••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 2. 2016
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Камилов Камиль Абдурашидович, аспирант кафедры психологии, Университет Российской Академии образования (УРАО), Москва, Россия; e-mail: [email protected]
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-организационного отдела УРАО С. А. Печерская.
Статья поступила в редакцию 26.02.2016 г.
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations
Kamil A. Kamilov, postgraduate, the chair of Psychology, University of the Russian Academy of Education (URAE), Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
Scientific supervisor: Doctor of Psychology, professor, leading researcher, Scientific-Organizational Department URAE S. А. Pecherskaya.
Article was received 26.02.2016.
Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159. 92 / UDC 159. 92
Значение профессиональной деятельности в жизни современной женщины
© 2016 Штрикова Д. Б.
Самарский государственный технический университет, Самара, Россия; e-mail: [email protected]
Резюме: В статье обосновано предположение, что профессиональная ментальность является базой для формирования интересов, ориентиров и ролей в профессиональной деятельности. Рассматриваются и анализируются результаты эмпирического исследования, направленного на изучение значимости профессиональной деятельности в жизни современной женщины. Проанализирована динамика готовности женщин отказаться от работы в результате решения материальных проблем в семье за период 1980-2015 гг.
Ключевые слова: женская профессиональная деятельность, профессиональная ментальность, женская профессиональная ментальность.
Формат цитирования: Штрикова Д. Б. Значение профессиональной деятельности в жизни современной женщины // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 18-24.
The Importance of Professional Activity in a Modern Woman's Life
© 2016 Darya B. Shtrikova
Samara State Technical University, Samara, Russia; e-mail: [email protected]
Abstract: The article explains the rationale that the professional mentality is the basis for the formation of interests and roles in professional activities. The analysis of the results of empirical research the significance of professional activity in the life of a modern woman is given. The dynamics of women's readiness to give up work as a result of solving financial problems in the family for the period of 1980-2015.
Keywords: women's professional activity, professional mentality, women's professional mentality.
For citation: Strikova D. B. The Importance of Professional Activity in a Modern Woman's Life. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. Vol. 10. No. 2. 2016. Pp. 1824. (In Russian)
Вопросы, касающиеся женской профессиональной деятельности обширны, раз-ноплановы и разрабатываются представителями различных общественных наук.
Начиная с 70-х годов ХХ века интерес к данной проблеме со стороны отечественной и зарубежной социальной, гендерной и дифференциальной психологии, психологии развития и психологии личности постоянно возрастает.
Какое значение имеет профессиональная деятельность в жизни современной женщины? Как менялось ее значение на протяжении последних десятилетий?
Понятие «женская профессиональная ментальность», которое является предметом научных исследований автора, неразрывно связано с понятием «женская профессиональная деятельность». Более того, по мнению автора, профессиональная мен-тальность является базой для формирования интересов, ориентиров и ролей в профессиональной деятельности.
Цель нашего исследования - определить роль и значение профессиональной деятельности в жизни женщины и проследить динамику изменения ее значимости на протяжении последних десятилетий.
Задачи исследования:
1) описать направления исследований женской профессиональной деятельности, которые проводятся отечественными и зарубежными учеными;
2) обосновать взаимосвязь профессиональной деятельности и профессиональной ментальности и описать факторы, оказывающие влияние на формирование профессиональной ментальности;
3) описать результаты проведенного эмпирического исследования.
В работах иностранных авторов изучаются вопросы удовлетворенности женщин работой (Douvan, Kulka, Pottick, Veroff), моделирования женской карьеры (Astin, Betz, Farmer, Fitzgerald), стилей женского руководства (Inston, Ragins, Rozener, Sundstrom), формирования женщины-профессионала под влиянием социальной среды (Falk, Kaplan, Salter, Watley). Так же очень популярны темы дискриминации по половому признаку (Albrecht, Coher, Gutek, Morasch, Pose, Shinar, Stone), барьеров (или так называемого «стеклянного потолка», который препятствует профессиональному
росту женщины) (Epstein, Homer, McLure, Piel), описания характерных черт женщин, работающих в традиционно мужских и женских профессиях (Bingham, Boehm, Munley, Jenkins, Hall, Goodale, Ritchie, Stroud, Walsh). Довольно подробно в работах рассматриваются профессиональные конфликты и эмоциональные стрессы (Korabik, Rosin, Schwartz, Sekaran), причины профессионального выбора, профессиональные роли, творческие подходы к работе, профессиональные успехи и удовлетворенность трудом (Barney, Busenitz, Domsch, Katzell, Ladwig). Большое внимание зарубежные психологи уделяют вопросам личностного отношения к профессии (Gutek, Larwood, Meuers), динамике и этапам профессионального продвижения (Blusten, Prezioso), уделяют внимание внешним и внутренним факторам, способствующим или препятствующим профессиональному развитию разных социальных групп (McClelland, R. Noe, A. Noe, Bachuber). К самым разработанным направлениям в зарубежной психологической науке можно отнести исследования индивидуальной карьеры (McClelland, Schein и др.).
