Научная статья на тему 'Значение национальных музыкальных инструментов в воспитании студенческой молодежи'

Значение национальных музыкальных инструментов в воспитании студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
музыкальная культура / музыкальный инструмент / музыкальные знание / воспитательная система / песни и танцы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухроб Файзуллоевич Дустов

Музыкальный инструмент, который возник в народе, имеет прочную связь с определенной этнической группой и используется для воспроизведения различных звуков, народной музыки. Такой инструмент используется в быту и музыкально-художественном исполнительстве. Он может быть изготовлен из дерева, бересты, тростника, рога животного, металла или другого материала. В своём развитии связан с духовной жизнью, бытовым укладом, эстетическими и нравственными устоями народа. Музыкальное воспитание это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение национальных музыкальных инструментов в воспитании студенческой молодежи»

Значение национальных музыкальных инструментов в воспитании студенческой молодежи

Сухроб Файзуллоевич Дустов Туркестанский новый инновационный университет

Аннотация: Музыкальный инструмент, который возник в народе, имеет прочную связь с определенной этнической группой и используется для воспроизведения различных звуков, народной музыки. Такой инструмент используется в быту и музыкально-художественном исполнительстве. Он может быть изготовлен из дерева, бересты, тростника, рога животного, металла или другого материала. В своём развитии связан с духовной жизнью, бытовым укладом, эстетическими и нравственными устоями народа. Музыкальное воспитание это - процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

Ключевые слова: музыкальная культура, музыкальный инструмент, музыкальные знание, воспитательная система, песни и танцы

The value of national musical instruments in the education of

students

Sukhrob Faizulloevich Dustov Turkestan New Innovative University

Abstract: A musical instrument that originated among the people has a strong connection with a certain ethnic group and is used to reproduce various sounds, folk music. Such an instrument is used in everyday life and musical and artistic performance. It can be made of wood, birch bark, reed, animal horn, metal or other material. In its development, it is connected with the spiritual life, everyday life, aesthetic and moral foundations of the people. Musical education is the process of transferring and assimilating musical knowledge, skills and abilities aimed at developing and shaping musical inclinations, abilities, taste, ideals that inspire a person for practical musical and aesthetic activities.

Keywords: musical culture, musical instrument, musical knowledge, educational system, songs and dances

Национальные ценности это - совокупность материальных и духовных ценностей страны, которым присущи вполне определенные мировоззренческие, исторические, культурологические, социально-экономические, географические и демографические признаки.

Каждая исторически конкретная общественная форма характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Музыкальный инструмент, который возник в народе, имеет прочную связь с определенной этнической группой и используется для воспроизведения различных звуков, народной музыки. Такой инструмент используется в быту и музыкально-художественном исполнительстве. Он может быть изготовлен из дерева, бересты, тростника, рога животного, металла или другого материала. В своём развитии связан с духовной жизнью, бытовым укладом, эстетическими и нравственными устоями народа.

Музыкальное воспитание это - процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы.

Воспитательная система - развивающийся во времени и пространстве комплекс компонентов: исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Основная ее цель - личностное развитие детей. Воспитательная система разворачивается из педагогической системы, выступающей ее основой. Воспитательная система - открытая система, взаимодействующая с социальным, природным, культурным окружением образовательного учреждения. Воспитательная система не статична: в ее развитии существует прошлое, настоящее и будущее. В ней действуют как механизмы сохранения и воспроизводства сложившихся способов жизнедеятельности, так и механизмы дезорганизации и обновления системы. Источниками развития воспитательной системы являются противоречия между тенденциями упорядоченности и хаоса - в форме противоречий между системой и личностью, традициями и инновациями.

В основе существующих систем музыкального воспитания лежат различные виды детской музыкальной деятельности. Эти системы направлены на развитие у детей как отдельных музыкальных способностей, так и всего комплекса музыкальности, формирование основ музыкальной культуры.

