Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА'

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная музыка / кыргызские композиторы / творчество / музыкальная школа / искусство / national music / Kyrgyz composers / creativity / music school / art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Боронбаев Ажимамат Жусупович, Вдовкина Анна Дмитриевна

В данной статье обсуждается актуальная проблема естественного синтеза традиционной и современной музыки в Кыргызстане. Авторы подчеркивают важность сохранения и развития культурного наследия страны через совмещение традиционных элементов с современными тенденциями. Отмечается важность сохранения и передачи традиционных форм и жанров музыки. Особое внимание уделяется роли музыки в формировании музыкального вкуса у детей и ее значению в образовании и воспитании нового поколения. Статья исследует важнейшие аспекты развития музыкальной культуры Кыргызстана, сосредотачиваясь на роли композиторов в формировании музыкальной школы страны. К. Молдобасанов, П. Шубин, М. Бурштин и другие – играют ключевую роль в развитии музыкального образования и культуры страны. Их творчество и педагогическая деятельность не только вдохновляли молодых музыкантов, но и создавали прочные основы для развития музыкальной культуры. Статья также отмечает вклад других композиторов, чьи произведения и педагогическая деятельность важны для развития музыкальной школы в Кыргызстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF MUSIC SCHOOL IN THE DEVELOPMENT OF CULTURE OF KYRGYZSTAN

This article discusses the current problem of the natural synthesis of traditional and modern music in Kyrgyzstan. The authors emphasize the importance of preserving and developing the country's cultural heritage through combining traditional elements with modern trends. The importance of preserving and transmitting traditional forms and genres of music is noted. Particular attention is paid to the role of music in the formation of musical taste in children and its importance in the education and upbringing of the new generation. The article explores the most important aspects of the development of the musical culture of Kyrgyzstan, focusing on the role of composers in the formation of the country's music school. K. Moldobasanov, P. Shubin, M. Burshtin and others play a key role in the development of music education and culture of the country. Their creativity and teaching activities not only inspired young musicians, but also created a solid foundation for the development of musical culture. The article also notes the contribution of other composers whose works and teaching activities are important for the development of the music school in Kyrgyzstan.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. ФИЛОСОФИЯ.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ

JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. PHILOSOPHY. SOCIOLOGY. POLITICAL SCIENCE

e-ISSN: 1694-8823

№1(3)/2024, 31-38

ИСКУССТВО

УДК: 781.7

DOI: 10.52754/16948823 2024 1(3) 5

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА

КЫРГЫЗСТАНДЫН МАДАНИЯТЫН 0НYКТYРYYД0 МУЗЫКАЛЫК МЕКТЕПТИН

МААНИСИ

THE IMPORTANCE OF MUSIC SCHOOL IN THE DEVELOPMENT OF CULTURE OF

KYRGYZSTAN

Боронбаев Ажимамат Жусупович

Боронбаев Ажимамат Жусупович Boronbaev Azhimat Zhusupovich

ф.и.к., доцент, Ош мамлекеттик университети

к.ф.н., доцент, Ошский государственный университет Associate Professor, Osh State University

azimamatb@gmail.com_

Вдовкина Анна Дмитриевна

Вдовкина Анна Дмитриевна Vdovkina Anna Dmitrievna

магистрант, Ош мамлекеттик университети

магистрант, Ошский государственный университет master's student, Osh State University cerevkoanna3 8@gmail.com

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА Аннотация

В данной статье обсуждается актуальная проблема естественного синтеза традиционной и современной музыки в Кыргызстане. Авторы подчеркивают важность сохранения и развития культурного наследия страны через совмещение традиционных элементов с современными тенденциями. Отмечается важность сохранения и передачи традиционных форм и жанров музыки. Особое внимание уделяется роли музыки в формировании музыкального вкуса у детей и ее значению в образовании и воспитании нового поколения. Статья исследует важнейшие аспекты развития музыкальной культуры Кыргызстана, сосредотачиваясь на роли композиторов в формировании музыкальной школы страны. К. Молдобасанов, П. Шубин, М. Бурштин и другие - играют ключевую роль в развитии музыкального образования и культуры страны. Их творчество и педагогическая деятельность не только вдохновляли молодых музыкантов, но и создавали прочные основы для развития музыкальной культуры. Статья также отмечает вклад других композиторов, чьи произведения и педагогическая деятельность важны для развития музыкальной школы в Кыргызстане.

Ключевые слова: национальная музыка, кыргызские композиторы, творчество, музыкальная школа, искусство.

