Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО ЯВКЕ С ПОВИННОЙ СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УИС ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ'

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО ЯВКЕ С ПОВИННОЙ СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УИС ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯВКА С ПОВИННОЙ / СОДЕРЖАНИЕ ЯВКИ С ПОВИННОЙ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ПРИЕМ И РЕГИСТРАЦИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ВЫЯВЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кокорев Евгений Викторович

Явка с повинной как способ сообщения о преступлении вносит свой вклад в раскрываемость преступных деяний, восстановление социальной справедливости, способствует неотвратимости ответственности, позволяет раскрыть преступления прошлых лет. Работа по организации, приему, рассмотрению и проверке заявлений осужденных о явке с повинной имеет большое значение в деятельности сотрудников оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы. Целью исследования стало определение значения явки с повинной в раскрываемости преступлений, особенностей организации работы и оформления явки осужденных с повинной оперативными сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Методологическую основу составили исследования научных трудов, нормативных правовых актов, статистический, аналитический методы, систематизация. Автором определено значение работы, проводимой оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы, по приему, рассмотрению и проверке заявлений осужденных о явке с повинной для выявления и раскрытия преступлений прошлых лет, выявлен рад проблемных моментов, возникающих при оформлении материалов явок с повинной, выработаны предложения по совершенствованию деятельности оперативных подразделений УИС в сфере оформления процессуальных документов при приеме, рассмотрении и проверке заявлений о явке с повинной. Предложено создать единое для всех практических подразделений УИС и курсантов образовательных организаций ФСИН России пособие по оформлению документации при явке осужденного с повинной, что поможет избежать возникновения ошибок и будет способствовать выявлению и раскрытию преступлений прошлых лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кокорев Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF CORRECT REGISTRATION OF VOLUNTARY SURRENDER MATERIALS BY STAFF OF PENAL SYSTEM OPERATIONAL UNITS IN CASE OF REVEALING AND SOLVING CRIMES OF PAST YEARS

A voluntary surrender as a way of reporting a crime contributes to the crime solving rate, the restoration of social justice and the inevitability of responsibility and makes it possible to solve crimes of past years. The work on organizing, receiving, considering and verifying the statements of convicts about their voluntary surrender is of great importance in the activities of the staff of the penal system’s operational units. The aim of the study was to define the importance of the voluntary surrender for the crime solving rate, the peculiarities of the work organization and registration of the voluntary surrender of convicts by operational officers of the penal system. The methodological basis was the research of scientific works, regulatory legal acts, statistical, analytical methods, systematization. The author evaluated the importance of the work carried out by operational divisions of the penal system on receiving, considering and verifying the statements of convicts on voluntary surrender for identifying and solving crimes of past years, identified a number of problematic issues that arise during the registration of materials on voluntary surrender, developed proposals for improving the activities of the penal system’s operational units in the field of processing procedural documents when accepting, considering and verifying voluntary surrender statements. It is proposed to create a unified practical manual for all practical units and cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia on the preparation of documentation of the convict’s voluntary surrender, which will help to avoid errors and will contribute to revealing and solving crimes of past years.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО ЯВКЕ С ПОВИННОЙ СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УИС ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ»

УДК 343.81

DOI: 10.51522/2307-0382-2021-233-10-60-68

ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ КОКОРЕВ EVGENY V. KOKOREV

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России, капитан внутренней службы, eugenekokoreff@yandex.ru

Рязань

Adjunct of the Department for Training Scientific and Pedagogical Personnel of the Academy of the FPS of Russia, Captain of the Internal Service, eugenekokoreff@yandex.ru

Ryazan

Значение правильного оформления материалов по явке с повинной сотрудниками оперативных подразделений УИС при выявлении и раскрытии преступлений прошлых лет

Importance of correct registration of voluntary surrender materials by staff of penal system operational units in case of revealing and solving crimes of past years

Аннотация. Явка с повинной как способ сообщения о преступлении вносит свой вклад в раскрываемость преступных деяний, восстановление социальной справедливости, способствует неотвратимости ответственности, позволяет раскрыть преступления прошлых лет. Работа по организации, приему, рассмотрению и проверке заявлений осужденных о явке с повинной имеет большое значение в деятельности сотрудников оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы.

