Равкин Ю.С. 1973. Птицы Северо-Восточного Алтая. Новосибирск: 1-375.
Равкин Ю.С. 1984. Пространственная организация населения птиц лесной зоны (Западная и Средняя Сибирь). Новосибирск: 1-264.
Равкин Ю.С., Лукьянова И.В. 1976. География позвоночных южной тайги Западной Сибири. Новосибирск: 1-360.
Скляренко C.JI. 2003. К фауне и биологии воробьиных птиц верхнего течения Бухтармы (Южный Алтай)//Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 208: 21-31.
Скляренко C.JL, Березовиков Н.Н. 1989. Привлечение птиц в искусственные гнездовья в Юго-Западном Алтае // Экологические аспекты изучения, практического использования и охраны птиц в горных экосистемах: Тез. докл. Всесоюз. симп. Фрунзе: 93-94.
Цыбулин С.М. 1999. Птицы Северного Алтая. Новосибирск: 1-518.
Щербаков Б.В. 1986. Птицы Западного Алтая. Автореф. дисс.... канд. биол. наук. М: 1-22. Щербаков Б.В. 1995. Заметки о расселении птиц в Юго-Западном Алта&//Актуальные вопросы биологии: Тез. докл. к научн. конф., поев. ХХ-летию биол. ф-та Алтайского ун-та. Барнаул: 191-193.
Щербаков Б.В. 1996. Птицы за окном (пособие по птицам населённых пунктов Восточного Казахстана). Усть-Каменогорск: 1-144.
ю оа
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2004, Том 13, Экспресс-выпуск 249: 15-18
Значение одного из видов малопривлекательного корма (жужелиц рода Carabus) в питании птиц
И.В.Прокофьева
Российский государственный педагогический университет, набережная реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия
Поступила в редакцию 26 декабря 2003
Жужелицы рода Carabus не являются излюбленным видом пищи птиц, скорее всего из-за того, что их прианальные железы выделяют едкий секрет (Кузнецов 1953). Ведь самые разные птицы, добывая корм, берут не любую пищу, попавшуюся им на глаза, а выбирают то, что им больше всего подходит, игнорируя при этом малопривлекательные для них объекты питания (Мальчевский 1959; Иноземцев 1963; Прокофьева 1988, 2002). Отсюда вопрос о том, как птицы относятся к жужелицам Carabus, представляет определённый интерес и выяснение его весьма желательно.
Исследования, связанные с этим вопросом, мы проводили на юге Ленинградской области во время изучения питания 89 видов птиц в период с 1955 по 1989 г. Анализ содержимого желудков, порций пищи, приносимой родителями птенцам, и погадок взрослых птиц и птенцов позволил выявить потребителей жужелиц Carabus среди птиц.
Из таблицы видно, что совершенно точно этих жужелиц добывают 6 видов птиц: сорокопут-жулан Lanius collurio, чёрный дрозд Turdus merula, скворец Stumus vulgaris и три вида врановых: сорока Pica pica, сойка Garrulus
glandarius и грач Сотш frugilegus. Кроме того, однажды была найдена погадка с остатками жужелицы СагаЬш Бр. на месте кормёжки стаи врановых, состоявшей из серых ворон Согуыб согтх, галок С. топеёи1а и грачей, но кто имено из них отрыгнул её, выяснить не удалось. Анализ пищи этих птиц показал, что питались они жужелицами в летние месяцы и в сентябре.
Встречаемость и количество жужелиц рода СагаЬиз в образцах корма птиц
Виды птиц Число образцов корма Число экз. животного корма Число встреч жужелиц Число экз. жужелиц
Lanius collurio 448 1043 8 23
Turdus merula 74 379 1 1
Sturnus vulgaris 376 1639 1 1
Pica pica 112 553 2 2
Garrulus glandarius 12 56 1 5
Corvus frugilegus 425 1021 2 2
Смешанная стая Corvidae* 64 171 1 1
Всего: 1511 4862 16 35
* — Corvus cornix, С. frugilegus, С. monedula.