Движение под музыку (синтез музыки и движения) стало основой для создания в начале 20 века системы музыкально-ритмического воспитания швейцарским композитором и педагогом Эмилем Жаком-Далькрозом (18651950). Основной целью использования его «Ритмической гимнастики» или «Ритмики» было воспитание, в первую очередь, чувства ритма детей, памяти, внимания, музыкального слуха и воображения. Далькроз впервые сумел объяснить активную, двигательную природу музыкально-ритмического чувства, впервые обосновал ритмику в качестве метода музыкального воспитания, развивал идею использования движений в качестве естественной возможности развития музыкального восприятия и музыкальных способностей человека, передачи образного содержания музыки в пластических движениях. Система базируется на следующих принципах: обучение ритмике возможно для всех и необходимо каждому ребенку; началом воспитания является глубокое погружение ребенка в музыку, активизация его воображения и умения выражать себя в движении; музыкально-ритмическое воспитание носит системный характер: упражнения и игры используются в системе; музыкальный репертуар - отрывки из произведений западноевропейских композиторов (в основном танцевальные). Им организовывались специальные занятия, на которых большое внимание уделялось выполнению ритмических движений под музыку, упражнений с предметами, дыхательным упражнениям. Занятия имели ярко выраженную гуманистическую направленность: «занятия должны приносить детям радость, иначе они теряют половину своей цены».

Становление отечественной методики приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям связано с использованием подходов, предложенных Далькрозом. Основоположники этой методики сами окончили Институт музыки и ритма, пропагандировали и развивали идеи Далькроза, в Росии был создан Институт ритмики.

Пение (хоровое) стало основой для системы, разработанной венгерским композитором, ученым-фольклористом и педагогом Золтаном Кодаем (18821967) (он также - президент венгерской Академии наук в 40-е годы, почетный президент Международного общества музыкального воспитания). Кодай считал музыку основным средством приобщения к добру, красоте, человечности. Хоровое пение, по мнению Кодая, воспитывает потребность как в индивидуальном самовыражении, так и в коллективном сопереживании. Эта система использовалась в детских садах, школах, педучилищах и вузах.

Основные принципы системы: музыкальное искусство - центр образования человека; музыкальный вкус воспитывается с детства; систематические занятия должны начинаться с 3-ех лет; ежедневное пение развивает душу и тело; основа музыкального воспитания - музыкальный фольклор. Используемые в системе Кодая методы и приемы способствовали эффективному развитию музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства - Кодай разработал тщательно продуманную систему обучения пению по нотам на основе так называемой релятивной (относительной) сольмизации. В ней используются слоговые названия ступеней лада (йо, ле, ви, на, со, ра, ти) и условные обозначения длительностей звуков (та-четверть, ти-восьмая, па-пауза) и ручные знаки (определенное движение рукой обозначает каждую ступень лада). При использовании этой системы, по данным венгерских исследователей, 80-89% дошкольников при поступлении в школу умели чисто петь. Свои национальные аналоги этой системы существуют во многих странах мира (США, Великобритания, Япония), на постсоветском пространстве - в странах Прибалтики. Однако недостатком этой системы можно считать позднее знакомство детей с инструментальной музыкой и музыкой, не имеющей отношение к национальной венгерской, культура - только в 3-4 классе общеобразовательной школы.

Игра на музыкальных инструментах, так называемый «метод элементарного музицирования» лежал в основе педагогической системы австрийского композитора (автор кантаты «Кармина Бурана») педагога, драматурга и актера Карла Орфа (1895-1982). Огромное внимание в системе Орфа уделялось и музыкально-творческому развитию детей. В музыкально-театрализованных играх широко использовались и пение, речь, жест, пантомима, танец, игра на музыкальных инструментах. Гораздо меньше внимания уделялось восприятию музыки. Основные положения следующие: активизация творческого начала каждого ребенка; нет музыкально неодаренных детей; важна коллективная деятельность, совместное музицирование; используются первоэлементы музыки: щелчки, хлопки, притопы, голосовые звуки; результат начального музыкального образования - импровизационный спектакль.Им было создано 5-ти томное пособие для занятий с детьми «Шульверк» («Школа действия»), в котором предлагались разнообразные народные песни (от немецких, австрийских, до французских, каталонских и др.), широко представлены пословицы, поговорки, дразнилки, считалки. Ритмические и мелодические упражнения часто связаны со словом - его метрической структурой, мелодико-интонационным произнесением. Орф (совместно с К. Заксом) усовершенствовал конструкции детских музыкальных инструментов, создал институт Карла Орфа (Зальцбург, 1962 год), в котором педагоги могли пройти курсы по изучению этой