Целью исследования стало определение значения явки с повинной в раскрываемости преступлений, особенностей организации работы и оформления явки осужденных с повинной оперативными сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Методологическую основу составили исследования научных трудов, нормативных правовых актов, статистический, аналитический методы, систематизация.

Автором определено значение работы, проводимой оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы, по приему, рассмотрению и проверке заявлений осужденных о явке с повинной для выявления и раскрытия преступлений прошлых лет, выявлен рад проблемных моментов, возникающих при оформлении материалов явок с повинной, выработаны предложения по совершенствованию деятельности оперативных подразделений УИС в сфере оформления процессуальных документов при приеме, рассмотрении и проверке заявлений о явке с повинной.

Предложено создать единое для всех практических подразделений УИС и курсантов образовательных организаций ФСИН России пособие по оформлению документации при явке осужденного с

повинной, что поможет избежать возникновения ошибок и будет способствовать выявлению и раскрытию преступлений прошлых лет.

Ключевые слова: явка с повинной, содержание явки с повинной, преступления прошлых лет, борьба с преступностью, прием и регистрация заявлений и сообщений о преступлении в местах лишения свободы, выявление и раскрытие преступлений.

Abstract. A voluntary surrender as a way of reporting a crime contributes to the crime solving rate, the restoration of social justice and the inevitability of responsibility and makes it possible to solve crimes of past years. The work on organizing, receiving, considering and verifying the statements of convicts about their voluntary surrender is of great importance in the activities of the staff of the penal system's operational units.

The aim of the study was to define the importance of the voluntary surrender for the crime solving rate, the peculiarities of the work organization and registration of the voluntary surrender of convicts by operational officers of the penal system.

The methodological basis was the research of scientific works, regulatory legal acts, statistical, analytical methods, systematization.

The author evaluated the importance of the work carried out by operational divisions of the penal system on receiving, considering and verifying the statements of convicts on voluntary surrender for identifying and solving crimes of past years, identified a number of problematic issues that arise during the registration of materials on voluntary surrender, developed proposals for improving the activities of the penal system's operational units in the field of processing procedural documents when accepting, considering and verifying voluntary surrender statements.

It is proposed to create a unified practical manual for all practical units and cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia on the preparation of documentation of the convict's voluntary surrender, which will help to avoid errors and will contribute to revealing and solving crimes of past years.

Key words: voluntary surrender, the content of the voluntary surrender statement, crimes of past years, the fight against crime, the reception and registration of statements and reports of a crime in prisons, the identification and solving of crimes.

Для цитирования

Кокорев Е. В. Значение правильного оформления материалов по явке с повинной сотрудниками оперативных подразделений УИС при выявлении и раскрытии преступлений прошлых лет // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 10. С. 60-68.

12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность (юридические науки) Forensics; forensic expert activity; operational search activity (legal sciences)

Нераскрытое преступление - это не только статистические данные, которые портят показатели работы отдела или управления. Это безнаказанное зло, нераскаявшийся преступник, попранная справедливость. С распадом СССР правоохранительным органам Российской Федерации достались все нераскрытые уголовные дела РСФСР. Счет их по стране шел на сотни тысяч. С первых дней своей работы расследование нераскрытых преступлений прошлых лет стало одним из самых приоритетных направлений в их деятельности.

Нераскрытое преступление - преступление, производство по уголовному делу о котором приостановлено по пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), то есть лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено; подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам; место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует [1].

Каждый год абсолютное большинство всех уголовных дел о нераскрытых преступлениях составляют дела, по которым предварительное расследование приостанавливается по пункту 1 части 1 статьи 208 УПК РФ, то есть когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено.

Среди приостановленных уголовных дел выделяют такую часть, как преступления прошлых лет. Проанализировав нормативные акты и правоприменительную практику, можно сделать вывод о том, что под нераскрытыми преступлениями прошлых лет следует понимать преступления, предварительное следствие по которым было приостановлено до начала текущего отчетного года независимо от даты возбуждения уголовного дела и даты учета преступления, при этом не должны пройти сроки давности привлечения виновного лица к уголовной ответственности.

