_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Предвоенная структура наркомата внутренних дел автономии выглядела следующим образом: секретариат, мобилизационная инспекция, 1-й спецотдел (с 3-я отделениями), отдел МПВО, отдел пожарной охраны (с 4-я отделениями), архивный отдел, отдел исправительно-трудовых работ (с 13 группами и секторами), тюремный отдел (с 5-ю отделами и группами), отдел кадров (с тремя отделениями и особой инспекцией), финансовый отдел (с 2-я отделениями), административно-хозяйственный отдел (с 10-ю отделениями и частями).
Менее чем через месяц после начала войны Постановлением Государственного Комитета Обороны от 17 июля 1941 г. и Указом ПВС СССР от 20 июля 1941 г. НКВД и НКГБ Союза ССР вновь объединяют в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР. В союзных и автономных республиках, однако, процесс объединения затянулся до середины августа 1941 г., т.к. стремительно приближающийся театр военных действий потребовал срочной организационно-штатной перестройки на военный лад всех правоохранительных органов [11, с. 140].
Список использованных источников и литературы:
1. Архив Министерства внутренних дел по Республике Крым (Архив МВД по РК). Ф. 1. Оп. 4. Д. 56.
2. Там же, Оп. 4. Д. 62.
3. Там же, Оп. 34. Д. 90.
4. Там же, Оп. 36. Д. 92.
5. Там же, Оп. 96. Д. 42.
6. Там же, Оп. 96. Д. 42.
7. Воробейкова Т.У. Советская милиция в годы борьбы за социалистическую реконструкцию народного хозяйства (1926-1934 гг.) // Труды Киевской высшей школы МВД СССР. 1977. № 11.
8. Колонтаев К. Бериевский нарком в Крыму и Севастополе // Military Крым. 2010. № 1.
9. Курицын В.М. История государства и права России 1929-1940 гг. М.: Международные отношения, 1998.
10. Прохоров В.В. Милиция Крымской АССР как составная часть ГПУ и НКВД автономии (1930-1941 гг.) // Крымский юридический вестник. 2010. Вып. 2 (9)., Ч.1. - С. 292-294.
11. Прохоров В.В. Перестройка организационной структуры органов НКВД Крымской АССР в 1941-1944 гг. // Государство, общество и органы внутренних дел в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): материалы Всерос. научн.-практ. конф. преподавателей, адъюнктов, курсантов, слушателей и студентов. Орел: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2015.
© В.В. Прохоров. 2016
УДК 93
Сухорукова Анна Сергеевна
канд. истор. наук, доцент СПбГУ г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ
В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Аннотация
В статье идет речь о значении городской (муниципальной) собственности на землю и перспективах рационального использования земли в российских городах в XIX - нач. XX веков.
Ключевые слова
Муниципальное землевладение, городское самоуправление, российский город.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Под муниципальным или городским землевладением в дореволюционной России понималась часть территории города, находящаяся в юридическом распоряжении городского общественного управления -городских Дум, которые выступали от имени всех горожан не зависимо от сословия.
Городские земли разделялись на несколько категорий. Первая - это пространства, занимаемые улицами и площадями города, тротуары, бечевники (береговая полоса вдоль рек, озер, используемая для нужд судоходства и сплава, для тяги судов бечевой), а также водные пути сообщения, пролегающие через городские земли. Эта категория городских земель, оставаясь городской собственностью, должна была находится в общем пользовании горожан и не могла быть застроена [1, с. 110]. Особую категорию городских земель составляли земли, находящиеся под городскими кладбищами, которые числились в собственности города, но управлялись церковным ведомством. Третью часть городских земель составляли земли под городскими постройками, садами, пустопорожние земли. В число пустопорожних земель входили и выгонные земли.
Именно выгонные земли и положили начало особому виду землевладения - городскому. Их появление было связано с ростом городов и переходом окружающих их земель в частную собственность. Так как город еще не вполне отделился от окружавшего его сельскохозяйственного округа, а его жители продолжали заниматься огородничеством и держали в собственности скот, они нуждались в землях для выпаса скота и содержания огородов. В связи с этим и появляется необходимость выделять городам особые земли. Законодательно выгонные земли защищаются от посягательств еще Уложением 1649 года и писцовыми наказами 80-х гг. XVII века [2, с. 64]. Со времен соборного Уложения наделение городов выгонными землями стало систематическим [3, с. 121-123]. В случае если земель у города было недостаточно, ему приписывались государственные территории или земли окружающих селений.
Завершающим этапом регулирования русского землевладения справедливо считается генеральное межевание Российской Империи во второй половине XVIII века. Значение генерального межевания было в том, что оно окончательно законодательно оформляет существовавшие формы землевладения и, в частности, городское [4, с. 114-116]. Здесь следует упомянуть, что юридическое оформление владельца городского имущества и, в том числе, земли, было зафиксировано только в «Жалованной грамоте городам» 1785 года, в которой впервые вводится понятие «городское общество».