Следует обратить внимание на то, что жужелицы, о которых идёт речь, не такие уж маленькие насекомые и, видимо, поэтому добывающие их птицы тоже являются не самыми мелкими представителями пернатых. Исключение составляет только жулан, который, хотя и имеет весьма небольшие размеры, тем не менее не избегает охотиться на этих жужелиц. Кстати сказать, учитывая довольно крупные размеры жужелиц Carnbus, родители не скармливают их совсем маленьким птенцам. В процессе работы выяснилось, что в бывших под наблюдением гнёздах эти жуки появлялись в пище птенцов жуланов, чёрных дроздов и сорок только по прошествии 7-8 дней после вылупления, а скворчата получали этот корм лишь тогда, когда им исполнилось 13-14 дней.
Интересно, что хотя под наблюдением у нас было много самых разных птиц, жужелицы Carnbus были обнаружены в пище только воробьиных; ни дятловые Picidae (7 видов), ни сизоворонки Coracias garrulus, ни другие птицы их не добывали. Но и воробьиные добывали их редко. В наибольшем количестве жужелицы содержались в пище соек, где составляли около 9% от всех объектов питания, и жуланов (2.2%). У остальных встречаемость в пище этих насекомых была значительно меньше: у сорок 0.4%, у чёрных дроздов 0.3%, у грачей 0.2%, а у скворцов всего лишь 0.06%.
Таким образом, если считать правильным разделение разных пищевых объектов на “очень вкусных”, “вкусных”, “невкусных, но съедобных” и “несъедобных” (Lane 1957), то жужелиц рода Carnbus надо, видимо, относить к “невкусным, но съедобным”.
В то же время, хотя любителей жужелиц среди птиц почти нет, иногда всё же встречаются пусть не отдельные виды, а только отдельные особи, в пище которых при случае можно обнаружить не один экземпляр этих жу-
желиц, а даже несколько. Так, в 1962 г. в одном из гнёзд жуланов нам удалось получить 16 образцов корма, содержавших 80 объектов, среди которых оказалось 19 экз. жужелиц СагаЬт, что составило 23.7% от всех кормовых объектов. При этом следует учесть, что приведённая цифра, возможно, несколько занижена, т.к. среди прочих объектов питания обнаружен ещё 21 жук из сем. СагаЫс1ае, но их, к сожалению, не только до вида, но даже до рода определитьне удалось. Аналогичную картину мы выявили и при анализе содержимого одного желудка сойки, где оказались остатки мышевидного грызуна и 5 жужелиц рода СагаЬт. У других же соек, добытых в количестве 10 экз., среди 49 объектов питания ни одной из этих жужелиц не было. Таким образом получается, что отдельные особи названных видов не только не избегают брать жужелиц СагаЬиБ, но могут даже отчасти специализироваться на их добыче, а жуланы иногда ещё и приучают птенцов питаться этим кормом.
Важно ещё и то, что хотя под наблюдением у нас было 12 гнёзд жулана, только в трёх из них родители давали птенцам этих жуков — в двух в виде очень редкого прибавления к другой пище, тогда как в третьем (упомянутом выше) птенцы получали их неоднократно. При изучении же питания птенцов скворца в 14 гнёздах лишь в одном из них удалось зарегистрировать принос жужелицы рода СагаЬш, а у сороки то же самое было отмечено в двух гнёздах из четырёх, бывших под наблюдением.