Выявление и раскрытие преступлений прошлых лет можно отнести к числу ключевых направлений в деятельности государства по борьбе с преступностью. Данной проблеме уделяется пристальное внимание на самом высоком уровне как со стороны Президента Российской Федерации, так и руководства силовых ведомств страны. Ежегодно на расширенных коллегиях правоохранительных органов по подведению итогов работы за истекший период затрагивается вопрос раскрываемости преступлений прошлых лет.

Следует отметить успехи в данном направлении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации. По словам Председателя Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкина, за 2020 год было раскрыто 6 350 преступлений прошлых лет, что на 16,6 % больше, чем в 2019 году. Почти половину из них образуют тяжкие и особо тяжкие составы. В том числе было раскрыто 690 убийств, 365 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом,

419 изнасилований и насильственных действий сексуального характера, 1 663 иных тяжких и особо тяжких преступлений [2].

Если обратиться к официальной статистике МВД России, то можно увидеть, что за январь - декабрь 2020 года в Российской Федерации было зарегистрировано 2 044,2 тысячи преступлений, что на 1,0 % больше, чем за аналогичный период прошлого года (АППГ), нераскрытыми остаются 963,8 тысячи преступлений (на 5,3 % больше, чем за АППГ). Из этого количества практически каждое третье преступление тяжкое и особо тяжкое. Остаются нераскрытыми 316 убийств и покушений на убийство (на 47,3 % меньше, чем за АППГ), 698 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (на 32,6 % меньше, чем за АППГ), 486,0 тысячи краж (на 1,6 % меньше, чем за АППГ), 9,1 тысячи грабежей (на 32,8 % меньше, чем за АППГ). Лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не было установлено в случаях совершения 941,4 тысячи преступлений (на 5,2 % больше, чем за АППГ). Преступлений прошлых лет в январе - декабре 2020 года раскрыто 46,4 тысячи (на 6,3 % больше, чем за АППГ). 26,3 % из них составляют тяжкие и особо тяжкие преступления (всего - 12,2 тысячи), удалось возместить причиненный ущерб от преступлений на сумму свыше 200 млрд рублей [3]. По словам министра внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцева, улучшение показателей в работе - одно из свидетельств принципиального подхода к обеспечению неотвратимости наказания и восстановления прав граждан [4].

Кроме этого, вопросы выявления и раскрытия преступлений прошлых лет регулярно поднимаются на различных межведомственных и ведомственных совещаниях ФСИН России. При подведении итогов работы за 2020 год глава ведомства А. П. Калашников отметил, что, несмотря на общее снижение численности лиц в исправительных учреждениях, криминогенный состав

осужденных, сосредоточенных в местах лишения свободы, ухудшился. По итогам 2020 года около 50 % лиц, содержавшихся в учреждениях УИС, ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Из них 12 % осуждены повторно при особо опасном рецидиве [5]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что лица, уже имеющие значительный преступный опыт, могут прибегать еще к большим уловкам и хитростям, стремясь уйти от ответственности за ранее совершенные и нераскрытые преступления.

Тем не менее, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, прежде всего их оперативные подразделения, имея в своем распоряжении необходимые силы и средства, при должном уровне организации своей работы могут успешно решать поставленные задачи по выявлению и раскрытию преступлений прошлых лет. В статье 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» прямо говорится, что одной из задач, стоящей перед всеми субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших [6]. В других законодательных актах, в частности, в статье 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) указано, что в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, одной из задач которой является содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение [7]. Возросшие требования к деятельности сотрудников УИС и, в частности, оперативного состава обязывают их постоянно повышать свои профессиональные качества, совершенствовать формы и методы работы. Это в полной мере касается выявления и раскрытия преступлений прошлых лет. На наш взгляд, боль-

шое значение в этом вопросе имеет организация работы по приему, рассмотрению и проверке заявлений о явке осужденных с повинной*. В условиях исправительного учреждения явка с повинной приобретает особое значение. Преступник, добровольно сообщивший о ранее совершенном преступлении, выражает готовность понести наказание, стремление отказаться от преступного прошлого и после освобождения начать новую жизнь. При этом реализуется принцип защиты прав и законных интересов граждан, потерпевших от преступлений, повышается уровень правопо-слушного поведения в обществе.

