Humanity space International almanac VOL. 5, No 4, 2016: 569-576
Значение народной игрушки для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
(на примере оформления узбекских свистулек)
Т.Л. Чаброва
Республиканский центр социальной адаптации детей Узбекистан, 700100, г. Ташкент ул,А.Каххара, 34 Tashkent The Pepublican Center for Social Adaptation of Children Kahhara str., 34, Tashkent 700100 Uzbekistan e-mail [email protected]
Ключевые слова: народная игрушка, свистулька, бабушка Хамро, рисование, лепка, искусство, программа «Болажон», духовно-эстетические качества. Key words: folk toy, whistle, grandmother Hamro, drawing, modeling, art program "Bolazhon" spiritual and aesthetic qualities.
Резюме: В статье раскрывается значение народной игрушки для формирования духовно-эстетических качеств дошкольников на примере рисования узбекских свистулек. Анализируются формы работы с детьми дошкольного возраста при обучении рисованию по мотивам игрушек бабушки Хамро. Прослеживается роль родителей в процессе усвоения навыков рисования детьми дошкольного возраста. Обосновывается действенность программы «Болажон» в становлении у детей первоначальных представлений об искусстве, а также педагогических технологий «Сотворчество» и «ТРИЗ» -одних из важных приемов развития у детей творческой практики. Abstract: The article reveals the importance of folk toys for the formation of spiritual and aesthetic qualities of preschool children based on an example of drawing the Uzbek whistles. It analyzes the methodology of working with children of preschool age in drawing toys Hamro grandmother as an example. It rests on the evidence of the role of parents in the process of mastering drawing skills of children of preschool age. The paper substantiates the effectiveness of the program "Bolazhon" in developing children's original ideas about art, as well as pedagogical technologies "Coauthorship" and "TRIZ" - one of the most important methods of development in children's creative practice.
[Chabrova T.L. Significance of the folk toys for spiritual and moral education of preschool children (based on the example of drawing Uzbek whistles)]
В народной керамике Узбекистана особое место занимает игрушка-свистулька. Еще в начале ХХ столетия в праздник весеннего равноденствия на всех базарах продавались глиняные свистульки - лошадки, ослики, бараны, драконы, птицы. У взрослых с этими игрушками было связано поверье, что весной свист вызывает ветер и дождь, т.е. будет хорошая весна и
надежда на хороший урожай.
Традиции изготовления таких игрушек восходят к глубокой древности. Во время археологических раскопок на самых разных среднеазиатских городищах в культурных слоях первых веков нашей эры находят терракотовых птичек и барашков, лихих коней, несущих на себе всадников. Прекрасные экземпляры подобных изделий найдены в Ташкенте и Самарканде.
В наши дни игрушки из глины производят в селении Уба Бухарской и Касби Кашкадарьинской областей, городе Денау. Самый крупный центр изготовления игрушек - селение Уба, расположенное в часе езды от Бухары. Ныне те, кто остался верен этому занятию, живут на одной улице. Это, прежде всего, семья известного мастера Хамро Рахимовой. Она - автор игрушек строго определенной формы: круторогие бараны с широким курдюком прочно стоят на прямых ногах; лошадки с непомерно вытянутыми шеями несут в седле седоков; ревут, широко открыв «пасть» и подняв вверх хвосты, ослы, называемые «шербачо» - дитя льва; маленькие птички со сложенными крылышками стоят на одной ножке-столбике. Движения мастера бабушки Хамро быстрые и уверенные, четко отработанные...
«Дивлюсь тебе, гончар, что ты имеешь дух Мять глину, бить, давать ей сотни оплеух. Ведь этот прах трепещущей был плотью, Покуда бытия огонь в нем не потух», -никто лучше Омара Хайяма не смог так сказать об узбекских гончарах.
На созданных бабушкой Хамро шедеврах национальных игрушек воспитывалось и продолжает воспитываться не одно поколение маленьких граждан Республики Узбекистан.
Как известно, духовное богатство ребёнка, способность удивляться миру, выраженная эмоциональная чуткость ко всему, что его окружает, предоставляют родителям возможность развивать и укреплять в нем качества, способствующие развитию его творческой практики в восприятии произведений искусства, в частности национальных игрушек, как средства развития ребенка. Родители должны активно реализовывать все
это в процессе не только воспитания ребенка-дошкольника возраста, но и освоения им навыков по рисованию.
