Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПРИРОДЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / SAFE BEHAVIOR IN NATURE / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / SAFETY / RULES OF SAFE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бутвина О.Ю., Идрисова С.Ф.

В статье раскрыто значение проблемы формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста. Природа - это источник опасностей, но в то же время она - и источник информации для ребенка. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например, ураганы, наводнения; растения, животные, насекомые, грибы, ягоды и другие явления и объекты. Главная цель по воспитанию безопасного поведения в природе у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE PROBLEM OF FORMING BELIEFS ABOUT SAFE BEHAVIOUR IN THE NATURE IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article reveals the importance of the problem of formation of ideas about safe behavior in nature in children of preschool age. Nature is a source of danger, but at the same time it is also a source of information for the child. Natural hazards include natural phenomena that pose a direct threat to human life and health, such as hurricanes, floods, plants, animals, insects, mushrooms, berries and other phenomena and objects. The main purpose of education of safe behavior in nature in children - to give each child the basic concepts of life-threatening situations and behaviors in them.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

проблем качества с помощью метода 8D //Управление качеством. — 2015. — №3 —С.11-12.

УДК:372.3

Бутвина О.Ю., к.б.н. доцент кафедры дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь Идрисова С.Ф., обучающаяся группы ЗДО-3-5-14

факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в статье раскрыто значение проблемы формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста. Природа - это источник опасностей, но в то же время она - и источник информации для ребенка. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например, ураганы, наводнения; растения, животные, насекомые, грибы, ягоды и другие явления и объекты. Главная цель по воспитанию безопасного поведения в природе у детей -дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Ключевые слова: безопасное поведение в природе, дети старшего дошкольного возраста, безопасность, правила безопасного поведения.

Butvina O. U., candidate of biological.N.,

associate Professor of preschool education and pedagogy faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Idrisova S. F., student of the group ZDO-3-5-14

faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University"

Russia, Republic of Crimea, Simferopol THE IMPORTANCE OF THE PROBLEM OF FORMING BELIEFS ABOUT SAFE BEHAVIOUR IN THE NATURE IN CHILDREN OF

PRESCHOOL AGE Abstract: the article reveals the importance of the problem of formation of ideas about safe behavior in nature in children of preschool age. Nature is a source of danger, but at the same time it is also a source of information for the child. Natural hazards include natural phenomena that pose a direct threat to human life and health, such as hurricanes, floods, plants, animals, insects, mushrooms, berries and other phenomena and objects. The main purpose of education of safe behavior in nature in children - to give each child the basic concepts of life-threatening situations and behaviors in them.

Keywords: safe behavior in nature, children of preschool age, safety, rules of safe behavior.

Обучение детей безопасному поведению на улицах - неотъемлемая часть и естественный компонент воспитательно-образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений. Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Проблема безопасного детского поведения в природе актуальна, но не достаточно практически разработана. Взрослые оценивают ее важность, но в то же время не владеют необходимыми способностями формировать безопасное поведение у детей в природе. Природа источник опасностей, но в то же самое время она и источник информации для ребенка.

В условиях введения ФГОС дошкольного образования остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка в безопасном поведении, в том числе и в природе. В исследованиях Гринько М.Н. [1], Денисенкова Н.А. [2], Егоренко Л.И. [3], Зебзеева В.А. [4], Зенина Т.С. [5], Шипунова В.А. [6], Шорыгина А.Т. [7] процесс формирования безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста занимает важное место, подчеркивается его особое значение в процессе экологического воспитания.

Цель статьи: раскрыть значение проблемы формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимость формирования знаний о безопасном поведении в дошкольных учреждениях находит отражение в законодательных, нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной стратегии действий в интересах детей», «Концепции дошкольного воспитания», «ФГОС ДО».

В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложиться на образовательную систему, которая уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения соответственно меры предосторожности. Поэтому возникла необходимость научить ребенка адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность [2].

В старшем дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которые существенно влияют на формирование навыков безопасного поведения ребенка. Однако, следует отметить, что детей надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления детей, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Знакомство детей с азбукой безопасного поведения, формирование у них навыков безопасного поведения необходимо начинать с самого раннего возраста. Важно сделать это до того, пока ребенок не принял неправильных стереотипов поведения.

Проблема заключается в том, что природная любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающей действительности, поощряемая взрослым, порой становится небезопасными для него. У детей старшего дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни в родном краю. Дети должны уяснить, что нельзя пробовать ягоды, травинки во время отдыха на природе, ведь даже не опасные на первый взгляд растения могут оказаться ядовитыми (из-за кислотных дождей, к примеру). Особенно уделить внимание в данном разделе грибам, объяснив детям, что никакие из них нельзя есть в сыром виде [3].