В юридической литературе интерес ученых всегда вызывали вопросы, связанные с понятием, признаками, применением явки с повинной. Представляя собой межотраслевое явление, она нашла свое отражение в научных трудах

A. В. Агутина, А. В. Бирюкова, Н. И. Быховца, Л. В. Головко, Н. В. Жогина, М. А. Классена,

B. К. Коломейца, А. Ю. Шумилова, Н. В. Яд-жина и других.

Так, М. А. Классен в своей работе определяет явку с повинной как уголовно-правовое явление, обстоятельство, смягчающее наказание, которое является неотъемлемой частью института деятельного раскаяния и института уголовно-правовых компромиссов [8].

В. К. Коломеец трактует явку как одно из средств, способствующих раскрытию преступления, обеспечивающих реализацию принципов неотвратимости, индивидуализации и справедливости ответственности [9].

Н. И. Быховец исследует уголовно-правовые аспекты правил явки с повинной

* Безусловно, данная работа должна проводиться не только с осужденными к лишению свободы, но и с подозреваемыми, обвиняемыми, а также при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. В силу наличия определенной специфики работы с такими лицами, в рамках одной статьи охватить все теоретические и практические вопросы в данном направлении не предоставляется возможным. На наш взгляд, каждый из них требует отдельного рассмотрения и определенных рекомендаций в работе. Поэтому более подробно остановимся на исправительных учреждениях.

через призму их реализации в оперативно-розыскной деятельности и указывает, что явка с повинной - это добровольное, личное прибытие лица, совершившего преступление, с заявлением о содеянном в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, орган дознания (к дознавателю), следствия, прокуратуры, в суд или к их официальным представителям [10].

Согласно статье 142 УПК РФ заявление о явке с повинной - это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, которое может быть сделано как в письменном, так и в устном виде [11]. Ключевым моментом здесь выступает принцип добровольности. Явка с повинной должна быть сделана по собственной инициативе, без какого-либо давления со стороны сотрудников исправительного учреждения и тем более лиц, отбывающих там наказание. Кроме того, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» нельзя говорить о добровольности сделанного сообщения и в случае, когда заявление о преступлении делается лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления [12].

Явка с повинной имеет важное правовое значение. Она выступает и как повод для возбуждения уголовного дела согласно пункту 2 части 1 статьи 140 УПК РФ, и как обстоятельство, смягчающее наказание, в соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 61 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) [13], освобождающее от уголовной ответственности в специально предусмотренных УК РФ случаях, исходя из частей 1, 2 статьи 75 УК РФ, и основанием для возобновления течения сроков давности по совершенному преступлению в силу части 3 статьи 78 УК РФ, имеет доказательственное значение по уголовным делам с соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 74, статьей 84, статьей 142 УПК РФ,

является основанием для возобновления приостановленного предварительного следствия по ранее совершенному и нераскрытому преступлению согласно пункту 1 статьи 211 УПК РФ. При том что уголовно-правовому и уголовно-процессуальному аспектам явки с повинной уделяется пристальное внимание в научной литературе, авторами практически не освещаются вопросы, связанные с деятельностью оперативных подразделений УИС по данному направлению. Не в полной мере учитывается важность правильно организованной работы по приему, оформлению явок с повинной в местах лишения свободы. А ведь это одно из перспективных направлений деятельности по выявлению и раскрытию преступлений прошлых лет, привлечению к ответственности виновных лиц.