Детей дошкольного возраста необходимо приобщать к народной культуре, особенно через народные традиции, знакомя их с национальными игрушками бабушки Хамро, через народные праздники, в частности, Навруз. Все это является важной формой приобщения детей дошкольного возраста к народному творчеству. Многочисленные исследования современных ученых Узбекистана свидетельствуют о том, что народная игрушка всегда была действенным средством формирования психики ребенка и широко использовалась в народной педагогике для его социального воспитания и приобщения к жизни взрослых. Любовь к народному искусству, почитание народных традиций и обычаев углубляют знания народной культуры Узбекистана, способствуя духовному возрождению народа. Национальная игрушка бабушки Хамро, оказывающая наиболее сильное воспитательное воздействие на детей дошкольного возраста, как отмечалось, изображает стилизованных, декоративных животных и птиц - животный мир во всем его многообразии и фантазии автора. Величайшая правда и простота этой народной игрушки заключается в ее отточенной выразительности, чем достигается ее воспитательное воздействие на ребенка. Игрушка радует, развивает, учит понимать окружающую действительность. Материал, из которого выполнена игрушка, - розовая глина: она согревается в маленьких ладошках малыша. Под руководством своих родителей дети дошкольного возраста начинают лепить их, рисовать, выполнять аппликационные работы по мотивам игрушек бабушки Хамро.
Усвоение навыков рисования ребенка начинается с репродуктивного вида деятельности, т.е. с помощью родителей он точно воспроизводит уже известное, после чего начинается продуктивная деятельность процесса усвоения навыков рисования. Согласно сложившимся в научной отечественной и зарубежной литературе представлениям (С. Булатов, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, О.А. Соломенникова, Р. Хасанова, О. Худоерова, Х. Эргашев, М.П. Якобсон и др.), родители должны способствовать тому,
чтобы ребенок быстро достиг эвристического уровня, (т.е. способствовать выбору новой информации), а затем и творческого, когда ребенок сам ставит цель, формулирует ее, детализирует и осуществляет поиск возможных условий, ведущих к ее достижению.
В Узбекистане в области дошкольного образования уже на протяжении более шести лет работает программа «Болажон». Один из ее разделов по эстетическому воспитанию детей содержит материал по формированию начальных представлений об искусстве, развитию способности воспринимать его детьми дошкольного возраста, умения на разных видах изобразительной деятельности развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук и глаз, т.е. зрительный контроль.
Рисование развивает у ребенка способность активно, целенаправленно рассматривать окружающие его предметы и явления и передать увиденное им в рисунке. Значительная роль в этом процессе отводится его родителям, о чем свидетельствуют данные проведенного нами анкетирования.
На вопрос «Как в вашей семье воспитываются духовно-эстетические качества ребенка? (предлагалось расположить виды деятельности по степени их значимости) были получены ответы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Пути формирования духовно-эстетических качеств ребенка в
семье
№ п/п Виды деятельности Степень значимости, %
1 2 3 4 5 6
1. Чтение многих узбекских национальных сказок 26 33 11 13 7 10
2. Посещение спектаклей, музеев декоративно-прикладного искусства, выставок, мастерских художников, народных мастеров 48 17 16 6 11 2
3. Обсуждение вместе с 11 22 26 29 14 13
ребенком его рисунков, рассказ ребенка, о чем его работа
4. Организация в семье выставок работ, украшение ими стен дома 6 3 17 18 31 25
5. В присутствии ребенка демонстрация гостям его работ 2 4 6 12 29 47
Согласно полученным данным, большинство родителей считают, что наиболее важными путями формирования духовно-эстетических качеств ребенка являются совместные посещения музеев, выставок народных мастеров и чтение сказок. Нами были проанализированы ответы родителей на вопрос: «Как проявляются духовно-эстетические качества вашего ребенка?» Ответы родителей представлены в таблице 2.
Таблица 2
Формы проявления духовно-эстетических качеств ребенка
№ Формы проявления Степень значимости, %
п/п 1 2 3 4
1. Знает и умеет пересказывать 41 36 19 4
истории
2. Знает легенды о народных узбекских промыслах 32 23 28 17
3. Соблюдает национальные традиции, обряды 12 32 44 12
4. Создает самостоятельные творческие работы по
декоративно-прикладному искусству (лепит игрушки 16 9 8 67
бабушки Хамро, рисует, делает
аппликационные работы)
В связи с тем, что в жизни ребенка большую роль играют игрушки, мы попытались выяснить у родителей, какие игрушки
использует их ребенок при обучении рисованию (таблица 3).
