Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ТОКСОПЛАЗМОЗА '

ЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ТОКСОПЛАЗМОЗА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — О.М. Доброва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ANIMAL PRODUCTS IN THE SPREAD OF TOXOPLASMOSIS

In order to determine the possibility of toxoplasmosis infection due to the use of milk and meat, containing toxoplasms, the author fed these products to albino rats. Positive infection results were obtained when the animals were fed with raw infected milk, containing 4.5*1⁶ toxoplasms per dose, and muscle and liver tissues of infected laboratory animals. The toxoplasm survival tests, carried out under various conditions, showed that the toxoplasms present in the milk were inactivated during the pasteurization and the souring of the milk. In a raw milk kept in a refrigerator toxoplasms survived 5 days. In tissues toxoplasms survived up to 19 days (at 4—5°). The thermal treatment of sausages inactivated the parasites. Therefore, it is only the use of raw meat products and fresh raw milk from animals sick with toxoplasmosis that is epidemiologically dangerous.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ТОКСОПЛАЗМОЗА »

ЛИТЕРАТУРА

Б е р е з ю к Г. С. Труды научной сессии Ленинградск. научно-исслед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний, посвящ. итогам работы за 1956 г. Л., 1958, с. 172. - В а-с и л ь е в Л. Л. Теория и практика лечения ионизированным воздухом. Л., 1953. — В а-с и л ь е в Л. Л., Чижевский А. Л. В кн.: Проблемы ионификации. Воронеж, 1934, т. 3, с. 335. — Величковский Б. Т., Кацнельсон Б. А. Этиология и патогенез силикоза. М., 1964. — Вигдорчик Н. А. Электропатология. Л., 1940. — Вигдорчик Е. А. Задержка аэрозолей при дыхании. Л., 1948.— Л и ф ш и ц И. И., Л ы х и н а Е. Т., Эренбург Г. С. Гиг. и сан., 1948, № 10, с. 17. — Л и ф ш и ц И. И. Тезисы докл. научной сессии Научно-исслед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Л., 1954, с. 93. — Скоробогатова А. М. В кн.: Материалы научной конференции по проблеме «Аэроионизация в гигиене труда>. Л., 1963, с. 13. — С к о р о б о-г а т о в а А. М., Ануфриев Г. П. Там же, с. 24. — Ш а г а н И. Б. В кн.: Вопросы курортологии. Рига, 1959, т. 5, с. 61,— Ш а г а н И. Б. Труды Ленинградск. сан.-гиг. мед. ин-та, 1960, т. 62, с. 101. — о б б е п Ь 1 и ш N.. Ж. тех. физики, 1937, т. 4, № 7, с. 64.

Поступила 26/1 1966 г.

THE LOSS OF ELECTRIC CHARGES BY SILICON DUST PARTICLES IN THE UPPER RESPIRATORY TRACT

I. B. Shagan

The drawing of silicon dust through the upper respiratory tract of tracheotomized rabbits and the inhalation of the same dust and tobacco smoke in an autoexperiment showed that the main part (more than 70%) of the electrically charged aerosol particles, entering the upper respiratory passages, penetrate into the deeper parts of the respiratory tract and retain their electric charge there. In the course of breathing the lungs retain at an average of 70 per cent of all the charged particles inhaled. Therefore one cannot exclude the possible effect of the electrically charged dust particles on the development of pathological lesions in the lung tissues in the course of various pneumoconioses, including silicosis. It may be assumed that besides the ion exchange there may be a direct exchange of electric charges in between the electrically charged dust particles and the cells, particularly the coniophages. The intercellular exchange of electric charge disturbs the normal cellular polarization and brings about the cellular destuction.

УДК^в 1 в.993.19-022.38

ЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ТОКСОПЛАЗМОЗА

О М. Доброва

Куйбышевский научно-исследовательский институт эпидемиологии и гигиены

В последнее время большое внимание уделяется токсоплазмозу, который, по данным многих авторов (Е. А. Шевкунова; Е. П. Ковалева; И. Г. Галу-зо, и др.), широко распространен среди людей и животных. Возникая у людей, это заболевание часто сопровождается тяжелыми последствиями, приводящими к слепоте, нервным расстройствам, мертворождениям, а у детей — к уродству, умственному и физическому недоразвитию.

Человек заражается токсоплазмозом от больных животных и птиц. Эпидемиологическое значение того или другого вида в качестве источника заражения неодинаково и зависит от характера и степени контакта с ним. Ввиду этого наибольшая роль в заражении человека токсоплазмозом отводится сельскохозяйственным и домашним животным (ТЬа1Иаттег;

С. Ангелов, и др.) Распространение инфекции в зараженном организме происходит гематогенным и лимфогенным путем, в результате чего токсоплазмы могут заноситься в различные органы и ткани животных.