методики работы с детьми, до сегодняшнего дня это крупнейший центр подготовки педагогов - музыкантов для детей. Аналоги системы Орфа существуют сегодня в разных странах мира.

Главная задача педагога - научить ребенка эмоционально воспритимать музыку как целостное явление, чувствовать ее, указывал на необходимость формирования музыкальной культуры школьников как неотъемлимой части их духовной культуры. В основе системы - восприятие музыки, но такое, чтобы ребенок не только слушал, но и слышал ее. Один из характернейших принципов системы - принцип тематизма, подразумевающий изучение музыки в контексте определенной темы (например: «Песня, танец, марш», «Интонация в музыке»), и позволяющий идти от простого к сложному - например, от понимания темы «Три кита» (песня, танец, марш) к пониманию песенности, танцевальности, маршевости в музыке. Программа для школы опиралась и на принцип цикличности - закрепление и освоение нового материала в ряде схожих тем в разные годы обучения в школе. При построении беседы о музыкальном произведении раскрываются три вопроса: «Какие чувства в музыке», «О ком (о чем) рассказывает музыка», «Как рассказывает музыка». Положительные стороны системы использовались и в музыкальном воспитании дошкольников. Основы методики раскрыты в книгах Кабалевского «Как рассказывать детям о музыке», «При трех китов и про многое другое» и др. Данные подходы отражены в современной авторской программе «Музыкальные шедевры» Ольги Петровны Радыновой (Москва).

Каждый из видов музыкальной деятельности имеет свои специфические возможности в развитии музыкальности ребенка. Комплексное же их использование позволяет создавать наиболее благоприятные условия для этого развития. В практике работы советских детских садов все виды детской музыкальной деятельности находили свое отражение. Разработка такой системы музыкального воспитания дошкольников, признанной во всем мире, связана с именем доктора педагогических наук, профессора Натальи Алексеевны Ветлугиной (1909-1995) и созданной ею научной школы. Ею доказано уникальное значение музыкальной деятельности в развитии дошкольника, заложен фундамент музыкальной педагогики от теоретических основ до практических технологий. Музыкальное воспитание рассматривалось ею как музыкально-эстетическое, способствующее воспитанию эстетического отношения к окружающей действительности, было призвано влиять на нравственный облик, умственную и физическую активность ребенка. Основные принципы: связь музыкального воспитания с жизнью и современностью; постепенность и последовательность развития музыкальности ребенка; преемственность музыкального развития на разных возрастных этапах;

сочетание музыкальной и деятельности с другими видами детской деятельности; качественность музыкального репертуара для детей. Автор программ и методических пособий для детских садов, педагогических училищ и вузов («Музыкальный букварь», «Музыкальное развитие ребенка», «Музыкальные занятия в детском саду», «Детский оркестр», «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр» и др.)

Использованная литература

1. Каримов Олимхужа Исломович (2020). Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов. Academy, (3 (54)), 78-80.

2. Olimxo 'ja Islomovich Karimov (2021). Tanbur sozining paydo bo'lishi va milliy cholg'u ijrochiligidagi o'rni. Scientific progress, 1 (5), 767-771.

3. Каримов Олимхужа Исломович (2020). Профессиональные музыкальные взгляды будущего учителя музыки. Вестник науки и образования, (22-2 (100)), 17-20.

