Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ В СОХРАНЕНИИ ГЕНОФОНДА ЭВЕНКОВ'

ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ В СОХРАНЕНИИ ГЕНОФОНДА ЭВЕНКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДЫ АРКТИКИ / ЭВЕНКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Ольга Аркадьевна

Коренные народы Арктической зоны Якутии имеют уникальные игры, состязания, упражнения, которые нужно сохранить и передать подрастающему поколению. В статье рассматривается роль национальных игр и состязаний в развитии физических качеств детей эвенков. Век глобального развития науки и техники коренным народам, проживающих в тундровых зонах Арктики, указывает, на сохранение традиционных методов и приемов в физическом воспитании подрастающего поколения. Народные игры, упражнения являются для коренных народов Арктики, в частности для эвенков одним из средств в развитии физических качеств детей и сохранения народных эвенкийских традиций. В проведенном исследовании изучены игры, упражнения, состязания эвенков. Изучение позволило раскрыть о том, что все игры, упражнения и состязания эвенков направлены на развитие физических качеств детей, так же было обнаружено, что эвенки для создания инвентаря использовали природные материалы: звериную кожу, камни и древесный материал. Таким образом, использование в физическом воспитании детей эвенков традиционных методов и приемов позволит не только развить физические качества, но сыграет немаловажную роль в сохранении здорового генофонда и культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF NATIONAL GAMES AND COMPETITIONS IN THE PRESERVATION OF THE EVENK GENE POOL

The indigenous peoples of the Arctic zone of Yakutia have unique games, competitions, exercises that need to be preserved and passed on to the younger generation. The article examines the role of national games and competitions in the development of physical qualities of Evenk children. The century of global development of science and technology for indigenous peoples living in the tundra zones of the Arctic indicates the preservation of traditional methods and techniques in physical education of the younger generation. Folk games and exercises are for indigenous peoples, in particular for the Evenks, one of the means to develop the physical qualities of children and preserve the folk Evenk traditions. The study studied games, exercises, competitions of the indigenous peoples of the Arctic Evenks. The study revealed that all the games, exercises and competitions of the Evenks are aimed at developing the physical qualities of children, it was also found that the Evenks used natural materials to create inventory: animal skin, stones and wood material. Thus, the use of traditional methods and techniques in the physical education of Evenk children will not only develop physical qualities, but will play an important role in maintaining a healthy gene pool and culture.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ В СОХРАНЕНИИ ГЕНОФОНДА ЭВЕНКОВ»

7. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 // ГАРАНТ.РУ : [справочно-правовая система]. - [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (дата обращения 18 февраля 2021 г)

8. Организация профессиональной служебной и физической подготовки в органах внутренних дел: учебное пособие / А.Р. Косиковский, , Д.В. Литвин, М.П. Корнеева [и др.] - Москва : Академия управления МВД России, 2020. - 124 с.

9. Пашута, В.Л. Физическая подготовка как основной элемент боевой готовности военнослужащих к выполнению задач в контртеррористических операциях / В. Л. Пашута, В. А. Беляев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 4. - С. 40-42.

REFERENCES

1. Apanasenko, G.L. (2002), "Diagnostics of individual health", Valeology, No. 3, pp. 27-31.

2. Voloskov, D.A. (2014), "Ways to improve the effectiveness of physical training of female cadets in the educational process of a military university (on the example of the introduction of the crossfit general physical training system)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.11 (117), pp. 32-36.

3. Galimova, A.G., (2017), Improving the level ofphysical fitness of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of crossfit, dissertation, Ulan-Ude.

4. Kuznetsova, O.V. (2016), "Personal determinants of the efficiency of the official activity of female employees of internal affairs bodies", Psychopedagogics in law enforcement, No. 2(65), pp. 37-41.

5. Lyadov, S.S., Sudorgina, V.P., Kudra, T.A., Vysoven, G.I. (2019), "Optimization of physical fitness of mature-age employees of search and rescue units of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation on the basis of a differentiated approach", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 189-194.

6. Makeeva, V.S., Barkalov, S. N., Aldoshin, A. V. (2017), "Physical training of female cadets studying at the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, aimed at developing professionally important qualities", Pedagogical Journal, No. 2А, pp. 26-35.

7. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (2017), "About the statement of the Manual on the organization of physical training in law-enforcement bodies of the Russian Federation", The order of 01.07.2017N 450, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (accessed 18 February 2021).

