Научная статья на тему 'Значение процедуры бюджетного прогнозирования в бюджетном процессе России и зарубежных государствах'

Значение процедуры бюджетного прогнозирования в бюджетном процессе России и зарубежных государствах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1414
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСЫ / BUDGET PROJECTIONS / BUDGET PROCESS / BUDGET PLANNING / BUDGET / THE BUDGETARY SYSTEM / FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабина Ксения Ивановна

В статье речь идет о важности бюджетного планирования и прогнозирования, направлении бюджетного прогнозирования, соотношении бюджетного прогнозирования в бюджетном процессе России и зарубежных государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value of budget forecasting procedures in the budget process and the Russian foreign countries

The article concerns the questions about important of the budget planning budget projections, directions budget projections, the ratio of budget planning in the budget process in Russia and foreign countries.

Текст научной работы на тему «Значение процедуры бюджетного прогнозирования в бюджетном процессе России и зарубежных государствах»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

УДК 347.73:342.536

К. И. Бабина

Значение процедуры бюджетного прогнозирования в бюджетном процессе России и зарубежных государствах

В статье речь идет о важности бюджетного планирования и прогнозирования, направлении бюджетного прогнозирования, соотношении бюджетного прогнозирования в бюджетном процессе России и зарубежных государствах.

The article concerns the questions about important of the budget planning budget projections, directions budget projections, the ratio of budget planning in the budget process in Russia and foreign countries.

Ключевые слова: бюджетное прогнозирование, бюджетный процесс,

бюджетное планирование, бюджет, бюджетная система, финансы.

Key words: budget projections, budget process, budget planning, budget, the budgetary system, finance.

Принципиальные изменения в бюджетном устройстве и бюджетном процессе России сопровождаются возникновением множества проблем, созданиям объективного информационного поля государственных финансов. Это приводит к необходимости поиска новых способов сбора, обработки и анализа финансово-бюджетных показателей1.

Термин «бюджетное прогнозирование» в переводе с английского языка (budgetary forecasting) - это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в

© Бабина К. И., 2013

1 См.: Сорокина С.А. Мониторинг качества бюджетного процесса в регионе. Иркутск, 2011. С. 35.

соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

Основой для бюджетного прогнозирования являются: прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, муниципальных образований на соответствующий период времени; статистическая информация по основным макроэкономическим показателям (объем и динамика производства ВВП, темпы инфляции, объемы производства и продаж товаров, величина фонда оплаты труда; объем и рост прибыли); прогнозы развития государственного и муниципального секторов экономики; приоритеты социально-экономической политики, национальные проекты, целевые программы; предполагаемые доходы и расходы хозяйствующих субъектов, размер их имущества; объем доходов населения; данные об исполнении бюджетов разных уровней и др. Важную роль играет сводный финансовый баланс, составляемый на прогнозируемый период. Он позволяет представить в комплексе финансовое положение страны, отдельных территорий, финансовые последствия проводимых реформ и возможности осуществления мер, нацеленных на перспективу.

В итоге бюджетное прогнозирование ориентирует органы власти на поиск оптимального решения задач, выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях, и т. д. При этом непрерывность бюджетного прогнозирования обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных.

В настоящее время для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установленных причинно-следственных связей; при нормативно-целевом определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата2.

Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших

2 URL: Ы1р: www.rusconsult.ru. Дата обр.: 11 сент. 2012 г.

200

условиях. Эти модели берутся за основу бюджетных прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозируемый период. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики (если они проводятся), по стимулированию производства и т. п. Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.

Вместе с тем наиболее важным направлением бюджетного прогнозирования являются анализ финансово-бюджетного законодательства и установление необходимости его совершенствования. Выявление этого факта влечет за собой разработку предложений по поэтапному введению новых нормативно-правовых актов и корректировке, приостановлению или отмене действующих, направленной на своевременную и полную мобилизацию прогнозируемых доходов, обеспечение бюджетных расходов необходимыми ресурсами, целевое и эффективное использование бюджетных средств, укрепление бюджетной дисциплины.

В Российской Федерации бюджетное прогнозирование до недавнего времени ограничивалось одним годом, причем наряду с годичными прогнозами, начиная с 1994 г., разрабатывались также квартальные прогнозы. Они использовались для уточнения бюджетных проектировок текущего года, для лучшей организации работы по исполнению бюджета. С 1998 г. в бюджетном процессе составляется прогноз на трехлетний период.

В некоторых странах используют планы и прогнозы на составление чрезвычайного бюджета - бюджета, принимаемого в условиях введения чрезвычайного положения в стране, либо дополнительно к обычному бюджету, либо вместо него. Чрезвычайный бюджет составляется в основном в период войн или стихийных бедствий. Однако в некоторых странах он имел специфический характер. Так, в Бельгии до 1976 г. функционировал чрезвычайный бюджет капитальных затрат, впоследствии объединенный с государственным бюджетом. В ряде африканских стран бюджеты капиталовложений (или бюджеты развития) называют чрезвычайным бюджетом. Расходы таких чрезвычайных бюджетов покрываются за счет внутренних и внешних займов и кредитов3.

В странах бывшего социалистического лагеря Восточной Европы применяются самые разные методы прогнозирования и планирования. В

3 См.: Финансы: учеб. / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. М., 2011. С.44.

201

основу прогноза и плана бюджетирования положена договорная система. Так, в Чехии и Словакии главным в планировании и прогнозировании выступает хозяйственный договор, он является основой разработки как планов предприятий, так и государственного прогноза развития национальной экономики. В Венгрии сложилась многоканальная система сбыта национального продукта, что исключает монопольное положение производителя и покупателя. Все венгерские предприятия самостоятельно заключают договоры с зарубежными покупателями, минуя внешнеторговые государственные организации, и ведут расчеты в свободно конвертируемой валюте на демократических началах. Основной задачей Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности Венгрии является стратегическое прогнозирование и планирование с целью предупреждения товаропроизводителей о перепроизводстве какого-либо вида продукции. В других странах Восточной Европы планы и прогнозы также не носят директивного характера. В Венгрии и Польше просматривается легкое государственное

4

регулирование экономики .

Таким образом, проведя небольшой анализ значения и процесса бюджетного прогнозирования в России и других государствах, важно отметить, что прогнозирование бюджета ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных задач, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном, региональном и местном уровнях. При этом непрерывность прогнозирования бюджета обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных.

Бюджетное прогнозирование имеет большое значение как база бюджетного планирования для расчета объема финансовых ресурсов в целом по стране с определением размера их возможной централизации в распоряжении государства и местного самоуправления.

4 URL: Ы1р: www.bibliofond.ru. Дата обр. 12 сент. 2012 г.

202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.