СОЦИОЛОГИЯ
УДК 351.71
Э. Н. Рычихина
ЗНАЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ДЛЯ РУКОВОДСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ
Мониторинг активно внедряется в управление различными социальными системами, в том числе и в местном самоуправлении. Однако не всегда руководители администраций муниципальных образований могут оценить значение и возможности управленческого мониторинга в практике их деятельности. В статье показываются основные направления, в которых мониторинг может оказать существенную помощь руководству муниципальных образований.
Importance of development of the managerial monitoring system for the municipal education.
Annotation: Monitoring is being actively introduced to management of various social systems, including a local self-governing. However, managers of municipal institutions cannot always assess an importance and capabilities of the managerial monitoring in practice. This article shows the main areas, where monitoring could provide a significant assistance for managers of municipal institutions.
Ключевые слова: управленческий мониторинг, муниципальное образование, показатели мониторинга, внешняя среда, статистическая информация.
Keywords: managerial monitoring, municipal institution, monitoring scorecards, external environment, statistical information.
Современное развитие общества требует все большего внимания к управлению муниципальными образованиями (МО). От результатов этого управления зависит качество жизни населения. Не случайно растет количество работ и периодических изданий, посвященных подходам к решению проблем местного самоуправления. Одним из важнейших резервов улучшения процесса управления является формирование системы информационного обеспечения управления. Как отмечается авторами учебника под руководством В. Б. Зотова, задача органов местного самоуправления - использовать все каналы информации, иметь достоверные сведения об отношении всех слоев общества к
РЫЧИХИНА Элина Николаевна - кандидат социологических наук, доцент по кафедре социологии управления Современной гуманитарной академии © Рычихина Э. Н., 2009
своей деятельности, анализировать эти сведения и на их основе корректировать свои действия [1].
Формирование системы управленческого мониторинга для муниципальных образований играет значительную роль в информационном обеспечении управления. Мониторинг представляет собой процесс систематического отслеживания и сбора данных об объекте управленческой деятельности как системе и внешних факторах, влияющих на него, обработка полученных результатов, их сохранение, использование и распространение с целью эффективного воздействия субъекта управления на управляемый объект [2].
Именно мониторинг позволяет решить многие проблемы, имеющие место в муниципальном управлении. В настоящее время в нашей стране еще не сложилась оптимальная система мониторинга в управлении муниципальными образованиями, нет проработанной на всех уровнях методологической базы для организации и проведения мониторинга, позволяющего оптимально и эффективно управлять муниципальными образованиями на современном этапе развития. При создании управленческого мониторинга в организациях возникают сложности и, как следствие, недостатки. Назовем наиболее типичные из них: поверхностный, обрывочный, формальный подход к сбору мониторинговой информации, неумение использовать полученные данные в управлении и разработке стратегий, недостаточные умения в обобщении, сравнении, анализе данных руководителями на всех уровнях. Сложность создания системы управленческого мониторинга заключается в том, что нельзя подходить к мониторингу догматически, на основе имеющихся схем, без должного осознания и осмысления его сущности, без учета особенностей конкретной организации.
К числу причин, которые определяют актуальность и значимость выделения подсистемы стратегического мониторинга на муниципальном уровне, Л. С. Леонтьева и В. А. Кротов относят следующие аспекты:
- необходимость обоснования и корректировки всего комплекса управленческих решений для достижения намеченных функциональных целей и стратегических приоритетов развития муниципальных образований;
- потребность в информационно-аналитическом обеспечении всех участников процесса стратегического управления на территории муниципального об-
Рычихина Э. Н. Значение разработки системы управленческого мониторинга.
разования, повышение их компетентности при осуществлении функций контроля и коммуникации;
- невозможность обеспечить адекватность и практичность стратегического управления муниципальным образованием без непрерывного, поддерживающего аналитического сопровождения [3, с. 84].
