Научная статья на тему 'Значение межпердметных связей при изучении дисциплины «Гидравлика»'

Значение межпердметных связей при изучении дисциплины «Гидравлика» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
103
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Новая образовательная парадигма / законы равновесия / межпредметные связи / поисково – познавательная деятельность / методические приемы. / A new educational paradigm / the laws of equilibrium / intersubject communications / search and cognitive activities / teaching methods

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Борисенко Галина Владимировна, Драбчук Юлия Владимировна

В статье раскрыты основные моменты содержания дисциплины «Гидравлика», которая относится к дисциплинам общепрофессионального цикла. Авторы раскрывают значение этой дисциплины для курсантов речного училища, обучающихся по гидротехническим специальностям. Особое внимание обращается на межпредметные связи, которые не только позволяют установить своеобразные “мостки” между учебными дисциплинами, но и на основе общности содержания этих дисциплин построить целостную систему обучения. На основе анализа видно, что взаимосвязи учебных дисциплин обеспечивают повышение качества знаний, способствуют подготовке курсантов к практической деятельности, развивают у них многосторонний научный кругозор и помогают выработке мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the main points of the content of discipline “Hydraulics”, which refers to the General professional disciplines cycle. The authors reveal the importance of this discipline for the cadets of river college studies by hydrotechnical specialties. An emphasis on interdisciplinary connections that not only allow you to install a kind of “bridges” between academic disciplines, but also on the basis of commonality of the content of these disciplines to build a holistic system of education. On the basis of the analysis it is seen that the relationship of academic disciplines designed to enhance the quality of knowledge, contribute to the preparation of students to practical activity, and to develop multilateral research horizons and help develop a worldview.

Текст научной работы на тему «Значение межпердметных связей при изучении дисциплины «Гидравлика»»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

29

в

357,84 + 356,44 + 359,74 (357,82 + 356,42 + 359,72 )2

= 0,33335

K

2U

1 V3 6 • °,33335 _ 100 = 0,5 % 1+ V 3 - 6 • 0,33335

Таким образом, теперь мы наблюдаем соответствие коэффициента несимметрии напряжения по обратной последовательности и по медленным изменениям напряжения на всех фазах напряжения 0,4 кВ литейного участка Коэффициент несимметрии напряжения напряжения по обратной последовательности снизился при этом примерно в 9,7 раз.

Список литературы:

1. ГОСТ 32144-2013. Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения. - Взамен ГОСТ 13109-97; введ. 201407-01. - М.: Стандартинформ, 2014. - 20 с.

2. Беляков В. Е. Система автоматизированного моделирования ветроэнергетических установок / сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции: в 2-х томах, 2014. - С. 391-395.

3. Антонов А. И. Анализ проведения испытаний на соответствие установившегося отклонения напряжения требованиям ГОСТ 54149-2010 [Текст] / А. И. Антонов, Ю. М. Денчик, Д. А. Зубанов, В. И. Клеутин, А. А. Руппель, А. С. Никишкин // Научные проблемы Сибири и Дальнего Востока. - 2014. - № 4. - С. 210-213.

4. ГОСТ 30804.4.30. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерений показателей качества электроэнергии. - М.: Стандартинформ, 2014. - 57 с.

5. Антонов А.И., Беляков В.Е. Снижение медленных изменений напряжения в системе электроснабжения литейного участка с помощью компенсирующих устройств [Текст] // ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ: Сборник научных статей 2-й Международной молодежной научно-практической конференции, в 3-х томах, 2015. т.1, стр.65.

ЗНАЧЕНИЕ МЕЖПЕРДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ГИДРАВЛИКА»

Борисенко Галина Владимировна

Преподаватель, ОИВТ (филиал) ФГБОУ ВО «СГУВТ» СП СПО ОКРУ им. капитана В.И.Евдокимова

Драбчук Юлия Владимировна

Преподаватель, ОИВТ (филиал) ФГБОУ ВО «СГУВТ» СП СПО ОКРУ им. капитана В.И.Евдокимова

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты основные моменты содержания дисциплины «Гидравлика», которая относится к дисциплинам общепрофессионального цикла. Авторы раскрывают значение этой дисциплины для курсантов речного училища, обучающихся по гидротехническим специальностям. Особое внимание обращается на межпредметные связи, которые не только позволяют установить своеобразные “мостки” между учебными дисциплинами, но и на основе общности содержания этих дисциплин построить целостную систему обучения. На основе анализа видно, что взаимосвязи учебных дисциплин обеспечивают повышение качества знаний, способствуют подготовке курсантов к практической деятельности, развивают у них многосторонний научный кругозор и помогают выработке мировоззрения.

ABSTRACT

The article reveals the main points of the content of discipline “Hydraulics”, which refers to the General professional disciplines cycle. The authors reveal the importance of this discipline for the cadets of river college studies by hydrotechnical specialties. An emphasis on interdisciplinary connections that not only allow you to install a kind of “bridges” between academic disciplines, but also on the basis of commonality of the content of these disciplines to build a holistic system of education. On the basis of the analysis it is seen that the relationship of academic disciplines designed to enhance the quality of knowledge, contribute to the preparation of students to practical activity, and to develop multilateral research horizons and help develop a worldview.

