Научная статья на тему 'Значение прогнозов населения и перспективы демографического развития Республики Беларусь'

Значение прогнозов населения и перспективы демографического развития Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
570
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАЧЕНИЕ / ПРОГНОЗЫ НАСЕЛЕНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахотько Л.П.

Статья посвящена перспективам демографического развития Республики Беларусь. Рассмотрены вопросы назначения демографических прогнозов, методика их разработки в стране. Представлены результаты шести гипотетических прогнозов, которые позволили оценить роль в воспроизводстве населения каждого из трех его основных составляющих (рождаемости, смертности и миграции). Приведены гипотезы развития демографических процессов на перспективу и результаты разработки демографического прогноза Республики Беларусь по трем сценариям на период до 2030 года. Доказывается, что полностью и, главное, надолго погасить депопуляцию в стране в ближайшие годы не представляется возможным и таким образом, демографическая безопасность и в долгосрочной перспективе будет выступать одним из наиболее проблемных аспектов социальной безопасности, требующего к себе повышенного внимания. Предлагаются меры, своевременное принятие которых, поможет значительно сгладить негативные явления и предотвратить нежелательные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article devoted to the prospects of demographic development of the Republic of Belarus. The appointment of demographic projections and the method of their development are considered. Results of the six hypothetical projections that allowed us to estimate the role of fertility, mortality and migration in the reproduction of the population are presented. Hypotheses of demographic processes in the future development and results of the demographic forecast for Belarus in three scenarios for the period up to 2030 are given. It is proved that totally and permanently extinguish the depopulation of the country in the coming years is not possible. Thus, demographic security in the long term will be the one of the most problematic aspects of social security, which requires greater attention. Measures that can help to significantly mitigate the negative effects and prevent undesirable consequences are offered.

Текст научной работы на тему «Значение прогнозов населения и перспективы демографического развития Республики Беларусь»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 314.17

ЗНАЧЕНИЕ ПРОГНОЗОВ НАСЕЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Л.П. ШАХОТЬКО д.с.н, проф. главный научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, г. Минск

Аннотация

Статья посвящена перспективам демографического развития Республики Беларусь. Рассмотрены вопросы назначения демографических прогнозов, методика их разработки в стране. Представлены результаты шести гипотетических прогнозов, которые позволили оценить роль в воспроизводстве населения каждого из трех его основных составляющих (рождаемости, смертности и миграции). Приведены гипотезы развития демографических процессов на перспективу и результаты разработки демографического прогноза Республики Беларусь по трем сценариям на период до 2030 года. Доказывается, что полностью и, главное, надолго погасить депопуляцию в стране в ближайшие годы не представляется возможным и таким образом, демографическая безопасность и в долгосрочной перспективе будет выступать одним из наиболее проблемных аспектов социальной безопасности, требующего к себе повышенного внимания. Предлагаются меры, своевременное принятие которых, поможет значительно сгладить негативные явления и предотвратить нежелательные последствия.

Abstract

Article devoted to the prospects of demographic development of the Republic of Belarus . The appointment of demographic projections and the method of their development are considered . Results of the six hypothetical projections that allowed us to estimate the role offertility, mortality and migration in the reproduction of the population are presented. Hypotheses of demographic processes in the future development and results of the demographic forecast for Belarus in three scenarios for the period up to 2030 are given . It is proved that totally and permanently extinguish the depopulation of the country in the coming years is not possible. Thus, demographic security in the long term will be the one of the most problematic aspects of social security, which requires greater attention. Measures that can help to significantly mitigate the negative effects and prevent undesirable consequences are offered.

ВВЕДЕНИЕ

Демографические прогнозы — это научно обоснованная информация о будущих тенденциях изменения численности, параметров воспроизводства и структуры населения на местном (региональном), национальном или глобальном уровнях. Это предвидение основных параметров движения населения и будущей демографической ситуации: численности, возрастно-половой и семейной структуры, рождаемости, смертности, миграции и т.д. Демографические прогнозы дают возможность заметить нежелательные отклонения в демографическом развитии страны и вовремя принять соответствующие меры к их устранению. Политика занятости населения также формируется благодаря прогнозам: ведь цифры показывают нам численность, возраст и пол людей трудоспособного возраста. Демографические прогнозы крайне важны для экономики. Результаты прогнозов позволяют рассчитать, сколько необходимо производить тех или иных товаров, сколько построить жилья, какую инфраструктуру и где развивать в первую очередь, как выстраивать политику здравоохранения и образования, каким образом корректировать пенсионную систему. Так, например, благодаря прогнозам можно предугадать, какое количество детей родится в Беларуси в определенном году. Или же сколько детей того или иного возраста будет проживать в республике. А такая информация необходима при планировании развития здравоохранения, отраслей промышленности, выпускающих товары для детей. Изменение доли или численности молодежи вызывает специфический спрос в области образования, занятости, развития молодежных организаций, сферы развлечений и так далее. Резкое возрастание численности и доли лиц пожилого возраста ведет к увеличению затрат на пенсионное обеспечение, требует роста числа интернатов для престарелых, совершенствования их видов и методов работы, изменения работы служб здравоохранения, пересмотра работы органов социальной защиты. На демографическом прогнозе основываются планы строительства детских дошкольных, школьных, медицинских и других учреждений, жилищного и культурно-бытового строительства, что в свою очередь корректирует планы подготовки тех или иных специалистов.

Не секрет, что демографические прогнозы не всегда оправдываются и за это их иногда называют «историей ошибок», «кладбищем идей» и так далее. Жизнь обычно вносит свои коррективы, и те предпосылки, которые исследователи закладывают в прогноз, не всегда оправдываются. Иногда эти изменения регрессивны, связаны с непредвиденным экономическим кризисом или катастрофой. Иной раз они прогрессивны, связаны с более быстрым и эффективным социально-экономическим развитием общества. Однако не оправданные прогнозы не всегда свидетельствует о том, что прогноз сделан плохо. В некоторых случаях это является следствием того, что прогнозы послужили обще-

ству предупреждением о грозящих нежелательных тенденциях в демографическом развитии, и общество приняло меры по их предотвращению. Эти меры и скорректировали динамику развития прогнозируемых процессов.

Все нюансы социально-экономического, экологического, политического развития предугадать трудно, но те тенденции будущего развития, которые таятся в самой структуре населения, необходимо предвидеть. Кстати, даже если демографический прогноз не оправдался в результате непредвиденной катастрофы или социально -экономических преобразований, его данные представляют большую ценность для определения демографических последствий этих событий.

Так, благодаря демографическим прогнозам в Беларуси еще в 80-е годы были предсказаны возможные проблемы в демографическом развитии страны в конце столетия. Правда, обратили внимание на эти прогнозы значительно позже - в середине 90-х, когда страна стала терять население за счет превышения численности умерших над численностью родившихся.

Сложность демографической ситуации вызвала настоятельную необходимость разработки Закона о демографической безопасности Республики Беларусь, который был принят Палатой представителей, одобрен Советом Республики и 4 января 2002 года утвержден Президентом Республики Беларусь [1]. В соответствии с этим законом была разработана Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы и утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 года [2]. Реализация целенаправленных мер, предусмотренных в программе, в сочетании с улучшением обшей социально-экономической ситуации в стране, дала положительный результат: несколько повысилась рождаемость, снизилась смертность, повысился миграционный прирост населения. И хотя это изменило ряд негативных тенденций демографических процессов на позитивные, демографическая ситуация в стране оставалась напряженной и депопуляция населения продолжалась. Была разработана, утверждена и в настоящее время успешно реализуется очередная Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

История демографического прогнозирования в Беларуси.