Организация работы по явке осужденных с повинной - сложный трудоемкий процесс, требующий от оперативных сотрудников профессионализма, настойчивости, выдержки. В каждом отдельном случае необходимо использовать конкретные методы и формы, действовать не по шаблону. Но в то же время, на наш взгляд, должен существовать единый базовый алгоритм действий оперативного сотрудника УИС при оформлении материалов явки с повинной. Практика показывает, что у многих сотрудников оперативных подразделений возникают трудности при составлении соответствующих документов. Так, по результатам проведенного анкетирования среди сотрудников оперативных подразделений практически каждый четвертый советуется с более опытными коллегами в вопросах оформления явки с повинной либо обращается к ранее составленным материалам, чтобы сделать все по образцу. При этом не исключается перенос возможных ошибок из старых документов в новые. А ведь зачастую перспектива привлечения виновного лица к ответственности зависит от качества собранных материалов.

В целом деятельность сотрудников УИС по порядку рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении регламентируется приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 11.06.2006 № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» (далее - Инструкция) [14]. В соответствии с настоящей Инструкцией сообщения о преступлениях и происшествиях принимаются в учреждениях и органах УИС круглосуточно сотрудниками дежурных смен (старшими оперативными дежурными, оперативными дежурными по территориальным органам УИС, дежурными помощниками начальника учреждения, дежурными помощниками начальника колонии, дежурными помощниками начальника больницы, дежурными помощниками начальника следственного изолятора, дежурными помощниками начальника тюрьмы или их заместителями). В рабочее время прием заявлений могут осуществлять и другие сотрудники рядового и начальствующего состава [14]. Что касается приема заявлений о явке с повинной, то, как правило, эта деятельность осуществляется оперативными сотрудниками учреждений и органов УИС. Лица, находящиеся в местах лишения свободы, в первую очередь обращаются именно в оперативные подразделения. Наши исследования и практический опыт показывают, что это обусловлено рядом причин:

- оперативные сотрудники в силу исполнения своих полномочий обязаны осуществлять прием, проверку заявлений и сообщений о преступлениях;

- заявители, исходя из своего прошлого преступного опыта, предполагают, что по вопросам явки с повинной необходимо обращаться в оперативный отдел;

- многие из осужденных переживают, как желание обратиться с явкой с повинной будет воспринято в среде их проживания

лицами отрицательной направленности, поэтому они хотят максимально скрыть данный факт от других лиц, не афишировать его, находясь на территории исправительного учреждения;

- обращение заявителя с явкой с повинной может стать результатом правильно спланированных и организованных оперативно-розыскных мероприятий, проведенных непосредственно оперативными сотрудниками.

При этом в соответствии с пунктом 4 Инструкции лицу, обратившемуся с заявлением о явке с повинной, необходимо выдать талон-уведомление с указанием данных о лице, принявшем заявление, а также даты и времени его принятия. К сожалению, нередки случаи отказа заявителей от получения данного талона. Лица, отбывающие наказание, высказывают опасения за свое здоровье, боятся расправы со стороны осужденных отрицательной направленности за нарушение ими преступных обычаев и традиций. В этом случае мы разделяем позицию А. А. Крымова и А. М. Сау-тиева, которые указывают, что при отказе от принятия на руки талона-уведомления, заявителя необходимо ознакомить с ним, а сам талон приобщить к материалам личного дела последнего [15].

Само заявление о явке с повинной должно соответствовать ряду требований, предъявляемым статьей 141 УПК РФ, и может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Рассмотрим более подробно написание явки с повинной заявителем самостоятельно. В случае, когда явка с повинной написана лицом собственноручно, необходимо в дополнение к изложенному разъяснить осужденному его права и обязанности в соответствии с частью 11 статьи 144 УПК РФ, отразить этот факт документально в самом заявлении. Заявление о явке с повинной должно быть написано на имя начальника учреждения, в котором отбывает наказание заявитель, при этом указываются его фамилия, имя, отчество,

