Научная статья на тему 'Значение разработки системы управленческого мониторинга для руководства муниципальными образованиями'

Значение разработки системы управленческого мониторинга для руководства муниципальными образованиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / MANAGERIAL MONITORING / MUNICIPAL INSTITUTION / MONITORING SCORECARDS / EXTERNAL ENVIRONMENT / STATISTICAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рычихина Элина Николаевна

Мониторинг активно внедряется в управление различными социальными системами, в том числе и в местном самоуправлении. Однако не всегда руководители администраций муниципальных образований могут оценить значение и возможности управленческого мониторинга в практике их деятельности. В статье показываются основные направления, в которых мониторинг может оказать существенную помощь руководству муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance of development of the managerial monitoring system for the municipal education Idrisova A. R. The idea of learning organization

Importance of development of the managerial monitoring system for the municipal education. Annotation Monitoring is being actively introduced to management of various social systems, including a local self-governing. However, managers of municipal institutions cannot always assess an importance and capabilities of the managerial monitoring in practice This article shows the main areas, where monitoring could provide a significant assistance for managers of municipal institutions.

Текст научной работы на тему «Значение разработки системы управленческого мониторинга для руководства муниципальными образованиями»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 351.71

Э. Н. Рычихина

ЗНАЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ДЛЯ РУКОВОДСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ

Мониторинг активно внедряется в управление различными социальными системами, в том числе и в местном самоуправлении. Однако не всегда руководители администраций муниципальных образований могут оценить значение и возможности управленческого мониторинга в практике их деятельности. В статье показываются основные направления, в которых мониторинг может оказать существенную помощь руководству муниципальных образований.

Importance of development of the managerial monitoring system for the municipal education.

Annotation: Monitoring is being actively introduced to management of various social systems, including a local self-governing. However, managers of municipal institutions cannot always assess an importance and capabilities of the managerial monitoring in practice. This article shows the main areas, where monitoring could provide a significant assistance for managers of municipal institutions.

Ключевые слова: управленческий мониторинг, муниципальное образование, показатели мониторинга, внешняя среда, статистическая информация.

Keywords: managerial monitoring, municipal institution, monitoring scorecards, external environment, statistical information.

Современное развитие общества требует все большего внимания к управлению муниципальными образованиями (МО). От результатов этого управления зависит качество жизни населения. Не случайно растет количество работ и периодических изданий, посвященных подходам к решению проблем местного самоуправления. Одним из важнейших резервов улучшения процесса управления является формирование системы информационного обеспечения управления. Как отмечается авторами учебника под руководством В. Б. Зотова, задача органов местного самоуправления - использовать все каналы информации, иметь достоверные сведения об отношении всех слоев общества к

РЫЧИХИНА Элина Николаевна - кандидат социологических наук, доцент по кафедре социологии управления Современной гуманитарной академии © Рычихина Э. Н., 2009

своей деятельности, анализировать эти сведения и на их основе корректировать свои действия [1].

Формирование системы управленческого мониторинга для муниципальных образований играет значительную роль в информационном обеспечении управления. Мониторинг представляет собой процесс систематического отслеживания и сбора данных об объекте управленческой деятельности как системе и внешних факторах, влияющих на него, обработка полученных результатов, их сохранение, использование и распространение с целью эффективного воздействия субъекта управления на управляемый объект [2].

Именно мониторинг позволяет решить многие проблемы, имеющие место в муниципальном управлении. В настоящее время в нашей стране еще не сложилась оптимальная система мониторинга в управлении муниципальными образованиями, нет проработанной на всех уровнях методологической базы для организации и проведения мониторинга, позволяющего оптимально и эффективно управлять муниципальными образованиями на современном этапе развития. При создании управленческого мониторинга в организациях возникают сложности и, как следствие, недостатки. Назовем наиболее типичные из них: поверхностный, обрывочный, формальный подход к сбору мониторинговой информации, неумение использовать полученные данные в управлении и разработке стратегий, недостаточные умения в обобщении, сравнении, анализе данных руководителями на всех уровнях. Сложность создания системы управленческого мониторинга заключается в том, что нельзя подходить к мониторингу догматически, на основе имеющихся схем, без должного осознания и осмысления его сущности, без учета особенностей конкретной организации.

