The importance of the pedagogical component of professional medical education in the formation of professional and pedagogical competence of doctors at the stage of training in residency
Zinkevich Elena Romanovna, DSc of Pedagogical Sciences, Professor
Yatsevich Natalya Anatol'evna, Assistent
St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg
The purpose of the study is to study the history of the emergence of the concepts of "competence" and "competence" in order to understand the specifics of these phenomena and determine the features of their formation among doctors in the process of implementing the pedagogical component of professional medical education. The pedagogical competence and pedagogical competences of a doctor are considered in the article as a structural element of the professional behavior of a specialist in a helping profession. This element can be formed only if the pedagogical component is implemented, which is meaningfully aimed at improving medical activity, which is currently becoming medical and pedagogical. As a result, a theoretical study allows us to understand the main idea: the pedagogical competence and competence of a doctor is a complex system that together ensures the readiness of specialists to cooperate with patients to solve the problems of disease prevention, preservation and promotion of health, integrating professional motivation, medical and psychological - pedagogical knowledge, communication skills of doctors.
Keywords: medical education; pedagogical component; medical and pedagogical activity; professional and pedagogical competence.
Цитировать: Зинкевич Е.Р., Яцевич Н.А. Значение педагогического компонента профессионального медицинского образования в формировании профессионально-педагогической компетентности врачей на этапе обучения в ординатуре // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 256-261. EDN: SVLOSC. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.46
Зинкевич Елена Романовна, доктор педагогических наук, профессор
Яцевич Наталья Анатольевна, ассистент
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург
Цель исследования – изучить историю возникновения понятий «компетенция» и «компетентность» с тем, чтобы понять специфику этих феноменов и определить особенности их формирования у врачей в процессе реализации педагогического компонента профессионального медицинского образования. Педагогическая компетентность и педагогические компетенции врача в статье рассматриваются в качестве структурного элемента профессионального поведения специалиста помогающей профессии. Данный элемент может сформироваться только при условии реализации педагогического компонента, содержательно направленного на улучшение медицинской деятельности, которая в настоящее время становится медико-педагогической. В результате, теоретическое исследование позволяет понять основную мысль: педагогические компетентность и компетенции врача – это сложная система, которая в совокупности обеспечивает готовность специалистов к сотрудничеству с пациентами для решения задач профилактики болезней, сохранения и укрепления здоровья, интегрирующая в себе профессиональную мотивацию, медицинские и психолого-педагогические знания, коммуникативные способности врачей.
Ключевые слова: медицинское образование; педагогический компонент; медико-педагогическая деятельность; профессионально-педагогическая компетентность.
УДК 378.14
5.8.7
Зинкевич Е.Р., Яцевич Н.А.
Значение педагогического компонента профессионального медицинского образования в формировании профессионально-педагогической компетентности врачей на этапе обучения в ординатуре
В XIX веке борьба с наиболее распространенными заболеваниями привела к развитию болезнецентрической парадигмы в медицине. Парадигма здравоохранения – совокупность принятых обществом и профессиональным сообществом знаний, методологических подходов к решению проблем здоровья населения [17]. На всем протяжении XIX века принцип «лечить не болезнь, а больного» приобретал декларативный характер, а специализация врачей становилась все более и более узкопрофильной [2]. Стефан Цвейг по этому поводу писал, что гуманные и думающие врачи тоскуют по былому разностороннему взгляду на пациента, стремятся найти путь к конституциональной терапии, к личностным особенностям человека в лечении болезней посредством творческой любознательности, подробнейшего исследования тела, осознавая различность протекания одной и той же болезни у разных пациентов [23].
С течением времени в медицине фокус внимания стал меняться: важным становилось сохранение здоровья человека, рождение здоровых детей, формирование ценностного отношения людей к своему здоровью. Это явилось основанием для распространения в начале XXI века здравоцентрической парадигмы, которая стала рассматривать пациента как целостного объекта в единстве его психических, соматических, функциональных и социальных сторон, декларируя иную схему взаимодействия с ним: врач – ответственный пациент – общество граждан, ценностно относящихся к своему здоровью. Сказанное подразумевало комплексное воздействие на состояние здоровья человека, и этот комплекс предполагал сотрудничество врача и пациента для решения задач профилактики заболеваний и сохранения здоровья.
В Российской Федерации для повышения уровня здоровья, профилактики болезней, развития мотивации населения к здоровому образу жизни государство издает многочисленные указы, приказы, разрабатывает социоориентированные программы и создает условия для их реализации.
С 2017 г. реализуется Приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни», который говорит о необходимости увеличения числа граждан, ответственно относящихся к своему здоровью, ведущим здоровый образ жизни, занимающихся физической культурой и спортом. В тексте проекта указывается на важность снижения и полного отказа от потребления табака, необходимость регулирования законодательства в области рекламы алкогольной, табачной продукции и фастфуда [12].