Демографические прогнозы в Беларуси разрабатываются, начиная с 1963 года. Расчеты прогнозной численности и половозрастной структуры населения регулярно проводятся на 20-30 лет вперед. Ранее их проводил Госплан БССР, теперь Минэкономики Республики Беларусь в лице своего отраслевого института. Также аналитические демографические прогнозы в отдельные годы разрабатывались в НИИ статистики Минстата Республики Беларусь и в Институте экономики Национальной академии наук Беларуси. В начале 60-х годов прошлого столетия специально для демографического прогнозирования были разработаны математические программы - вначале на ЭВМ «Урал-4», потом на «Минск-2» и далее на других ЭВМ по мере их совершенствования. Конечно, сегодня все расчеты ведутся на современных персональных компьютерах.

Методика, используемая в Беларуси для прогноза населения

При разработке демографических прогнозов используется когортно-компонентный метод (иногда он называется «передвижка возрастов»). Он строится на основе метода передвижки возрастов в сочетании с методом компонентов. Суть метода в следующем. Для того чтобы узнать, как изменится численность населения, например на начало 2014 года, необходимо от первоначальной численности населения по одногодичным возрастам мужчин и женщин на начало 2013 года отнять умерших в 2013 году по возрастам с разбивкой по полу. Прибавить родившихся детей в 2013 году с учётом младенческой смертности. Прибавить миграционный прирост в разбивке по возрасту и полу и передвинуть каждую половозрастную группу населения на один год старше. Подобная «передвижка» просчитывается отдельно как для мужчин таки для женщин - так как показатели уровня смертности, миграции различаются не только по возрастам, но и по полу. Кроме того, рассчитываются на перспективу сценарии темпов изменения отдельных компонентов воспроизводства населения (показателей вероятности умереть, вероятности родить, а также объемов внутренней и внешней миграции). Результаты в готовом виде включаются в расчет демографического прогноза методом передвижки.

Такие прогнозы составляются на каждый год на 20-30 лет вперед. Имея данные долгосрочных прогнозов, государственные структуры могут заранее планировать меры социального и экономического характера. Например, рассчитать численность специалистов в той или иной сфере, количество объектов в инфраструктуре, перераспределение трудовых ресурсов и т.д. Кстати, прогноз рассчитывается на 30 лет, но корректируется ежегодно в соответствии с реальным развитием ситуации. Например, в 60-е годы предполагали, что вероятность смертности будет постоянно уменьшаться, а она, наоборот, в 80-90-е гг. увеличивалась. Нам удалось проанализировать достоверность прогнозов, разработанных в стране еще в конце 60-х до переписи населения 1970 года [4] и оказалось, что через год прогноз на 1970 год отличался от реальной численности населения всего на 0,1%; через 5 лет общая численность населения по второму варианту прогноза, наиболее близкому к реальному, отличалась от него на 0,5%; через 10 лет - уже почти на 2%. Тем не менее, это можно считать допустимой ошибкой, и данный прогноз вполне обоснованно использовался для планирования развития народного хозяйства страны. Результаты прогноза на 15 и более лет уже довольно значительно отличаются от реальных (более 3%), но и они вполне приемлемы для ориентации на дальнюю перспективу. Прогноз, разработанный на базе данных 1994 года на период до 2015 г., был опубликован в 1996 г. [5] Он также показал достаточно высокую достоверность расчетов. Погрешность в общей численности населения за 16 лет составила менее 1%.

Прогноз, разработанный от базы 2009 года [6] анализировать сложно, так как он изначально был основан на не совсем точных данных на начало 2009 г. Как показала перепись 2009 года, недоучет населения в текущей статистике на начало 2009 г. составил 157,8 тыс. человек. С учетом данной поправки прогноз от базы 2009 года тоже был достаточно точным.

Исходная информация для проведения прогнозов. В комплекс задач, необходимых для разработки реального демографического прогноза, включены программы по разработке исходной информации на базовый период, разработка сценариев прогноза и формирования гипотез развития демографических процессов, сам прогнозный расчет (передвижка возрастов), ряд программ, формирующих систему выходных показателей и расчеты на базе полученных результатов с привлечением дополнительных материалов. Исходным моментом в демографическом прогнозе является подготовка базовой информации.

Базовой информацией для прогноза являются:

• численность населения на начало года по полу, возрасту (одногодичный интервал) и месту проживания (город, село),

• одногодичные половозрастные вероятности дожить до конца календарного года по полу с разбивкой по городу и селу,

• одногодичные половозрастные вероятности умереть, не дожив до конца календарного года,

• одногодичные возрастные вероятности родить ребенка в текущем году, для женщин,

• доля мальчиков и девочек среди родившихся,

• доля мужчин и женщин в общем объеме сальдо миграции,

• одногодичная возрастная структура сальдо миграции для мужчин и для женщин,

• вероятности дожить до конца календарного года для родившихся в текущем году по полу, с разбивкой по городу и селу

• темпы изменения вероятности родить ребенка в текущем году на перспективу,

• темпы изменения вероятности умереть, не дожив до конца календарного года на перспективу,

• ожидаемые объемы сальдо миграции на перспективу по каждому году

• гипотезы развития демографических процессов в предстоящий период.

Гипотетические прогнозы населения

В Институте экономики НАН Беларуси в 2005 году были разработаны гипотетические демографические прогнозы на 50 лет, на 100 лет. Они были разработаны для того, чтобы оценить существующую демографическую ситуацию. Такой прогноз призван показать, как будут изменяться сложившиеся на данный момент численность и структура населения в Беларуси, если сегодняшние показатели рождаемости и смертности сохранятся постоянными до конца прогнозируемого периода. Прогнозы по такому сценарию проводятся в республике не впервые. Подобный прогноз для населения Беларуси был сделан еще в начале 70-х годов прошлого столетия. Он исходил из базовых величин рождаемости и смертности 1969-1970 гг., которые были значительно более благоприятными, чем в настоящее время. Суммарный показатель рождаемости по республике составлял 2,33, (по городу 2,03, по селу 2,74), ожидаемая продолжительность жизни мужчин - 68,1, женщин - 75,7лет. В результате, и прогноз был менее пессимистическим.

В 2005 году были разработаны гипотетические прогнозы по шести разным сценариям. В одном из гипотетических прогнозов, который разрабатывался в 2005 году, мы исходили из предположения, что в течение всего прогнозируемого периода (т.е. до 2030 года) показатели естественного движения не будут изменяться, а чистая миграция будет нулевой по всем половозрастным группам. Если бы на протяжении всего прогнозируемого периода уровень рождаемости и смертности сохранился таким же, каким он был в 2005 году, при отсутствии внешней миграции, численность населения Беларуси неуклонно бы сокращалась. К 2050 году численность населения страны сократилась бы в 1,6 раза, к 2075 году - в 2,6 раза и к концу столетия - более чем в 4 раза. Темпы сокращения постоянно ускорялись бы.