В научных трудах российских ученых рассматриваются профессиональная Я-концепция (С. Т. Джанерьян, А. А. Ждано-вич, И. П. Лотова, А. М. Шевелева и др.), характерные черты женщин-
предпринимателей (О. Ш. Кричевская, Е. К. Завьялова, С. Т. Посохова, А. Е. Чирикова), формальных и неформальных лидеров (Т. В. Бендас, Е. Г. Молл, М. Ш. Солмакова), ролевые конфликты профессионально-успешных женщин (О. А. Гаврилица, В. А. Васюнина, О. А. Власова, Е. В. Кисилева, Ю. В. Артамошина) и стратегии разрешения ролевых конфликтов (Ю. Е. Алешина, П. Босс, Т. А. Гурко, О. Л. Миловая, Э. Е. Новикова, Л. Н. Родыгина, З. А. Хоткина, Л. В. Ясная).
Также в отечественной психологии можно выделить следующие направления: изучение гендерного аспекта профессионализации (Е. Б. Задорожникова, Н. В. Само-укина, А. И. Тащева, А. М. Шевелева), воздействие личностных факторов профессионального развития (А. К. Маркова, И. Н. Семенов, О. В. Ульянова), управленческая, служебная и трудовая карьера (Е. Г. Молл,
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 2. 2016
Е. В. Охотский, Н. В. Яценко). Личностный и этнический модусы психологии женской карьеры представлены в исследовании Ф. О. Семеновой.
Основой для формирования интересов и ориентиров в профессиональной деятельности является профессиональная ментальность. Профессиональная ментальность - это система сознательных и бессознательных социально-
психологических установок, состоящих из стереотипных мнений, суждений, оценок, которые лежат в основе коллективных представлений о профессиональной деятельности и индивидуальных представлений о своем месте в профессиональной деятельности.
Сущность и структура профессиональной ментальности характеризуются сложностью и многозначностью. На ее формирование оказывают влияние три группы факторов.
1. Макрофакторы: природные; социально-культурные; экономические; политические.
Научные труды философов, историков, социологов и этнологов убедительно демонстрируют, что именно эти системы участвуют в формировании ментальности. Формирование происходит при взаимодействии людей в определенном историческом контексте.
2. Микрофакторы: семья; ближайшее окружение; образовательные учреждения.
3. Личностные факторы: иррациональные неявные установки сознания, неподдающиеся осмыслению, и рациональные (сознательные) установки, выражающие опыт научного осмысления действительности.
Профессиональная ментальность понимается нами не как конечный результат, а в процессуальном плане как способ получения и отражения жизненной позиции и реальности.
В своих предыдущих научных работах автор описывал особенности формирования профессиональной ментальности и, в частности, доказывал, что изменения в профессиональной ментальности носят инерционный характер [6; 7]. Тем не менее, новообразования в ментальности появляются при одновременном сохранении целостности системы ментальности. Таким образом, человек адаптируется или самоорганизуется в измененных условиях, при этом совмещая ценности и определенные
установки предыдущего поколения с новым. Отметим так же и целеориентирован-ность профессиональной ментальности, то есть на основе понятных образов задается набор определенных целей и задач для деятельности социальной общности, то есть указывает «куда идти?», «как идти?» и «каким быть?».
Таким образом, профессиональная ментальность определяет роль, ориентиры и значение профессиональной деятельности.
В подходах к описанию женских ролей и ориентиров в современном обществе развивается ряд трендов. Исследователи отмечают усиление патриархальных настроений, что прослеживается, в том числе, и в государственной социальной политике, в качестве примера можно привести программу «материнский капитал», направленную на увеличение рождаемости в России [2; 5]. С точки зрения З. А. Даниловой, причиной высокого числа разводов, мужского алкоголизма, детской преступности, наркомании является высокий уровень образования и занятости женщин [2].
Вместе с этим существует прямо противоположная точка зрения, поддерживаемая значительной частью женщин, которые предпочитают работать и быть финансово независимыми. Согласно ей, самым предпочтительным вариантом является ситуация, когда работа и весь спектр семейных отношений одинаково важны для женщины.