КЫРГЫЗСТАНДЫН МАДАНИЯТЫН вНYКТYРYYДв МУЗЫКАЛЫК МЕКТЕПТИН МААНИСИ

Аннотация

Бул макалада Кыргызстандагы салттуу жана заманбап музыканын табигый синтезинин актуалдуу кейгейу талкууланат. Авторлор салттуу элементтерди заманбап тенденциялар менен айкалыштыруу аркылуу елкенун маданий мурасын сактоо жана енуктуруунун маанилуулугун белгилешет. Музыканын салттуу формаларын жана жанрларын сактоонун жана еткеруп беруунун маанилуулугу белгиленет. Балдардын музыкалык табитин калыптандырууда музыканын ролуна жана жаны муунду окутууда жана тарбиялоодо маанисине езгече кещл бурулат. Макалада Кыргызстандын музыкалык маданиятын енуктуруунун маанилуу аспектилери изилденип, елкенун музыкалык мектебинин калыптанышындагы композиторлордун ролуна кенул бурулган. влкенун музыкалык билимин жана маданиятын енуктурууде К.Молдобасанов, П.Шубин, М.Бурштин жана башкалар негизги ролду ойношот. Алардын чыгармачылыгы, мугалимдик

ишмердуулугу жаш музыканттарды шыктандырып гана тим болбостон, музыкалык маданияттын енугушуне да бекем негиз тузду. Макалада Кыргызстандын музыкальж мектебинин енугушуне чыгармалары жана педагогдук ишмердиги маанилуу болгон башка композиторлордун да кошкон салымы белгиленген.

THE IMPORTANCE OF MUSIC SCHOOL IN THE DEVELOPMENT OF CULTURE OFKYRGYZSTAN

Abstract

This article discusses the current problem of the natural synthesis of traditional and modern music in Kyrgyzstan. The authors emphasize the importance of preserving and developing the country's cultural heritage through combining traditional elements with modern trends. The importance of preserving and transmitting traditional forms and genres of music is noted. Particular attention is paid to the role of music in the formation of musical taste in children and its importance in the education and upbringing of the new generation. The article explores the most important aspects of the development of the musical culture of Kyrgyzstan, focusing on the role of composers in the formation of the country's music school. K. Moldobasanov, P. Shubin, M. Burshtin and others play a key role in the development of music education and culture of the country. Their creativity and teaching activities not only inspired young musicians, but also created a solid foundation for the development of musical culture. The article also notes the contribution of other composers whose works and teaching activities are important for the development of the music school in Kyrgyzstan.

Ачкыч свздвр: улуттук музыка, кыргыз композиторлору, чыгармачылык, музыкалык мектеп, искусство.

Keywords: national music, Kyrgyz composers, creativity, music school, art.

Введение

Актуальность: Науке хорошо известен системный процесс природы внутреннего мира человека. Исследования показали, что гармоничное развитие духовной жизни возможно только при взаимодействии различных её аспектов, при этом большую роль играет сфера эмоциональных переживаний. Музыка, как искусство, насыщенное эмоциями, обладает особым воздействием на человека. Постоянная связь с музыкой оказывает благотворное влияние на личности, делая эмоциональную чувственность более тонкой, глубокой и разнообразным и способствует развитию интеллекта, укреплению силы воли, расширению духовного интереса и формированию гуманистических качеств: доброта, отзывчивость, сострадание. Развивая эти качества у детей, музыка имеет все основания стать одним из основных предметов в учебном плане. Немаловажно, что музыка привлекательна для всех, особенно для молодежи, в отличие от интереса к другим областям знаний, который часто ограничен лишь практической необходимостью [1, с. 160; 7; 8].

Музыка в Кыргызстане играет значительную роль в формировании культурной и национальной идентичности, а также в повседневной жизни людей. Она является неотъемлемой частью кыргызской культуры и истории, отражая богатство традиций и образ жизни народа. Музыкальная культура Кыргызстана богата и разнообразна, и одним из важнейших аспектов её развития является формирование музыкального образования.