Был разработан прогноз по другому сценарию, который исходил из предположения, что в Беларусь ежегодно будут приезжать 50 тысяч человек и за счет этого в основном погашать убыль за счет естественного движения. Поскольку приезжают в основном молодые люди и у них рождаются дети, то уже через какое-то время становится больше людей в трудоспособном и детском возрасте, снижается смертность. Казалось бы, отличный сценарий для повышения рождаемости в стране. Но необходимо просчитать последствия данного сценария. Что произойдет? Уже к 2050 году 30 % населения Беларуси - это мигранты и их дети. Большой вопрос - сможет ли наше государство принять такое больше количество людей, откуда они могут к нам приехать? Сможет ли Беларусь обеспечить их жильем, предложить хорошую работу и достойный заработок? Как они адаптируются в нашей стране? Возникает и еще целый ряд вопросов.

Один из гипотетических прогнозов был предназначен для того, чтобы выявить роль смертности в решении проблемы депопуляции в стране. Он исходил из сценария, по которому смертность в стране в одночасье станет самой низкой в мире, как в Японии, а рождаемость останется на прежнем уровне. Прогноз по этому сценарию показал, что даже это не решит проблему депопуляции. Так как смертность в Беларуси в детских возрастах относительно не высокая, то это ни как не скажется на численности населения в младших возрастах, но существенно увеличит численность населения в старших возрастах, за счет того, сто смертность лиц старших возрастов существенно сдвинется в еще более старшие возраста. В результате почти половина жителей страны будет в предпенсионном или пенсионном возрасте. Нагрузка на пенсионную систему, да и на экономику в целом станет неподъемной. Ведь уже сейчас, когда по-

чти каждый четвертый житель страны - пенсионер, на их содержание государство расходует более 10 процентов бюджета.

Еще три гипотетических прогноза исходили из сценариев разного уровня рождаемости. Они показали, что для решения проблемы депопуляции уровень рождаемости не может быть ниже уровня простого воспроизводства 2,1 ребенка на одну женщину. И даже этот показатель приведет к положительному результату только во второй половине столетия. При сценарии повышения рождаемости до уровня 2,4 ребенка на одну женщину (в 2013 году суммарный коэффициент рождаемости в Беларуси составлял 1,6 ребенка) численность населения Беларуси начнет увеличиваться только с середины столетия. Но чтобы это произошло, больше 50% женщин детородного возраста должны родить по три ребенка, остальные по два. А семей с одним ребенком или бездетных не должно быть в принципе.

Конечно, все эти прогнозы так или иначе условные. Они потому и называются гипотетическими - основанными на гипотезе, предположительными. Во-первых, невозможно в одночасье резко повысить рождаемость, снизить смертность или изменить миграционные потоки. Во-вторых, уровень рождаемости и смертности, объемы миграции в силу великого множества причин не могут быть постоянными длительное время. А разработаны эти варианты прогнозов для того, чтобы оценить насколько опасна нынешняя демографическая ситуация Беларуси и выявить роль каждого из эти трех основных составляющих роста населения. Расчеты гипотетических прогнозов показали, что демографическую проблему в стране невозможно быстро решить только за счет одного фактора, ее необходимо решать комплексно, за счет улучшения ситуации по всем трем факторам одновременно.

Формирование прогнозных сценариев демографического развития

Гипотезы в отношении динамики рождаемости. Определение тенденций рождаемости на перспективу остается не алгоритмизированным и представляет результат самостоятельного исследования, сочетающего анализ количественных изменений показателей рождаемости (анализ динамических рядов) и качественных изменений репродуктивных установок отдельных групп населения (по результатам социологических обследований) и процессов репродуктивного поведения всего населения республики.

Основой сценариев динамики рождаемости в будущем служили следующие критерии:

1) анализ динамических рядов за длительный период времени (с 1959 по 2012 гг.), показателей суммарной рождаемости, показателей рождаемости отдельных возрастных групп населения;

2) сопоставление данных экстраполяции динамических рядов показателей рождаемости по линейной регрессии исходя из трех разных промежутков времени базисного периода (долгосрочного, кризисного состояния, благоприятного развития);

3) изучение развития процессов рождаемости при тех или иных обстоятельствах в других странах мира;

4) оценка результатов опросов населения, проведенных на территории республики в начале XXI века;

5) выявление особенностей развития отдельных когорт населения и графика рождений детей у женщин Беларуси в последние годы.

При формировании сценариев развития показателей рождаемости в перспективе мы провели несколько вариантов гипотетических прогнозов показателей рождаемости на основе экстраполяции. Экстраполяция динамических рядов проводилась нами отдельно по каждой возрастной группе, по городской и сельской местности, а также как самостоятельный экстраполировался суммарный показатель рождаемости. Кроме того, суммарный показатель рождаемости рассчитывался как сумма прогнозных возрастных показателей рождаемости.

Экстраполяция возрастных показателей на перспективу проводилась на основе различных периодов времени. Поскольку возрастные показатели рождаемости в своей динамике имеют существенные отклонения (довольно большой рост в первой половине 80-х годов и начале первого десятилетия 21 века и спад с конца 80-х и в 90-е годы 20 столетия), динамические ряды брались за разные периоды и разной длины.

Те же варианты были просчитаны для суммарных показателей рождаемости, а также рассчитаны суммарные показатели исходя из прогнозных данных возрастной рождаемости.

Сравнение этих вариантов экстраполяции также дало некоторое гипотетическое представление о возможном развитии показателей рождаемости при оптимистическом и пессимистическом варианте прогноза. Все эти варианты являются условными аналитическими прогнозами. Первый вариант показывает направление длительных тенденций; третий вариант - тенденции в условиях усугубления кризисных явлений и перерастание их в глобальный катаклизм; второй и четвертый варианты - тенденции при исключительно благоприятных направлениях развития событий. Эти гипотетические прогнозы были использованы при построении реального прогноза, они помогли определить значение возможной интенсивности спада или роста при разных сценариях развития событий.

При формировании сценариев развития рождаемости в прогнозном периоде были использованы также результаты опроса школьников и других групп молодежи об "идеальном" и "желаемом" числе детей. При этом учитывалось, что эти данные завышены, особенно у выпускников неполной средней школы. При столкновении со сложностями реальной жизни по мере приобретения жизненного опыта эти установки могут существенно изменяться, по подсчетам ряда специалистов - до 30%. Учитывались также ответы женщин детородного возраста о планируемом числе детей, полученные при переписи населения 1999 года.

Кроме того, были учтены прогнозы, проведенные в 2012 году Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата Организации Объединенных Наций (таблица 1).

Таблица 1 - Сценарии изменений коэффициента суммарной рождаемости в Беларуси до 2030 года по расчетам ООН. [7] Редакция 2012 года_

2010-2015 2015-2020 2020-2025 2025-2030

Суммарный коэффициент рождаемости (средний сценарий) 1,48 1,54 1,59 1,63

Суммарный коэффициент рождаемости (высокий сценарий) 1,67 1,79 1,87 1,94

Суммарный коэффициент рождаемости (низкий сценарий) 1,29 1,25 1,22 1,21

При определении прогнозного показателя в области семьи и рождаемости мы исходили из того, что суммарный коэффициент рождаемости существенно вырос за последние годы. Так, он вырос с одного из самых низких в мире до уровня среднего по европейским странам. Кроме того, следует учитывать, что этот показатель частично вырос не за счет увеличения итоговой рождаемости, а за счет изменения календаря рождений вторых и третьих детей, то есть были рождены дети, родители которых отложили их рождение с конца 90х годов ХХ в. на первое и второе десятилетие XXI века. Так что, даже при росте детности семей, и принятии ряда мер, не следует ожидать радикального роста указанного показателя. Тем не менее, некоторый его рост, при росте благосостояния и качества жизни населения, а также эффективной демографической политики можно ожидать.