Еще один Национальный проект «Здравоохранение» на период с 2019 по 2024 гг. предусматривает снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста и младенческой смертности, определяет множество задач по реформированию здравоохранения [11].
Постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. № 1304 реализует развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи и выступает одним из ключевых проектов национального проекта «Здравоохранение». Одной из задач, сформулированных в данном постановлении, является ориентация на профилактику заболеваний (профилактические осмотры должны проводиться не реже раза в год) и формирование у людей здорового образа жизни. В связи с чем, на современном этапе развития медицины в России становятся актуальными такие понятия, как охрана здоровья, его укрепление, профилактика болезней, самосохраняющее поведение [15].
В Указе Президента Российской Федерации № 474 от 21 июля 2020 г. поставлена национальная цель – сохранение населения, здоровье и благополучие людей, перечислены задачи по развитию российской системы здравоохранения [19].
Подобные инициативы и распространение здравоцентрической парадигмы вызвало необходимость подготовки специалистов для системы здравоохранения, владеющих наряду с узкоспециализированными профессиональными знаниями, умениями и навыками еще и рефлексивными, и аксиологическими смыслами здоровьесбережения пациентов [22].
Результатом распространения здравоцентрической парадигмы в России стала рассматриваться необходимость формирования у обучающихся высших медицинских учебных заведений определенного рода профессиональной компетентности и компетенций педагогической направленности для организации процесса обучения и воспитания пациентов в освоении технологий здорового образа жизни.
В настоящее время в педагогической науке используется понятие «психолого-педагогическая компетентность», которая определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникационных, личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся [5].
Основным подходом в процессе обучения будущих специалистов для формирования психолого-педагогической компетентности заявлен компетентностный подход, в котором компетентность транслируется как свойство личности, способной к реализации и социальной, и профессиональной активности, а также целенаправленного поведения в профессиональной сфере, в свою очередь, компетенция рассматривается как сумма знаний и способов применения этих знаний [7].
Интересным представляется изучение истории возникновения понятий «компетенция» и «компетентность» с тем, чтобы понять специфику этих феноменов и определить особенности их формирования у врачей.
Изначально компетенция рассматривалась как практико-ориентированная единица в рыночной экономике и профессиональной деятельности [6]. В бизнес-литературе компетенция стали описываться как комплексная характеристика обучающегося, как его способность использовать имеющиеся знания, умения, навыки, опыт и личностные качества для решения различных задач. Таким образом, сущность компетенции в практической направленности, объединяющей знание и действие в профессиональной деятельности [18].
Трактовка компетенции была существенно расширена российским психологом А.Г. Асмоловым, в его понимании, она соотносится с действием, переходя в качество личности, – в компетентность, что можно определить формулой «компетенция – деятельность – компетентность» [1].
В психологической литературе существуют иные подходы к интерпретации понятия «компетенция» и сопряженному с ним понятию «компетентность». Отдельные ученые (Дж. Равен, Н. Хомский и др.) различают рассматриваемые понятия. По их мнению, компетенция – это знания, полученные в результате образования, способность качественно применить их в различных профессиональных ситуациях и умение оценить собственные действия. В свою очередь, компетентность представляется более широким и комплексным понятием, состоящим из множества независимых и взаимозаменяемых компонентов, относящихся к когнитивной, эмоциональной сферам [16,21].
В научно-педагогической литературе интерпретируется своя точка зрения. Одна группа исследователей отождествляет понятия «компетенция» и «компетентность». Например, И.А. Зимняя формулирует их как «способность выполнять особые трудовые функции; способность делать что-либо хорошо или эффективно; соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу» [7].
В середине 80-х годов прошлого века понятия «компетенция» и «компетентность» стали широко использоваться в педагогике применительно к педагогической деятельности учителя. Н.В. Кузьмина выделила основные педагогические компетенции учителя, которые были дифференцированы по группам: гностические – это формирование знаний о целях, объектах и субъектах педагогического процесса, проектировочные – планирование стратегических и тактических задач и путей их решения, конструктивные – организация содержания обучения и воспитания, организаторские – непосредственно организация взаимодействия педагога и обучающегося, коммуникативные – выстраивание профессиональных взаимоотношений участников педагогического процесса. Все сказанное Н.В. Кузьминой соответствует различным видам педагогических способностей [9].
