УДК 332.1
Н. А. Сеферова
ЗНАЧЕНИЕ ПРИГРАНИЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ КАК РЕСУРСА РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В статье рассмотрено значение приграничного сотрудничества в качестве ресурса развития региона, а также вопросы функционального использования особенностей приграничного положения в целях ускоренного социально-экономического развития страны и установления взаимодействия между субъектами соседствующих государств.
Ключевые слова: приграничное положение, приграничное сотрудничество, интеграция, государственная граница, партнерство, внешнеэкономическая деятельность.
На современном этапе развития международных отношений все большее значение приобретает активизация роли приграничного сотрудничества. Экономическое развитие приграничных регионов Российской Федерации во многом зависит от результатов сотрудничества с регионами сопредельных государств. Опыт ряда европейских стран показал, что приграничное положение является мощным фактором социально-экономического развития приграничных областей [3, с. 48].
В связи с этим, в настоящее время важным направлением развития международных связей между регионами является приграничное сотрудничество. Развитие данного направления особенно актуально для Российской Федерации, имеющей столь протяженную пограничную территорию с различными экономическими, культурными, демографическими, социальными характеристиками, поскольку именно на границе становятся очевидными многие проблемы государств, и именно здесь развиваются внешнеполитические, экономические, гуманитарные контакты. Российская Федерация обладает исключительными возможностями для использования и развития контактов между приграничными регионами, входящими в ее состав, с регионами сопредельных государств, так как именно Российская Федерация имеет самую протяженную в мире государственную границу — более 61 тыс. километров и наибольшее количество стран-соседей — 16. 48 субъектов в Российской Федерации занимают прибрежное или приграничное положение (37 из них граничат по суше с 14 государствами). При этом все эти возможности практически не используются. Две трети приграничных регионов имеют показатели объема внешней торговли в расчете на одного жителя даже ниже среднероссийского, то есть российское приграничье в экономическом смысле пока выполняет скорее барьерные, чем контактные функции [2]. Так, например, по данным Федеральной службы государственной статистики, в Псковской области оборот внешней торговли, рассчитанный на душу населения, составляет всего 2 тыс. долл. США (значение данного показателя в целом для России составляет 210,4 млрд рублей). При этом в Псковской области импортные операции занимают порядка 80 % всех внешнеторговых операций.
Приграничный регион является признанным элементом системы международных экономических и социально-политических отношений, неотъемлемой частью системы межгосударственного сотрудничества. Для приграничных регионов харак-
терно оказываемое влияние границы на территории этих регионов и наличие таможенных пунктов пропуска [5, а 9].
В социально-экономическом смысле отличительным характерным признаком приграничных территорий является более низкий уровень социально-экономического развития относительно других регионов страны. Большинство муниципальных образований, прилегающих к государственной границе, относится к депрессивным или экономически недостаточно освоенным, для них характерны низкие показатели социально-экономического развития, по сравнению с показателями других регионов. Производство валового внутреннего продукта на одного жителя в 43 приграничных регионах ниже среднероссийского уровня. Также серьезной социально-экономической и демографической проблемой является депопуляция. При этом коэффициент естественного прироста в приграничных регионах составляет минус 8,1 (в России — 4,8), хотя миграционный прирост вдвое выше общероссийского. Особенно неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся пониженной рождаемостью и повышенной смертностью, сложилась в Псковской области [3, ^ 359].
Итак, приграничные территории — это территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обусловливающим специфику приграничья, является его географическое положение.
В экономической и культурной жизни приграничных районов страны важную роль играет сотрудничество со смежными регионами соседних стран. В пояснительной записке «К проекту Федерального закона «О приграничном сотрудничестве» само приграничное сотрудничество рассматривается как составная часть международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, представляющая собой согласованную с партнерами из сопредельных государств деятельность, направленную на социально-экономическое развитие территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации, повышение благосостояния населения этих территорий, укрепление взаимовыгодных и дружественных связей приграничных субъектов Российской Федерации и приграничных муниципальных образований с субъектами сопредельных федеративных государств и с административно-территориальными образованиями сопредельных государств [2].
