© И.В. Аверина
ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития россии
Резюме. В данной работе автором изучена динамика активности NaД-АТФазы при физиологическом течении беременности и при развитии преэклампсии. На основании новых современных сведений об участии эндогенных дигоксиноподобных факторов в механизмах развития гипертензивного синдрома при преэклампсии предложен новый патогенетически обоснованный метод диагностики и оценки степени тяжести преэклампсии.
Ключевые слова: №Д-АТФаза; эндогенные дигоксиноподобные факторы; маринобуфогенин; вазоконстрикция; преэклампсия; диагностика.
УДК: 618.2/.3-008.6: 577.151
ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФЕРМЕНТНЫХ СИСТЕМ ПРИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕРЕМЕННОСТИ И ПРЕЭКЛАМПСИИ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема преэклампсии является одной из наиболее актуальных проблем современного акушерства. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные данному вопросу, многие авторы подчеркивают сложность именно ранней диагностики преэклампсии и проведение своевременных лечебно-профилактических мероприятий и, как следствие этого, высокую частоту развития тяжелых форм, материнскую и перинатальную смертность [1, 2, 3, 4, 5].
Как известно, при преэклампсии происходит высвобождение и поступление в материнский кровоток различных эндогенных ва-зоактивных факторов, вызывающих существенные изменения в го-меостазе у беременной [6, 7, 8].
В связи с этим огромный научный интерес вызывает исследование функций трансмембранных ферментных систем, которые являются уникальными регуляторными структурами и рецепторами, опосредующими действие эндогенных вазоактивных факторов [9, 10]. Одной из таких ключевых систем, регулирующих сердечнососудистый и водно-солевой гомеостаз в организме у человека и млекопитающих, является оуабаин-чувствительная магний-зависимая №/К-АТФаза [11, 12].
На протяжении последних 20 лет накоплен значительный клинический и экспериментальный материал, свидетельствующий о том, что различные органы и ткани содержат эндогенные дигоксинопо-добные лиганды натриевого насоса, то есть вещества, ингибирую-щие №/К-АТФазу и обладающие дигоксиноподобной иммунореак-тивностью [13, 14, 15].
В 1999 году коллективом авторов из мочи и плазмы беременных женщин с тяжелой преэклампсией был выделен и идентифицирован эндогенный дигоксиноподобный фактор — маринобуфагенин, и была доказана его важная роль в развитии гипертензивного синдрома при гестозе [15, 16]. Необходимо отметить, что в настоящее время в доступной литературе отсутствуют данные об активности №/К-АТФазы во время беременности и при развитии гестоза. Учитывая несомненную роль эндогенных дигоксиноподобных факторов в механизмах развития преэклампсии, представляется актуальным изучить значимость подобного теста в комплексной диагностике и оценке тяжести преэклампсии.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение активности №/К-АТФазы в эритроцитах у беременных при физиологической беременности и при развитии преэклампсии для разработки дополнительных лабораторных критериев в диагностике преэклампсии.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследование были включены 83 беременные женщины. Пациентки, беременность которых осложнилась развитием преэкламп-сии, составили первую группу — 43 беременные женщины. Критерии включения пациенток в первую группу были следующие:
Таблица 1
Основные показатели, отражающие степень тяжести преэклампсии у беременных первой группы (п = 43)
Показатель Легкая преэклампсия (n = 16) Преэклампсия средней тяжести (n = 15) Тяжелая преэклампсия (n = 12)
Среднее артериальное давление (САД), мм рт. ст. 87,5 ± 1,98 102 ± 0,8 105,4 ± 2,4
Уровень про-теинурии, абс, ( %) -0,033-0,132 г/л 10 (62,5 %) 2 (13,3 %) 1 (8,3 %)
-0,132-1,0 г/л 2 (12,5 %) 10 (67 %) 4 (33,3 %)
-1,0-3,0 г/л - 1 (6,4 %) 7 (5 8,4 %)
Протеинурия отсутствует: абс, (%) 4 (25 %) 2 (13,3 %) -
Выраженность отечного синдрома, абс, ( %) Отеки I степени 8 (50 %) 9 (60 %) 3 (25 %)
Отеки II степени 4 (25 %) 4 (26,7 %) 8 (66,7 %)
Отсутствие отеков, абс, (%) 4 (25 %) 2 (13,3 %) 1 (8,3 %)
Общая прибавка веса, абс, (%) 15,2 ± 3,3 17,4 ± 4,1 22,3 ± 3,5
Классическая триада симптомов, абс. (%) 9 (56,2 %) 12 (80 %) 11 (92 %)
• третий триместр беременности;
• наличие клинических проявлений преэклампсии;
• возраст 18-40 лет;
• отсутствие выраженной соматической патологии.