К числу причин, которые определяют актуальность и значимость выделения подсистемы стратегического мониторинга на муниципальном уровне, Л. С. Леонтьева и В. А. Кротов относят следующие аспекты:

- необходимость обоснования и корректировки всего комплекса управленческих решений для достижения намеченных функциональных целей и стратегических приоритетов развития муниципальных образований;

- потребность в информационно-аналитическом обеспечении всех участников процесса стратегического управления на территории муниципального об-

Рычихина Э. Н. Значение разработки системы управленческого мониторинга.

разования, повышение их компетентности при осуществлении функций контроля и коммуникации;

- невозможность обеспечить адекватность и практичность стратегического управления муниципальным образованием без непрерывного, поддерживающего аналитического сопровождения [3, с. 84].

Как отмечают Н. А. Акимова и Л. П. Кружко-ва, одной из основных проблем, которые существуют в современном управлении муниципальными образованиями, выступает низкий уровень научно-методического обеспечения этого процесса. Так, например, предъявляются одинаковые методические требования по созданию комплексной программы социально-экономического развития территорий к МО разного типа [4, с. 112].

Разработка системы мониторинга с возможностью отслеживания обязательных и выборочных показателей в данном случае позволит решить эту проблему, что облегчит работу управления прежде всего в небольших муниципальных образованиях. Группировка показателей (индикаторов) мониторинга и возможность представления их в совокупности в наглядном виде позволяет руководству МО осуществлять сбалансированное управление на территории.

Внедрение системы управленческого мониторинга должно сопровождаться разработкой определенных нормативов, которые будут фиксировать допустимые значения основных социально-экономических показателей. Это позволит вовремя заметить появление негативных тенденций. Программное обеспечение управленческого мониторинга, снабженное допустимыми показателями, будет способствовать тому, что снижение порогового показателя ниже допустимой нормы или приближение к критическому состоянию будет устанавливаться в автоматическом режиме.

Также в исследованиях Н. А. Акимовой и Л. П. Кружковой подчеркивается важность проблемы информационного обеспечения управления муниципалитетов. В настоящее время основным источником получения информации для анализа социально-экономического развития является система статистической отчетности. Однако статистическая информация предоставляется органами государственной статистики на платной основе и зачастую не соответствует предъявляемым к ней требованиям, что не позволяет своевременно выявлять основные проблемы и определять приоритетные направления развития [4, с. 113].

Более категоричны в своем отношении к развитию статистики Н. В. Черемисихина и В. М. Золотухина, которые полагают, что становление региональной и муниципальной статистики в России находится в стадии своего первоначального развития. Самостоятельных статистических структур в органах власти и управления на региональном и муниципальном уровнях нет. Далее они отмечают,

что создание региональной и муниципальной статистики как самостоятельной организационной структуры в стране, выполняющей комплекс статистических работ на территории и взаимодействующей с государственной статистикой, в ближайшее время является проблематичным [5, с. 133, 135]. Кроме того, не всегда данные статистики отвечают реалиям МО, особенно в области доходов населения.

Правительством РФ уделяется значительное внимание вопросам совершенствования государственной статистической службы. В принятом в октябре 2006 г. постановлении Правительства РФ № 595 «О Федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 20072011 годах"» выступает на первый план решение вопросов государственной статистики, на совершенствование которой выделяется в общей сложности 5271 млн р. При этом в данной программе не обращается внимания на проблемы муниципальной статистики [6].

Поэтому внедрение на муниципальном уровне разработанных мониторинговых показателей (индикаторов) позволит построить отношения с органами государственной статистики на договорной основе для получения важных статистических показателей в оперативном режиме и внесения этих данных в систему данных управленческого мониторинга.

Планируемый перевод государственной статистики на выборочные показатели ухудшит информационное обеспечение управления МО. Сформированная система унифицированных показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципальных образований, на нынешнем этапе включает 1205 различных показателей. Однако они не всегда отвечают требованиям управления и не охватывают показатели внутренней управляющей системы.

Проблемой является недостаточная подготовленность управленческих кадров МО, не понимающих значение общих функций управления и не умеющих реализовывать их. Мониторинг, как отмечалось выше, создавая условия для планирования, организации, мотивации и контроля, позволит усилить внимание на качественном выполнении этих функций. Наличие мониторинговых данных позволит руководителям МО лучше ориентироваться в тенденциях развития их муниципального образования.

