Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортные коридоры / транспортные компании / экспортно-импортные поставки / контейнерные перевозки / логистические цепи доставок / букинг / таможенные решения / новые маршруты по доставке грузов / transport corridors / transport companies / export-import deliveries / container transportation / logistics delivery chains / booking / customs solutions / new routes for cargo delivery

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К.О. Бабахина, Н.С. Васюкова, С.И. Радкевич, А.А. Мигел

Эффективно функционирующие транспортные коридоры во многом выступают залогом активного развития экономики любой страны. Однако в условиях 2022-2023 годов сложившиеся маршруты, связывающие товарные потоки многих стран, оказались не действующими. Установление нового экономического порядка в мировом пространстве кардинально изменило форматы логистики. Для развития торговых связей со странами-партнерами актуализировалась проблема конструирования новых транспортных маршрутов, способных удовлетворить потребности участников внешнеэкономической деятельности. В статье рассмотрены основные направления развития международных транспортных коридоров, способствующих увеличению поставок российских товаров на новые рынки сбыта, приоритетно ориентированных на южные и восточные географические направления. Введение новых транспортных магистралей обеспечит системную интегрированность региональных рынков в единую площадку, активными субъектами которой станут дружественные страны РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF NEW TRANSPORT CORRIDORS FOR THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Effectively functioning transport corridors are in many ways the key to the active development of the economy of any country. However, in the conditions of 2022-2023, the established routes connecting the commodity flows of many countries turned out to be inoperative. The establishment of a new economic order in the global space has radically changed logistics formats. To develop trade relations with partner countries, the problem of designing new transport routes that can meet the needs of participants in foreign economic activity has become urgent. The article examines the main directions of development of international transport corridors that contribute to increasing the supply of Russian goods to new markets, primarily focused on southern and eastern geographical directions. The introduction of new transport routes will ensure the systemic integration of regional markets into a single platform, the active subjects of which will be the friendly countries of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К.О. Бабахина, студент Н.С. Васюкова, студент С.И. Радкевич, студент

Научный руководитель: А.А. Мигел, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-10-1-34-37

Аннотация. Эффективно функционирующие транспортные коридоры во многом выступают залогом активного развития экономики любой страны. Однако в условиях 20222023 годов сложившиеся маршруты, связывающие товарные потоки многих стран, оказались не действующими. Установление нового экономического порядка в мировом пространстве кардинально изменило форматы логистики. Для развития торговых связей со странами-партнерами актуализировалась проблема конструирования новых транспортных маршрутов, способных удовлетворить потребности участников внешнеэкономической деятельности. В статье рассмотрены основные направления развития международных транспортных коридоров, способствующих увеличению поставок российских товаров на новые рынки сбыта, приоритетно ориентированных на южные и восточные географические направления. Введение новых транспортных магистралей обеспечит системную интегрированность региональных рынков в единую площадку, активными субъектами которой станут дружественные страны РФ.

Ключевые слова: транспортные коридоры, транспортные компании, экспортно-импортные поставки, контейнерные перевозки, логистические цепи доставок, букинг, таможенные решения, новые маршруты по доставке грузов.

Транспортный коридор - это многофункциональная система, которая сосредотачивает на определенном направлении транспортные коммуникации, обеспечивающие транспортировку грузов между различными странами.

Одна из ключевых целей формирования эффективных транспортных коридоров заключается в том, чтобы сочетание различных видов транспорта по доставке грузов смогло обеспечить уменьшение издержек, сократить время доставки и минимизировать возможные потери [1]. Участниками формирования транспортных коридоров, как правило, выступают страны, по территории которых они пролегают.

Западные санкции и сложная экономическая обстановка в мире предопределила уход многих транспортных компании с европейского направления. В 2022 году крупнейшие компании мира сферы контейнерных перевозок грузов прекратили сотрудничество с Россией, в их числе за-

падные компании: Maersk (Дания), MSC (Швейцария+Италия), CMA CGM (Франция), ONE (Япония), Hapag-Lloyd (Германия), Yang Ming (Тайвань).

В итоге - разрыв сложившихся логистических цепей доставок. Одновременно были приостановлены букинги (морской ордер, подтверждающий право экспедитора рассчитывать на место в судне для своего контейнера) со стороны Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM. Отметим, что в итоге с рынка России вышли три контейнерные линии с долей мирового рынка порядка 47%.