В прямой связи с изложенными данными стоит вопрос о некоторых продуктах животного происхождения как факторах передачи токсоплаз-моза, а именно мясе, молоке и яйцах. Интересны, например, данные Des-monts, который наблюдал за детьми в Мона-Бернарской больнице, получавшими 2 раза в неделю с ______

терапевтической целью невареное рубленое мясо. Через 6—12 месяцев у 30% детей обнаружены комп-лементсвязывающие антитела к токсоплазменному антигену, чего ранее не было.

Выделение токсоплазм от животных (И. Г. Галузо и соавторы; О. М. Доброва) свидетельствует о присутствии токсоплазм в их тканях и органах.

Мы исследовали на наличие токсоплазм органы и ткани (печень, селезенка, диафрагмальные мышцы) 311 животных (свиней, овец, крупного рогатого скота). Применяли метод биопроб на белых мышах.

В 2 случаях из тканей свиней (рис. 1) ив 1 случае из тканей овцы (рис. 2) выделены токсоплазмы. Полученные штаммы токсоплазм были вирулентными для лабораторных животных— мышей, морских свинок, кроликов. Гибель животных наступала на 4—7-е сутки в зависимости от дозы и пути введения заразного материала. По морфологии выделенные штаммы токсоплазм не отличались от эталонного штамма RH. Штамм токсоплазм, выделенный из тканей свиней (SDD), мы использовали впоследствии для экспериментальных исследований. Выделенные штаммы были переданы для изучения в Институт зоологии АН Казахской ССР.

Токсоплазмы удавалось выделять и из молока животных, больных ток-соплазмозом. Sanger с соавторами обнаружили токсоплазмы в молоке коров, Havlik и НйЬпег— в молоке коз, И. Г. Галузо и соавторы — в молоке

Рис. 1. Токсоплазмы, выделенные от свиньи, в мазке-отпечатке из легкого белой мыши. Микрофотография. Ув. 900Х (оригинал).

Рис. 2. Токсоплазмы, выделенные от овцы, в пе-ритонеальном экссудате белой мыши. Микрофотография. Ув. 900 X (оригинал).

свиней. По данным Eichenwald, токсоплазмы, выявленные в молоке мышгй обладали той же резистентностью к физическим агентам и той жэ вирулент' ностью, что и токсоплазмы, выделенные из других органов.

Проводя эксперименты, в которых больные самки мышей кормили здоровый молодняк, Eichenwald убедился, что не исключено заражение через молоко. Thalhammer указывает на возможность заражения телят молоком инфицированных коров.

Выделение токсоплазм у кур (Pande с сотрудниками, и др.) послужило поводом для исследования яиц на наличие токсоплазм. Токсоплазмы были найдены, и авторы пришли к заключению, что сырые яйца должны быть учтены как возможный фактор распространения токсо-плазмозной инфекции. А. К. Йыгисте считает этот путь второстепенным по сравнению с другими способами передачи токсоплазмоза.

Такое же мнение высказывают Джонс, Мелтон и др. (1959): они считают, что употребление яиц не представляет опасности, но указывают, что мясо кур без достаточной термической обработки может иметь значение в передаче токсоплазмоза.

О возможности алиментарного заражения существуют разноречивые данные. Одни авторы (Е. М. Кузовкин, Е. А. Шевкунова) успешно заражали животных через рот. Другие, например Roever-Bonnet, считают, что результат опытов со скармливанием заразного материала зависит от формы токсоплазм; если в опыт взяты свободные, менее устойчивые формы паразита, то они под влиянием желудочного сока разрушаются и заражения не происходит. Schmidtue (1954, 1956) вообще отрицает вероятность заражения алиментарным путем.

Для выяснения возможности заражения токсоплазмозом при употреблении в пищу молока и мяса, содержащих токсоплазмы, мы провели опыты со скармливанием этих продуктов белым мышам. Наши эксперименты (О. М. Доброва) позволили заключить, что алиментарное заражение не исключено: 28 из 50 мышей пали от токсоплазмоза при скармливании им тканей (печень, мышцы) зараженных животных. При использовании в качестве заразного материала молока, содержащего токсоплазмы, погибло 13 из 20 животных. Заразить мышей через рот удавалось не всегда. Попытки вызвать токсоплазмоз у мышей молоком, содержащим 500, 2500 и даже 4 • 104 токсоплазм в 1 дозе, оказались безуспешными; только при дозе 4,5» 106 токсоплазм нам удалось добиться заражения.

В связи с изучением распространения токсоплазмозной инфекции на мясокомбинатах и молочных заводах мы изучали жизнеспособность токсоплазм в тканях и молоке животных при пераработке этих продуктов в условиях колбасного и молочного производства.