Таким образом, приграничное сотрудничество — это особая разновидность сотрудничества между регионами, непременно обусловленная близостью и соседством взаимодействующих территорий [4, ^ 27].
Развитие приграничного сотрудничества является важной задачей на современном этапе развития международных отношений. Основной целью трансграничного сотрудничества является повышение конкурентоспособности приграничных регионов в мировой экономике, создание устойчивого экономического роста при равных показателях социально-экономического развития сотрудничающих регионов [3, а 14].
Взаимосвязь между приграничными регионами обладает своей спецификой, которая заключается в непосредственной близости регионов и прекрасном знании соседствующих стран, а также в решении идентичных проблем, касающихся интересов людей, которые проживают на обеих территориях.
Для более эффективного взаимодействия приграничных регионов государству необходимо четко определить сущность приграничного сотрудничества и степень
его влияния на развитие приграничных территорий и регионов страны, в состав которых они входят. Основными задачами приграничного сотрудничества, выполнение которых приведет к повышению конкурентоспособности регионов, являются:
1) усиление социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации, повышение благосостояния населения этих территорий;
2) развитие дружественных отношений между населением приграничных регионов Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств, органов власти, деловыми кругами;
3) укрепление культурных, гуманитарных и экономических связей приграничных субъектов Российской Федерации с субъектами сопредельных государств и с административно-территориальными образованиями сопредельных государств;
4) создание и укрепление поддержки соотечественников, которые проживают на территории сопредельных государств;
5) совместный поиск решений экономических, экологических, транспортных, энергетических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем в регионах приграничного сотрудничества Российской Федерации и сопредельных государств [1].
Приграничные регионы России имеют важное значение в процессе установления взаимодействия между регионами соседствующих стран. Развитие приграничного сотрудничества рассматривается как одна из наиболее приоритетных задач в связи с тем, что [2]:
1) при взаимодействии по проблемам границы федеральных и региональных властных структур выигрывают все стороны. Федеральное правительство может использовать приграничные контакты субъектов федерации в качестве дополнительных каналов сотрудничества с соседними странами. А при благоприятном развитии ситуации не исключена возможность снижения дотационности регионов, что повлечёт и снижение федеральных затрат на их развитие. Субъекты федерации, в свою очередь, получают возможность более эффективно развивать экономические, культурные и гуманитарные связи, решать многие проблемы, непосредственно затрагивающие интересы людей по обе стороны государственной границы;
2) развивая приграничное сотрудничество в регионах, являющихся транспортными узлами или находящимися в их близи, государство получает возможность использовать своё географическое положение в качестве евразийского транзитного коридора, получая долю геоэкономической ренты;
3) улучшение условий сотрудничества позволяет сопредельным странам восстановить и развить взаимовыгодные культурные, производственные и другие связи;
4) эффективное межрегиональное сотрудничество позволит привести российское законодательство в области внешнеэкономической деятельность в соответствие с общепринятыми международными экономическими стандартами;
5) при осуществлении совместных скоординированных действий приграничное сотрудничество может оказать положительное влияние на усиление процесса интеграции России с соседствующими государствами.
Общепринятой тенденцией в последнее время стала постепенная либерализация, ускорение формирования внешнеторговых связей с понижением тарифных ставок и сокращением нетарифных ограничений. Преследуя определенные экономиче-
ские, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный механизм общения с внешним миром, в котором сочетаются элементы либеральной и протекционистской политики.
Через функции барьерности и контактности границы государства оказывают влияние на развитие приграничных регионов и страны в целом. Однако повышение барьерности границ, достигаемое через усиление таможенного или паспортного контроля, необходимо компенсировать через повышение контактности в развитии факторов сотрудничества (создание финансово-промышленных групп из предприятий и организаций соседних регионов, развитие институтов, содействующих поддержанию взаимных связей).
Протекционистская функция заключается в изолировании от внешнего мира через установление границ с целью защиты интересов национальных производителей и потребителей. Функция контактности заключается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации.
Основными сферами деятельности, через развитие которых становится возможным укрепление приграничного сотрудничества, являются: торговля товарами и лицензиями, создание совместных предприятий, обмен разработками в области современных технологий, привлечение иностранных инвестиций, проведение мероприятий, направленных на упрощение взаимодействия заинтересованных деловых кругов, органов власти и населения [4, с. 78].