Материалы и методы

Система расширенного музыкального образования. В 1987 году сотрудники сектора эстетики Института философии и права АН Киргизской ССР совместно с кандидатом искусствоведения - К. Надыршиной, а также силами опытных педагогов-инструменталистов В. Бондаренко и В. Тюшканова, разработали специальные учебные программы и методические рекомендации. В рамках системы расширенного музыкального обучения предусматривалась апробация новых дисциплин одновременно во всех классах, что создавало музыкальную атмосферу и вовлекало всю студенческую аудиторию в учебный процесс. В методологии использовались принципы выдающихся педагогов-музыкантов ХХ столетия, таких как К. Орф, З. Кодаи, П. ван Хауве, а также ценный опыт педагогов-новаторов по общеобразовательным дисциплинам, таких как С. Лысенкова, Ф. Шаталов, Ш. Амонашвили и других.

Программы авторских школ А. Салиева по предмету «Музыкальная литература» охватывают широкий спектр музыкальных видов и жанров. Это включает классическую музыку, как западноевропейскую, так и народов СНГ, традиционную музыку Востока (такую как из Индии, Китая, Японии), музыку народов мира, оперетту и мюзикл, джаз, рок, массовую песню, музыку для театра и кино, а также современное композиторское творчество. Особое внимание уделяется кыргызской музыке, как традиционной, так и профессиональной. В ходе обучения учащиеся изучают не только музыкальные произведения, но и биографии композиторов, различные музыкальные формы, художественные направления, исполнительское искусство и другие аспекты музыкальной культуры.

Система расширенного обучения музыке, разработанная А. Салиевым и успешно примененная в нескольких школах Иссык-Кульской области, могла быть внедрена и в других

учебных заведениях. Но основными проблемами, мешающими этому, являются финансовые трудности, такие как оплата труда педагогов, приобретение инструментов и оборудования [1,162].

Детская музыкальная школа в Кыргызстане прошла долгий путь развития, и на этом пути важную роль сыграли композиторы, которые своими произведениями и педагогической деятельностью заложили основы для воспитания юных музыкантов.

Имя Петра Федоровича Шубина золотыми буквами вписано в историю кыргызской культуры. Композитор, дирижер, музыковед, педагог, он по праву считается одним из основоположников профессиональной музыки Кыргызстана. Но особую роль он сыграл в становлении и развитии детской музыкальной школы республики, заложив фундамент для воспитания юных талантов и популяризации кыргызской музыки [2].

Получив блестящее образование в Санкт-Петербургской консерватории по классам скрипки (1912) и дирижирования (1924), он, в 1928 году, по приглашению Народного комиссариата просвещения Киргизской АССР, переезжает во Фрунзе (Бишкек). Шубин дирижировал симфоническим оркестром, руководил музыкальной студией, преподавал в Кыргызском музыкальном техникуме (ныне Кыргызский национальный университет искусств имени М. Куренкеева). Но его главной заботой было воспитание юных музыкантов.

• Шубин лично разрабатывал учебные программы по музыкально-теоретическим дисциплинам и игре на различных инструментах, специально адаптированные для детей.

• Его перу принадлежат многочисленные песни, пьесы для фортепиано, скрипки и других инструментов, которые быстро завоевали любовь юных исполнителей и стали неотъемлемой частью учебного репертуара детских музыкальных школ.

• Его методические работы по преподаванию музыки детям стали ценным пособием для учителей музыкальных школ по всей стране.

• Примеры произведений:

• "Кыргызская рапсодия" - симфоническая поэма, ставшая классикой кыргызской музыки, в которой Шубин мастерски соединил элементы европейской и кыргызской музыкальных традиций.

• "Песни для детей" - сборник песен, наполненных мелодичностью, душевностью и глубоким пониманием детской психологии.

• "Пьесы для фортепиано" - цикл пьес, предназначенных для юных пианистов, помогающий им осваивать инструмент и развивать музыкальный вкус.

Его произведения и педагогическая деятельность заложили основы для воспитания юных музыкантов, популяризации кыргызской музыки и формирования национальной профессиональной музыкальной школы. Тысячи учеников, прошедших через его руки, стали профессиональными музыкантами, композиторами, педагогами, обогатившими кыргызскую музыкальную культуру. Имя Шубина носит Детская музыкальная школа №1 города Бишкека, одна из старейших и авторитетнейших в стране [3].

Музыка для детей - не просто развлечение. Это инструмент формирования личности, развития вкуса и восприятия. Создание произведений, которые будут одновременно

интересными, развивающими и основанными на национальных традициях - это важная задача, которая стоит перед современными композиторами

Проблема естественного синтеза традиционно-национального и современного в

музыке Кыргызстана является актуальной и важной для сохранения и развития культурного наследия страны. Одним из важнейших аспектов роли музыки в Кыргызстане является сохранение и передача традиционных музыкальных форм и жанров. Кыргызская музыка богата народными песнями, эпической поэзией, инструментальной музыкой и танцами, которые передают историю, обычаи, и ценности народа. Традиции играют важную роль в сохранении культурного наследия и формировании национальной идентичности. Это требует поиска баланса между сохранением автентичности и внедрением новаторских подходов.

