Научная статья на тему 'Значение музеев-заповедников в развитии культуры и туризма на примере Ленинградской области'

Значение музеев-заповедников в развитии культуры и туризма на примере Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сиченко Н. С.

Статья посвящена раскрытию взаимодействия сфер культуры и туризма на примере определения значения музеев-заповедников Ленинградской области Северо-Западного региона Российской Федерации в развитии культурно-туристского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение музеев-заповедников в развитии культуры и туризма на примере Ленинградской области»

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

© Сиченко Н.С.*

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена раскрытию взаимодействия сфер культуры и туризма на примере определения значения музеев-заповедников Ленинградской области Северо-Западного региона Российской Федерации в развитии культурно-туристского пространства.

По мнению американского антрополога Рут Бенедикт «Культура есть процесс обучения». В этом смысле основное назначение культуры есть развитие творческой самобытности народов через отдельно взятых индивидов. В то же время культура выступает как ведущий фактор и цель развития туризма. Получается, что различия в культуре стран мира создают те импульсы, которые и определяют основные мотивационные признаки туризма: познание явлений и вещей, коммуникация. Эти признаки определяют виды туризма, направленные на познавательные и ознакомительные цели в области мировой культуры. К таким видам можно отнести: познавательный туризм, этнический туризм, культурный и образовательный, научный туризмы как подвиды познавательного, а также путешествия с целью культурного и языкового обмена. Программы такого туризма основаны на знакомстве и изучении культурного и природного наследия человечества во всем его разнообразии. Именно поэтому культурные различия (культурное многообразие) содействуют посредством туризма международному сотрудничеству и диалогу культур. «Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности» [1].

В современном мире культурно-познавательные мотивы занимают ведущее место в структуре туристских поездок. В соответствии с Всемирной хартией по культурному туризму (1971 г.) культурно-познавательный туризм отличается от других видов туризма (спортивно-оздоровительного, конгресс-туризма или делового) тем, что «среди прочих целей имеет цель ознакомления с памятниками и достопримечательными местами».

В этом контексте русскую культуру следует рассматривать как весомый вклад нашей страны в мировую цивилизацию. Сохранение и пропаганда

* Соискатель кафедры Теории и истории культуры. Научный руководитель: С.Б. Смирнов, доктор культурологи, профессор

многообразного наследия страны является залогом туристкой привлекательности России, как для иностранных, так и для отечественных туристов. Значительный интерес для путешествий с культурно--познавательными целями представляет богатая история и культура различных народов, населяющих территорию России. Так, например, этнографический туризм позволяет сформировать представление о национальном многообразии, особенностях культуры каждого народа, его национальных традициях, исторических памятниках. При таком подходе все явления культуры рассматриваются не по отдельности, а как единое целое. Так, например, маршрут путешествия, поездки может быть соединен общей познавательной целью (комплекс дворцов и парков - один век, одна плеяда архитекторов, единый стиль и т.п.). Научный, или образовательный туризм, связан не только с ознакомительными целями, но и предполагает активное участие любого туриста (школьника, студента, стажера или соискателя ученой степени) в познании посещаемой территории. Целью также может быть изучение языка или языковая практика, знакомство с русской культурой или культурами других народов или детальное исследование отдельных ее сторон - архитектуры, литературы, художественных традиций и т.д. [2].

Обладая «русским культурным своеобразием» (термин введен в научный обиход П.Н. Савицким) культурно-туристское пространство Северо-Запада России, в частности Ленинградской области, необыкновенно обширно и разнообразно. На протяжении многих столетий территория современной Ленинградской области представляла собой зону контактов различных народов и языковых семей. Наряду с ильменскими словенами здесь жили «кочевники моря» - викинги (варяги), финно-угорские народы (весь, корела, ижора) и возможно, даже жители Востока (о чем свидетельствуют археологические находки в Тихвине и Старой Ладоге - монеты арабских мореходов). Разнообразные памятники и неумирающие традиции, формировавшиеся столетиями, образуют целостный и динамично развивающийся мир.

Как отмечалось в областном Законе «О региональной целевой программе «Развитие Сферы туризма и рекреации Ленинградской области», лидирующее положение по динамике развития туристской индустрии занимает СевероЗападный регион России (Санкт-Петербург и Ленинградская область). В последние годы его стабильно посещают от 3,5 до 4 миллионов зарубежных гостей [3]. Чтобы подчеркнуть историко-культурный и туристский потенциал Ленинградской области представляется важным уделить особое внимание таким объектам туризма как музеи-заповедники, музеи-усадьбы, расположенные в старинных городах региона и представляющие собой традиционные центры туризма. «Усадьба - это особое явление в русской культуре ХУШ-Х1Х столетий, не только комплекс композиционно-организованного архитектурно-природного пространства, но и уклад жизни, особый способ жизнеустройства, эмоционально насыщенная смысловая среда» [4, с. 173].