В результате экспертной оценки всех этих аналитических материалов было построено три сценария развития процесса рождаемости. Следует отметить, что все три варианта прогноза являются реалистическими, показывая пределы возможных колебаний показателей суммарной рождаемости по Беларуси в ближайшие 15 -20 лет при соответствующих условиях развития республики. В то же время все они исходили из гипотезы о достаточно устойчивом социально-экономическом развитии республики в перспективе (табл. 2).

Таблица 2 - Прогнозируемые коэффициенты суммарной рождаемости в Беларуси до 2030 гг., по четырем вариантам [8]._

2000 отчет 2005 отчет 2010 отчет 2015 прогноз 2020 прогноз 2025 прогноз 2030 прогноз

1-Высокий вариант прогноза «оптимистический» 1,31 1,21 1,6 1,7 2,0 2,3 2,4

2-Средний вариант прогноза 1,31 1,21 1,6 1,7 1,7 1,75 1,75

3-Низкий вариант прогноза «пессимистический» 1,31 1,21 1,6 1,6 1,6 1,5 1,4

4-Нормативный вариант прогноза 1,31 1,21 1,6 1,7 2,0 2,08 2,08

Первый вариант — «оптимистический» - показывает максимальные показатели рождаемости, которые вероятны при благоприятных условиях социально-экономического развития страны и при принятии очередных реальных эффективных мер в рамках государственной демографической политики в области поощрения рождаемости. При расчете данного варианта прогноза мы исходили также из того, что будут созданы благоприятные условия и потому существующие установки молодых людей в республике на количество детей в семье, которые были выявлены в результате анкетных опросов, смогут реализоваться полностью. Предусматривается также сближение показателей суммарной рождаемости по городской и сельской местности, о чём также можно судить по результатам опросов. Репродуктивные установки у молодежи города и села довольно близки.

Третий вариант - «пессимист ический» - исходит из предположения, что социально-экономическое развитии республики будет медленным. Мировой финансовый кризис окажет негативное влияние на развитие экономики республики. Соответственно, затянется и демографический кризис. Однако это не прогноз-предостережение, на основе которого он разрабатывается. В нем, как и в первом варианте, заложены оптимистические предпосылки социально -экономического развития страны, но несколько более медленными темпами. Предусмотрено и влияние мер демографической политики, но менее действенное, чем в первом варианте. В результате этого варианта уровень рождаемости ожидается на довольно низком уровне, но выше, чем он может быть, если не предпринимать никаких мер со стороны государства.

Второй вариант - средний между первым и третьим. Второй вариант можно считать основным, наиболее реальным, а первый и третий варианты могут служить границами возможных отклонений суммарной рождаемости в прогнозируемом периоде.

Четвертый вариант - нормативный. Он соответствует концепции демографической безопасности Беларуси и предполагает рост показателей рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения, что в будущем даст возможность предотвратить депопуляцию.

Прогнозные сценарии развития динамики смертности и средней продолжительности предстоящей жизни

Прогноз показателей смертности и средней продолжительности предстоящей жизни так же, как и рождаемости, остается пока не алгоритмизированным. Гипотезы развития этих процессов в перспективе обычно формировались на основе анализа их развития в прошлом.

Показатели смертности по республике в 90-е годы довольно быстро росли, показатели средней продолжительности жизни - снижались. Снижение показателей продолжительности жизни - это очень настораживающий факт. Обычно эти показатели не реагируют так быстро и непосредственно на негативное влияние социально-экономической и экологической среды. Так, в период "великой депрессии" в странах Северной Америки и Западной Европы столь сильных колебаний в величине средней продолжительности жизни не наблюдалось. В этих условиях простая экстраполяция в будущее тенденций прошлых лет мало пригодна. Нужен комплекс методов.

За 1985-2002 гг. показатель продолжительности жизни в стране снизился более чем на 3 года у женщин и почти

на 5 лет — у мужчин. В 2002-2012 гг. показатели вновь возросли и у мужчин и у женщин.

Прогноз показателей смертности и средней продолжительности жизни разрабатывался на основании анализа следующих материалов:

• динамики возрастных (пятилетний интервал) показателей смертности мужчин и женщин за длительный период 1959-2012 гг. и экстраполяции их по линейной регрессии в будущее;

• динамики показателей средней продолжительности предстоящей жизни мужчин и женщин отдельно за период времени 1985-2002 гг. за период неблагоприятного развития и экстраполяции этих данных по линейной регрессии в

будущее;

• результатов экстраполяции средней продолжительности предстоящей жизни за период благоприятного развития, проведенных по данным за 2002 -2012 гг.;

• расчета показателей средней продолжительности жизни из результатов прогнозов возрастных показателей смертности;

• тенденций изменения показателей смертности и средней продолжительности предстоящей жизни за разные периоды времени в других странах Европы, Северной Америки, Азии;

• мировой санитарной статистики за длительный период времени с дифференциацией показателей смертности по полу, возрасту и причинам;

• аналитических расчетов показателей средней продолжительности предстоящей жизни, полученных исходя из минимальных половозрастных показателей смертности от различных причин смерти, достигнутых в разных странах мира, которые можно достичь при использовании всех имеющихся на сегодняшний день средств и методов борьбы с заболеваемостью и смертностью на современном уровне достижений мировой медицинской науки и здравоохранения;

• расчетов показателей таблиц смертности и, в частности, средней продолжительности жизни при снижении или полной ликвидации смертности от тех или иных причин смерти.

Кроме того, были учтены прогнозы, проведенные в 2012 году отделом народонаселения Департаментом по экономическим и социальным вопросам Секретариата Организации Объединенных Наций (таблица 3).

Таблица 3 - Сценарии изменений ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Беларуси до 2030 года по расчетам ООН [9]. Редакция 2012 года_

2010-2015 2015-2020 2020-2025 2025-2030

Ожидаемая продолжительность жизни, мужчины (средний сценарий) 64,13 64,73 65,36 66,01

Ожидаемая продолжительность жизни, женщины (средний сценарий) 75,73 76,26 76,76 77,25

Ожидаемая продолжительность жизни, мужчины (высокий сценарий) 66,10 67,59 68,89 70,15

Ожидаемая продолжительность жизни, женщины (высокий сценарий) 77,31 78,40 79,33 80,16

Ожидаемая продолжительность жизни, мужчины (низкий сценарий) 62,19 61,95 61,89 61,95

Ожидаемая продолжительность жизни, женщины (низкий сценарий) 74,17 74,06 74,10 74,21

Анализ тенденций динамики показателей смертности в Беларуси по возрастам, начиная с 1959 г., показал, что наиболее существенное снижение смертности произошло только в самых младших возрастах 0-4 года, как среди мужчин, так и среди женщин, как в городской, так и в сельской местностях, причем в 90-е годы и в этих возрастах снижения практически не наблюдается. В возрасте 5-9 лет смертность значительно ниже, чем в первой возрастной группе, но и снижается значительно медленнее. В возрастах 10-14 лет отмечаются самые низкие показатели смертности и у мужчин, и у женщин, однако уже в этом возрасте показатели смертности мужчин значительно выше, чем у женщин. Так, в Беларуси в 2013 году в возрасте 10-14 лет мальчики умирали в 1,5 раза чаще, чем девочки. С увеличением возраста увеличивается смертность у мужчин, и у женщин, и увеличивается разрыв между ними. Наибольшая разница отмечается в возрастах 30-34 года. В этой группе смертность мужчин в четыре с лишним раза выше, чем у женщин. В возрастах 20-29 смертность мужчин в 3,8 раза выше, чем у женщин. В возрастах 35-64 года она в 3 и более раз выше.