Эта проблема в музыке особенно актуальна в сфере создания произведений для детей. Именно в школьном репертуаре мы можем заложить основы для формирования музыкального вкуса и восприятия нового поколения. Музыка для детей должна быть не только интересной, но и развивающей. Она должна учить детей думать, чувствовать, творить. Синтез традиционно-национального и современного в этой сфере может стать ключом к созданию музыки, которая будет не просто развлекать, но и воспитывать новое поколение ценителей и создателей музыки. Важно не просто "осовременить" традиционные мелодии, но и сохранить их национальный колорит. Это позволит детям приобщиться к своему культурному наследию и одновременно развить чувство прекрасного.

Калый Молдобасанов, выдающийся кыргызский композитор, в своих трудах уделял большое внимание этой проблеме. Он считал, что её необходимо решать прежде всего в музыке для детей, в школьном репертуаре: "Мы воспитываем новое поколение, которое многое слышит иначе, чем мы. Когда наблюдаешь за тем, как и что наши дети поют и играют, какие музыкальные впечатления предпочитают, невольно думаешь, что мы не поспеваем за их развитием. Всё ещё сочиняем для них упрощенно, давая лёгкую «пищу» для слуха, а им уже нужна вполне серьёзная «пища» для ума".

Молдобасанов понимал, что дети к концу ХХ века имеют другие музыкальные предпочтения, чем дети предыдущих поколений. Он считал, что музыка для детей должна быть сложной и интересной, чтобы соответствовать их развитому вкусу. Особую роль в этом играет полифония. Пьесы педагогического репертуара, где представлены разнообразные "поли" - политональность, полиметрия - на основе национального материала, является ключом к развитию музыкального мышления детей. Именно такую цель ставил перед собой К. Молдобасанов в своих циклах фортепианных пьес для детской музыкальной школы, написанные в 1978-1979 годах. Он стремился использовать различные приёмы линеарного письма, но подчинять их основной содержательной задаче: сделать все пьесы, даже самые простые, "игровыми", которые будут вызывать у ребенка желание сыграть живой образ, не "умертвить" его "скучной полифонией". Это пример того, как можно органично сочетать традиционные кыргызские мелодии и современные полифонические техники и являются блестящим примером решения этой задачи в детской музыке.

И музыка этого "собрания полифонии для детей" по-настоящему игровая. Здесь и "Ссора" - остроумный диалог, где тонко дышит метрический пульс, а мнимые синкопы воспроизводят сбивчивую, живую речь спорщиков; и "Игра в прятки" - дерзкие регистровые

броски темы и юмористические фактурные сюрпризы; и "Жанровый дуэт" - песенная дорийская мелодия в нижнем голосе и пружинистый perpetuum mobile в верхнем [4,c102-103]

Песня «Май келди» - ещё один яркий пример того, как Калый Молдобасанов искусно сочетал традиционные кыргызские мелодии и современные европейские жанры. В данном случае это вальс, который отлично вписывается в контекст кыргызской музыки. «Май келди» - это гимн весне, любви и красоте. Молдобасанов ценил жанр вальса за его пластичность и податливость: "Вальс способен воплотить полярные эмоциональные состояния так же, как прекрасный актер способен бесконечно перевоплощаться, раскрывая всякий раз новую сюжетную и образную ситуацию."

Композитор написал разные вальсы, в том числе «Баатыр-космонавт», посвященный подвигу Юрия Гагарина: "Здесь мне хотелось выразить волнующую, патриотическую тему не в героическом, а в ином плане, - сказать о космонавте тепло, с лирической интонацией." В этой песне Молдобасанов ставил перед собой еще и техническую задачу - «развернуть» традиционную форму европейского танца и обогатить его с помощью приёмов кыргызского народного мелоса [4,с155].

Музыка Молдобасанова - это ценный вклад в развитие кыргызской детской музыки. Его идеи по-прежнему актуальны и сегодня, и они могут быть использованы педагогами и композиторами при создании музыки для детей.

Другой важной проблемой является создание современной музыки, которая бы отражала дух времени и социокультурные изменения, происходящие в Кыргызстане, но при этом сохраняла бы связь с традиционными музыкальными корнями. Это требует креативности и инноваций со стороны композиторов и музыкантов.