Шипунова В.А. отмечает, что природа источник опасностей, но в то же время она - и источник информации для ребенка. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например, ураганы, наводнения, сели; экстремальные ситуации; растения, животные, грибы и другие явления и объекты. Проблема безопасного детского поведения в природе актуальна, но недостаточно практически разработана [6].

Формирование опыта безопасного поведения в природе ребенка старшего дошкольного возраста должно строиться поэтапно, начиная с ознакомления с правилами безопасности жизнедеятельности в природе. Избежать формализации поможет использование специально подобранных

дидактических игр, содействующих активному усвоению каждым ребенком знаний об источниках опасности и мерах предосторожности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения в природе у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности в старшем дошкольном возрасте используются специально подобранные произведения художественной литературы.

Ведь литература заставляет ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Поэтому в работе с дошкольниками используются такие формы работы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев, фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности [1].

Дошкольники должны иметь представление о лекарственных и ядовитых растениях; дети должны получить знания о правилах поведения во время грозы. Эти правила следует разъяснять подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Рассмотрим ниже основные правила безопасного поведения в природе.

Скорая помощь в лесу

1. Обязательно рассказывайте о том, что случилось: если ужалила пчела, упал и сильно ушиб руку, ногу.

2. При порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослому.

3. Закружилась голова на солнце - сядь в тень и позови взрослых.

4. Если замёрз, согрейся в движении.

5. Промочил ноги - переоденься, не ходи в мокрых носках, обуви.

6. Мытьё рук, даже в лесу, снимает риск заражения разными заболеваниями.

7. Соблюдайте технику безопасности при передвижении.

Безопасность около водоёма

1.Нельзя приходить к воде без взрослых, а тем более купаться.

2.Нельзя играть возле обрывов и крутых склонов рек и озёр.

3.Нельзя пить воду из водоёмов.

Опасность огня в лесу

1. Лучше разводить костёр на старых костровищах.

2. Нельзя разводить костёр на сухой траве и под сухими деревьями.

3. Не стоит разводить очень большие костры или костры при сильном

ветре, так как искры могут поджечь соседние деревья.

4. Ни в коем случае нельзя разжигать огонь в сухую, жаркую погоду. В такую погоду достаточно одной искорки, чтобы лес вспыхнул.

5. Уходя, надо убедиться, что костёр потушен. Нельзя оставлять тлеющие угольки - налетевший ветер может раздуть из них пламя.

6. Лучше всего залить костёр водой или засыпать землёй.

7. Нельзя находиться у костра в легковоспламеняющейся одежде.

8. Опасно находиться около огня с распущенными волосами.

Опасные насекомые

1. На прогулку в лес надевай длинные брюки, свитер с длинным рукавом.

2. Открытые участки необходимо обрабатывать мазью от комаров.

3. Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо, иначе осы вылетят и будут жалить.

4. Старайся быть спокойным, если около тебя летает пчела, не маши руками, перейди

в другое место.

5. Не спешите убивать пчелу, так как химическое соединение из тельца убитого насекомого приведёт других пчёл в агрессивное состояние.

6. Не мешайте муравьям, и они тебя не укусят.

Какие дары леса знаешь, те в корзину собираешь

1. Собирай только знакомые грибы и ягоды.

2. Ни в коем случае не пробуй неизвестные ягоды.

3. Обязательно покажи собранные грибы взрослому, который в них разбирается, чтобы он отделил съедобные грибы от ядовитых.

4. Нельзя собирать грибы и ягоды на обочинах дорог или возле промышленных предприятий.

5. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку, она может быть ядовитой.

6. Наиболее сильными кровоостанавливающими, антисептическими свойствами, способствующими быстрому заживлению, обладают брусника, голубика, клюква, черника.

Отметим, что обеспечение безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста ориентировано на формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности ребенка, под которой подразумевается совокупность трех компонентов: информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека («Я знаю правила безопасности жизнедеятельности»); эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека («Я хочу следовать правилам безопасности жизнедеятельности»); поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях («Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности») [7].

Таким образом, главная цель по воспитанию безопасного поведения в

природе у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Использованные источники:

1. Гринько М. Н. Готовность педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры дошкольников / М.Н. Гринько // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19964 (дата обращения: 26.06.2016).

2. Денисенкова Н.А Ваш ребёнок познаёт мир /Н.А Денисенкова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3. - С. 100-106.

3. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. — М.: Просвещение, 2009. — 126 с.

4. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с. 4549.

5. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - с. 31-34.

6. Шипунова В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов / В.А Шипунова. - Москва: Цветной мир, 2013. - 96 с.

7. Шорыгина А.Т. Осторожные сказки. Безопасность для малышей / А.Т Шорыгина. - Москва: Книголюб, 2015. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.