Наиболее быстро смертность начала увеличиваться в 90-е годы, особенно у мужчин. Нами были проанализированы графики динамики возрастных показателей смертности, построенные для каждой пятилетней возрастной группы населения, отдельно для: 1) городских мужчин, 2) городских женщин, 3) сельских мужчин и 4) сельских женщин. Прослежены тенденции их изменения более чем за 50 лет (с 1959 по 2012 гг.). Экстраполяция этих тенденций дает снижение смертности в возрастах до 14 лет и рост для всех остальных возрастов. Конечно, эти данные могут служить лишь для ориентира длительных тенденций в динамике данных процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из общего ряда следует выделить самостоятельно прогноз младенческой смертности, тенденции которой резко отличаются от тенденций во всех других возрастах. Для определения тенденций показателей младенческой и повозрастной смертности в перспективе, в не кризисное время, имеет смысл определить минимальные величины этих показателей в зависимости от отдельных причин смерти, которые можно достичь на основе имеющихся средств и методов борьбы с заболеваемостью и смертностью. Для этого из статистических данных по странам мира извлекаются минимальные коэффициенты смертности, зарегистрированные в отдельных возрастах и половых группах населения. Собранные в одну систему минимальные показатели смертности по возрасту и полу, зарегистрированные в различных странах мира, могут служить эталоном, ориентиром для работников, разрабатывающих государственные программы здоровья. Такая информация может по своей сути являться основой для целевого прогноза и должна мобилизовать на достижение желаемых результатов. Достижение таких показателей вполне реально. Так, в 60-е годы ожидаемая продолжительность жизни у мужчин была только в 4 странах выше 70 лет: Нидерланды (71,5), Норвегия (71,3), Швеция (71,2), Дания (70,4). А ожидаемая продолжительность жизни у женщин выше 75 лет была только в Норвегии (75,9) и Нидерландах (75,3). Между прочим, близко к 75 годам ожидаемая продолжительность жизни у женщин в те годы была еще в Швеции (74,9 года) и в Беларуси (74,8 года). [10] Поэтому показатель средней продолжительности жизни, рассчитанный подобным способом д.м.н. М. С. Бедным, для мужчин составлял всего 72,61 года, для женщин 78,41 года, и тогда эти показатели казались мало реальными для достижения, а сейчас уже во многих странах мира эти показатели значительно выше. В Японии, например, они в 2010 г. составляли 79,6 года для мужчин и 86,4 года для женщин. [11]

Младенческая смертность в Беларуси в 2014 г. составила 3,5%. Это показатель уже вполне сопоставим с показателями в других развитых странах мира. По этому показателю республика входит в число первых сорока стран мира. Однако есть некоторые резервы к снижению и по этому показателю. Так, в 2011 году в около 10 странах мира младенческая смертность была менее 3%. Это Финляндия, Япония, Ирландия, Португалия, Словения, Швеция, Чехия, Норвегия и ряд других стран. [12]

Расчеты показали, что в Беларуси в ближайшие 20 лет можно ожидать дальнейшее небольшое снижение показателя младенческой смертности.

В республике имеются значительные резервы для роста ожидаемой продолжительность жизни. Так максимальный показатель ожидаемой продолжительности жизни у мужчин в 2010 г. в Швеции, Японии, Швейцарии и Австралии составляла 79-80 лет. Это на 15 с лишним лет выше, чем была ожидаемая продолжительность предстоящей жизни у мужчин Беларуси (64,6 года). Максимальный показатель ожидаемой продолжительности жизни в 2010 г. у женщин в Японии он был 86,4 года, во Франции, в Швейцарии и в Италии — 84-84,5 года. Это на 9 с лишним лет выше, чем была в это время ожидаемая продолжительность предстоящей жизни у женщин Беларуси (76,5 года.) [13] Следует отметить, что ожидаемая продолжительность предстоящей жизни в Беларуси за последние два года значительно выросла и в 2012 году у женщин (77,62 года) и у мужчин (66,59 года).

При построении сценариев развития процессов смертности и динамики средней продолжительности предстоящей жизни мы исходили из предпосылки, что экономику Беларуси не сильно затронет мировой кризис, и он не помешает той позитивной тенденции, которая сложилась в стране в последние годы. В результате показатели смертности будут снижаться, а ожидаемой продолжительности жизни соответственно расти (таблица 4).

Таблица 4 - Прогнозные показатели средней продолжительности предстоящей жизни в Беларуси

1-Высокий вариант прогно- 2-Средний вариант прогно- 3-Низкий вариант прогноза

Год за «оптимистический» за «пессимистический»

мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины

1985 отчет 67,4 77,2 67,4 77,2 67,4 77,2

1990 отчет 66,3 75,6 66,3 75,6 66,3 75,6

1995 отчет 62,9 74,3 62,9 74,3 62,9 74,3

2000 отчет 63,4 74,7 63,4 74,7 63,4 74,7

2005 отчет 62,9 75,1 62,9 75,1 62,9 75,1

2010 отчет 64,6 76,5 64,6 76,5 64,6 76,5

2015 прогноз 68,2 78,8 68,0 78,6 67,8 78,4

2020 прогноз 72,0 82,0 70,0 80,0 68,0 78,6

2025 прогноз 74,5 82,7 72,0 81,5 68,0 78,5

2030 прогноз 75,0 84,0 74,1 83,0 69,1 79,1

При формировании реального прогноза исходили из предположения, что по первому, "оптимистическому", варианту показатели средней продолжительности предстоящей жизни через пять лет достигнут уровня 1984 - 1985 гг.,

когда эти показатели были наилучшими, а к 2015 г. - даже несколько его превысят. К 2020 году ожидаемая продолжительность жизни у мужчин составит 72 лет, как в настоящее время в целом по республике для обоев полов, а у женщин достигнет 82 лет. При этом разрыв по полу сократится до 10 лет. К 2030 году ожидаемая продолжительность жизни у женщин достигнет показателей, которые в 2008 году были отмечены у женщин стран Западной Европы, а у мужчин на 2 года меньше, чем в 2008 году у мужчин стран Западной Европы. Разрыв этих показателей сократится до 9 лет. Если учесть, что показатели средней продолжительности жизни в этих странах будут продолжать расти, то даже по самому оптимистическому варианту и через 15 лет наша страна все еще будет отставать от средних показателей, характерных для развитых стран мира.