Синтез традиционно-национального и современного в музыке Кыргызстана также включает в себя использование современных технологий и средств записи и воспроизведения музыки для распространения национального музыкального наследия как внутри страны, так и за её пределами. В целом, эта проблема требует комплексного подхода, включающего в себя уважение к культурным традициям, гибкость в адаптации к новым реалиям и стремление к творческому поиску новых решений.

Проблема синтеза традиционно-национального и современного в музыке Кыргызстана имеет глубокие исторические корни и остается актуальной в современной культурной среде. Кыргызская музыкальная культура богата традиционными элементами, такими как эпическая поэзия, народные мелодии и инструменты. Однако в современном мире музыка сталкивается с вызовом сохранения своей уникальности и органичного слияния с современными жанрами и тенденциями.

Один из путей современного синтеза заключается в использовании традиционных мелодий, ритмов и инструментов в современной аранжировке. Это позволяет сохранить аутентичность и национальный колорит, в то же время придавая музыке современное звучание и привлекательность для современной аудитории. Многие современные кыргызские музыканты и композиторы успешно используют этот подход, создавая уникальные произведения, которые объединяют в себе лучшие традиции прошлого и современные тенденции.

Другой аспект синтеза заключается в интеграции традиционной тематики и текстов в современные песни и композиции. Это может быть использование стихов народных поэтов или тематики, отражающей национальные ценности и историю. Такой подход помогает сохранить связь с культурными корнями и в то же время делает музыку актуальной и понятной для современной публики. Однако синтез этот не лишен вызовов.

Выводы

Необходимо бережно относиться к традициям и не допускать их искажения в процессе адаптации к современным реалиям. Также важно учитывать множество культурных, социальных и исторических факторов, которые влияют на формирование музыкальной культуры страны. Все это требует от музыкантов и композиторов глубокого понимания и бережного отношения к национальному музыкальному наследию, а также креативности и гибкости в поиске новых решений и форм выражения.

В современном контексте музыка также играет важную роль в развлекательной и социокультурной жизни общества. Современные кыргызские музыканты активно используют элементы традиционной музыки в современных жанрах, создавая уникальные и интересные композиции. Это способствует развитию музыкальной индустрии в стране и позволяет музыке оставаться актуальной для молодого поколения.

Кроме того, музыка в Кыргызстане имеет важное значение в образовании и воспитании. Музыкальные школы и коллективы играют важную роль в развитии музыкальных талантов у детей и молодежи, способствуя их культурному и эстетическому развитию.

Таким образом, музыка в Кыргызстане является не только источником культурного богатства и идентичности, но и важным элементом социокультурной жизни, способствуя развитию общества и формированию гармоничной культурной среды.

Список литературы

1. Кузнецов А.Г. К 89 ИЗ ИСТОРИИ КЫРГЫЗСКОЙ МУЗЫКИ: сборник статей (19732014 гг.). Бишкек: КРСУ, 2015. 220 с.

2. https://limon.kg/ru/news:68048 (дата обращения 06.05.2024)

3. https://rg.ru/2020/01/22/russkij-kompozitor-otkryl-miru-krasotu-kirgizskoj-muzyki.html (дата обращения 03.05.2024)

4. Крылова Л. Л. К 85 Калый Молдобасанов: Очерк жизни и творчества. - Ф.: Кыргызстан, 1982. -176 с., ил.

5. Виноградов В. Вопросы развития национальных музыкальных культур. М.: Сов. Композитор, 1961. С. 214

6. Орджоникидзе Г. Фольклор в контексте интернациональных взаимосвязей культур //Музыкальная трибуна Азии. М.: Сов. Композитор, 1975.

7. Курбанбаев, К. А. Кыргызское искусство в системе традиционной культуры / К. А. Курбанбаев, Д. А. Ыразаков, А. М. Камчыбеков // Вестник Ошского государственного университета. - 2021. - Т. 1, № 3. - С. 294-302. - Б01: 10.52754/16947452 2021 1 3 294. - ББК: ББММУЛ.

8. Джумабаев, Б. С. Кыргыз музыкалык фольклорунун башаты / Б. С. Джумабаев, А. Ф. Баякова // Ош мамлекеттик университетинин Жарчысы. Философия. Социология. Политология. - 2023. - N0. 2(2). - Р. 62-68. - Б01: 10.52754/16948823_2023_2(2)_10. -ББ№ ББКЬКР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.