4. Каримов Олимхужа Исломович (2021). Садриддин айни - знаток и любитель народной музыки. Вопросы науки и образования, (13 (138)), 21-24.

5. Рахим Рауфович Ходжаев, & Олихужа Исломович Каримов (2022). Подготовка будущих учителья музыки. Тренировка на скрипке для рефлексации мышц. Science and Education, 3 (2), 1419-1423.

6. Олимхужа Исломович Каримов, & Ферангиз Илдом Кизи Адмедова (2022). Айтим (вокал) асарлари мисолида кушик ургатиш имкониятлари. Science and Education, 3 (1), 899-910.

7. Олимхужа Исломович Каримов, & Ситорабону Шухрат Кизи Шарипова (2022). Место искусства музыки в формировании идеальной личности человека в дошкольном заведении. Science and Education, 3 (1), 692-698.

8. Islamovich, K. O., & Shukhrat, S. S. (2023). The Role of Music in Forming a Perfect Human Personality. Miasto Przyszlosci, 33, 72-75.

9. Islamovich, K. O., & Durdimurotovna, Q. G. (2023). Formation of Vocal-Choir Skills in Music Lessons. Miasto Przyszlosci, 33, 57-62.

10. Islamovich, K. O., & Raufovich, K. R. (2023). Scientific-Historical and Theoretical-Pedagogical Principles of the Violin. Miasto Przyszlosci, 33, 67-71.

11. Islomovich, K. O. J. (2022). O 'zbek xalq cholg 'u asboblarining paydo bo 'lish tarixi. boshqaruv va etika qoidalari onlayn ilmiy jurnali, 2(12), 51-57.

12. Islomovich, K. O. J. (2022). O 'zbek xalq cholg 'u asboblarining paydo bo 'lish tarixi. boshqaruv va etika qoidalari onlayn ilmiy jurnali, 2(12), 51-57.

13. Islomovich, K. O. (2022). Musiqa darslarida o 'quvchi yoshlarda ong, milliy tafakkurni o 'stirishni shakllantirishning vositalari. O'zbekistonda fanlararo innovatsiyalar va ilmiy tadqiqotlar jurnali, 1(12), 264-268.

14. Islomovich, K. O. J., & Raufovich, X. R. (2022). Xorijiy ilg 'or kompozitorlar tajribalarida dmitriy kabalevskiy va karl orff tomonidan taklif Qilingan konsepsiyalar texnologiyasining Musiqa to 'garaglarini shakllantirish va rivojlantirishga oid nazariy-pedagogik va psixologik asoslari. O'zbekistonda fanlararo innovatsiyalar va ilmiy tadqiqotlar jurnali, 1(12), 257-263.

15. Каримов, О. И. (2022). Булажак муси^а укитувчиларида маънавий-ахлокий сифатларни шакллантириш. Scientific Impulse, 1(2), 377-381.

16.К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

17. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

18. Уктам Расулович Ибодов (2021). Применения обнаруженных средств и методов по сфере музыки. Scientific progress, 2 (4), 254-259.

19.Хасанов Халим Равшанович (2020). Культура и искусство в эпоху амира темура и темуридов. Вестник науки и образования, (21-2 (99)), 119-122.

21.Halim Ravshanovich Hasanov (2021). Ansambl ijrochiligi faoliyating tarixi va taraqqiyot bosqichlari. Scientific progress, 1 (6), 650-655.

22. Шавкатжон Хаджиевич Камолов (2022). Приёмы и методы преподавания музыки в общеобразовательной школе. Science and Education, 3 (1), 602-607.

23. Камолов Шавкатжон Хаджиевич, & Бомуродов Шухрат Шавкатович (2021). Педагогический характер студенческой молодежи и психологический подход. Academy, (3 (66)), 60-62.

24. Shavkatjon Xadjiyevich Kamolov (2021). O'quvchi-yoshlarni mumtoz musiqa asarlari va xalq og'zaki ijodi namunalari bilan tanishtirishning ahamiyati. Scientific progress, 1 (6), 656-661.

25. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 12271232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

30. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.