8. Kosikovsky, A.R. (2020), Organization ofprofessional service and physical training in the internal affairs bodies: textbook, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow.

9. Pashuta, V.L., Belyaev, V.A. (2018), "Physical training as the main element of combat readiness of military personnel to perform tasks in counterterrorist operations", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 40-42.

Контактная информация: sergeyuor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.12.2021

УДК. 351.855.3

ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ В СОХРАНЕНИИ

ГЕНОФОНДА ЭВЕНКОВ

Ольга Аркадьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация

Коренные народы Арктической зоны Якутии имеют уникальные игры, состязания, упражнения, которые нужно сохранить и передать подрастающему поколению. В статье рассматривается роль национальных игр и состязаний в развитии физических качеств детей эвенков. Век глобального развития науки и техники коренным народам, проживающих в тундровых зонах Арктики, указывает, на сохранение традиционных методов и приемов в физическом воспитании подрастающего поколения. Народные игры, упражнения являются для коренных народов Арктики, в частности для

эвенков одним из средств в развитии физических качеств детей и сохранения народных эвенкийских традиций. В проведенном исследовании изучены игры, упражнения, состязания эвенков. Изучение позволило раскрыть о том, что все игры, упражнения и состязания эвенков направлены на развитие физических качеств детей, так же было обнаружено, что эвенки для создания инвентаря использовали природные материалы: звериную кожу, камни и древесный материал. Таким образом, использование в физическом воспитании детей эвенков традиционных методов и приемов позволит не только развить физические качества, но сыграет немаловажную роль в сохранении здорового генофонда и культуру.

Ключевые слова: народы Арктики, эвенки, национальные виды упражнений, физические качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p215-219

IMPORTANCE OF NATIONAL GAMES AND COMPETITIONS IN THE PRESERVATION OF THE EVENK GENE POOL

Olga Arkadyevna Maksimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, NorthEastern Federal University, Yakutsk

Abstract

The indigenous peoples of the Arctic zone of Yakutia have unique games, competitions, exercises that need to be preserved and passed on to the younger generation. The article examines the role of national games and competitions in the development of physical qualities of Evenk children. The century of global development of science and technology for indigenous peoples living in the tundra zones of the Arctic indicates the preservation of traditional methods and techniques in physical education of the younger generation. Folk games and exercises are for indigenous peoples, in particular for the Evenks, one of the means to develop the physical qualities of children and preserve the folk Evenk traditions. The study studied games, exercises, competitions of the indigenous peoples of the Arctic Evenks. The study revealed that all the games, exercises and competitions of the Evenks are aimed at developing the physical qualities of children, it was also found that the Evenks used natural materials to create inventory: animal skin, stones and wood material. Thus, the use of traditional methods and techniques in the physical education of Evenk children will not only develop physical qualities, but will play an important role in maintaining a healthy gene pool and culture.

Keywords: Arctic peoples, Evenks, national types of exercises, physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ изучения литературы дал возможность выявить, что физические упражнения, игры и состязания эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей в большей степени имеют прикладной характер и отражают особенности их трудовой и бытовой деятельности - оленеводством, охотой, рыболовством, собирательством [2]. Авторы Н.Д. Неустроев, Б.Н. Попов, И. С. Портнягин, К.С. Чиряев, В.Ф. Афанасьева, М.Г. Василевич, В.П. Кочнев, Н.Е. Чередниченко и мн.др. изучающие проблемы коренных народов подчёркивали о том что использование традиционных методов воспитания , в частности по педагогике, физической культуре подчеркивали о формировании личностных качеств, сохранении здорового образа жизни, культуры, традиции. Таким образом, «этнопедагогизация» является одним из главных путей развития национальной системы образования, выражением ее вариативности, реализацией потребности общества в сохранении и развитии национальной культуры, а значит и самого этноса [2]. Таким образом, была поставлена цель: изучить эвенкийские народные игры, упражнения, состязания.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели на первом этапе были изучены литературные источники. И в результате изучения было обнаружено что эвенки для физических упражнений использовали следующие самобытные инвентари: Мяч из кожи; аркан (маут); нож; лиственничный посох; копье; нарты; охотничьи камусные лыжи; кожаная плетенная ве-

