Научная статья на тему 'Значение опорных университетов в российском и зарубежном контексте'

Значение опорных университетов в российском и зарубежном контексте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / FLAGSHIP UNIVERSITY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / STATISTICAL DATA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева Н.В., Кузнецов П.С.

Одной из последних реформ российского образования является формирование опорных вузов в целях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и повышения конкурентоспособности инженерных кадров на национальном и международном уровнях. В тезисах представлено значение опорных университетов, как на территории Российской Федерации, так и в западных странах, которое является идентичным с точки зрения конечных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLICATION OF FLAGSHIP UNIVERSITIES IN RUSSIAN AND FOREIGN CONTEXTS

One of the most recent reforms of the Russian education is establishing of flagship universities in order to develop Russian regions in social and economical areas and to boost competitiveness of engineering labor force on national and global levels. The theses represent implication of flagship universities on the territories of the Russian Federation and western countries which is identical from the point of final goals.

Текст научной работы на тему «Значение опорных университетов в российском и зарубежном контексте»

УДК 378.4

ЗНАЧЕНИЕ ОПОРНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ КОНТЕКСТЕ

Н. В. Ивлева, П. С. Кузнецов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: natalie_ivleva@mail.ru

Одной из последних реформ российского образования является формирование опорных вузов в целях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и повышения конкурентоспособности инженерных кадров на национальном и международном уровнях. В тезисах представлено значение опорных университетов, как на территории Российской Федерации, так и в западных странах, которое является идентичным с точки зрения конечных целей.

Ключевые слова: опорный университет, социально-экономическое развитие, субъект Российской Федерации, статистические данные.

IMPLICATION OF FLAGSHIP UNIVERSITIES IN RUSSIAN AND FOREIGN CONTEXTS

N. V. Ivleva, P. S. Kuznetsov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy, Ave., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: natalie_ivleva@mail.ru

One of the most recent reforms of the Russian education is establishing of flagship universities in order to develop Russian regions in social and economical areas and to boost competitiveness of engineering labor force on national and global levels. The theses represent implication of flagship universities on the territories of the Russian Federation and western countries which is identical from the point of final goals.

Keywords: flagship university, social and economic development, subject of the Russian Federation, statistical data.

В последние годы российское образование претерпевает значительные перемены на всех его уровнях, начиная с общего среднего заканчивая высшим образованием. Изменения произошли в различных сферах образования. Значительное изменение было связано с информатизацией всех уровней образования путем внедрения информационно-коммуникационных технологий, как в учебный процесс, так и в управление учебным процессом при помощи специально разработанных программных продуктов, оснащения аппаратным обеспечением, а также онлайн сервисов, позволяющих оптимизировать взаимодействие между учебными заведениями и управляющими органами, а также, непосредственно, между самими учебными заведениями. Еще одним изменением стал переход российских высших учебных заведений на уровневую систему подготовки, что также вызвало определённый ряд вопросов относительно организации эффективного процесса обучения. Спустя 10 лет российские высшие учебные заведения смогли сформировать глобальную концепцию уровневой системы подготовки и начать работать над результатом в новых условиях. Одним из последних изменений в системе российского образования, в частности высшего образования, стало закрепление за университетами определенного статуса. В настоящее время существуют высшие учебные заведения, получившие статус федерального университета, национального исследовательского университета и опорного университета.

Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы гуманитарных наук»

Последний был введен в 2016 году путем проведения конкурсного отбора среди российский высших учебных заведений, в результате которого данный статус получили 11 высших учебных заведений из разных субъектов российской федерации. Целью проведения конкурса являлся отбор проектов программ развития, направленных на формирование опорных университетов в целях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе за счет создания университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. Одним из 11 высших учебных заведений России стало федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (ФГБОУ ВО) «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева», расположенное на территории Красноярского края в городе Красноярске.

Опорный университет Красноярского края создан на базе ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева» путем присоединения ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет». Объединившиеся вузы являются ведущими и единственными для Сибирского и Дальневосточного регионов университетами, ориентированными на подготовку кадров для высокотехнологичных предприятий объединенной ракетно-космической отрасли, лесного комплекса и смежных отраслей [1].

Под опорным университетом мы понимаем образовательную организацию регионального значения, созданную на базе наиболее перспективного университета путем присоединения к нему одного или нескольких учебных заведений, расположенных в том же регионе. Опорные университеты выполняют функции образовательного, воспитательного, научно-исследовательского, социального и инновационного центра. Студенты имеют возможность получать качественное образование, сотрудники - работать, а организации-партнеры и государственные органы - решать производственные и другие задачи [2].

Продуктивность всех высших учебных заведений сводится к статистическим данным. Государство оценивает качество высшего образования согласно показателям национальных и глобальных рейтингов, отчетной документации и различного рода опросам. Иными словами, больше внимания уделяется не внутренним процессам, внедряемым непосредственно в вузе для улучшения качества, а внешним показателям, которые университеты пытаются получить, часто упуская внутренние потребности учебного заведения и региона.

Реформа в отношении формирования опорных вузов в субъектах российской федерации подразумевает иное толкование требований государства в отношении высшего образования. Статус опорного вуза подразумевает работу учебного заведения не для показателей и отчетности, а для удовлетворения социально-экономических потребностей регионов, и государства в целом.

Данное понимание статуса опорного университета в российском контексте схоже с одноименным опорным университетом (flagship university) в западных странах. Согласно Дугласу Дж. опорный университет - это модель государственного или частного высшего учебного заведения, которая способна заменить или дополнить восприятие, цели и задачи, как министерств, так и самих университетов в отношении статуса и влияния учебного заведения на общество.

Это модель, которая не игнорирует международные стандарты в области науки, однако адаптирует данные стандарты к специфике региона, его целям и задачами, не вынуждая искусственно выполнять те или иные показатели. Наоборот, цель - это разработать траекторию развития и собственный язык опорного университета, который позволит выйти за рамки статистики, рейтингов и показателей. Перед опорными вузами стоит задача получить некую автономность для создания внутренней культуры и управления, чтобы показать лидерство не по унифицированным показателям, а по отличительным чертам и особенностям, тем самым отразить свою уникальность [3].

В отличие от зарубежного опыта Российская Федерация ориентирована на государственные высшие учебные заведения и предоставляет больше возможностей именно учреждениям, подведомственным Министерству образования и науки Российской Федерации. В связи с тем, что проект по созданию опорных университетов в стране ориентирован на удовлетворение потребностей государства, предпочтение отдано именно государственным учебным заведения для участия в конкурсе на получение статуса опорного вуза.

Стоит отметить, что понятие опорного вуза трактуется идентично всеми государствами мира, прослеживаются общие тенденции в становлении данных университетов. Следовательно, можно перенимать опыт иностранных коллег во избежание ошибок допущенных ранее.

Библиографические ссылки

1. Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Ре-шетнёва [Электронный ресурс]. URL: http://www.sibsau.ru/ (дата обращения: 15.04.2017.)

2. Опорные университеты [Электронный ресурс]. URL: http://flagshipuniversity.ru/ (дата обращения: 15.04.2017).

3. Profiling the Flagship University Model: An Exploratory Proposal for Changing the Paradigm from Ranking to Relevancy [Электронный ресурс]. URL: http://escholarship.org/uc/item/8kn1m9dz (дата обращения: 15.04.2017).

© Ивлева Н. В., Кузнецов П. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.