На современном этапе существует необходимость разработки основных принципов приграничного сотрудничества и нормативно-правовой базы, регулирующей обеспечение эффективности взаимодействия на национальном уровне. Эти принципы должны быть ориентированы на поддержку международного взаимодействия и содействие пониманию важности ключевого звена этого взаимодействия — приграничного региона. Следует помнить о том, что развитие приграничного сотрудничества способно увеличить конкурентоспособность экономики как отдельно взятого региона, так и государства в целом, предоставить регионам определенную экономическую самостоятельность (снижение дотационности регионов, о чем говорилось выше). Все это соотносится с общей государственной экономической ситуацией, а, значит, требует более пристального внимания со стороны государственных органов управления к решению вышеуказанных проблем.
В настоящее время в области приграничного сотрудничества существует достаточно много направлений для развития. Активное развитие этих направлений приведет к укреплению хозяйственных, культурных, гуманитарных связей между приграничными территориями РФ и сопредельных государств, созданию и эффективному развитию экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях. Двустороннее решение транспортных, экономических, экологических и многих других проблем приграничных территорий может реализоваться с помощью создания и внедрения совместно согласованных проектов.
В процессе изучения вопроса сделаны выводы о том, что в условиях переходной экономики и многообразия форм собственности регион является одним из основных объектов хозяйственного регулирования. Приграничный регион обладает основными признаками сложной социально-экономической системы: имеет целостную территорию, сложную организацию, иерархичность, целенаправленность функ-
ционирования комплекса в целом и его отдельных звеньев, специфичность развития. Проблема исследования значения приграничных регионов в качестве ресурсов развития государства остается достаточно обширной и мало затронутой нынешним законодательством. В дальнейшем изучении данного вопроса планируется рассмотрение конкретных мер и действий, направленных на усиление позиций российских приграничных регионов; изучение результатов внешнеэкономической деятельности как основного показателя состояния отдельно взятого приграничного региона; рассмотрение проблем в части законодательства, касающейся управления приграничными регионами.
Следует помнить о том, что наличие связи между положением региона у границы и его социально-экономическим развитием объясняется набором специфических функций, посредством которых он реализует себя в качестве «барьера» страны, «полосы» трансграничного обмена. Осуществление этих функций позволяет приграничным территориям извлекать соответствующие выгоды из позиционных особенностей своего положения, использовать его в качестве дополнительных ресурсов. С другой стороны, в результате устойчивой межнациональной конкуренции положение у границы одновременно становится и тормозом регионального социально-экономического роста.
Таким образом, становится очевидным двоякое значение территориального положения региона и его значения для государства.
Литература
1. Приложение к постановлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2004 года № 250-СФ Проект Федеральный закон «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: URL: // www. council.gov.ru
2. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О приграничном сотрудничестве». [Электронный ресурс]: URL: // www.consultant.ru
3. Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 584 с.
4. Осадчая О. П., Ремизов Д. В. Основные формы организации приграничного сотрудничества: монография / О. П. Осадчая. Рубцовск: Рубцовский индустриальный институт, 2013. 155 с.
5. Башмаков А. А. От приграничного сотрудничества к евразийской экономической интеграции: сборник научных трудов. Алматы, КИСИ при Президенте РК, 2013. 216 с.
Об авторе
Сеферова Наида Абдулхаликовна — аспирант, кафедра «Мировая экономика и международный бизнес», Псковский государственный университет, Россия. E-mail: [email protected]
N. A. Seferova
THE MAIN DIRECTIONS OF THE USE OF CROSS-BORDER LOCATION OF THE REGION AS A RESOURCE FOR ITS DEVELOPMENT
The article discusses the importance of cross-border cooperation as a resource for regional development, as well as problems of feature use of the particularities of cross-border location to accelerate social and economic development in the country and to establish cooperation between the subjects of neighboring states.
Key words: cross-border location, cross-border cooperation, integration, state frontier, partnership, foreign economic activity.
About the author
Seferova Naida Abdulkhalikovna — Postgraduate student, Department of World Economy and International Business, Pskov State University, Russia.
E-mail: [email protected]