Таким образом, факт частого отказа от съедобной, но малопривлекательной пищи можно считать установленным, хотя всегда существуют, как уже сказано было выше, отдельные особи, не избегающие употреблять этот корм. В то же время следует учитывать, что даже в самых обычных условиях выборочное отношение птиц к разным видам пищи не остаётся совершенно неизменным. С течением времени изменяется состояние кормовой базы, что заставляет птиц перестраивать своё питание. Происходит смена кормов по сезонам, возникает неодинаковая степень доступности насекомых в разное время суток, появляется зависимость кормовой базы от погодных условий и т.д. К тому же если птицы кормятся в разных биотопах, то им приходится сталкиваться с тем, что состав и количество пищи в них далеко не одинаковы. Следовательно, воздействие внешних факторов на питание птиц вызывает характерные изменения их рационов и способов кормодобывания. Большая или меньшая избирательность, которую птицы обнаруживают в тех или иных условиях, почти всегда обусловливается сытостью или голодом, т.е. зависит от обилия пищи в природе. Поэтому один и тот же корм в одих случаях может поедаться в значительном количестве, а в других — более или менее случайно.
Что касается жужелиц рода СагаЬш, то поскольку они полностью птицами не отвергаются, их, видимо, как раз и следует причислять к тем видам корма, которые могут служить резервом при неблагоприятных условиях питания. Кстати сказать, редкая добыча птицами этих жужелиц может быть связана не только с тем, что у последних выделяется едкий секрет прианальными железами, но также и с их образом жизни, поскольку они активны главным образом ночью, а днём, скорее всего, не очень доступны для птиц.
В процессе работы мы отметили поедание птицами представителей нескольких видов рода Carabus. Чаще всего встречались в корме птиц решетчатые жужелицы Carabus cancellatus tuberculatus. Они содержались в пище жуланов, сорок и грачей. Зернистых жужелиц С. granulatus поедали чёрные дрозды, а один экземпляр блестящей жужелицы С. nitens встречен в погадке, найденной на месте кормления стаи врановых.
Следует отметить, что во всяком случае первые два вида широко распространены и, будучи хищниками, хорошо известны как истребители вредных насекомых (Щёголев 1958). Они питаются гусеницами различных чешуекрылых, ложногусеницами пилильщиков, личинками жуков, клопов и т.д. Поэтому их деятельность следует расценивать как полезную и совсем не безразлично, как относятся к ним птицы. Можно только приветствовать, что последние добывают их, как правило, редко.
Литература
Иноземцев А.А. 1963. Элективность питания птиц и некоторые причины её изменчивости // Орнитология 6: 425-450.
Кузнецов Н.Я. 1953. Основы физиологии насекомых. М.; JL, 2: 1-353.
Мальчевский А.С. 1959. Гнездовая жизнь певчих птиц: Размножение и постэмбриональное развитие лесных воробьиных птиц Европейской части СССР. Л.: 1-282.
Прокофьева И.В. 1988. Мохнатые гусеницы в пище птенцов насекомоядных птицИТез. докл.
12-й Прибалт, орнитол. конф. Вильнюс: 183-184.
Прокофьева И.В. 2002. Поедание птицами божьих коровок Coccinellidae: личинок, куколок и имагоIIРус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 198: 861-865.
Щёголев В.Н. (ред.) 1958. Словарь-справочник энтомолога. М.; Л.: 1-631.
Lane Ch. 1957. Preliminary note on insects eaten and rejected by a tame shama (Kittacinela mala-barica Gm.) with the suggestion that in certain species of butterflies and moths, females are less palatable than males IIEnthomol. Monthly Mag. 93, 1119: 172-179.
Ю СЯ
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2004, Том 13, Экспресс-выпуск 249: 18-20
Кормёжка сизого голубя Columba livia ягодами черёмухи Маака Padus maackii
А.А.Резанов, А.Г.Резанов
Кафедра зоологии и экологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Кибальчича, д. 6, корп. 5, Москва, 129278, Россия
Поступила в редакцию 6 января 2004
Днём 20 августа 2003 в городе Королёве (Московская обл.) в районе жилой застройки на 4-5-метровом дереве черёмухи Маака Padus maackii (интродуцирована из Южного Приморья) на высоте 3-4 м кормились четыре сизых голубя Columba livia. Голуби были представлены разными морфами: 2 чеканных (меланисты), 1 сизый (дикая окраска), 1 получеканный