ревка; рога оленей; кости зверей; птиц; ремни (пояса); палки деревянные; пальма (эвенкийский меч); арбалет; деревянная лопатка; камни; лук; стрелы; ровдуга; оленьи панты; мешочки из рыбьей кожи; платок; шест; топор; деревянный молот; пешня (каменный то-порик);ветка (эвенкийская лодка); батыйя. Выявленные физические упражнения развивают физические качества у детей. В старину эвенки использовали данные упражнения во время отдыха на стойбищах не зависимо от сезона. Большинство игр детей эвенков проводятся на открытом воздухе, на снегу. Они являются копированием, подражанием, повторением движений зверей и птиц. Некоторые физические упражнения, игры и состязания заимствованы у других этносов (эвенов, юкагиров, чукчей, якутов). Часто на празднике «Бакалдын» проводились якутские состязания: перетягивание палки, прыжки с шестом, игра в мяч, переноска тяжестей, якутские прыжки и т.д.» [2]. Нужно подчеркнуть о том, что инвентари для детей использовали имитацию, например, вместо настоящего ножа имитацией был деревянный нож (таблица).

Таблица - Эвенкийские физические упражнения, игры и состязания

№ Физические упражнения

Сила Быстрота Ловкость Гибкость Скорость

бег (через кустарни- бег (через кустарни- бег (через кустарни- бег (через кустарни- бег (через кустарни-

1 ки, с палкой по глу- ки, с палкой по глу- ки, с палкой по глу- ки, с палкой по глу- ки, с палкой по глу-

бокому снегу, с гру- бокому снегу, с гру- бокому снегу, с гру- бокому снегу, с гру- бокому снегу, с гру-

зом) зом) зом) зом) зом)

ходьба и бег на ходьба и бег на ходьба и бег на ходьба и бег на ходьба и бег на

2 охотничьих ка- охотничьих ка- охотничьих ка- охотничьих ка- охотничьих ка-

мусных лыжах мусных лыжах мусных лыжах мусных лыжах мусных лыжах

прыжки в высоту прыжки в высоту прыжки в высоту прыжки в высоту прыжки в высоту

3 через натянутый через натянутый через натянутый через натянутый через натянутый

аркан (веревку) аркан (веревку) аркан (веревку) аркан (веревку) аркан (веревку)

4 прыжки в высоту прыжки в высоту прыжки в высоту прыжки в высоту прыжки в высоту

«ловля хариуса», «ловля хариуса», «ловля хариуса», «ловля хариуса», «ловля хариуса»,

прыжки через нарты прыжки через нарты прыжки через нарты прыжки через нарты прыжки через нарты

(с нарты, через (с нарты, через (с нарты, через (с нарты, через (с нарты, через

5 нарты в длину); нарты в длину); нарты в длину); нарты в длину); нарты в длину);

прыжки через палку прыжки через палку прыжки через палку прыжки через палку прыжки через палку

в руках (вперед, в руках (вперед, в руках (вперед, в руках (вперед, в руках (вперед,

назад); назад); назад); назад); назад);

равновесие (по равновесие (по равновесие (по равновесие (по равновесие (по

натянутой веревке, натянутой веревке, натянутой веревке, натянутой веревке, натянутой веревке,

6 по стволу дерева по стволу дерева по стволу дерева по стволу дерева по стволу дерева

перекинутого через овраг) перекинутого через овраг) перекинутого через овраг) перекинутого через овраг) перекинутого через овраг)

борьба (на снегу, на борьба (на снегу, на борьба (на снегу, на борьба (на снегу, на борьба (на снегу, на

7 кушаках (поясах), кушаках (поясах), кушаках (поясах), кушаках (поясах), кушаках (поясах),

ногами, на одной ногами, на одной ногами, на одной ногами, на одной ногами, на одной

ноге,) ноге,) ноге,) ноге,) ноге,)

перетягивание паль- перетягивание паль- перетягивание паль- перетягивание паль- перетягивание паль-

цами; перетягивание локтевыми сгибами; цами; перетягивание локтевыми сгибами; цами; перетягивание локтевыми сгибами; цами; перетягивание локтевыми сгибами; цами; перетягивание локтевыми сгибами;

8 перетягивание ру- перетягивание ру- перетягивание ру- перетягивание ру- перетягивание ру-

ками за затылки; ками за затылки; ками за затылки; ками за затылки; ками за затылки;

перетягивание палки (групповое) перетягивание палки (групповое) перетягивание палки (групповое) перетягивание палки (групповое) перетягивание палки (групповое)