дата рождения, статья, по которой он отбывает наказание, срок наказания, его начало и конец, номер отряда, в котором проживает. Содержание явки с повинной должно включать в себя место, время, способ и механизм совершения преступления, также необходимо указать, что заявление сделано добровольно, написано собственноручно, без какого-либо психологического и физического воздействия. Нелишним будет признание заявителем вины и готовности сотрудничать со следствием. На наш взгляд, собственноручно написанное заявление не должно быть слишком громоздким, подробно описывать обстоятельства, предшествующие совершению преступления, содержать информацию в мельчайших деталях. Указание места, времени, способа и механизма, наличие факта добровольности и признания вины вполне достаточно для того, чтобы при расследовании уголовного дела заявитель не смог отказаться от своих слов, изменить показания. Кроме того, при проведении по данному факту проверочных мероприятий сотрудниками оперативных подразделений в соответствии со статьей 144 УПК РФ от заявителя необходимо будет получить объяснение, составить протокол явки с повинной, в котором уже подробно указать все обстоятельства, имеющие отношение к совершенному преступлению, включая мотивы преступника, описание жертвы, возможные места сбыта похищенного, информацию о возможных свидетелях произошедшего. Сбор данных материалов следует начинать сразу же после письменного указания начальника учреждения либо его заместителя конкретному исполнителю, а не растягивать проведение проверки на все трое суток, предусмотренных законодательством, так как осужденные, обратившиеся с явкой с повинной, в первый момент обычно сообщают правдивые сведения, но затем под влиянием криминальной среды, личностных переживаний, боязни получить дополнительный срок лишения

свободы могут изменить показания или вообще отказаться от дачи дальнейших объяснений.

Осуществив сбор необходимых материалов, оперативный сотрудник не позднее трех суток с момента регистрации заявления явки с повинной в книге регистрации сообщений о преступлениях завершает проверку и готовит в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 145 УПК РФ постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности в трех экземплярах. При этом первый экземпляр постановления с собранными материалами проверки направляется по месту совершения преступления; второй экземпляр отдается заявителю (в случае отказа от приема постановления необходимо ознакомить осужденного с ним и приобщить документ к материалам его личного дела); третий экземпляр с копиями материалов приобщается к номенклатурному делу оперативного отдела.

Практика деятельности оперативных подразделений учреждений и органов УИС свидетельствует о том, что ими ежегодно осуществляется значительный объем работы по приему, рассмотрению и проверке сообщений и заявлений о преступлениях, в том числе по явкам с повинной. При этом не исключены ошибки в оформлении соответствующих документов. Это приводит к привлечению виновных лиц к дисциплинарной ответственности, появлению актов прокурорского реагирования при проведении проверок учетно-реги-страционной дисциплины. Недолжным образом составленные документы позволяют лицам, обратившимся с заявлением о явке с повинной, в последующем уходить от ответственности, отказываться от своих показаний. Казалось бы, самые незначительные нарушения нормативных предписаний используются указанными заявителями и их адвокатами в своих интересах.

Для исключения ошибок, возникающих при составлении материалов, предлагает-

ся разработать практическое пособие по правильному оформлению процессуальных документов при приеме, рассмотрении и проверке заявлений о явке осужденных с повинной. В этом пособии должен быть указан алгоритм действий оперативного сотрудника, определена последовательность их выполнения, приводиться образцы документации. Использовать его следует не только в практической деятельности, но и при обучении и подготовке курсантов в ведомственных вузах.

Таким образом, правильно организованная работа, знание нормативных правовых документов, постоянный обмен опытом, повышение умений и навыков сотрудников оперативных подразделений УИС по приему, рассмотрению и проверке заявлений о явке с повинной позволит повысить эффективность привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, будет способствовать выявлению и раскрытию преступлений прошлых лет.

1. О едином учете преступлений (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») : приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 15.10.2019). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Состоялось расширенное заседание коллегии Следственного комитета России // Следственный комитет Российской Федерации : [сайт]. 05.03.2021 URL: https://sledcom.ru/news/item/1545942 (дата обращения: 06.09.2021).

3. Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2020 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации : [сайт]. 21.01.2021 URL: https://мвд.рф/reports/ item/22678184 (дата обращения: 06.09.2021).

4. Выступление министра внутренних дел Российской Федерации Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации // Министерство внутренних дел Российской Федерации : [сайт]. 03.03.2021 URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ news/item/23305248/ (дата обращения: 06.09.2021).