По степени тяжести преэклампсии все беременные первой группы были подразделены на три подгруппы. Степень тяжести преэклампсии оценивалась по классификации Goecke в модификации акад. РАМН Г. М. Савельевой (2000) [17]. В зависимости от этого нами было выделено 16 беременных с легкой преэклампсией, 15 беременных с преэклампсией средней тяжести и 12 беременных с тяжелой преэ-клампсией. Средний возраст беременных первой группы составил 26,3 ± 1,0 год.
Клиническая характеристика беременных первой группы представлена в таблице 1.
Во вторую группу вошли 40 соматически здоровых беременных женщин с физиологическим течением настоящей беременности, вставших на учет в женской консультации до 12 недель беременности. Средний возраст беременных второй группы составил 27 ± 2,4 лет. Для определения активности Na/K-АТФазы у обследуемых беременных производился забор 10 мл крови из кубитальной вены в гепаринизированные пробирки по следующей схеме:
• в группе беременных с физиологически протекающей беременностью забор крови производился на сроке 37-38 недель беременности.
• в группе женщин, беременность которых осложнилась развитием преэклампсии забор крови производился в течение 3-6 часов после регистрации выраженного подъема АД или на фоне выраженных симптомов гестоза в виде отеков и протеинурии.
Активность Na/К-АТФазы цельных эритроцитов определяли по методу Chen K. R. (1957)
в модификации А. М. Казённого, М. Н. Масловой и соавт. [18].
Статистическая обработка результатов исследования производилась по общепринятым методам вариационной статистики с определением средней арифметической величины (М), ошибки средней статистической величины (т). Сравнение средних значений количественных показателей осуществляли с использованием ^критерия Стьюдента. Различия считали статистически значимыми при р<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В результате проведенных исследований получены следующие результаты: активность К-АТФазы у беременных основной группы составила 1,46 ± 0,18 мкмольФн/мл/эритроцитов/час, у пациенток контрольной группы активность фермента составила 3,0 ± 0,017 мкмольФн/мл/эритро-цитов/час. Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что развитие преэклампсии сопровождается двукратным угнетением активности №/К-АТФазы (р < 0,01).
Исследование активности №/К-АТФазы у беременных первой группы с различной степенью тяжести преэклампсии показало, что по мере нарастания тяжести преэклампсии наблюдается угнетение активности фермента от 2,01 ± 0,09 мкмольФн/мл/эритроцитов/час при начальных формах до 0,8 ± 0,09 мкмольФн/мл/эри-троцитов/час при тяжелых формах преэклапмсии (рис. 1). Развитие преэклампсии средней и тяжелой степени характеризуется резким по сравнению с данным показателем у здоровых беременных угнетением активности №/К-АТФазы.
Далее мы проанализировали связь каждого из симптомов преэклампсии с уровнем активности №/К-АТФазы и получили следующие результаты. В первой группе наблюдалось 13 (30,2 %) беремен-
♦ ПЕДИАТР
ТОМ II № 4 2011
ISSN 2079-7850
и 3
та
* з
0
£ 2.
1 2.
s
^ 1
m 1 ^
^ 1
1 0.
Ü о
*
#
Рис.