"Пессимистический" третий вариант, в принципе условно назван пессимистическим, поскольку показатели ожидаемой продолжительности жизни по этому варианту не снижаются, а растут, но только очень медленно. В данном случае пессимистический вариант не является прогнозом-предостережением, так как в нём также исходили из оптимистического предположения, что социально-экономическая ситуация в республике нормализуется, но выход будет более медленным.

По среднему, второму варианту, мы исходили из предположения, что показатели смогут достичь к 2020 году 70 лет для мужчин и 80 лет для женщин, а к 2030 году - 74,1 лет для мужчин и 83 лет для женщин.

Сценарии развития миграционных процессов в перспективе

Миграция населения существенно отличается от таких демографических процессов, как рождаемость и смертность, которые обладают значительно большей инерционностью. Распад СССР, экономическая нестабильность, изменение экологической ситуации после катастрофы на Чернобыльской АЭС сильно изменили тенденции, характерные ранее для миграционных процессов. Кроме того, информация по миграции значительно уступает по качеству и полноте данных текущего учета информации по естественному движению населения. Всё это серьезно затрудняет анализ и тем более прогноз миграционных процессов населения.

Эксперты ООН в свои сценарных разработках для долговременного прогноза не учитывали вопрос о миграции. Россияне разрабатывая прогноз использовали два способа учета миграции при перспективных исчисленьях населения России, которые, в конечном счете, определяют два варианта предлагаемого прогноза: экстраполяционный и стабилизационный. Первый из них основан на экстраполяции нынешних тенденций динамики чистой миграции (разницы между эмиграцией и иммиграцией). Второй способ учета внешней миграции в долговременном демографическом прогнозе, дающий основание назвать такой прогноз стабилизационным, основан на предположении, что в результате активной миграционной политики государства ежегодные объемы иммиграции в Россию будут резко повышены. Достигнутый при этом уровень чистой миграции позволит полностью компенсировать убыль населения, неизбежную при экстраполяционном прогнозе, и стабилизировать его численность.

При формировании гипотез развития миграционных процессов в Республике Беларусь на будущее были использованы следующие информационные и аналитические материалы:

1) динамика миграционных потоков (сальдо миграции) из села в город, между республиками бывшего СССР, эмиграции за пределы бывшего СССР;

2) материалы выборочного обследования причин миграции населения, проведенного в октябре 1991 г. Госкомстатом республики;

3) материалы опроса школьников и студентов о миграционных намерениях, проведенного в 1995-1999 гг.и 2006 г., а также других социологических обследований, проведенных на территории Беларуси в 90 -е годы, и содержащие вопросы о миграционных установках;

4) материалы Министерства экономики о перспективах социально-экономического развития республики;

5) материалы Министерства труда о развитии рынка рабочей силы и занятости населения в республике;

6) научно-исследовательская литература по проблемам миграции населения.

При формировании гипотез миграции населения в будущем, как и при прогнозе рождаемости и смертности, были проанализированы динамические показатели по возрастам. Однако эти материалы служили преддверием самого

прогноза. Прогнозировались количественные показатели, объемы миграционных потоков, вернее, их результат -"сальдо миграции". Для этого были проанализированы как "выталкивающие" факторы из регионов выбытия, так и "притягивающие" факторы в регионах прибытия. Кроме того, были рассмотрены факторы "помех", а также характеристики потенциальных мигрантов.

Если внутриреспубликанскую миграцию можно прогнозировать исходя из местных условий, то прогнозирование миграции со странами бывшего СССР, а также эмиграции и иммиграции в республику из дальнего зарубежья можно осуществлять, располагая знаниями об обстановке и о факторах, влияющих на миграцию не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Следует отметить некоторое снижение подвижности населения внутри республики в середине 90-х годов, в настоящее время опять активизировалась. В немалой степени эта тенденция объясняется, в первую очередь, некоторой нормализацией социально-экономического положения в стране.

Пока не совсем понятно в какой степени нашу страну затронет современный мировой финансовый кризис и как это может сказаться на миграционные процессы. Если в стране усилится нестабильность положения, у населения по-

явится неуверенностью в завтрашнем дне, а главное — опасения быстрого роста безработицы, обострение жилищных проблем, то это будет с одной стороны стимулировать население на более активный поиск более благоприятного места жительства, с другой стороны удерживать население на местах, так как в сложные времена многие люди не решаются двигаться с обжитого места.

Миграционный обмен с бывшими союзными республиками зависит от ряда причин. Например, напряженность межэтнических отношений или, тем более, этнополитические конфликты выталкивают русскоязычное население, особенно бывших выходцев из Беларуси, обратно в республику, хотя среди иммигрантов много лиц и других национальностей. Большое значение имеют наличие или отсутствие свободных рабочих мест в том или ином регионе, и возможности решения жилищной проблемы национальная политика государства. Большое значение имеет соотношение величины оплаты труда в странах. Влияет также уровень либерализации общества и соотношение уровня жизни в стране "оттока" и стране "притока". В данном случае, естественно, активнее едут туда, где лучше. Эмиграция из республики и иммиграция в республику в настоящее время уже не носит четко выраженный этнический характер, как в начале 90-х годов. Среди приезжающих и выезжающих мигрантов присутствуют представители разных национальностей. В перспективе динамика эмиграции и иммиграции будет зависеть от социально-экономического и политического развития, как Беларуси, так и стран, принимающих эмигрантов из Беларуси и стран, из которых приезжают иммигранты в нашу страну.

Учитывалось при прогнозе и то, что в соответствии с Национальной программой демографической безопасности на 2011-2015 гг. в стране предусмотрены мероприятия по увеличению иммиграции в страну за счет возвращения тех, кто уехал за пределы Беларуси в прошлые годы.

В результате реализации мероприятий по внешней миграции в 2013 году сальдо миграции (11 643 человек) впервые превысило значение естественной убыли населения. В 2014 году оно составило 15 722 человека при ожидаемом результате в 13 000 человек, в первом квартале 2015 года сальдо уже достигало 5 019 и превысило аналогичный показатель 2014 года более чем в два раза (2 432 - 2014 г.).

Среди причин значительного увеличения миграционного сальдо прежде всего следует отметить возросшую миграцию из Украины, связанную с событиями на Донбассе. Однако следует принять во внимание тот факт, что в 2015 году и последующих годах приток граждан Украины сократится, часть их (при условии стабилизации ситуации) постепенно возвратиться на родину.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что основной миграционный обмен населением происходит со странами СНГ. В 2013 г. его величина была в 4 раза больше миграционного обмена населением с другими странами. Вместе с тем данные статистики показывают существенное снижение величины миграционного сальдо по сравнению с началом 1990-х годов более чем в 3 раза. Причиной этого является сокращение резервов миграции в странах выезда, нормализация там социально-экономической ситуации. Кроме того, образование Евразийского Экономического Союза также повлияет на снижение миграционного сальдо.

Все выше сказанное позволяет определить целевой показатель «суммарное сальдо внешней миграции» за период 2016-2020 годов в объеме 50-70 тысяч. Неограниченный и неконтролируемый приток иностранцев может негативно сказаться на криминогенной обстановке в стране, вызвать отрицательное отношение населения к данному факту.

В результате были определены следующие объемы внешних миграционных потоков по двум направлениям: со странами СНГ и Балтии и с другими страны мира (таблица 5).

Таблица 5 - Прогнозные объемы внешней миграции. Сальдо миграции, тыс. чел.