Российские ученые, среди которых А.И. Артюхина, Е.Ю. Васильева, Е.А. Вацкель, Е.Р. Зинкевич и др., отмечают, что российская система здравоохранения испытывает потребность в медиках, владеющих педагогической компетентностью и педагогическими компетенциями, так как претензии граждан связаны не только и не столько с качеством профессиональных знаний и умений врачей, но с качеством их общения и взаимодействия с пациентами, неготовностью сотрудничать с ними, недостаточно развитой направленностью на воспитание пациентов и их обучение самосохраняющему поведению [3,4,8,10,13].
По мнению российских исследователей, педагогические компетенции можно обозначить как компетенции здоровьесбережения, которые состоят из профессиональных знаний, умений, навыков и мотивов, способствующих также и формированию здорового образа жизни самого врача, обусловленных мотивационным, функциональным, коммуникативным и рефлексивным компонентами [3,10]. В связи с чем, система непрерывного профессионального медицинского образования подразумевает выраженную здравоцентрическую направленность [14].
Можно сделать вывод, что педагогические компетентность и компетенции врача – это сложная система, которая в совокупности обеспечивает готовность специалистов к сотрудничеству с пациентами для решения задач профилактики болезней, сохранения и укрепления здоровья, являющаяся структурным элементом профессионального поведения специалистов, интегрирующая в себе их профессиональную мотивацию, медицинские и психолого-педагогические знания, коммуникативные способности, что позволяет нам рассматривать ее как профессионально-педагогическую компетентность.
Профессионально-педагогическая компетентность врача во втором десятилетии XXI века стала рассматриваться как необходимая и обязательная для медицинской деятельности, сопряженной с педагогическими смыслами, формирующаяся на протяжении всего образовательного процесса благодаря педагогическому компоненту медицинского образования, в частности, психолого-педагогический вид деятельности врача включен в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [20]. Принимая во внимание государственную политику и инициативы правительственных структур, следует рассматривать неотъемлемой частью здравоцентрической парадигмы воспитание здорового образа жизни населения под руководством врача, владеющего профессионально-педагогической компетентностью, которая формируются в процессе реализации педагогического компонента профессионального медицинского образования на этапе последипломного образования.
Педагогический компонент представлен совокупностью учебных дисциплин, которые рассматривают психологические и педагогические смыслы профессиональной медицинской деятельности. К таким дисциплинам относится: «Педагогика», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Медицинская психология».
В педагогический компонент включены амбулаторная и стационарная практики, обеспечивающие применение теоретических медицинских и психолого-педагогических знаний, способствующих развитию практических умений и навыков ординаторов, развивающие их профессиональную мотивацию, предполагающую воспитание и обучение россиян здоровому образу жизни и ценностному отношению к здоровью.
Внеучебная воспитательная и самостоятельная научно-исследовательская работа ординаторов также является составными частями педагогического компонента медицинского образования. Эта значимая часть педагогического компонента представлена конгрессами, конференциями, профессиональными конкурсами, круглыми столами и встречами, имеющими деонтологическое содержание, обусловленное особенностями предметной деятельности специалиста помогающей профессии на этапе обучения в ординатуре.
Обобщая сказанное выше, можно резюмировать: педагогический компонент в профессиональном образовании врачей на этапе обучения в ординатуре – это комплекс, формирующий систему их педагогических знаний, умений, необходимых для решения медико-педагогических задач, а также развивающий мотивацию, направленную на обучение здоровьесберегающему образу жизни и воспитание ценностного отношения пациентов к своему здоровью, представленный учебными дисциплинами, включающими педагогические и психологические аспекты медицинской деятельности, стационарной и амбулаторной практикой, внеучебной воспитательной и самостоятельной научно-исследовательской работой обучающихся, имеющей выраженную деонтологическую направленность.
Необходимо отметить еще одну особенность педагогического компонента в профессиональном медицинском образовании – содержательную направленность компонента на улучшение медицинской деятельности врачей, позволяющей освоить им педагогические смыслы и значения сочетанного вида деятельности, которая, по сути, является медико-педагогической.
Медико-педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, объединяющий медицинскую деятельность по профилактике и лечению заболеваний человека и педагогическую деятельность, целью которой является обучение его здоровьесберегающим технологиям, воспитание самосохранительного поведения. Безусловно, именно педагогический компонент профессионального медицинского образования формирует необходимую систему педагогических знаний и умений, лежащих в основе профессионально-педагогической компетентности.
Основными дидактическими подходами, обеспечивающими формирование системы педагогических знаний и умений, мотивации врачей-педиатров, направленной на обучение здоровьесберегающему образу жизни и воспитание ценностного отношения пациентов к своему здоровью в ординатуре, рассматриваются: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный, контекстный, андрагогический и деонтологический подходы.