Окончательное же определение назначения городских земель будет сделано в законодательных актах середины XIX века, в частности, в Городовом положении 1870 года. В первую очередь городские земли рассматривались как один из источников извлечения дохода. В комментариях к проекту закона отмечалось разнообразие функционального назначения городских земель. Земли были не только местом выпаса скота обывателей, но и территорией для будущего роста города, местом для удаления из города вредных для здоровья жителей или опасных в пожарном отношении предприятий (кладбища, бойни, кузницы), для расширения промышленной деятельности горожан по открытию фабрик и заводов и ярмарочной торговли. Еще одно не менее важное значение городских земель - это извлечение дохода для покрытия городских нужд и государственных потребностей. Сверх этого, городские земли предназначались и для лагерного расположения войск [5, с. 370]. В результате в «Городовом положении» 1870 года появляются статьи, в которых за городом признавалось право полностью распоряжаться городской землей: покупать, продавать, отчуждать [1, с. 107-110].
Городские земли, как входившие в общественное имущество, освобождались от налогов. Но в случае, если они отдавались внаем, то есть, если город извлекал из них доход, они облагались государственным налогом наравне с прочими недвижимыми имуществами в городе [6].
В Российских городах городские земли использовались по-разному в зависимости от местных условий (в частности размера земель) и городских нужд.
Размер муниципального землевладения в России в конце XIX века был не очень велик. По данным «Статистики поземельной собственности» на 1893 год [7, с. 402-403] городские земли составили всего 0,5 % общей площади земельных владений. В 49 губерниях Европейской России по количеству городской земли выделяются 2 - Херсонская и Саратовская. Минимальное количество городской земли было в Эстляндской, Рязанской, Курляндской губерниях. Самыми большими запасами городской земли располагали города
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Поволжья. На первом месте стоял Саратов - 80 тыс. десятин, Новоузенск - 62 тыс. десятин, Вольск и Камышин по 40 тысяч десятин. В среднем на 1 жителя в городах Поволжья городской общественной земли приходилось в начале XX века 1221 кв. сажень. Далее следуют города Сибири, где эта цифра опускается до 1.053 саженей, в северных и восточных губерниях - 864 кв. сажени, южных - 512 кв. саженей. В Прибалтике и на Северо-Западе России на одного жителя приходилось от 244 до 208 кв. сажени городской земли. Одно из последних мест занимали города Закавказья - 147 кв. саженей земли на одного жителя.[8, c. 5-7]
Говоря об истории муниципальной земельной собственности необходимо остановиться и на видах эксплуатации городской земли и изменениях, связанных с этим. Исследователи русских городов и русского землевладения вплоть до конца XIX века отмечали, что большинство русских городов имеет сельскохозяйственный характер. Этому соответствовало и использование городской земли горожанами: хлебопашество, огородничество, скотоводство. В бюджете русских городов, обладавших большими земельными запасами, доход с городских земель занимал не последнее место. Многие городские общественные управления не только сдавали земли горожанам в аренду, но также создавали свои агрономические хозяйства со штатом специалистов. Главной задачей городских управлений городов-землевладельцев было повышение доходности городских земель путем рационального использования, усовершенствования системы сдачи в аренду и т.д. По мнению керченского городского агронома А. Богдановского [9, с. 6], именно город должен явиться в России новатором в деле сельского хозяйства. Поэтому большинство работ, по муниципальному землевладению в начале XX века было посвящено агрикультурным задачам, стоявшим перед городскими управлениями. В некоторых городах на общественной земле могли располагаться и леса (Рига, Ревель) и даже нефтеносные участки (Тифлис), которые также становились статьями дохода. Нефтеносный участок был передан тифлисскому городскому общественному управлению государством для повышения доходной части бюджета города.
Интенсивный рост городов, шедший усиленными темпами со второй половины XIX века, ставил города и городские управления перед лицом решения серьезных задач - расширения своей территории за счет городского землевладения.
И в связи с этим увеличивается значение именно муниципального землевладения. Судя по публикациям в русских журналах и докладах в различных научных и технических обществах (Вольном экономическом, Русском техническом, обществах архитекторов и гражданских инженеров и т.п.), особый интерес к муниципальным землям появляется у русской общественности в начале XX века и достигает своего пика во время Первой мировой войны. В этих публикациях идет речь не только о рациональном использовании городских земель, как источника городского бюджета, но и как предпосылки к решению социальных проблем городов.
Список использованной литературы:
1. Высочайше утвержденное 16-го июня 1870 года Городовое положение, с объяснениями. СПб, 1870.
2. Рудин С. Д. Межевое законодательство и деятельность межевой части в России за 150 лет. Пг., 1915.
3. Якушкин В.Е. Очерки по истории русской поземельной политики в XVIII и XIX вв. Вып. I. XVIII в. М., 1890.
4. Готье Ю. В. Очерк истории землевладения в России. Сергиев-Посад, 1915.
5. Материалы относящиеся до нового общественного устройства в городах Империи. Т.1. СПб., 1877.
6. Закон о государственном налоге с недвижимых имуществ в городах, поселках и местечках 6 июня 1910 г. СПб., 1911.
7. Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон. СПб., 1890. Т. 12.
8. Аргутинский-Долгорукий А.М. Муниципальные земли Тифлиса и их эксплуатация. Тифлис, 1908.
9. Богдановский А. Е. Опыты организации городского земельного хозяйства. СПб., 1892.
© А. С. Сухорукова, 2016