Внешняя миграция в том числе

со странами СНГ и Балтии др. страны мира

1995 -0,2 7,2 -7,4

2000 12,1 16,8 -4,7

2005 1,9 4,2 -2,3

2010 10,3 10,2 0,1

2015 15,2 15 0,2

2020 15 12 3

2025 20 17 3

2030 20 16 4

Ожидаемые изменения численности и половозрастной структуры населения Беларуси в будущем по данным прогнозов

На основе разработанных прогнозов отдельных демографических процессов нами были рассчитаны прогнозы до 2030 года по трем сценариям демографического развития.

Первый вариант прогноза предусматривал демографическое развитие Республики Беларусь по очень оптимистическому сценарию. Его можно назвать оптимальным, желаемым для республики. Он, практически, показывает каких показателей необходимо достичь, чтобы население в стране перестало снижаться. В него заложены показатели оптимистических вариантов прогнозов всех трех компонент прогноза: по рождаемости, ожидаемой продолжительно-

сти жизни и по миграции. Этот вариант скорее можно назвать желаемым, нежели реальным, хотя, теоретически, если бы темпы роста демографических процессов, отмеченные в последние три года (2011 г. и 2014 г.) в стране сохранились и в дальнейшем, то столь оптимистические показатели рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, которые заложены в данном сценарии на 2030 год, были бы достигнуты уже к середине следующего десятилетия. Этот вариант показывает верхнюю планку динамики населения на ближайшие два десятилетия, которая желательна, но мало вероятна.

Второй вариант прогноза предусматривал демографическое развитие Республики Беларусь по среднему сценарию. В него заложены показатели средних вариантов прогнозов всех трех компонент прогноза: по рождаемости, ожидаемой продолжительности жизни и предусматривается не высокий миграционный прирост. Это более вероятный сценарий, по которому в ближайшие годы значительного прироста населения не ожидается, хотя возможна стабилизация населения в течение 2-3 лет, а за тем депопуляция будет продолжаться еще довольно длительное время.

Третий вариант прогноза предусматривал демографическое развитие Республики Беларусь по достаточно пессимистическому сценарию. В него заложены показатели пессимистических вариантов прогнозов всех трех компонент прогноза: по рождаемости, ожидаемой продолжительности жизни и не предусматривается миграционный прирост. Однако по этому сценарию все же предусматривается некоторый рост ожидаемой продолжительности жизни и не предусматривается миграционного оттока населения. Таким образом, этот вариант нельзя назвать совсем пессимистическим. По нашему мнению, он показывает нижнюю границу, до которой может снизиться численность населения, если демографическое развитие не удастся оптимизировать (таблица 6, рисунок 1).

Таблица 6 - Ожидаемая численность населения Республики Беларусь, по данным трех сценариев развития на перспективу до 2030 года, тыс. чел.

На начало года 1 сценарий, «Оптимистический» 2 сценарий, средний 3 сценарий, «Пессимистический»

2010 отчет 9500 9500 9500

2013 отчет 9 464 9464 9464

2015 прогноз 9483 9481 9480

2020 прогноз 9561 9400 9158

2025 прогноз 9645 9343 8742

2030 прогноз 9707 9286 8273

Результаты проведенных расчетов показали, что ожидаемая численность населения к 2020 г. может колебаться в пределах от 9 млн. 761 тыс. чел. по оптимистическому варианту, до 9 млн. 118 тыс. чел. по пессимистическому варианту. К 2030 году ожидаемая численность населения может колебаться в пределах от 9 млн. 907 тыс. чел. по оптимистическому варианту, до 8 млн. 233 тыс. чел. по пессимистическому варианту

Рисунок 1 - Динамика численности населения Республики Беларусь по данным трех прогнозных сценариев, тыс. чел.

Наибольшая вероятность, что демографическое развитие пойдет по среднему сценарию, по которому численность населения на протяжении всего прогнозного периода будет продолжать уменьшаться.

Кроме того, следует учитывать, что на ход демографического развития может оказать существенное негативное влияние развивающийся мировой финансовый кризис, длительность и глубину которого пока никто не прогнозирует. Тем более не совсем понятно насколько сильно он затронет республику, и нет опыта, по которому можно было бы определить, насколько этот кризис может повлиять на демографические процессы. Не совсем ясно как он может сказаться на показателях смертности, рождаемости, миграции.

По нашим расчетам, существенные изменения произойдут в возрастной структуре населения (рисунок 2.).

Рисунок 2 - Динамика численности населения основных возрастных групп (моложе трудоспособного, в трудоспособном и

старше трудоспособного возраста)

Численность населения в старшей возрастной группе практически одинаково растет по 1 и 3 вариантам. Однако, ввиду того, что общая численность населения по этим вариантам разная, то и доля этой возрастной группы по вариантам разная. Так, если демографическое развитие страны будет развиваться по 1 сценарию, то она возрастет с 18,3% в 2009 году до 22,9% к 2030 году, а по 3 сценарию до 26,3 % (табл. 7)

Таблица 7 - Доля численности основных возрастных групп в общей численности населения по 1 и 3 сценариям развития_

Возрастные группы 2009 2020 2030

0—15 лет (1 Вариант) 15,8 19,6 21,3

16—59 лет (1 Вариант) 65,9 59,2 55,8

60+ лет (1 Вариант) 18,3 21,3 22,9

Всего (1 Вариант) 100 100 100

0—15 лет (3 Вариант) 15,8 15,7 11,9

16—59 лет (3 Вариант) 65,9 61,9 61,7

60+ лет (3 Вариант) 18,3 22,4 26,3

Всего (3 Вариант) 10 100 100

Численность населения в наиболее активной возрастной группе снижается и по 1 и по 3 сценариям, причем по 3 сценарию более активно. Однако доля этой возрастной группы более активно снижается по 1 сценарию. Происходит это за счет того, что по первому сценарию и численность и доля населения в младшей возрастной группе растет, а по 3 сценарию и численность и доля младшей возрастной группы довольно быстро уменьшается (таблица 8).

Таблица 8 - Динамика родившихся по данным прогнозов по 1, 2 и 3 сценариям, в тыс. чел.

Количество родившихся Количество родившихся Количество родившихся

по 1 сценарию по 2 сценарию по 3 сценарию

2010 отчет 108,1 108,1 108,1

2011 отчет 109,1 109,1 109,1

2012 отчет 115,9 115,9 115,9

2015 прогноз 120,0 118,7 118,0

2020 прогноз 135,2 115,0 94,1

2025 прогноз 129,1 105,0 69,4

2030 прогноз 127,1 95,0 46,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество умерших растет и по 1 и по 3 сценарию, хотя по первому значительно медленнее, это происходит по тому, что в первый сценарий заложены достаточно высокие темпы снижения вероятности умереть (таблица 9).

Рассмотрены варианты демографического развития республики по трем сценариям, два из которых крайние, «оптимистический» и «пессимистический», и средний «реалистический», по которому с большей вероятностью пойдет демографическое развитие страны. Однако на ход демографического развития существенно могут повлиять различные катаклизмы в социально-экономическом развитии страны. Так, могут сказаться блуждающие по миру отголоски финансового кризиса, его негативное влияние на социально-экономическое развитие может сказаться и на Беларуси, что может вызвать увеличение безработицы, снижение уровня жизни населения и др., что, в свою очередь, повлияет и на ход демографического развития страны.