Как отмечают Н. А. Акимова и Л. П. Кружко-ва, одной из основных проблем, которые существуют в современном управлении муниципальными образованиями, выступает низкий уровень научно-методического обеспечения этого процесса. Так, например, предъявляются одинаковые методические требования по созданию комплексной программы социально-экономического развития территорий к МО разного типа [4, с. 112].
Разработка системы мониторинга с возможностью отслеживания обязательных и выборочных показателей в данном случае позволит решить эту проблему, что облегчит работу управления прежде всего в небольших муниципальных образованиях. Группировка показателей (индикаторов) мониторинга и возможность представления их в совокупности в наглядном виде позволяет руководству МО осуществлять сбалансированное управление на территории.
Внедрение системы управленческого мониторинга должно сопровождаться разработкой определенных нормативов, которые будут фиксировать допустимые значения основных социально-экономических показателей. Это позволит вовремя заметить появление негативных тенденций. Программное обеспечение управленческого мониторинга, снабженное допустимыми показателями, будет способствовать тому, что снижение порогового показателя ниже допустимой нормы или приближение к критическому состоянию будет устанавливаться в автоматическом режиме.
Также в исследованиях Н. А. Акимовой и Л. П. Кружковой подчеркивается важность проблемы информационного обеспечения управления муниципалитетов. В настоящее время основным источником получения информации для анализа социально-экономического развития является система статистической отчетности. Однако статистическая информация предоставляется органами государственной статистики на платной основе и зачастую не соответствует предъявляемым к ней требованиям, что не позволяет своевременно выявлять основные проблемы и определять приоритетные направления развития [4, с. 113].
Более категоричны в своем отношении к развитию статистики Н. В. Черемисихина и В. М. Золотухина, которые полагают, что становление региональной и муниципальной статистики в России находится в стадии своего первоначального развития. Самостоятельных статистических структур в органах власти и управления на региональном и муниципальном уровнях нет. Далее они отмечают,
что создание региональной и муниципальной статистики как самостоятельной организационной структуры в стране, выполняющей комплекс статистических работ на территории и взаимодействующей с государственной статистикой, в ближайшее время является проблематичным [5, с. 133, 135]. Кроме того, не всегда данные статистики отвечают реалиям МО, особенно в области доходов населения.
Правительством РФ уделяется значительное внимание вопросам совершенствования государственной статистической службы. В принятом в октябре 2006 г. постановлении Правительства РФ № 595 «О Федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 20072011 годах"» выступает на первый план решение вопросов государственной статистики, на совершенствование которой выделяется в общей сложности 5271 млн р. При этом в данной программе не обращается внимания на проблемы муниципальной статистики [6].
Поэтому внедрение на муниципальном уровне разработанных мониторинговых показателей (индикаторов) позволит построить отношения с органами государственной статистики на договорной основе для получения важных статистических показателей в оперативном режиме и внесения этих данных в систему данных управленческого мониторинга.
Планируемый перевод государственной статистики на выборочные показатели ухудшит информационное обеспечение управления МО. Сформированная система унифицированных показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципальных образований, на нынешнем этапе включает 1205 различных показателей. Однако они не всегда отвечают требованиям управления и не охватывают показатели внутренней управляющей системы.
Проблемой является недостаточная подготовленность управленческих кадров МО, не понимающих значение общих функций управления и не умеющих реализовывать их. Мониторинг, как отмечалось выше, создавая условия для планирования, организации, мотивации и контроля, позволит усилить внимание на качественном выполнении этих функций. Наличие мониторинговых данных позволит руководителям МО лучше ориентироваться в тенденциях развития их муниципального образования.
Включение в систему показателей данных о состоянии ближнего окружения внешней среды МО также будет способствовать тому, что эта информация позволит решать проблемы адаптации к возможным внешним возмущающим воздействиям. В результате мониторинг позволяет создавать условия для корректировки планов социально-экономического развития МО.