С сентября 2022 года доставку грузов и документов по территории России завершила компания DHL Express (данные сайта DHL Express). Таким образом, 2022 год стал сложным испытанием для отечественной логистики. Закрылось европейское направление, привычные маршруты по доставке грузов потребовали кардинальной коррекции [2].

Новые государственные решения по разработке транспортно-логистических маршрутов определили целесообразность поворота в сторону восточных и южных направлений [3]. Продолжается развитие инфраструктуры в рамках глобального коридора «Север - Юг», в Азово-Черноморском и Восточном направлениях [4]. Более 4,5 трлн. рублей до 2030 года Российской Федерацией будет направлено в развитие соответствующей экспортно-импортной логистики.

Особое внимание уделяется укреплению торговых и инвестиционных взаимодействий с Китаем [5, 6]. Так в 2022 году был принят в эксплуатацию первый железнодорожный мост между РФ и КНР Нижнеленинское - Тунцзян. Успешно функционирует железнодорожный транспортный коридор Махалино (Камышовая)

- Хуньчунь, что повышает объем контейнерных перевозок в Китай. Стратегическим проектом выступает строительство моста для перемещения железнодорожных вагонов Джалинда (РФ) - Мохэ (КНР), который позволит существенно понизить нагрузку на дальневосточные порты. Как правило, инфраструктурные проекты становятся базисом роста экономического потенциала страны [7].

Значимым партнером России становится Иран, с которым было подписано соглашение о строительстве к 2025 году 162 км участка железной дороги Решт -Астара, который станет частью транспортного коридора «Север - Юг». С марта 2022 года экспорт товаров из Ирана в Россию уже увеличился на 70% [8].

Значимым катализатором повышения провозной способности маршрута «Север

- Юг» станут меры по формированию современной инфраструктуры в территориальном пространстве России и стран-партнеров. Реализуется проект по созданию железнодорожного пункта пропуска Дербент, строительство новой ж/д станции Самур II на границе с Азербайджаном.

В отношении автодорожной части данного транспортного коридора, укрепляющего связь РФ с государствами Персидского залива и Индией, планируется возведение и модернизация 10 объектов трасс

федерального значения протяженностью 220 км. В их числе - обходы Волгограда, Астрахани, Гудермеса, Владикавказа, Махачкалы, Дербента, Хасавюрта. Общая протяженность - около 80 км. Финансирование на 2023-2027 годы в плановых прогнозах составит 137,4 млрд. рублей.

В сложных условиях выстраивания новых транспортных маршрутов значимым логистическим узлом становится Турция, которая имеет существенные преимущества, благодаря своему геополитическому положению на пересечении или стыке трех континентов (Азия, Европа, Африка).

Реализация проекта создания порта Ийдере на северо-востоке страны соединит Турцию с миром, став глобальной логистической базой. Порт выступит перевалочным центром транспортной цепочки между странами Кавказского региона и Ближнего Востока (дата сдачи - 2025год).

Отметим, что в 2022-2023 годах Турция остаётся крупнейшим транзитным хабом поставок товаров со всего мира. Товарооборот между Россией и Турцией в 2021 году составлял всего 33 млрд. долл., а в 2022 году - уже порядка 70 млрд. долл. Объем турецкого импорта в РФ в 2021 году достиг 2,5 млрд. долл. По итогам 2022 года объём поставок из Турции превысил 9 млрд. долл. В 2023 году Турция увеличила поставки товаров в Россию на 84% по сравнению с 2022 годом и заняла 2 место среди стран-импортеров, опередив Белоруссию (данные ФТС РФ). При этом важно регулировать порядок ввоза/вывоза отдельных категорий товаров с учетом правоприменительной практики России [9].

Одновременно Турция остается центром предпочтений российских туристов. За 9 месяцев 2023 года Эгейский регион страны посетили около 0,4 млн. россиян, что на 20,5% больше, чем в 2022 году. По оценкам турецких специалистов к 2028 году доходы бюджета страны от индустрии туризма составят 100 млрд долл. Внимание к этой сфере предопределено срабатыванием мультипликативного эффекта от развития туристического бизнеса [10]. В приоритете - российское направление. При этом нельзя не учитывать, что развитию туризма в Российской

Федерации уделяется аналогичное внима- схеме параллельного импорта. Таким ре-ние. Внутренний туризм растёт и стано- шениям имеется аргументированное обос-вится одной из самых динамично развива- нование. Например, Турция импортирует ющихся отраслей [11]. значимые технологические ресурсы из