M ± # -
Первая группа Легкая Преэклампсия Тяжелая
преэклампсия средней тяжести преэклампсия
1. Активность №Д-АТФазы в эритроцитах у беременных
первой и второй групп т; * - р < 0,05 в сравнении со второй группой; р < 0,05 при сравнении показателей в первой группе
ных с уровнем среднего артериального давления до 110 мм рт. ст., при этом активность фермента у них составила 2,1 ± 0,18 мкмольФн/мл/эритроци-тов/час. 16 (37,2 %) беременных имели цифры среднего артериального давления в пределах 111-119 мм рт. ст., при этом активность №/К-АТФазы у них составила 1,4 ± 0,16 мкмольФн/мл/эритроцитов/час, что достоверно отличается от данных предыдущей группы (р < 0,05). Максимальное угнетение активности №/К-АТФазы наблюдалось у 14 (32,7 %) беременных с САД >120 мм рт. ст. и составило 0,85 ± 0,12 мкмольФн/мл/эритроцитов/час.
У 13 (30,2 %) беременных первой группы отмечался невысокий уровень протеинурии, не превышающий 0,132 г/л, при этом активность №/К-АТФ азы достоверно не отличалась от беременных основной группы, у которых протеинурия отсутствовала и составила 2,0 ± 0,13 мкмольФн/мл/эритроци-тов/час и 1,6 ± 0,15 мкмольФн/мл/эритроцитов/час соответственно (р > 0,05). Максимальное изменение активности №/К-АТФ азы наблюдалось у 8 (19 %) беременных первой группы с уровнем протеинурии более 1 г/л и составило 0,75 ± 0,15 мкмольФн/мл/эри-троцитов/час, различия с предыдущими показателями высокодостоверны (р < 0,05; р < 0,001). Аналогичные результаты получены при исследовании активности №/К-АТФазы в зависимости от выраженности отечного синдрома. Выраженные распространенные отеки имели место у 16 (37 %) беременных первой группы, уровень №/К-АТФазы у них достоверно ниже, чем у беременных с локальными отеками, в среднем активность №/К-АТФазы составила 0,9 ± 0,11 и 1,89 ± 0,14 мкмольФн/мл/эритроци-тов/час соответственно (р < 0,05).
выводы
До настоящего времени основные классификации, определяющие тяжесть преэклампсии, основаны на классической триаде признаков: ар-
териальной гипертензии, протеинурии и отеках. На протяжении последних лет набор этих признаков практически не изменился, ведется активный поиск дополнительных маркеров, позволяющих судить о степени тяжести преэклампсии. Как показало наше исследование, изучение активности ферментных систем является перспективным направлением. На основании полученных данных можно сделать вывод, что развитие преэклампсии характеризуется двукратным снижением активности Na/K-АТФазы в эритроцитах. Уровень активности фермента тесно связан со степенью тяжести преэклампсии, при этом максимальное угнетение активности фермента наблюдается в случае развития тяжелых форм.
Кроме этого, выявлена связь между активностью фермента и выраженностью отечного синдрома, величиной протеинурии, тяжестью гипертензии. Максимально низкая активность Na/ K-АТФазы в эритроцитах наблюдается при среднем артериальном давлении более 120 мм рт. ст., при массивной протеинурии и при выраженных распространенных отеках, что подтверждает тяжесть гестоза. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что Na/K-АТФаза может представлять перспективный критерий и биохимический маркер для диагностики и оценки степени тяжести преэклампсии.
литература
1. Айламазян Э. К. Антиоксиданты в комплексной терапии позднего токсикоза беременных и связанной с ним хронической гипоксией плода // Акушерство и гинекология. - 1991. - № 3. - С. 30-33.
2. Айламазян Э. К. К вопросу о маркерах повреждения сосудистой стенки при позднем гестозе // Журнал акушерства и женских болезней. - 1998. - № 1. -С. 19-23.
3. Кулаков В. И., Мурашко Л. Е. Новые подходы к терминологии, профилактике и лечению гестоза // Акушерство и гинекология. - 1998. - № 5. - С. 3-6.
4. Кустаров В. Н, Линде В. А. Гестоз. - СПб.: Гиппократ, 2000. - 159 с.