Еще одно направление предлагает женщинам образец «женственности», где ставится акцент на сексуально-физиологической сути женщины, примером которого выступает «модель» или «светская львица».
Женская профессиональная деятельность - продукт социализации женщин, имеющий долгую историю освоения и формирования ими общественно-политических, морально-нравственных и этических норм. Ценности современных женщин достаточно разнообразны и дифференцированы. По отношению к профессиональной деятельности выделяют три основные группы, коррелирующие с вышеперечисленными трендами, а именно:
- женщина выполняет роль хранительницы домашнего очага, мужчина - роль добытчика, материально обеспечивающего семью и выступающего коммуникатором между семьей и обществом;
- женщина ориентирована на профессиональную деятельность, стремится к экономической самостоятельности и самореализации вне зависимости от размеров доходов мужа;
- женщина ориентирована на профессиональную деятельность, так как ее финансовый заработок жизненно необходим и является весомой статьей дохода семьи.
Надо отметить, что третья группа является в России наиболее многочисленной. Для проведения нашего эмпирического исследования мы взяли все три группы женщин. Исследование проводилось в г. Самара, в нем приняла участие 241 женщина в возрасте от 18 до 54 лет. Способ формирования выборочной совокупности - систематическая вероятностная выборка.
Отразим общую структуру выборки в таблицах: уровень образовании (табл. 1), профессиональная деятельность (табл. 2), семейное положение (табл. 3).
Таблица 1
Уровень образования
Высшее (%) Незаконченное высшее (%) Среднее специальное (%) Ученая степень (%) Среднее общее (%)
50,1 21,1 20,9 4,9 3
Таблица 2 Профессиональная деятельность
Гос- Сотруд-
служа ники
жа- коммер.
щие организа-
(%) ций (%)
34 25,7
Сту- До-
ден- мохо-
ты зяйки
(%) (%)
17,2 9,1
Пред- Безра
при- работ
нима- бот-
тели ные
/О/Л /0/\
(%) (%)
8,2 3,4
Пенсионеры
2,4
Таблица 3
Семейное положение
Не замужем (%) Состоит в браке(%) В «гражданском» браке (%) В разводе (%) Вдовствует (%)
37,2 37,1 12,2 10,3 3,2
Итак, составим социально - психологический портрет современной женщины. Составим перечень качеств, выделенных респондентами в порядке убывания значимости:
- успешное совмещение профессиональной и семейной роли (61,8 %);
- коммуникативная компетентность (42,1 %);
- умелое воспитание детей и ведение домашнего хозяйства (41,6 %);
- финансово-экономическая самостоятельность (39,8 %);
- высокий уровень культуры и интеллекта (32,7 %);
- профессиональная компетентность (19,8 %);
- ухоженность/забота о внешности (24,7 %);
- стремление к карьерному росту (16 %).
Рассмотрим, какие аспекты профессиональной деятельности являются для женщин наиболее значимыми. 82,4 % респондентов отмечают важную роль работы в их жизни. В профессиональной деятельности они больше всего ценят ее интересность и содержательность (50,1 %), затем - достаточно высокий размер заработной платы (38 %), возможность карьерного продвижения (35,7 %), географическая близость работы (26,2 %), гибкий график работы/удобное время работы (23,6 %), хорошие условия труда (20,4 %).
В чем же заключается смысл профессиональной деятельности для женщин? Итак, это увеличение доходов семьи - 81,1 %, желание находиться в коллективе - 51,3 %, финансово-экономическая самостоятельность (относительная и абсолютная) -48,2 %, профессиональная самореализация -34 %. Сравнительно небольшой процент женщин мечтает о серьезном карьерном продвижении - 14 % (преимущественно среди студенток - 62 %). Для большинства женщин значительный карьерный рост не является целью и ценностью: для 45,8 % -совсем не важен, для 37,4 % - достаточно важен.
Стремление к профессиональному продвижению и интересной работе в сознании женщин тесно связано с повышением квалификации и уровня образования. Образование и обучение важны для 48,5 %, очень важны для 25 %, не важны для 16 % опрошенных.
Рассмотрим отношение к стремлению получать более высокий доход - для 50,1 % высокий уровень дохода (своего) является очень важным фактором, для 35,7 % - достаточно важным, для 8,1 % - совершенно не важным. Причем данный мотив является ведущим с небольшими колебаниями, начиная с 1990-х годов.
С какими факторами женщины связывают изменение материального положения в семье? Прежде всего, с профессиональным ростом. При этом респонденты считают, что у них гораздо меньше возможно-
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 2. 2016
сти для этого, чем у мужчин. Среди причин этого они видят необходимость уделять много времени семейным обязанностям (51 %), предвзятое отношение мужчин к профессиональному росту жены (18 %).