Компетентностный подход позволяет сформировать систему медицинских и психолого-педагогических знаний, личностно-ориентированный подход – поддержать и обеспечить развитие профессиональной мотивации, в свою очередь, деятельностный подход – обеспечивает готовность к сотрудничеству с пациентами для решения задач профилактики болезней, сохранения и укрепления их здоровья, формирования установок на поддержание здорового образа жизни; контекстный подход позволяет врачам научиться решать комплекс различных медико-педагогических задач, возникающих в условиях их сложной профессиональной деятельности; андрагогический подход способствует возможным формированию системы педагогических знаний и умений, развитию мотивации благодаря высокому уровню самостоятельности и персонификации врачей на этапе обучения в ординатуре, в свою очередь, деонтологический подход обеспечивает развитие личности врача, обогащая ее такими качествами, как милосердие, альтруизм, гуманизм, нравственное отношение к медицинской деятельности.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что педагогический компонент профессионального медицинского образования на этапе обучения в ординатуре имеет огромное значение в профессиональном становлении специалиста помогающей профессии, так как обеспечивает формирование их профессионально-педагогической компетентности врачей, в будущем готовых реализовать государственные задачи и здравоцентрическую парадигму российской медицины, основу которой сегодня составляет ценностное отношение к человеку и его здоровью.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. – Вопросы образования. – 2008. – № 1. – С. 65-86.
2. Василенко А.М., Шарипова М.М., Лузина К.Э. Комплементарная медицина в современном здравоохранении. – Вестник РОСЗДРАВНАДЗОРА. – 2011. – № 2. – С. 67-72.
3. Васильева Е.Ю. и др. Педагогика в клинической практике врача: Учебное пособие. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета. – 2017. – 118 с.
4. Вацкель Е.А., Денишенко В.А. Педагогические аспекты развития рефлексии у клинических ординаторов первого года обучения. – Вопросы методики преподавания в вузе. – 2021. – Том 10. – № 38. – С. 8-14.
5. Денишенко В.А. Метод оценки педагогической подготовки врачей для психолого-педагогического сопровождения пациентов. – Клиническая геронтология. – 2016. – № 5-6. – С. 56-59.
6. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. – М.: Национальное образование, 2012. – С. 104-105.
7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
8. Зинкевич Е.Р. Здоровьесберегающие технологии в обучении студентов-медиков: материалы конгресса с международным участием «Здоровые дети – будущее страны». Спецвыпуск журнала Педиатр. – 2017. – Т. 8. – С. 124-126.
9. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. – Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – 27 с.
10. Мандриков В.Б., Артюхина А.И. Педагогические знания в структуре непрерывного медицинского образования // Здоровье и образование в XXI веке. Журнал научных статей. – 2017. – №2. – С. 61-63.
11. Национальный проект «Здравоохранение» [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Режим доступа: https://roszdravnadzor.gov.ru/i/upload/images/2018/7/25/1532512237.26174-1-15781.pdf
12. Паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» от 26.07.2017. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Правительства РФ. URL:http://static.government.ru/media/files/Soj3PKR09Ta9BAuW30bsAQpD2qTAI8vG.pdf
13. Петрова В.Н. Роль педагогики в процессе обучения ординаторов. – Медицинское образование и вузовская наука. – 2017. – № 1(9). – С.39-42.
14. Плотникова И.Е., Комова С.Ю. Психолого-педагогическая диагностика эффективности здравоцентрической системы обучения в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. – 2013.– №11. – С. 1478-1482.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 № 1304. [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910100022
16. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация // Дж. Равен; пер. с англ. В.И. Белопольского. – М.: Когито-Центр. – 2002. – 395 с.
17. Термины и определения. [Электронный ресурс] ЗдравЭкспертРесурс. Технологии качества в здравоохранении. Режим доступа: https://www.zdrav.org/index.php/terminologiya-profilacticheskoi-mediciny/68-pektiny
18. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. – Ижевск. Изд-во Удмуртский государственный университет. – 2016. – 176 с.
19. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Президент России. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры). [Электронный ресурс]. ФГОС. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-31-08-19-pediatriya-uroven-podgotovki-kadrov-vysshey-kvalifikacii-1060/
21. Хомский Н. Логические основы лингвистической теории. – М. – 1962. – 112 с.
22. Храмов В.В., Толстокоров С.А., Колесова О.Г., Шпитальная В.П. Реализация учебного процесса по дисциплинам здравоцентрической парадигмальной направленности на кафедре лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2011. – № 1. – Том 7. – С. 168-171.
23. Цвейг С. Врачевание и психика: Месмер, Бекер Эдди, Фрейд / перевод с немецкого В.А. Зоргенфрей. – Собрание сочинений – Т. 6. – М.: Политиздат. –1992. – 333 с.