Включение в систему показателей данных о состоянии ближнего окружения внешней среды МО также будет способствовать тому, что эта информация позволит решать проблемы адаптации к возможным внешним возмущающим воздействиям. В результате мониторинг позволяет создавать условия для корректировки планов социально-экономического развития МО.

Системный подход к мониторингу составляющих внешней среды МО поможет более тщательной разработке стратегических планов, которые невозможно составить без оценки состояния факторов как внутренней, так и внешней среды. Формирование мониторинга внешней среды также позволит иметь руководству муниципальных образований данные о перспективах развития не только муниципальных унитарных предприятий, но и о не подчиненных им предприятий, которые при этом расположены на территории МО. Полученная информация позволит лучше планировать социальное развитие муниципалитетов. На рисунке схематично отображены факторы внешней и внутренней среды муниципального образования, показатели которых должны быть включены в систему управленческого мониторинга.

Значение мониторинга велико и в процессе взаимодействия различных муниципальных образований. Налаженный обмен мониторинговыми данными способствует учету реального положения дел на соседних территориях и учету сформировавшихся там тенденций в решении своих задач или совместному поиску решений наметившихся проблем.

Необходимость разработки системы мониторинга для муниципальных образований объясняется также тем, что сформулированные и построенные в систему показатели (индикаторы) позволят решить проблему прогнозирования развития МО, выбора наиболее важных направлений развития на долгосрочную перспективу, то есть формирования стратегического плана социально-экономического развития.

Федеральные органы власти Региональные органы власти

Бизнес-структуры

Органы местного самоуправления Население

Муниципальное

образование

Общественные организации; партии Муниципальные предприятия

Другие МО

Отраслевые структуры

Инвесторы

Факторы внешней и внутренней среды муниципального образования

Регулярный сбор информации в системе мониторинговых наблюдений будет способствовать решению многих важнейших вопросов жизнеобеспечения муниципальных территорий. Например, при решении градостроительных вопросов с учетом интересов всех жителей территории и создания комфортных условий для проживания на основе анализа динамики мнения жителей МО.

Налаженная система мониторингового опроса жителей МО позволит сформировать не только базу информационных данных для руководства муниципального образования, но и осуществлять формирование общественного мнения в результате, с одной стороны, процесса сбора информации (при опросе), а с другой - при публикации результатов мониторинговых отслеживаний в местной прессе.

При организации и проведении управленческого мониторинга необходимо подходить к нему как к составной части информационной системы управления. Управленческий мониторинг будет представлять собой его подсистему. Эффективность отдельных видов мониторинга, которые внедряются сегодня в систему управления отдельных направлений деятельности: финансов, маркетинга, качества и так далее, - будет значительно выше, если они будут объединены системой общих управленческих функций, в виде которой на сегодняшний день выступает мониторинг.

Таким образом, современное управление характеризуется определенным ростом проблем, вызванных повышением объема и скорости информационных потоков, которые необходимо постоянно обрабатывать и использовать с целью повышения эффективности управления. Для решения этих возникающих проблем необходимо постоянно совершенствовать систему управления. В частности, применение управленческого мониторинга будет способствовать во многом решению значительной части управленческих проблем. Мониторинг в муниципальном образовании позволяет систематизировать информацию о состоянии муниципалитета, уровне управления им и показать тенденции и возможности конкретного МО, формировать условия для прогнозирования его развития, создавать основу для стратегического планирования всех сторон жизнедеятельности МО и на этой основе формировать комплексные программы, выявлять резервы для дальнейшего развития муниципального образования.

Примечания

1. Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. СПб.: Питер, 2008.

2. Рычихина Э. Н. Мониторинг как общая функция управления: монография. Ухта: Изд-во УГТУ, 2007.

3. Леонтьева Л. С. Стратегически ориентированное управление муниципальным образованием: монография. Ярославль: ООО «Аверс Плюс», 2007.

4. Акимов Н. А. Проблемы территориального планирования в современных условиях // Перспективы социально-экономического развития муниципальных образований. Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2008.

5. Черемисихина Н. В. Современные аспекты становления и развития региональной и муниципальной статистики: монография. Тамбов: Изд-во Пермина Р. В., 2006.

6. Постановление Правительства РФ от 06.10.2006 № 595 «О Федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах"».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.