Вторым фактором женщины видят смену места работы или сферу профессиональной деятельности. Большинство респондентов (62 %) устраивает их нынешнее место работы, у 17,2 % есть желание перейти на другую работу, но они не знают, как его реализовать, с чего начать, 9,7 % отметили, что уже решили найти новое место работы.
Таким образом, женщины хотят профессионально развиваться и расти, стремятся к самореализации, больше зарабатывать. В то же время семья для женщин приоритетнее работы: 59,3 % респондентов ответили, что семья важнее работы, для 38,1 % семейная и профессиональная сферы равноценны, 3 % отмечают приоритет профессиональной деятельности. Заметим, что среди этих 3 % -все студентки 18-20 лет.
Сравнивая данные с исследованием Е. Ю. Груздевой и Э. С. Чертихиной, проведенным в 1980-х годах, можно сделать вывод о большей ориентации на другие сферы жизнедеятельности [1]. По их данным, 70 % женщин продолжили бы работать, даже если бы заработок мужа вырос до уровня их суммарной заработной платы. В этих же условиях только 63,1 % наших современниц сегодня продолжили бы работать, 25,7 % оставили бы работу и 10,1 % - не смогли дать определенный ответ.
В 1990-х гг. аналогичное исследование было проведено Л. Л. Рыбцовой [4]. Результаты были следующими - 37,2 % женщин продолжили бы работать, даже если бы муж стал зарабатывать столько, сколько они зарабатывают вместе, отказались бы от работы 37,6 %, у 25,2 % вопрос вызвал затруднения, и они не дали конкретного ответа.
В 2000-х гг. Л. В. Осипова проводила подобный опрос [3]. 32 % женщин отказались бы от работы, если бы материальные проблемы их не беспокоили, 55,3 % не отказались, 12,2 % не ответили на вопрос.
Для наглядности сведем результаты исследований разных десятилетий в таблицу (табл. 4).
Для выявления значимости различий между выборками используем угловое преобразование Фишера с попарным сопоставлением групп.
Таблица 4 Готовность женщин отказаться от работы в результате решения материальных проблем в семье
Годы Не откажутся от работы, % Откажутся от работы, % Затруднились ответить, %
1980-е 70 8 -
1990-е 37,2 37,6 25,2
2000-е 55,8 32 12,2
2010-е 63,1 25,7 10,1
Различия результатов между группами женщин разных десятилетий являются статистически значимыми. То есть доля женщин, которые не откажутся от работы, в первой группе больше, чем во второй, третьей и четвертой группах; доля женщин во второй группе, которые не откажутся от работы, меньше, чем в третьей и четвертой; доля женщин в третьей группе, которые не откажутся от работы, меньше, чем в четвертой группе. Различия между всеми группами статистически значимы.
Проанализируем динамику готовности женщин отказаться от работы в результате решения материальных проблем в семье. Начало 1980-х гг. (период, когда проводилось исследование) социально-экономическую ситуацию в стране можно охарактеризовать как стабильную [8]. Отсутствовала безработица, что считалось важнейшим завоеванием социализма, функционировали детские социальные институты (ясли, детские сады). Также отметим, что покупательская способность средней заработной платы была весьма высока. На макроуровне (государственной политики) пропагандировалась обязательная трудовая занятость женщины. По большей части и на микроуровне (семьи и ближайшего окружения) женская профессиональная деятельность была явлением само собой разумеющимся. Эти явные и неявные установки были усвоены и одобрены на личностном уровне.
В конце 1980-х гг. ситуация меняется. На макроуровне резко ухудшилась социально-экономическая ситуация. Начавшийся развал системы хозяйствования в целом и предприятий в частности, а так же низкий уровень заработной платы, вызывали ощущение бессмысленности трудо-
вой деятельности. Но самым страшным событием, на наш взгляд, была потеря идеологических ориентиров в обществе, которая отразилась и на отношении к профессиональной деятельности. Предполагаем, что изменения в профессиональной ментальности, и, как следствие, в ориентации на профессиональную деятельность, начались уже в конце восьмидесятых годов. Таким образом, в результатах опроса (период проведения исследования 1994-1995 гг.) был отражен ее новый уровень значимости.
В 2000-х гг. дальше ситуация начинает понемногу налаживаться. Развивается сформировавшаяся в 90-е годы система новых экономических отношений.
