗов: де-юре vs де-факто. - 2021.

[2] Бороненко Т.А. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды. - 2019.

[3] Программа «Цифровая экономика»: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

[4] Карпик А.П., Осипов А.Г., Мурзинцев П.П. Управление территорией в геоинформационном дискурсе: монография. - Новосибирск: СГГА, 2010. - 280 с.

[5] Жигадло В.Э., Одинокая М.А. Значение открытых образовательных ресурсов при организации интерактивного обучения в современном университете // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2016. - № 5. - С. 268-275.

[6] Гиниева С.Б., Долженко Р.А. Трансформация системы корпоративного обучения персонала российской компании на базе корпоративного университета.

[7] Долженко Р.А., Илюшников К.К. Оценка эффективности корпоративного обучения: эволюция подходов и перспективы // Вестник НГУЭУ. -2018. - № 3. - С. 26 - 43.

[8] Гасанова Э.С., Курбанов Т.К., Рашидха-нова П.Б. Информационно-образовательная среда учебного заведения как фактор развития профессиональных компетенций студентов средних профессиональных учебных заведений // Балтийский гуманитарный журнал. - № 2020. - С. 107109.

[9] Курбанов Т.К. Проблемы формирования профессиональной компетентности студентов в условиях информационного взрыва // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018 . - № 4 (33). - С. 138-141.

[10] Курбанов Т.К., Абдулаева С.С. Компетентность^ подход в условиях новой образовательной среды // Информационные технологии в науке, образовании и бизнесе. - 2016. - № 5. - С. 144-146.

[11] Stepanenko, R.F., Ainoutdinova, I.N., Krotkova, N.V. Distance and Online Learning Solutions in the Context of Modern Legal Educational Policy // CUESTIONES POLÍTICAS. Vol. 38. N° Especial (2da parte 2020): 239-250.

Spisok literatury:

[1] Dmitriev Ya. V., Alyabin I.A., Brovko E.I., Dvinina S. Yu. Razvitie cifrovyh navykov u studentov VUZov: de-yure vs de-fakto. - 2021.

[2] Boronenko T.A. Razvitie cifrovoj gramotnosti shkol'nikov v usloviyah sozdaniya cifrovoj obrazova-tel'noj sredy. - 2019.

[3] Programma «Cifrovaya ekonomika»: Raspo-ryazhenie Pravitel'stva RF ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r.

[4] Karpik A.P., Osipov A.G., Murzincev P.P. Upravlenie territoriej v geoinformacionnom diskurse: monografiya. - Novosibirsk: SGGA, 2010. - 280 s.

[5] Zhigadlo V.E., Odinokaya M.A. Znachenie otkrytyh obrazovatel'nyh resursov pri organizacii interaktivnogo obucheniya v sovremennom universi-tete // Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. -2016. - № 5. - S. 268-275.

[6] Ginieva S.B., Dolzhenko R.A. Transfor-maciya sistemy korporativnogo obucheniya person-ala rossijskoj kompanii na baze korporativnogo uni-versiteta.

[7] Dolzhenko R.A., Ilyushnikov K.K. Ocenka effektivnosti korporativnogo obucheniya: evolyuciya podhodov i perspektivy // Vestnik NGUEU. - 2018. -№ 3. - S. 26 - 43.

[8] Gasanova E.S., Kurbanov T.K., Rashidhanova P.B. Informacionno-obrazovatel'naya sreda uchebnogo zavedeniya kak faktor razvitiya pro-fessional'nyh kompetencij studentov srednih profes-sional'nyh uchebnyh zavedenij // Baltijskij gumani-tarnyj zhurnal. - № 2020. - S. 107-109.

[9] Kurbanov T.K. Problemy formirovaniya pro-fessional'noj kompetentnosti studentov v usloviyah informacionnogo vzryva // Azimut nauchnyh issledo-vanij: pedagogika i psihologiya. - 2018 . - № 4 (33). -S.138-141.

[10] Kurbanov T.K., Abdulaeva S.S. Kompetent-nostnyj podhod v usloviyah novoj obrazovatel'noj sredy // Informacionnye tekhnologii v nauke, obra-zovanii i biznese. - 2016. - № 5. - S. 144-146.

[11] Stepanenko, R.F., Ainoutdinova, I.N., Krotkova, N.V. Distance and Online Learning Solutions in the Context of Modern Legal Educational Policy // CUESTIONES POLÍTICAS. Vol. 38. N° Especial (2da parte 2020): 239-250.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.