В экспериментальных условиях выяснена жизнеспособность токсоплазм штамма SDD в тканях при температуре хранения мяса в холодильных камерах (—18°), при температуре приготовления и хранения фарша (от 4 до 5°) и при термической обработке колбасных изделий. Определена также жизнеспособность токсоплазм (штамма RH) в молоке: в сыром свежем при температуре рефрижератора (от 4 до 5°), комнатной температуре и пастеризации. С этой целыо молоко и ткани, содержащие токсоплазмы, помещали в соответствующие условия; после определенной экспозиции суспензию из этих тканей или молоко вводили внутрибрюшинно белым мышам для проверки жизнеспособности токсоплазм.

Исследованиями установлено, что токсоплазмы после забоя животных могут определенное время сохраняться в их тканях. Сохраняя ткани в холодильнике при —18°, мы смогли доказать наличие жизнеспособных токсоплазм в течение 10 суток. Более длительный срок хранения тканей приводил к гибели паразита: мыши, зараженные внутрибрюшинно суспензией из тканей, хранившихся при данной температуре в течение 3 недель и месяца, были живы весь срок наблюдения.

В условиях хранения зараженных тканей при 4—5° токсоплазмы оставались жизнеспособными до 19 суток. Мыши, которым вводили суспензию из тканей, хранившихся при данной температуре 4, 8, 17 и 19 суток, погибли от токсоплазмоза.

Условия термической обработки колбасных изделий, при которых температура внутри колбасного батона достигает 75°, а экспозиция равняется 40—70 мин., губительны для токсоплазм, находящихся в тканях. Мыши всех 4 серий (48 животных), которым вводили внутрибрюшинно суспензию из зараженных тканей, прошедших подобную термическую обработку, оставались здоровыми весь срок наблюдения (месяц).

На жизнеспособность токсоплазм в молоке значительно влияла температура, при которой оно хранилось. Если сырое свежее молоко сохранялось при 4—5° (в рефрижераторе), то жизнеспособные токсоплазмы обнаруживались в течение первых 5 суток хранения. На 6-е сутки нам не удавалось выявить жизнеспособные токсоплазмы. Если молоко, содержащее паразита, оставляли на сутки при комнатной температуре, то оно летом скисало и введение его внутрибрюшинно лабораторным животным не вызывало их гибели. Токсоплазмы у этих животных не наблюдались. Е. П. Ковалева, изучая выживаемость токсоплазм в различных условиях, отметила, что в кефире при комнатной температуре токсоплазмы выживали только 3 часа.

Пастеризация молока достигается нагреванием его до 75° в течение 15 сек. или до 63—65° в течение 30 мин. В лабораторных условиях мы проверяли жизнеспособность токсоплазм при обоих этих режимах. Установлено, что как длительная, так и кратковременная пастеризация приводит к гибели токсоплазм в молоке. Все 30 мышей 4 серий выжили весь срок наблюдения после внутрибрюшинного введения им молока, подвергнутого подобной термической обработке.

Учитывая, что молоко, употребляемое для изготовления кисломолочных продуктов, обычно подвергается несколько большей тепловой обработке, чем при обычной пастеризации, мы не изучали выживаемость токсоплазм в процессе приготовления этих продуктов, так как при нагревании зараженного молока до 60° токсоплазмы в наших экспериментах погибали уже через 15 мин.

Можно, следовательно, заключить, что такие продукты, как молоко и мясо от больных токсоплазмозом животных, могут иметь эпидемиологическое значение в качестве фактора распространения токсоплазмозной инфекции при употреблении их в пищу в сыром виде. Пастеризованное молоко и кисломолочные продукты, приготовленные из пастеризованного молока, равно как колбасные изделия и другие мясные продукты, подвергнутые термической обработке, эпидемиологической роли не играют.