Однако акцент первично и правомерно стран, включенных в список «недруже-делается на оптимизацию российско- ственных» для России, среди которых турецких грузопотоков, чему будет спо- Германия, США, Англия, Италия, Китай, собствовать открытие порта Ийдере. При Япония и Южная Корея. этом большинство экспертов полагают, Несмотря на возникающие противоре-

что Турция сохранит свою позицию в ка- чия, в части развития торгово-честве одного из ключевых торговых экономического взаимодействия между партнеров РФ. странами «дружественного» и «недруже-

Однако, при всех благоприятных трен- ственного» блоков РФ, формирование но-дах в развитии взаимного торгового взаи- вых глобальных транспортных коридоров модействия, в 2023 году со стороны Тур- способствует оптимизации мировых то-ции была инициирована приостановка варных потоков, повышает коммерческую транзита некоторых товаров в Россию. Та- уверенность участников внешнеэкономи-моженная служба Турции неоднократно ческой деятельности в значимости разви-отклоняла транзитные декларации на гру- тия партнерских отношений и достижении зы, включенные в санкционные списки положительных финансовых результатов. ЕС, блокировала перемещение грузов по

Библиографический список

1. Гомон И.В., Меркулова А.И., Тер-Оганесян К.А. Анализ перевозки грузов основными видами транспорта России // Финансовый бизнес. - 2020. - №7 (210). - С. 41-44.

2. Петрушина О.М., Меркулова А.И., Тер-Оганесян К.А. Роль логистики в мировой экономике // Вестник Калужского университета. - 2021. - № 1 (50). - С. 15-17.

3. Чаусов Н.Ю., Соломатина Е.К. Повышение эффективности государственного управ-ления//Актуальные вопросы современной экономики. - 2022. - № 7. - С. 116-127.

4. Петрушина О.М., Дзирун И.А., Степин Н.Д., Чичерова В.Н. Развитие международного транспортного коридора «Север-Юг» как инструмент расширения сотрудничества регионов // Вестник Академии знаний. - 2022. - №6 (53). - С. 208-210.

5. Ахмедзянов Р.Р., Кубанова С.В. Проблемные вопросы инвестиционного сотрудничества России и Китая//Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - № 2 (46). - С. 2629.

6. Мосеенкова А.О., Мигел А.А. Новый формат инвестиционного сотрудничества России и Китая // Дневник науки. - 2019. - № 12 (36). - С. 29.

7. Дорожкина Т.В., Гусакова А.А., Щербакова Е.С. Инфраструктурные проекты как базис роста экономического потенциала: Китайский опыт // Modern Economy Success. -2020. - № 1. - С. 104-108.

8. Непарко М.В., Нестеренко А.В. Экспорт и импорт товаров в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 7 (89). - С. 168-170.

9. Мигел А.А., Волкова К.А. Особенности перемещения и направления совершенствования порядка вывоза отдельных категорий товаров в таможенной практике Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 69-3. - С. 135-137.

10. Круглов В.Н., Мигел А.А. Мультипликативный эффект инновационного туристического бизнеса // Калужский экономический вестник. - 2016. - № 2. - С. 33-34.

11. Чаусов Н.Ю., Балакирева Е.С. Перспективы развития внутреннего туризма Калужской области // Modern Economy Success. - 2021. - № 5. - С. 47-51.

THE IMPORTANCE OF NEW TRANSPORT CORRIDORS FOR THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

K.O. Babakhina, Student N.S. Vasyukova, Student S.I. Radkevich, Student

Supervisor: A.A. Miguel, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)

Abstract. Effectively functioning transport corridors are in many ways the key to the active development of the economy of any country. However, in the conditions of2022-2023, the established routes connecting the commodity flows of many countries turned out to be inoperative. The establishment of a new economic order in the global space has radically changed logistics formats. To develop trade relations with partner countries, the problem of designing new transport routes that can meet the needs of participants in foreign economic activity has become urgent. The article examines the main directions of development of international transport corridors that contribute to increasing the supply of Russian goods to new markets, primarily focused on southern and eastern geographical directions. The introduction of new transport routes will ensure the systemic integration of regional markets into a single platform, the active subjects of which will be the friendly countries of the Russian Federation.

Keywords: transport corridors, transport companies, export-import deliveries, container transportation, logistics delivery chains, booking, customs solutions, new routes for cargo delivery.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.