5. На расширенном заседании коллегии ФСИН России подвели итоги деятельности уголовно-исполнительной системы в 2020 году // ФСИН России : [сайт]. 12.03.2021 URL: https://fsin.gov.ru/news/ index.php?ELEMENT_ID=549549 (дата обращения: 06.09.2021).

6. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Классен М. А. Явка с повинной в уголовном судопроизводстве России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. 30 с.

9. Коломеец В. К. Явка с повинной по российскому законодательству (1845-1995 гг.). Екатеринбург : Урал. гос. ун-т., 1996. 121 с.

10. Быховец Н. И. Явка с повинной и ее реализация в оперативно-розыскной деятельности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 6.

11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

12. О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания : пост. Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 58 (ред. от 18.12.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях : приказ Мини-

стерства юстиции Российской Федерации от 11.07.2006 № 250 (ред. от 15.08.2016). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

15. Крымов А. А., Саутиев А. М. Прием, рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях в учреждениях, исполняющих наказание: практические рекомендации. Рязань : Академия ФСИН России, 2018. С. 7-8.

1. On the unified registration of crimes (together with the «Model Regulations on a Unified Procedure for the Organization of Reception, Registration and Verification of Reports of Crimes», «Regulations on the Unified Procedure for Registration of Criminal Cases and Recording of Crimes», «Instructions on the Procedure for Completing and Submitting Registration Documents») : Order of the Prosecutor General's Office No. 39, of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 1070, of the Ministry of Emergency Situations of Russia No. 1021, of the Ministry of Justice of Russia No. 253, the Federal Security Service of Russia No. 780, the Ministry of Economic Development of Russia No. 353, of the Federal Drug Control Service of Russia No. 399 dated December 29, 2005 (as revised on 15.10.2019). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

2. An extended meeting of the board of the Investigative Committee of Russia took place // Investigative Committee of the Russian Federation [site]. 05.03.2021 URL: https://sledcom.ru/news/ item/1545942 [Accessed 6th September 2021].

3. The state of crime in the Russian Federation for January-December 2020 // Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia: [site]. URL: https://MBg.p^/reports/item/22678184 [Accessed 6th September 2021].

4. Speech by the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation Vladimir Kolokoltsev at an extended meeting of the Collegium of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation : [site]. 03.03.2021 URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/23305248/ [Accessed 6th September 2021].

5. The extended meeting of the Collegium of the Federal Penitentiary Service of Russia, summed-up the activities of the penal system in 2020 // Federal Penitentiary Service of Russia : [site]. 12.03.2021 URL: https://fsin.gov.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=549549 [Accessed 6th September 2021].

6. On the operational-search activity: Federal Law of 12.08.1995 No. 144-FZ (latest version). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

7. The Criminal and Executive Code of the Russian Federation of 08.01.1997 No. 1-FZ (as amended on 11.06.2021). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

8. Klassen, M. A. (2012) Voluntary surrender in criminal proceedings in Russia : thesis ... of Candidate of Law. Chelyabinsk, 30 p.

9. Kolomeets, V. K. (1996) Voluntary surrender in the Russian law (1845-1995). Yekaterinburg : Ural State University, 121 p.

10. Bykhovets, N. I. (2006) Voluntary surrender and its implementation in operational-search activities : thesis ... of Candidate of Law. Moscow, p. 6.

11. Criminal-Procedure Code of the Russian Federation of 18.12.2001 No. 174-FZ (as amended on 01.07.2021). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

12. On the practice of appointing criminal punishment by the courts of the Russian Federation: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 22.12.2015 No. 58 (as amended on 18.12.2018). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

13. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (as revised on 01.07.2021) (with changes and amendments that entered into force on 22.08.2021). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

14. On approval of the Instructions on the reception, registration and verification in institutions and bodies of the penal system of reports of crimes and incidents: Order of the Ministry of Justice of Russia dated 11.06.2006 No. 250 (as amended on 15.08.2016). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

15. Krymov, A. A., Sautiev, A. M. (2018) Reception, consideration of statements and reports of crimes and incidents in penal institutions: practical recommendations. Ryazan : The Academy of the FPS of Russia, pp. 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.