Ключевые слова: Новая образовательная парадигма, законы равновесия, межпредметные связи, поисково - познавательная деятельность, методические приемы.

Keywords: A new educational paradigm, the laws of equilibrium, intersubject communications, search and cognitive activities, teaching methods

30

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

За последние годы коренным образом изменилась роль преподавателя, он стал разработчиком содержания обучения. Одновременно возросли требования к самому учебному процессу. Новая образовательная парадигма, ориентированная на развитие личности, на ее активность в учебном процессе, требует изменений в технологии обучения: предпочтение отдается деятельностным и личностным ориентированным технологиям. Преподаватель должен владеть этими технологиями, осознанно строить учебный процесс, опираясь на активную деятельность студентов, их самостоятельность и самоконтроль. Речь пойдет о дисциплине «Гидравлика», которая служит основой для изучения профилирующих дисциплин гидротехнической специальности.

Гидравликой называется наука изучающая законы равновесия и движения жидкостей и способах применения этих законов к решению конкретных технических задач. Г идрав-лика тесно связана с такими науками как элементарная и высшая математика, физика, теоретическая механика, география. Особенно важным является знание гидравлики для гидротехников.

Основной задачей изучения дисциплины является приобретение знаний в области статики жидкости, динамики жидкости в случае напорного движения жидкости в трубопроводах и открытых руслах; изучение гидрологии суши и русловых процессов, а также исследование методов по измерению параметров водотоков.

Само слово гидравлика происходит от двух греческих слов «хюдор» - вода и «аулос» - трубка. Это говорит о том, что в первоначальном формировании гидравлики как науки ее основной задачей являлось изучение движения воды в трубах. В настоящее время это понятие значительно расширилось, но название науки осталось без изменения.

В гидравлике можно выделить два основных раздела: гидростатику, изучающую законы равновесия жидкости и гидродинамику, изучающую основные законы движения жидкости и раскрывающую причины ее движения.

Изучая равновесие жидкостей, гидравлика исследует общие законы гидростатики, а также частные вопросы: давление жидкости на стенки различных сосудов, труб, на плотины, быки и устои мостов и пр., давление на погруженные в жидкость тела, условия равновесия плавающих тел.

Жизнь и деятельность человека во все времена были неразрывно связаны с водой.

Любой автомобиль, летательный аппарат, морское и речное судно не обходится без применения гидравлических систем. Добавим сюда строительство плотин, дамб, трубопроводов, каналов, водосливов. Гидравлика преследует человека повсюду: на работе, дома, на даче, в транспорте. Сама природа подсказала человеку устройство гидравлических систем. Сердце - насос, печень - фильтр, почки - предохранительные клапаны, кровеносные сосуды - трубопроводы, общая длина которых в человеческом организме около 100 000 км. Наше сердце перекачивает за сутки 60 тонн крови.

В гидравлике рассматриваются также движение наносов в открытых потоках и пульпы в трубах, методы гидравлических измерений, моделирование гидравлических явлений и некоторые другие вопросы. Развитие дноуглубления и создание судов землечерпательного флота напрямую связано с этими процессами. Ведь в реках существует самая сложная форма движения жидкости — неустановившееся движение в непризматических деформирующихся руслах: кинематика и динамика речного потока существенно меняются во вре-

мени — от паводка до межени; структура потока становится особенно сложной, когда он выходит из основного русла на пойму; при активном взаимодействии потока и размываемого русла поток становится состоящим из воды и твёрдых частиц (наносов). Формирование речных русел, турбулентность потоков, транспорт наносов, деформации (размывы и намывы) дна и берегов (русловые процессы). Все это важно для исследований равнинных рек в целях судоходства и в связи с развернувшимся гидротехническим строительством.

При изучении движения жидкости по каналам и рекам даются способы определения глубины воды в каналах при заданном расходе и уклоне дна, широко применяемые при проектировании судоходных, оросительных, осушительных и гидроэнергетических каналов, канализационных труб, при выправительных работах на реках и пр. Гидравлика русла исследует также вопрос о распределении скоростей по сечению потока, что весьма существенно для гидрометрии, расчёта движения наносов и пр. Теория неравномерного движения в открытых руслах даёт возможность определять кривые свободной поверхности воды, а теория неустановившегося движения важна при учёте явлений, связанных с маневрированием затворами плотин, суточным регулированием гидроэлектростанций, попуском воды из водохранилищ и пр. В разделах гидравлики, посвященных истечению жидкости из отверстий и через водосливы, приводятся расчётные зависимости для определения необходимых размеров отверстий в различных резервуарах, шлюзах, плотинах, водопропускных трубах и т. д., а также для выявления скоростей истечения жидкостей и времени опорожнения резервуаров.

Усвоению материала данной дисциплины, в большей степени способствуют межпредметные связи. Межпредметные связи не только позволяют установить своеобразные “мостки” между учебными дисциплинами, но и на основе общности содержания этих дисциплин построить целостную систему обучения. Из опыта преподавания видно, что взаимосвязи учебных дисциплин обеспечивают повышение качества знаний, способствуют подготовке курсантов к практической деятельности, развивают у них многосторонний научный кругозор и помогают выработке мировоззрения.