ЛИТЕРАТУРА

Г а л у з о И. Г. В кн.: Паразиты сельскохозяйственных животных Казахстана. Алма-Ата, 1963, с. 65. — Г а л у з о И. Г., Л е в и т А. Г. и др. В кн.: Паразиты диких животных Казахстана. Алма-Ата, 1964, с. 27. — ДоброваО. М. В кн.: Сборник научных трудов Куйбышевск. ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены, 1965, в. 4, с. 150. — Йыгнсте А. К. Вопросы эпидемиологии и патогенеза токсоплазмоза. Авторе}). дисс. канд. М., 1963. — Ковалева Е. П. Эпидемиология и профилактика токсоплазмоза. М., 1965. — КузовкинЕ. М. Труды ин-та зоологии. Алма-Ата, 1963, т. 19, с. 47. — Ш е в к у н о в а Е. А. Ж. микробиол., 1963, № 3, с. 106. — Ангелов С. Докл. Българск. АН, 1957, т. 10, № 4, с. 329. — Desmonts G., Rev. Hyg. Med. soc., 1962, v. 10, p. 201- Eichenwald H. T., Am. J. Dis. Child., 1948, v. 76, p. 307. — HavlikO., HQbnerJ., Csl. Epidem., 1958, т. 7, № 6, с. 396. - Pan-dé P. G., S h u k 1 a R. R., Schariah P. C., Science, 1961, v. 133, p. 648. - San-g e г V. S„ Chamberlain D. M., С h a m b e г I a i n K. W. et al., Am. J. Vet Med. Ass., 1953, v. 123, p. 87. - S с h m i d t u e L., Zbl. Bact. J. I Abt. Orig., 1954, Bd 160, S. 470. — Idem, Z. Tropenmed. Parasit., 1956, Bd 7, S. 80. — T h a 1 h a m m e г О., Die Toxoplasmose bei Mensch und Tier. Wien, 1957.

Поступила 2/11 1967 г.

THE ROLE OF ANIMAL PRODUCTS IN THE SPREAD OF TOXOPLASMOSIS

0. M. Dobrova

(Tin order to determine the possibility of toxoplasmosis infection due to the use of milk and meat, containing toxoplasms, the author fed these products to albino rats. Positive infection results were obtained when the animals were fed with raw infected milk, containing 4.5- 10" toxoplasms per dose, and muscle and liver tissues of infected laboratory animals. The toxoplasm survival tests, carried out under various conditions, showed that the toxoplasms present in the milk were inactivated during the pasteurization and the souring of the milk. In a raw milk kept in a refrigerator toxoplasms survived 5 days. In tissues toxoplasms survived up to 19 days (at 4—5°). The thermal treatment of sausages inactivated the parasites. Therefore, it is only the use of raw meat products and,.fresh raw milk from animals sick with toxoplasmosis that is epidemiologically dangerous.

УД1О615.777.991-033

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УРАНА В ОРГАНИЗМЕ КРЫС ПРИ ИНГАЛЯЦИОННОМ ВВЕДЕНИИ ДИУРАНАТА АММОНИЯ

Г. П. Галибин

Изучение закономерностей распределения, кинетики накопления и выведения труднорастворимых соединений урана имеет большое практическое значение для оценки возможной опасности и установления предельно допустимых уровней облучения. Этому вопросу посвящен ряд исследований (Wilson и соавторы; Fish; Scott; Morrow и соавторы; А. А. Рубановская; М. Г. Тихая и соавторы, и др.). Авторы касаются распределения урана в организме животных в сравнительно небольшие сроки после ингаляционного поступления труднорастворимых соединений. Лишь в одном исследовании срок наблюдения был продолжен до 60 месяцев (М. Г. Тихая и соавторы). Данных литературы об изучении метаболизма диураната аммония — одного из труднорастворимых соединений урана — мы не встретили.

В настоящей работе рассматриваются закономерности распределения диураната аммония при однократном ингаляционном введении его; срок наблюдения за животными достигал 512 дней.

Для ингаляционной затравки были взяты крысы весом 200±4 г. Экспозиция продолжалась 4 часа, средняя концентрация аэрозоля составляла 10,1 мг/м3 (по урану). Дисперсность частиц аэрозоля, определяемая по методу В. И. Бадьина, колебалась в пределах 0,5—5 мк. Около 80% частиц имели размер 1—3 мк. Методика ингаляционной затравки описана ранее (Г. П. Галибин и соавторы). Затравленных крыс умерщвляли через 1, 3 и 6 часов, через 1, 2, 4, 8, 16,32, 64, 128, 256, и 512 суток (на каждый срок брали по 4—5 животных). Количество урана в органах и тканях определяли люминесцентным методом на электрофотометре марки ЛЮФ-57. Чувствительность метода в наших условиях составляла 1 • Ю-9 г урана в 1 г сырой ткани. Для исследования урана в органах и тканях последние предварительно смачивали концентрированной азотной кислотой, тщательно измельчали и перемешивали, выпаривали на водяной бане, обугливали, озоляли в муфельной печи, затем золу растворяли в азотной кислоте, брали алик-вотную часть раствора, выпаривали и из сухого остатка сплавляли перл с фтористым натрием в пламени стеклодувной горелки. Интенсивность свечения перла определяли на электрофотометре марки ЛЮФ-57. Уран определен во всех органах и тканях, но особое внимание обращали на кости, почки, легкие, печень и ткани желудочно-кишечного тракта, поскольку именно в них преимущественно откладывается уран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.