Таблица 9 - Динамика умерших по данным прогнозов по 1, 2 и 3 сценариям

Всего умерло по 1 сценарию Всего умерло по 2 сценарию Всего умерло по 3 сценарию

отчет

2010 137,1 137,1 137,1

2011 135,1 135,1 135,1

2012 126,5 126,5 126,5

прогноз

2015 121,0 122,0 123,0

2020 131,9 133,0 140,7

2025 135,5 136,6 142,8

2030 136,0 137,9 143,0

Если экономический кризис окажется действительно глубоким, то браков станет меньше, ведь они сопряжены с расходами, а материальное положение во время кризиса у людей становится хуже. Снижение материального уровня населения может оказать отрицательное влияние на рождаемость, так как сократятся доходы населения. Когда экономическая ситуация резко ухудшается, появляется угроза потери работы, то предусмотрительные люди не решаются на рождение очередного ребенка. Отрицательно это может сказаться и на здоровье, на ожидаемой продолжительности жизни населения и на миграции. Так, резкая девальвация белорусского рубля в 2011 году вызвала изменения в миграционных потоков, особенно временной трудовой миграции в приграничных территориях страны.

В тоже время возможен и более оптимистический путь развития. Так если будут успешно реализовываться Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2010-2015 гг. и соответственно последующие программы демографического развития, то возможно более быстрое повышение рождаемости, рост ожидаемой продолжительности жизни, оптимизация миграционных потоков.

Однако не стоит списывать только на социально-экономическое развитие ожидаемые негативные тенденции в демографическом развитии страны. Следует учитывать, что в 90-е годы детей рождалось мало — и соответственно теперь мало девочек, которые могут стать матерями до 2025 года. Кроме того, льготы, которые были введены в 2007 году, могли ускорить рождение детей теми женщинами, которые собирались завести второго или третьего ребенка, но благодаря льготам сделали это раньше. По опыту 80-х лет, когда в стране были приняты тоже достаточно действенные меры семейной политики, можно ожидать, что увеличение суммарного коэффициента рождаемости продлится лет пять-шесть, а потом начнется его стабилизация или даже спад. В результате произойдет уменьшение количества рождений.

ВЫВОДЫ

Как показали наши исследования, полностью и, главное, надолго погасить депопуляцию в стране в ближайшие годы не представляется возможным. Таким образом, демографическая безопасность и в долгосрочной перспективе будет выступать одним из наиболее проблемных аспектов социальной безопасности, требующего к себе повышенного внимания. Принятие своевременных мер, поможет значительно сгладить негативные явления и предотвратить нежелательные последствия. Для этого необходимо:

• Изыскать возможности для скорейшего введения в стране практики материнского капитала — проект «Большая семья» [14].

• Проводить мониторинг демографического развития страны. Своевременно выявлять возникающие негативные явления и принимать соответствующие меры по их устранению или минимизации последствий.

• Вернуть практику ежегодной разработки демографических прогнозов, которая существовала в стране с 1963 по 2011 год. На наш взгляд, регулярные демографические прогнозы должны разрабатываться статистическими органами — как это делается в России и ряде других стран. Это позволит совершенствовать методику прогнозов и разработать сквозные математические программы, увязывающие расчеты отчетных демографических показателей, как базы для проведения прогнозов и разработку самих демографических прогнозов. Научно-исследовательским институтам оставить только разработку гипотез демографического развития на перспективу. При этом желательно, чтобы они разрабатывались в нескольких независимых научных подразделениях страны для того, чтобы можно было выбрать из нескольких альтернативных вариантов наиболее обоснованный.

• Повышать демографическую грамотность населения и особенно руководящих работников, принимающих решения. В настоящее время в высших учебных заведениях Беларуси этим вопросам уделяют недостаточно внимания. Основы демографии, в том числе демографического прогнозирования (4 часа) преподают в БГЭУ на кафедре статистики и то только тем группам, которые обучаются по специальности «Статистика». Некоторые знания по демографии и демографическому прогнозированию дают в БГУ на географическом факультете и на отделении социологии. Учитывая всю важность демографических знаний, для будущих руководящих работников, этого критически мало.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Беларусь о демографической безопасности Республики Беларусь 4 января 2002 г. № 80-З. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 9 января 2002 г. N 2/829 [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.bv/world of law/text.asp?RN=H10200080 Дата доступа: 28.07.2013 г

2. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы [Электрон. ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/razdel1/num8/1d8434.html Дата доступа 24.01.2014 г. http://pravo.bv/world of law/text.asp?RN=P31100357 - Дата доступа 28.07.2013 г.

3. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы [Электрон. ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.bv/world of law/text.asp?RN=P31100357 или http://www.pravo.bv/main.aspx?guid=3871&p2=1/12762 Дата доступа 24.01.2014 г.

4. Раков, А. А. Перспективы роста населения и вопросы активизации демографической политики в Белорусской ССР (ДСП) / А.А. Раков, Л.П. Шахотько - Мн., 1971

5. Шахотько, Л. П. Население Республики Беларусь в конце ХХ века / Л.П. Шахотько - Минск, 1996 г.

6. Шахотько, Л. П.Модель демографического развития Республики Беларусь / Л.П. Шахотько. - Минск: «Бе-ларуская навука», 2009. - С.353.

7. По расчетам ООН, отдела народонаселения, департамента по экономическим и социальным вопросам. Редакция 2012 года - Режим доступа: http://esa.un.org/unpd/wpp/fertilitv figures/interactive-figures DL-functions.htm - Дата доступа 28.07.2013 г.

8. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Данные переписи населения 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.bv/homep/ru/perepic/2009/itogi1.php. и http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/demogr.php - Дата доступа 28.07.2013 г.

9. По расчетам ООН, отдела народонаселения, департамента по экономическим и социальным вопросам. Редакция 2012 года - Режим доступа: http://esa.un.org/unpd/wpp/fertilitv figures/interactive-figures DL-functions.htm - Дата доступа 28.07.2013 г

10. Демоскоп Weeklv№559-560 от 17-30 июня2013 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, 19602010 (лет) по промышленно развитым странам мира - Режим доступа: http://demoscope.ru/weeklv/app/app40e0.php -Дата доступа 28.07.2013 г.

11. Демоскоп Weeklv№559-560 от 17-30 июня2013 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, 19602010 (лет) по промышленно развитым странам мира - Режим доступа:http://demoscope.m/weekly/app/app40e0.php -Дата доступа 28.07.2013 г.

12. Демоскоп Weeklv№559-560 от 17-30 июня2013 Коэффициент младенческой смертности по промышленно развитым странам мира - Режим доступа: http://demoscope.ru/weeklv/ias/ias05.php?tim=2010&cou=0&terr=1&ind=6&Submit=QK — Дата доступа 28.07.2013 г.

13. Демоскоп Weeklv№559-560 от 17-30 июня2013 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, 19602010 (лет) по промышленно развитым странам мира -Режим доступа: http://demoscope.ru/weeklv/app/app40e0.php -Дата доступа 28.07.2013 г

14. Новости TUT.BY: Лукашенко о проекте "Большая семья" Режим доступа: http://news.tut.bv/societv/369599.html, http://finance.tut.bv/news369913.html Дата доступа: 30.01.2013 г

Статья поступила в редакцию 12 мая 2015 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.