9 кулачный бой кулачный бой кулачный бой кулачный бой кулачный бой

увертывание от увертывание от увертывание от увертывание от увертывание от

стрел (горящих уг- стрел (горящих уг- стрел (горящих уг- стрел (горящих уг- стрел (горящих уг-

10 лей, камней, стрел с лей, камней, стрел с лей, камней, стрел с лей, камней, стрел с лей, камней, стрел с

тупым наконечни- тупым наконечни- тупым наконечни- тупым наконечни- тупым наконечни-

ком, железного мя- ком, железного мя- ком, железного мя- ком, железного мя- ком, железного мя-

ча) ча) ча) ча) ча)

ловля стрел руками ловля стрел руками ловля стрел руками ловля стрел руками ловля стрел руками

11 (серединой лука, суком) (серединой лука, суком) (серединой лука, суком) (серединой лука, суком) (серединой лука, суком)

№ Физические упражнения

Сила Быстрота Ловкость Гибкость Скорость

12 поединки на луках (копьях, чугунных ядрах, лиственничных посохах) поединки на луках (копьях, чугунных ядрах, лиственничных посохах) поединки на луках (копьях, чугунных ядрах, лиственничных посохах) поединки на луках (копьях, чугунных ядрах, лиственничных посохах) поединки на луках (копьях, чугунных ядрах, лиственничных посохах)

13 стрельба из лука(в мишень (дерево, шкура зверя) стрельба из лука (в мишень (дерево, шкура зверя) стрельба из лука (в мишень (дерево, шкура зверя) стрельба из лука (в мишень (дерево, шкура зверя) стрельба из лука (в мишень (дерево, шкура зверя)

14 стрельба из лука в снеговую стену; стрельба из лука на дальность; стрельба из арбалета в цель стрельба из лука в снеговую стену; стрельба из лука на дальность; стрельба из арбалета в цель стрельба из лука в снеговую стену; стрельба из лука на дальность; стрельба из арбалета в цель стрельба из лука в снеговую стену; стрельба из лука на дальность; стрельба из арбалета в цель стрельба из лука в снеговую стену; стрельба из лука на дальность; стрельба из арбалета в цель

15 гребля на ветке, гребля на многоместной ветке; гребля на ветке со стрельбой по мишени гребля на ветке, гребля на многоместной ветке; гребля на ветке со стрельбой по мишени; гребля на ветке, гребля на многоместной ветке; гребля на ветке со стрельбой по мишени гребля на ветке, гребля на многоместной ветке; гребля на ветке со стрельбой по мишени гребля на ветке, гребля на многоместной ветке; гребля на ветке со стрельбой по мишени

16 метание аркана, метание топора, метание копья, метание кожаного мяча, метание камней, метание чугунного или железного мяча, метание камней при помощи ровдуги метание аркана, метание топора, метание копья, метание кожаного мяча, метание камней, метание чугунного или железного мяча, метание камней при помощи ровдуги метание аркана, метание топора, метание копья, метание кожаного мяча, метание камней, метание чугунного или железного мяча, метание камней при помощи ровдуги метание аркана, метание топора, метание копья, метание кожаного мяча, метание камней, метание чугунного или железного мяча, метание камней при помощи ровдуги метание аркана, метание топора, метание копья, метание кожаного мяча, метание камней, метание чугунного или железного мяча, метание камней при помощи ровдуги

17 бег (через кустарники, с палкой по глубокому снегу, с грузом) бег (через кустарники, с палкой по глубокому снегу, с грузом) бег (через кустарники, с палкой по глубокому снегу, с грузом) бег (через кустарники, с палкой по глубокому снегу, с грузом) бег (через кустарники, с палкой по глубокому снегу, с грузом)

18 ходьба и бег на охотничьих ка-мусных лыжах; прыжки в высоту через натянутый аркан (веревку); прыжок с колен; прыжки в высоту «ловля хариуса», сбор аркана на скорость (маута) ходьба и бег на охотничьих ка-мусных лыжах; прыжки в высоту через натянутый аркан (веревку); прыжок с колен; прыжки в высоту «ловля хариуса», сбор аркана на скорость (маута) ходьба и бег на охотничьих ка-мусных лыжах; прыжки в высоту через натянутый аркан (веревку); прыжок с колен; прыжки в высоту «ловля хариуса», сбор аркана на скорость (маута) ходьба и бег на охотничьих ка-мусных лыжах; прыжки в высоту через натянутый аркан (веревку); прыжок с колен; прыжки в высоту «ловля хариуса», сбор аркана на скорость (маута) ходьба и бег на охотничьих ка-мусных лыжах; прыжки в высоту через натянутый аркан (веревку); прыжок с колен; прыжки в высоту «ловля хариуса», сбор аркана на скорость (маута)