Знания, полученные курсантами по гидравлике, в дальнейшем используются при изучении дисциплин: теория, устройство и борьба за живучесть судна (изучение условия плавания и остойчивости судов), гидрология и водные изыскания (изучение сложных процессов движения речного потока и формирования русла), технология дноуглубления и добыча нерудных строительных материалов (улучшение судоходных условий), водные изыскания и путевые работы (строительство гидроузлов и проведение водных изысканий на реках). Любое морское или речное судно не обходится без применения гидравлических систем. Принцип работы судовых систем, изучаемых по дисциплине судовые вспомогательные механизмы, основан на применении гидравлических законов: уравнение неразрывности, закон Бернулли, распределение скоростей, расчет потерь энергии.

В результате изучения данной дисциплины курсант должен овладеть основами профессии, быть готов к выполнению производственно - управленческой, конструкторско-технологической, опытно-эксперементальной деятельности, а именно должны уметь использовать материалы русловых исследований участка, гидрологические данные

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

31

(колебание уровней и расход воды), гидрографические (лоцманские карты, продольные профили свободной поверхности воды и дна, планы съемки затруднительных участков), гидрометрические данные (распределение скоростей течения и расхода воды по ширине живого сечения и рукавам, состав отложений) и судоходные данные (срывы глубин). Разносторонность знаний курсанты показывают и в период учебно - производственной и производственной практики. Межпредметные связи, как средство обучения особенно требуют согласованности в содержании смежных дисциплин, а это достигается целенаправленным взаимопосещением занятий, совместным планированием, совместным учетом знаний и умений (проведение комплексных контрольных работ) в получаемых курсантами занятия по разным дисциплинам.

В центре обучения гидравлики стоят такие методические приемы, которые содержат элементы исследования и способствуют организации поисковой познавательной деятельности. Это, прежде всего, проблемное обучение на базе межпредметных связей: создание на занятиях проблемных ситуаций, для решения которых нужно использовать знания из различных дисциплин.

Таким образом, межпредметные связи развивают умственные способности курсантов. Перекликающиеся темы стимулируют сотрудничество преподавателей и значительно повышают качество преподавания.

Список литературы:

1. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении .- М.: Просвещение, 1987.

2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.

3. Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения // Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Горно-Алтайск, 2001.

4. Гузейкина А.И. Межпредметные связи как фактор, способствующий формированию представления о единой информационной картине мира//«Инфор-матизация образования-2001». Материалы всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 13-16 февраля 2001 г./Уральский государственный педагогический университет - Екатеринбург, 2001.- с.53-57.

ВОЛНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕТАМАТЕРИАЛАХ ПРИ ИЗЛУЧЕНИИ И ОТРАЖЕНИИ НАНОСЕКУНДНЫХ ИМПУЛЬСОВ

Будагян Ирина Фадеевна

Докт. физ.-мат. наук, профессор кафедры КПРЭС МГТУ МИРЭА, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Проблема создания антенн, работающих со сверхкороткими импульсами, связана с решением ряда специфических задач: определение характеристик направленности антенн с учетом временных параметров излучаемых сигналов; синтез сверхширокополосных антенн; создание излучателей, не искажающих форму сигнала. На основе анализа особенностей наносекундных сигналов проведено исследование взаимосвязей между характеристиками излучения и параметрами антенной решетки при работе со сверхкороткими импульсами различной формы. Осуществлено моделирование и оптимизация микрополосковой спиральной антенны в многослойной среде на основе метаматериалов в режиме излучения наносекундных импульсов. Исследованы волновые процессы при распространении наносекундных импульсов в диспергирующих и неоднородных средах, и дан анализ искажения их формы, в том числе при отражении и прохождении через метаматериалы конечной толщины.

ABSTRACT

The problem ofcreating antennas operating with ultrashort pulses, associated with the solution of some specific tasks: defining the characteristics of the antenna pattern taking into account time characteristics of the emitted signals; the synthesis of ultra-wideband antennas; create emitters which do not distort the waveform. Based on the analysis of the nanosecond signal characteristics the research of the relationships between the radiation characteristics and the parameters of the antenna array when working with ultrashort pulses of various shapes is conducted. The modeling and optimization of microstrip spiral antenna in multilayer medium on the basis of metamaterials at radiation nanosecond pulses are realized. Wave processes at propagation of nanosecond pulses in dispersive and inhomogeneous medium are investigated and the analysis of their form distortion, including reflection from metamaterials of finite thickness was made.

Ключевые слова: волновые процессы, наносекундные импульсы, метаматериалы, излучение и отражение.

Keywords: wave processes, nanosecond pulses, metamaterials, radiation and reflection.

В настоящее время метаматериалы в технике антенн в для достижения широкополосности и уменьшения размеров основном применяются для: компенсации реактивности элементов антенных решеток и взаимного влияния между электрически малых антенн в широкой полосе частот; из- ними [5]. Кроме того, они используются для создания узкой готовления подложек и излучателей в печатных антеннах пространственной направленности элементарных излуча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.