5. Серов В. Н. Гестоз: современная лечебная тактика // Фарматека. - 2004. - № 1. - С. 67-71.
6. Пальцев М. А, Иванов А. А, Северин С. Е. Межклеточные взаимодействия. - М.: Медицина, 2003. - 288 с.
7. Особенности продукции цитокинов при физиологической и осложненной беременности / Хонина Н. А., Пасман Н. М., Останин А. А., Черных Е. Р. // Акушерство и гинекология. - 2006. - № 2. - С. 11-15.
8. Медвинский И. Д. Синдром системного воспалительного ответа при гестозе // Вестник интенсивной терапии. - 2002. - № 1. - С. 21-24.
9. Маслова М. Н, Титков Ю. С., Огородникова Л. Е. Активность Na/К-АТФазы в эритроцитах и состояние гемодинамики малого круга кровообращения при формировании артериальной гипертензии // Кардиология. - 1992. - Т. 32. - С. 44-46.
10. Гомазков О. А. Вазоактивные пептиды и ростовые сосудистые факторы. Роль в патогенезе артериальной гипертонии // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2003. - № 4. - С. 11-15.
11. Болдырев А. А. Na/K-АТФаза как олигомерный ансамбль // Биохимия. - 2001. - Т. 66, № 8. - С. 10131025.
12. Модянов Н. Н., Аристархова Е. А, Арзамазова Н. М. Трансмембранная организация №/К-АТФазы: анализ вторичной структуры гидрофильных и гидрофобных участков альфа- и бета-субъединиц методами спектроскопии // Биологические мембраны. - 1994. - Т. 4. - С. 1244-1253.
13. Буфадиенолидная природа эндогенного ингибитора человеческой Na/K-АТФазы / Багров А. Я., Георгиев И. Я., Шпен В. М., Дмитриева Р. Ю. // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. - 1997. -Т. 33, № 3. - С. 355-363.
14. BagrovA. Y, Shapiro J. I., Fedorova O. V. Endogenous cardiotonic steroids: physiology, pharmacology, and novel therapeutic targets // Pharmacol. Rev. - 2009. -Vol. 61, N 1. - P. 9-38.
15. Лопатин Д. А. Роль эндогенного дигоксиноподобного фактора - маринобуфогенина в патогенезе гестоза: Дис.... канд. мед. наук. - СПб., 2001. - 160 с.
16. Circulating bufadienolide and cardenolide sodium pump inhibitors in preeclampsia / Lopatin D. A., Ailama-zian E. K., Dmitrieva R. I., Fedorova O. V., Bagrov A. Y. // J. Hypertens. - 1999. - Vol. 17, N 8. - P. 1179-1187.
17. Савельева Г. М., Шалина Р. И. Гестоз в современном акушерстве // Русский медицинский журнал. -2000. - № 6. - С. 50-53.
18. Казеннов А. М, Маслова М. Н., Шалабодов А. Д. Исследование активности Na/K-АТФазы в эритроцитах млекопитающих // Биохимия. - 1984. - № 7. -С. 1089-1094.
THE ROLE OF SOME ENZYME SYSTEMS IN NORMAL PREGNANCY AND PREGNANCY WITH PREECLAMPSIA
Averina I. V.
♦ Resume. In the present study the author tested the Na/K-AT-Pase activity in the healthy pregnant women and pregnancy with preeclampsia. New links in the diagnosis preeclampsia, in particular the role of Na/K-ATPase are presented.
♦ Key words: Na/K-ATPhase; endogenous digixin-like factors; marinobufogenin; vasoconstriction; preeclamsia; diagnosis.
♦ Информация об авторах
Аверина Ирина Васильевна - аспирант. Кафедра акушерства и Averina Irina Vasilevna - post-graduate. Department of Obstetriks
гинекологии ГБОУ ВПО Санкт-Петербургская государственная and Gynekology Saint - Petersburg Pediatric Medical Academy.
педиатрическая медицинская академия Минздравсоцразви- Saint - Petersburg, Lytovskaya str., 2, 194100.
тия России. 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., д. 2. E-mail: [email protected]. E-mail: [email protected].