Таблица 3
Виды игрушек, используемых дошкольниками при обучении
№ Виды игрушек Степень значимости, %
п/п 1 2 3 11
1 2 3 4 5 6
1. Мягкие 85 3 1 4
2. Целлулоидные 20 23 0 57
3. Деревянные 26 21 2 51
4. Народные глиняные 13 26 3 58
5. Самодельные 22 22 2 54
6. Другие 38 13 3 46
Анализ полученных ответов показал, что многие родители не знают, как вызвать у ребенка интерес к рисованию и какую посильную помощь они могут ему оказать.
В связи с этим в помощь родителям для их работы со своими детьми дома была разработана серия методической литературы по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста (от 2 до 6 лет), в основе которой лежат такие педагогические технологии, как «Сотворчество» и «ТРИЗ».
По нашему мнению, педагогическая технология - это система последовательно разворачиваемой педагогической деятельности обучающего (в том числе родителей), направленной на достижение поставленной цели и развитие личности. В книгах для родителей «Рисуем вместе» (на узбекском и русском языках) «Прикладное искусство детям», «Волшебная тюбетейка», «Игрушки бабушки Хамро», «Откуда посуда пришла», «Что ребенку надо?», индивидуальных тетрадях «Рисование для малышей» №1 (для малышей), №2 (для среднего дошкольного возраста) содержится полезная информация о формах работы с детьми дошкольного возраста при обучении рисованию, о специфике работы в домашних условиях с использованием метода сотворчества. Ценность этого метода состоит в том, что ребенок, получая изображение
незаконченных предметов или сюжетов, вместе с родителями доводит его до смыслового завершения, т.е. тем самым делает первые шаги к самостоятельному творчеству. Таким образом, совместные действия родителей с детьми можно считать одним из приемов формирования творчества, так как изобразительные возможности детей очень ограничены. А если еще ребенок с ограниченными возможностями, то это вдвойне труднее.
При работе в индивидуальных практических тетрадях «Рисование для малышей» №1 ребенок выполняет упражнения, изучает и усваивает навыки рисунка, параллельно у него формируются духовно-эстетические качества. Содержащуюся в индивидуальных тетрадях познавательную информацию родители доводят до сведения детей. Вместе с родителями дети заучивают стихи автора на каждый технический прием. «Слоник необычный, Очень симпатичный, И барашки у реки, Рожки словно крендельки. Эти милые зверушки -Бабушки Хамро игрушки. Из глины всех она слепила И свистеть их научила. Птички бабушки Хамро Нам всегда несут добро. Забавные игрушки радуют ребят -Яркие, веселые, да еще свистят».
Такие образные стихи помогают вспомнить малышу художественный образ игрушки, которую он будет лепить под руководством воспитателя.
Воспитатель сначала раскатывает глину во всю длину, затем лепит ножки, отдельно слону ушастую голову, которую присоединяет к туловищу. Так получается слон с большой ушастой головой. Потом воспитатель берет другой кусок глины, разминает его. Придает ему форму небольшого цилиндра, проделывает палочкой два отверстия и подносит к губам. Раздается оглушительный свист. Цилиндр прикрепляется к боку слона. Затем воспитатель мокрой рукой проводит по его бокам. Процесс оживления глины продолжается. Еще одно движение,
легкий поворот руки... и слон почти готов. Осталось его высушить и обжечь. Игрушки бабушки Хамро расписывают тремя красками: красной, черной и желтой, но чаще двумя -красной и черной. Каждый ребенок следует народным традициям, но при этом проявляет свою индивидуальность.
Таким образом, национальные игрушки бабушки Хамро выполняют важную функцию в воспитательном процессе ребенка-дошкольника, как в дошкольном учреждении, так и дома, способствуя формированию духовно-эстетических качеств и нравственному воспитанию.
ЛИТЕРАТУРА
Чаброва Т.Л. 2011. Игрушки необычные, но очень симпатичные. 4-е. издание. Ташкент.
Chabrova T. 2000. Legends of Uzbekistan. The Khan and the Weaver. In.: A treasury of Uzbek legends and lore. Toshkent: "Katartol-Kamalot". pp. 1116.
Коссаковская Е.А. 1980. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя
детского сада. М.: Просвещение. 59 с. Лыкова И.А. 2016. Художественный труд в детском саду. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики». М.: ИД «Цветной мир».
Лыкова И.А. 2009. Истоки детства и культуры. Первые жизненные ориентиры.
- Цветной мир. № 1: 3. Урунтаева Г.А. 1997. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. М.: Академия. С. 81-85.
Получена/Received: 29.09.2016 Принята/Accepted: 13.10.2016