19 гонки верхом на оленях, гонки на оленьих упряжках гонки верхом на оленях, гонки на оленьих упряжках гонки верхом на оленях, гонки на оленьих упряжках гонки верхом на оленях, гонки на оленьих упряжках гонки верхом на оленях, гонки на оленьих упряжках

В своей монографии Максимова О. А. отмечает: «Игры привлекали эвенков разного возраста и пола. Здесь мы также видим различные национальные виды спорта, которые сохранились до наших времен. Это бег на различные дистанции, борьба, якутские прыжки «Кылыы», «Ыстанга» и «Куобах», которые, возможно, были позаимствованы у якутов. Были актуальны силовые упражнения. Девушки также соревновались в беге на различные дистанции и других состязаниях, которые, к сожалению не описаны. Отмечено, что девушка была храброй богатыркой и ездила верхом на богатырской самке дикого оленя. Это означает, что девушку воспитали так, как обычно воспитывают юношу».

Таким образом, изучение эвенкийских упражнений позволяет использованию специалистами для развития физических качеств у детей эвенков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо подчеркнуть о том, что проживания в условиях Арктики и условия обучения детей эвенков в кочевых школах затрудняет процесс. Полученные результаты изучения упражнений, игр, состязаний народов Арктики дает возможность сохранить культуру эвенкийского народа. Изучение позволило раскрыть о том, что все игры, упражнения и состязания эвенков направлены на развитие физических качеств детей, так же было обнаружено, что эвенки для создания инвентаря использовали природные материалы: звериную кожу, камни и древесный материал.

Таким образом, использование в физическом воспитании детей эвенков традиционных методов и приемов позволит не только развить физические качества, но сыграет немаловажную роль в сохранении здорового генофонда и культуру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кочнев В.П. Физические упражнения, игры и состязания народов Крайнего Севера и Юго-востока Якутии (эвены, эвенки, юкагиры, чукчи) / В.П. Кочнев // Тезисы докладов V науч.-практ. конф. спорткомитета ЯАССР. - Якутск, 1986. - С. 36-37.

2. Максимова О.А. Основы самобытного физического воспитания эвенков : монография / О.А. Максимова. - Якутск : Изд. дом СВФУ, 2012. - 217 с.

3. Шамаев, Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера / Н.К. Шамаев. - Якутск : Изд-во Якут. гос. ун-та, 1996. - 112 с.

REFERENCES

1. Kochnev, V.P. (1986), "Physical exercises, games and competitions of the peoples of the Far North and South-East of Yakutia (evens, Evenks, Yukagirs, Chukchi"). V scientific and practical Conf. The sports Committee of the Yakut ASSR, Yakutsk, pp. 36-37.

2. Maksimova, O.A. (2012), Fundamentals of original physical education Evenks : monograph, Yakutsk.

3. Shamaev, N.K. (1996), Features of the methodology ofphysical education in the conditions of the North, Yakutsk.

Контактная информация: maksim.olya@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 10.12.2021

УДК 378.147.227

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ

ГРУППЫ

Ольга Аркадьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация

Существующие проблемы отклонения здоровья у студентов, проживающих в условиях крайнего Севера, указывают на необходимость поиска новых методов и приемов. Рассмотренная проблема позволило уточнить процесс организации дисциплины физическая культура у студентов специальной медицинской группы. В результате анализа научно-методической литературы было смоделировано содержание организации физического воспитания студентов специальной медицинской группы. Предполагается, что включение разработанного проекта позволит улучшить здоровье студентов, повысить интереса и мотивации на занятиях по физической культуре. В исследовании приняли участие студенты 1 курса специальной медицинской группы всего n=22 студента (девушки n=12; юноши n=10) СВФУ имени М.К. Аммосова. Из опрошенных студентов только 45% имели положительную мотивацию для занятий по физической культуре, остальные 55% среднюю мотивацию. Это объясняется имеющими диагнозами у студентов: миопия - 10%; дерматит - 15%; хрони-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.