Системный подход к мониторингу составляющих внешней среды МО поможет более тщательной разработке стратегических планов, которые невозможно составить без оценки состояния факторов как внутренней, так и внешней среды. Формирование мониторинга внешней среды также позволит иметь руководству муниципальных образований данные о перспективах развития не только муниципальных унитарных предприятий, но и о не подчиненных им предприятий, которые при этом расположены на территории МО. Полученная информация позволит лучше планировать социальное развитие муниципалитетов. На рисунке схематично отображены факторы внешней и внутренней среды муниципального образования, показатели которых должны быть включены в систему управленческого мониторинга.
Значение мониторинга велико и в процессе взаимодействия различных муниципальных образований. Налаженный обмен мониторинговыми данными способствует учету реального положения дел на соседних территориях и учету сформировавшихся там тенденций в решении своих задач или совместному поиску решений наметившихся проблем.
Необходимость разработки системы мониторинга для муниципальных образований объясняется также тем, что сформулированные и построенные в систему показатели (индикаторы) позволят решить проблему прогнозирования развития МО, выбора наиболее важных направлений развития на долгосрочную перспективу, то есть формирования стратегического плана социально-экономического развития.
Федеральные органы власти Региональные органы власти
Бизнес-структуры
Органы местного самоуправления Население
Муниципальное
образование
Общественные организации; партии Муниципальные предприятия
Другие МО
Отраслевые структуры
Инвесторы
Факторы внешней и внутренней среды муниципального образования
Регулярный сбор информации в системе мониторинговых наблюдений будет способствовать решению многих важнейших вопросов жизнеобеспечения муниципальных территорий. Например, при решении градостроительных вопросов с учетом интересов всех жителей территории и создания комфортных условий для проживания на основе анализа динамики мнения жителей МО.
Налаженная система мониторингового опроса жителей МО позволит сформировать не только базу информационных данных для руководства муниципального образования, но и осуществлять формирование общественного мнения в результате, с одной стороны, процесса сбора информации (при опросе), а с другой - при публикации результатов мониторинговых отслеживаний в местной прессе.
При организации и проведении управленческого мониторинга необходимо подходить к нему как к составной части информационной системы управления. Управленческий мониторинг будет представлять собой его подсистему. Эффективность отдельных видов мониторинга, которые внедряются сегодня в систему управления отдельных направлений деятельности: финансов, маркетинга, качества и так далее, - будет значительно выше, если они будут объединены системой общих управленческих функций, в виде которой на сегодняшний день выступает мониторинг.
Таким образом, современное управление характеризуется определенным ростом проблем, вызванных повышением объема и скорости информационных потоков, которые необходимо постоянно обрабатывать и использовать с целью повышения эффективности управления. Для решения этих возникающих проблем необходимо постоянно совершенствовать систему управления. В частности, применение управленческого мониторинга будет способствовать во многом решению значительной части управленческих проблем. Мониторинг в муниципальном образовании позволяет систематизировать информацию о состоянии муниципалитета, уровне управления им и показать тенденции и возможности конкретного МО, формировать условия для прогнозирования его развития, создавать основу для стратегического планирования всех сторон жизнедеятельности МО и на этой основе формировать комплексные программы, выявлять резервы для дальнейшего развития муниципального образования.
Примечания
1. Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. СПб.: Питер, 2008.
2. Рычихина Э. Н. Мониторинг как общая функция управления: монография. Ухта: Изд-во УГТУ, 2007.
3. Леонтьева Л. С. Стратегически ориентированное управление муниципальным образованием: монография. Ярославль: ООО «Аверс Плюс», 2007.
4. Акимов Н. А. Проблемы территориального планирования в современных условиях // Перспективы социально-экономического развития муниципальных образований. Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2008.
5. Черемисихина Н. В. Современные аспекты становления и развития региональной и муниципальной статистики: монография. Тамбов: Изд-во Пермина Р. В., 2006.
6. Постановление Правительства РФ от 06.10.2006 № 595 «О Федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах"».