Судьбы национальных культур в условиях глобализации

103

На территории области среди них можно выделить такие объекты, как Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо», историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала», историко-мемориальный музей-усадьба П.Е. Щербакова, музей-усадьба «Суйда», музей-усадьба «Рождественно», Дом станционного смотрителя (г. Выра) и многие другие. Выше перечисленные объекты располагаются в Выборгском и Гатчинском районах области и это только малая их часть, в путеводителе «Музеи Ленинградской области» (2007 г.) представлены сведения по тридцати таким объектам культуры. Ресурсная база музеев-заповедников позволяет обеспечить знакомство туристом с уникальными ландшафтами, природными достопримечательностями, культурными ценностями, а так же с народной культурой (традиционным образом жизни, праздниками, фестивалями). По данным Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва на долю музеев и музеев-заповедников приходится в целом 40 % посещений (объединены данные по Москве, Московской области и Санкт-Петербургу и Ленинградской области). При этом отмечается тот факт, что именно через музеи-заповедники происходит и будет происходить культурное и туристское освоение регионов. К примеру, в исторических поселениях сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, образцы исторической застройки и исторические ландшафты. Они также содержат памятники нематериальной культуры и разнообразные проявления народной традиционной культуры - фольклор, народные и художественные промыслы, бытовые традиции, ритуалы и т.п. [2]. Тем самым объединение исторических городов, музеев-заповедников, национальных парков в различные тематические маршруты позволяет усилить восприятие историко-культурных объектов национального наследия. Роль объединяющего фактора здесь можно отвести созданию и развитию крупных туристских проектов, как например, «Серебряное кольцо», «Путь из варяг в греки», «Святыни Северо-Западной России», «Память прошедшей войны», «Путь русского наследия», «Крепостной щит России», которые можно считать не менее интересными чем «Золотое кольцо России» вокруг г. Москвы.

В путеводителе по Ленинградской области внимание путешественников «не обладающих навыками не слишком комфортабельного полевого туризма»[5, с. 7] обращается на несколько маршрутов, которые могут быть и не связаны между собой. Например, туристские маршруты по крепостям Северо-Запада России, продолжительностью в 5 дней, включают в себя посещение Выборгского замка, Ивангородской крепости, крепостей Коре-ла, Копорье и Старая Ладога. Выше представленные туристские объекты располагают к проведению фестивалей, праздников, туристско-спортив-ных мероприятий, собирающих немалой количество зрителей. Примером может служить реконструкция народного средневекового праздника «Май-

ское дерево», в котором принимают участие любители средневековой старины со всей территории страны, либо фестиваль «Рыцарский замок» и фестиваль джазовой музыки, проводимые в Выборгском замке, также это «Ужин в средневековом замке», где исполняется живая средневековая музыка. С 2003 г. в Выборгском замке и Ивангородской крепости выступает Мариинский театр с постановкой опер «Аида» и «Князь Игорь». Необходимо отметить проект «Рождественские встречи» (концерты в соборе Петра и Павла города Выборга), фестиваль «Дверь в лето» (актуальная музыка разных направлений). С 2004 года и фестиваль кельтской музыки, фестиваль «Вечера в Монрепо» и др. Проводимые фестивали способствуют возрождению традиции музыкальных салонных вечеров, и обогащению внутреннего мира человека [6].

Все эти мероприятия объединяют огромные объекты наследия сконцентрированные в музеях, музеях-заповедниках, национальных парках и других объектах культуры и являются своеобразными образами культурной идентичности. Благодаря этому есть возможность рассмотреть все явления культуры не по отдельности, а как единое целое.

Список литературы:

1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г.), статья 12 раздела 2 «Права и свободы человека в области культуры»

2. Культурное наследие и туризм. - М.: Институт Наследия, 2005. -172 с.

3. Областной закон «О региональной целевой программе «Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2006-2008года» № 77-оз от 13.09.2005 г.

4. Васильева П.М., Захарова А.В. К вопросу о постановке курса «Культурно-туристские регионы России» // Актуальные проблемы развития туризма и подготовки кадров для предприятий туристской индустрии (35-летию туристского образования в Санкт-Петербурге посвящается): Сб. научных трудов. - СПб., 2004. - 200 с.

5. Туристский путеводитель по Ленинградской области / Администрация Ленинградской области, 2003.

6. Музеи Ленинградской области (Путеводитель). - СПб., 2007. - 99 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.