Положительная тенденция в развитии социально-экономических процессов в стране наблюдается и в 2010-х гг. Причем она наблюдается и в развитии новых форм социальных институтов, и поддержке социальных программ на государственном уровне (поддержка малого бизнеса, ипотечные программы для молодых семей, центры занятости детей ясельного и дошкольного возраста). Растет и значимость
профессиональной деятельности как таковой среди женского населения.
В целом, полученные данные говорят о том, что профессиональная деятельность является очень важной частью их жизни. Основной особенностью является тот факт, что большинство женщин видят смысл своей профессиональной деятельности, прежде всего, в улучшении материального положения своей семьи. Карьерный рост не является приоритетом для большей части респонденток. Тем не менее, образование рассматривается женщинами как необходимое условие карьерного роста, достижения статуса, способ формирования круга общения и повышения финансового благополучия.
Таким образом, в данной работе были рассмотрены направления исследований женской профессиональной деятельности, которые проводятся отечественными и зарубежными учеными, описана взаимосвязь профессиональной деятельности и профессиональной ментальности, описаны факторы, оказывающие влияние на формирование профессиональной ментально-сти, приведены результаты проведенного эмпирического исследования.
Литература
1. Груздева Е. Ю., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин. М.: Политиздат, 1983. 222 с.
2. Данилова З. А. Социальная адаптация женщин в условиях кризиса: Дисс. ... д-ра со-циол. наук. СПб., 1999. 420 с.
3. Осипова Л. В. Роль профессиональной деятельности в самоактуализации современной женщины: Дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 183 с.
4. Рыбцова А. Л. Жизненные ценности женщин. М., 1997. С. 26-31.
5. Силласте Г. Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 58-64.
6. Штрикова Д. Б. Закономерности и особенности формирования женской профессиональной ментальности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 13. С. 2975-2980.
7. Штрикова Д. Б. Политико-правовые факторы формирования женской профессиональной ментальности // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-4. С. 890-895.
8. Щербакова Е. М. Социально-экономическая ситуация в России: 15 лет до и после начала реформ 1990-х годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rus-stat.ru/ stat/ 756P0M_2007_85-128_4.pdf (дата обращения 05.11. 2015)
References
1. Gruzdeva E. Yu., Chertikhina E. S. Trud i byt sovetskih zhenshhin [Work and life of Soviet women]. Moscow, Politizdat Publ., 1983. 222 p. (In Russian)
2. Danilova Z. A. Social'naja adaptacija zhenshhin v uslovijah krizisa [Social adaptation of women in crisis]. Dr. Dissertartion (Sociology). Saint Petersburg, 1999. 420 p. (In Russian)
3. Osipova L. V. Rol' professional'noj deja-tel'nosti v samoaktualizacii sovremennoj zhenshhiny [The role of the professional activity in
the self-actualization of a modern woman]. Ph. D. Dissertation (Psychology). Saint Petersburg, 2004. 183 p. (In Russian)
4. Rybtsova A. L. Zhiznennye tsennosti zhenshchin [Women's vital values]. Moscow, 1997. Pp. 26-31. (In Russian)
5. Sillaste G. G. The evolution of the social position of women in a changing Russian society. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 1995. No. 4. Pp. 58-64. (In Russian)
6. Shtrikova D. B. Laws and features of the formation of women's professional mentality.
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2G16
••• DSPU JOURNAL. Vol. Ю. No. 2. 2G16
Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research]. 2015. No. 2 (Vol. 13). Pp. 2975-2980. (In Russian)
7. Shtrikova D. B. Political and legal factors of forming the female professional mentality. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research]. 2013. No. 10-4. Pp. 890-895. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Штрикова Дарья Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления организацией, Самарский государственный технический университет (СГТУ), Самара, Россия; e-mail: [email protected]
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Эмпирическое исследование женской профессиональной ментальности»), проект № 15-1663001.
Статья поступила в редакцию 09.12.2015 г.
8. Shcherbakova E. M. Social'no-ekonomi-cheskaya situatsiya v Rossii: 15 let do i posle nachala reform 1990-h godov [The socioeconomic situation in Russia: 15 years before and after the beginning the reforms of the 1990s] Available at: http:// www.rus-stat.ru/ stat/ 756P0M_2007_85-128_4.pdf (accessed 05.11. 2015)
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations
Darya B. Shtrikova, Ph. D. (Economy), assistant professor, the chair of Economics and Organization Management, Samara State Technical University (SSTU), Samara, Russia; e-mail: [email protected]
The study was carried out with financial suppot of the Russian Humanitarian Science Foundation within the research framework ("The Empirical Study of the Female Profesional Mentality"), project No. 15-1663001.
Article was received 09.12.2015.